УРОК ЛИТЕРАТУРЫ НА ТЕМУ: «ЖИТЬ ПО СОВЕСТИ» (ПО РАССКАЗУ А.И.СОЛЖЕНИЦЫНА « МАТРЕНИН ДВОР»)
план-конспект урока (9 класс)

Терновская Наталья Викторовна

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ НА ТЕМУ:

«ЖИТЬ ПО СОВЕСТИ» (ПО РАССКАЗУ

А.И.СОЛЖЕНИЦЫНА « МАТРЕНИН ДВОР»)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury.a.solzhenitsyn_matryonin_dvor.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы Терновская Наталья Викторовна

МБОУ «Первомайская СОШ»

Россия, Тамбовская область, Первомайский район, р. п. Первомайский

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ НА ТЕМУ:

«ЖИТЬ ПО СОВЕСТИ» (ПО РАССКАЗУ

А.И.СОЛЖЕНИЦЫНА « МАТРЕНИН ДВОР»)

Цель: попытаться понять, каким видится писателю феномен «простого человека», разобраться в философском смысле рассказа: сопоставить рассказ А.И.Солженицына «Матренин двор» и И.С.Шмелева «Про одну старуху».

Оборудование: портреты А.И.Солженицына и И.С.Шмелева, иллюстрации к рассказам «Матренин двор» и «Про одну старуху»

Эпиграф к уроку: «Не стоит село без праведника. Ни город. Ни вся земля

наша».

Ход урока

  1. Слово учителя

Россия богата не только безграничными просторами, плодородными землями, фруктовыми садами, но и незаурядными людьми, праведниками, одаренными чистотой, божественной энергией. Они смотрят на нас ясными глубокими глазами, будто заглядывают в душу да так, что ничего от них не скроешь. Праведники жертвуют многими жизненными прелестями ради чистоты души, с радостью помогают окружающим достойно преодолеть все невзгоды, выйти победителем из борьбы с самим собой, духовно очиститься. И что бы о них не говорили, сколько бы ни удивлялись их неприхотливости, на русской земле всегда найдется место таким людям, ибо они проповедуют правду.

Учитель

-Ребята, а как вы понимаете значение слова праведник?

Праведник- человек ни в чем не погрешающий против правил нравственности, морали, живущий по совести.

Учитель

-Многие писатели в литературе обращались к теме праведника. Подумайте, героев каких произведений мы могли бы отнести к людям, живущим по совести.

Ученик

Матрена Тимофеевна из поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», Платон Каратаев из романа Л.Толстого «Война и мир».

Голован из повести Лескова «Очарованный странник».

Лука из пьесы Горького «На дне».

  1. 2) Объявление темы и цели урока.

-На сегодняшнем урока мы проследим, как тему праведника раскрывают в своих произведениях писатели ХХ века, сопоставили героиню в рассказе А.И.Солженицына «Матренин двор» и И.С.Шмелева «Про одну старуху».

  1. Слово учителя.

Виктор Астафьев назвал «Матренин двор» «вершиной русской новеллистики».

В основе рассказе обычно-случай, раскрывающий характер главного героя. По этому традиционному принципу строит свой рассказ и Солженицын. Через трагическое событие-гибель Матрены-автор приходит к глубокому пониманию ее личности.

Рассказ «Матренин двор» написан Солженицыным в 1959 году, впервые напечатан в 1963 году в журнале «Новый мир». Первоначальное его название «Не стоит село без праведника».

Рассказ автобиографичен. После того как Солженицын вышел из лагеря, его звяли на работу в школу учителем математики в деревню Мильцево Владимировской области. На квартиру к Матрене Васильевне Зхаровой нового учителя отвел завхоз этой школы Семен Михайлович Бурунов. Жизнь и смерть Матрены Васильевны воспроизведены как быль.

  1. Беседа по тексту

Учитель

-Нарисуйте словесный портрет Матрены.

Какую деталь постоянно подчеркивает автор?

Ученик

( Автор выделяет «лучезарную», «добрую», «извиняющуюся» улыбку Матрены. Автор не дает подробного, конкретного портретного описания героини.)

Учитель

-Почему Солженицын не дает портретного описания Матрены?

( Для автора не важна внешность человека, важно, что у него внутри, чем живет, о чем думает человек.)

-К концу рассказа уже представляется облик героини. Есть прямая авторская характеристика. «У тех людей всегда лица хороши, кто в людях с совестью своей.

Запоминается плавная, певучая, исконно русская речь Матрены, начинающаяся «каким-то низким теплым мурчанием, как у бабушек в сказках».

-Что Матрену дома?

