О толерантности. Рассказ А.П.Чехова " Дочь Альбиона"
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Ганькина Наталья Леонидовна

Урок в рамках районного семинара, посвящённого проблеме толерантности. Презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока77.5 КБ

Предварительный просмотр:

                          Семинар

«Ценности  толерантности  в  культуре  диалога  на  современном  этапе  школьных  преобразований»

Урок  - исследование по  литературе 6 класса

Портреты  «своих - чужих». (Рассказ  А.П.Чехова «Дочь  Альбиона»).

Цели  урока:

- формировать  представление  о  «своих – чужих»  как  ключевом  концепте  национального  мировоззрения  и  мироощущения;

-научить школьников  видеть  в  художественном  тексте  связь  различных  его  элементов: слово  – образ – деталь- система  образов – композиция;

-научить  пользоваться  справочной  литературой;

- воспитывать  в учащихся  качества  этнической  толерантности;

-развивать  логическое  мышление  и  чувство  языка.

                                   Ход  урока

  1. Слово  учителя.

В  жизни  мы  постоянно  общаемся. В  классе  мы  ученики, дома- дочери  и  сыновья, братья  и  сёстры, в  автобусе – пассажиры. Выстроить  диалог  с  другим  человеком  часто  не  просто. Ещё  сложнее, когда  мы  оказываемся  за  границей, в  чужой  языковой  среде,  или  пытаемся  поговорить  с  человеком, приехавшим  из  другой  страны. Как  найти  общий  язык, как  сделать  общение приятным  и  полезным? Как  понять, чем  собеседник  не  похож  на  тебя? Как  сделать  так, чтобы  эта  непохожесть  не  помешала  нашему  общению?

Сегодня  задача  нашего  урока – создать  портреты «своих – чужих». Мы  не  просто  осмыслим, что  по  этому  поводу  думаем  мы, но  и  постараемся  понять, как  и  какими эти  портреты  создаёт А.