Ученик

(Окружающий мир Матрены в ее темноватой избе с большой русской печью- это как бы продолжение ее самой, частичка ее жизни. Шуршащие за перегородкой тараканы, шорох которых напоминал «далекий шум океана», колченогая, подобранная из жалости Матреной кошка; мыши, которые в трагическую ночь гибели Матрены так метались за обоями, как будто сама Матрена «металась и прощалась тут, с избой своей»; любимые Матренины фикусы, которые она однажды спасла при пожаре, не думая о скудном нажитом добре.

Учитель

-Историю «колотной житенки» Матрены автор-рассказчик разворачивает не сразу. Давайте вспомним нелегкий жизненный путь героини.

Ученик

( Много горя и несправедливости пришлось ей хлебнуть на своем веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа на войне, адский, не всякому мужику посильный труд в деревне, тяжелая болезнь, горькая обида на колхоз, выжал из нее все силы, а затем списал за ненадобностью, оставив без пенсии и поддержки. В судьбе одной Матрены сконцентрирована трагедия деревенской русской женщины.

Удивительно, но не обозлилась на этот мир Матрена, сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости и другим, по-прежнему лучезарная улыбка просветляет ее лицо. « У нее было  средство вернуть себе доброе расположение духа – работа»,- говорит автор. Ни одна пахота не обходилась без нее; она копала, сажала, таскала огромные мешки и бревна. И все это «не за деньги –за палочки. За палочки трудодней…». Но пенсии ей не полагались, потому что работала она не на заводе- в колхозе. И на старости лет  не было отдыха Матрене: то уходила с мешками на болото накосить травы для своей козы, то хваталась за лопату, то шла с бабами воровать тайком от колхоза торф для зимней топки. Любой дальней родственнице или соседке не отказывала в помощи. Но зла на колхоз не держала.)

Учитель

-Какой предстает Матрена в системе других образов рассказа, каково отношение к ней окружающих?

Ученик

( Жила она бедно, убого, одиноко- «потерянная старуха», измотанная трудом и болезнью. Родные почти не появлялись в ее доме, опасаясь , что Матрена будет просить у них помощи. Все хором осуждали Матрену, что смешная она и глупая, на других бесплатно работающая , в мужичьи дела лезущая. Нещадно пользовались все Матреной добротой и простодушием- и дружно осуждали ее за это.

Учитель

-Неуютно и холодно Матрене в родном государстве. Она одинока внутри большого общества и, что самое страшное,- внутри малого своей деревни, родных, друзей. Значит неладно то общество, система которого подавляет лучших. Система поставила их за чертой милосердия, обрекла на уничтожение. Они готовы идти претерпевать неимоверно многое, в том числе и личные унижения- не унижаясь душой при этом. О ложных нравственных основаниях общества бьет тревогу Солженицын в своем рассказе.

Таким образом, мерой всех вещей у Солженицына выступает все-таки не социальное, а духовное.

-Что можно сказать о жизненных устоях деревни, об отношениях между ее жителями.

Ученик

( Далеко не радостное впечатление оставляет нарисованная автором картина.

Из отдельных деталей складывается целостный облик русской деревни. Постепенно произошла тут подмена интересов живого человека интересами государственными. Уже не пекли хлеба, не торговали ничем съестным- стол стал скуден и беден. Колхозники «до самых белых мух все в колхоз», а сено для своих коров приходилось набирать уже из-под снега. Новый председатель обрезал всем инвалидам огороды, и огромные площади земли пустовали за забором. Долгие годы жила Матрена без рубля, а когда надоумили ее добиваться пенсии, она уже и не рада была: гоняли ее с бумагами, а по канцеляриям несколько месяцев.

Жадность, зависть друг к другу и озлобленность движут людьми. Когда разбирали Матренину горницу, «все работали как безумные, в том ожесточении, какое бывает у людей, когда пахнет большими деньгами или ждут большого угощения. Кричали друг на друга, спорили».

Вс это привело к тому, что произошло искажение самого главного в жизни- нравственных устоев и понятий.

-Почему редактор «Нового мира» А.Твардовский заменил год действия в рассказе- 1956 на 1953?

( Скорее всего, это был редакторский ход в надежде пробить и публикации новое произведение Солженицына: события в рассказе переносились во времена до хрущевской оттепели. Уж слишком тягостное впечатление оставляет изображенная картина.)

Учитель

-Значительное место в рассказе автор отводит сцене похорон Матрены. Расскажите о тех людях, которые собрались в доме у Матрены, как они себя ведут?

(В доме Матрены в последний раз собрались все родные и знакомые, в чьем окружении прожила она свою жизнь. И оказалось, что уходит Матрена из жизни, так никем и не понятая, никем по-человечески не оплаканная. Даже из народных обрядов прощения с человеком ушло настоящее чувство, человеческое начало. Плач превратился в своего рода  политику, обрядные нормы неприятно поражают своей упорядоченностью. На  поминальном ужине много пили, громко говорили, «совсем уже не о матери»

                                                                                       Учитель

-Если ли вы гибели Матрены некая закономерность, или это стечение случайных обстоятельств?

(Говорят, смерть всегда выбирает лучших. В этом виден какой-то символ: уходит из жизни именно Материна- праведница. Такие всегда виноваты, такие всегда расплачиваются даже и не за свои грехи. « Умерла Матрена, а вместе с нею её Бог, которому она никогда не молилась , но который жил у нее в душе  и , наверное, помогал ей в жизни.

Смерть героини- это некий рубеж, обрыв еще державшихся при Матрене нравственных связей.

Возможность, это начало распада, гибели нравственных устоев, которые крепила своей жизнью Матрена.

Матрена, единственная в деревне, живет в своем мире : она устраивает свою жизнь трудом, добротой и терпением, сохранив свою душу и внутреннюю свободу. По-народному мудрая, рассудительная, умеющая ценить добро и красоту, улыбаться и общительная по нраву, Матрена сумела противостоять злу и насилию, сохранив свой «двор».

Матренин мир- особый мир праведника,мир духовности, добра, милосердия. Но гибнет Матрена- и рушится этот мир : растаскивают по бревнышку её дом, с жадностью делят её скромные пожитки. И некому защитить Матренин двор, никто даже не задумывается, что с уходом Матрены уходит из жизни что- то очень ценное и важное, не поддающееся примитивной житейской оценке.

«Все мы жили рядом с ней и не поняли, что она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша.»

-Означает ли, что автор не оставляет никакой надежды? Какова вообще позиция автора, если брать шире,в контексте всего его творчество?

                                                                                   Учитель

(Автор признает , что он так до конца её и не понял. И лишь смерть раскрыла перед ним величественный и трагический образ Матрены. И рассказ - это своего рода авторское покаяние , горькое раскаяние за нравственную слепоту всех окружающих, включая и его самого.  Он преклоняет голову перед человеком бескорыстной души, но абсолютно безответным , беззащитным, придавленным всей господствующей системой. Если и встречаются еще такие люди в жизни, то, как правило, они вызывают у окружающих непонимание, насмешку, а порой и раздражение.

Солженицын становится « в оппозицию не столько к той или иной политической системе, сколько к ложном нравственным основаниям общества.» Он стремится вернуть вечным нравственным понятиям  их исконное значение. Солженицын продолжает одну из центральных гуманистических линий русской классической литературы- идею нравственного идеала, внутренней свободы и независимости даже при внешнем притеснении, идею нравственного совершенствования каждого, связывает свои надежды с идеей на каяния.

Хотелось бы добавить ко всему сказанному, что рассказ в целом, несмотря на трагизм событий, выдержан на какой-то очень теплой, ветлой ноте, настраивая читателя на добрые чувства и серьезные размышления.

  1. Слово учителя

-А теперь давайте обратимся к рассказу И. С. Шмелева "Про одну старуху". Попытаемся сравнить героинь этих рассказов.

  1. краткая биография И.С.Шмелева (учитель)

И. С. Шмелев родился в Замоскворечье 21 сентября 1873 года. Отец писателя принадлежал купеческому сословию, но торговлей не занимался, а был хозяином большой плотничьей артели. Особенности веры, быта, окружающего мира оставили неизгладимый след в творчестве Ивана Шмелева. Быт семьи отличается своеобразным старообрядческим демократизмом. Хозяева и работники вместе постились, ходили на богомолье, жили не просто рядом, но и вместе. И это отсутствие раздвоенности, единство духовных принципов и реального образца жизни отдали благодатное влияние на формирование нравственного мира мальчика. Грамота Иван Шмелев обучался дома. В 1884 году поступил в шестую Московскую гимназию, затем поступает в Московский университет на юридический факультет. Свой первый рассказ "У мельницы" Шмелев написал в 1894 году, а был напечатан в журнале "Русское обозрение" в 1895 году. В этом же году он жениться на Ольге Александровне Охтерлони. Молодожены едут в несколько необычное путешествие - на остров Валаам, где находится знаменитый монастырь. Оттуда будущий писатель  привозит свою первую книжку - "На скалах Валаама". Судьба ее сложилась неудачно: книга вышла в сильно урезанном виде и успеха не имела. Это, в сущности, на 10 лет отваживает Шмелева от литературы.

После окончания университета Иван Сергеевич идет служить в Министерство внутренних дел чиновником. Но эта служба становится ему невыносимой. В 1907 г. Шмелев уходит в отставку, обосновывается в Москве и целиком посвящает себя литературе.

Настоящий успех принесла Шмелеву повесть "Человек из ресторана", написанная в 1910 г. Февральскую революцию Шмелев не принял. В первых же деяниях новой власти видит серьезные прегрешения против нравственности. Вместе с семьей в 1918 г. Шмелев уезжает в Крым. В это время Иван Сергеевич много пишет-осваивает новый для  себя жанр: сказки с политическим подтекстом.

В ноябре 1918 г. он создает  повесть "Неупиваемая Чаша"

Спокойная и счастливая жизнь Шмелевых была нарушена, в дом пришла беда: в ноябре 1920 года чекисты арестовали их сына Сергея, а затем в январе 1921 г. расстреляли без суда и следствия как участника "Белого движения"

В 1922 г. Шмелевы уезжают в Берлин потом перебираются в Париж. Чтобы заглушить боль от утраты сына, Шмелев с головой погружается в работу. В 1923 г. появляется роман "Солнце мертвых", который делает Шмелева  широко известным в Европе. Десятки очерков, ставшей, рассказов выходят из-под его пера. В 1927 г. выходит роман "История любовная", а в 1934г. - роман "Няня из Москвы".

В 1936 г. от сердечного приступа умирает его жена.

Умер Шмелев 24 июня 1950 года.

  1. пересказ произведения (учащихся)
  1. Беседа по тексту.

-Каков портрет героини?

("Махонькая была, сухенькая, а одна ломила - и по дому, и в пое. Легкая была на ногу, кость да жилка, и годов уж за шестьдесят".)

-Как жила героиня рассказа?

-Зачем она отправилась в Тамбовскую губернию?

-Расскажите о мытарствах старухи в Тамбовской губернии.

-Расскажите о встрече Марфы Трофимовны с сыном.

-Как вы считаете, кто виноват в её смерти?

Учитель

-Праведница в рассказе - Марфа Трофимовна Пигачова, чье имя мы узнаем только в конце произведения.

Шмелев изображал гибель, разорение, крах прежней жизни, голод. Жизнь разрушена, смят её порядок, и одиноки праведники, сопротивляющиеся злу посреди враждебного мира. Под "старухой" автор подразумевает не только её, но ещё Россию-Родину-Мать брошенную своим сыном и борющуюся за своих внучат, за грядущие поколения. В Произведении есть рассказчик, человек не той социальной ступеньки, что и героиня, но близкого ей по духу русского сострадания. В рассказе звучит авторская мысль о единении народа всей России в страданиях, в нечеловеческой изломанности судеб. Большую часть событий рассказчик передает со слов самой старухи, а часто - со слов других.

Оторопь рассказчика перед нынешней Россией писатель передает разрядкой одного единственного слова: "Ну, а где правда-то настоящая, в каких государствах, я вас спрошу. Не в законе правда, а в человеке. Теперь вот, правда!" Старуха, "была божественная, хорошей жизни", шагу не ступала без "вербочки святой".

Причитания старухи звучат в рассказе, превращаясь в восприятии читателя в молитву за всю страждущую Россию.

Божью кару, страшнее которой она и не знает, призывает старуха на голову собственному сыну, одному из тех, из "коршунья", кого "не умолить". Им, кто "совесть продали", мучители стали палачи, кричит она: Про...клятые!". Эта власть чудовищна, перед ней бессильно все.

-Есть ли что-то общее между героинями этих произведений? Сопоставьте их.

-Изменилось ли что-то в деревне в 50ые годы по сравнению с 20ми годами?

Вывод

Таким образом, Солженицын показывает общество, система которого подавляет лучших. Но всё-таки мерой всех вещей выступает не социальное, а духовное.

Всё это привело к тому, что произошло искаженное самого главного в жизни - нравственных устоев и понятий.

  1.  Итог урока. Выставление оценок.
  2. Домашнее задание: отзыв



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по литературе на тему: "Жить по законам добра..." (5 класс)

Конспект открытого урока "Жить по законам добра..." (по сказке А.С.Пушкина "Сказка о мертвой царевне о и семи богатырях") разработан в соответствии с новыми стандартами ФГОС и включает в себ...

Открытый урок литературы «Что важнее: долг или совесть?» по рассказу Н.С. Лескова «Человек на часах»

Технологическая карта урока  литературы «Что важнее: долг или совесть?» по рассказу Н.С. Лескова «Человек на часах»...

Урок литературы в 9 «Б» классе. По рассказу А.И.Солженицына «Матренин двор»

Цели урока:1. Приобщение обучающихся  к творчеству А.И. Солженицына2. Формирование нравственных ориентиров, воспитание честности, доброты.3. Развитие навыка анализа произведения, прочитанного сам...

Тест по древнерусской литературе на тему "Житие преп.Сергия Радонежского"

Тест по древнерусской литературе предназначен для учащихся 5-6 классов; включает как теоретические вопросы, так и вопросы по "Житию преп.Сергия Радонежского"...

Методическая разработка урока литературы по теме "Проблема счастья в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»" 10 класс

Одна из главных, поднятых Н.А.Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо», - это проблема определения счастья. Семь мужиков-странников отправились в путь за счастьем. Человек способ...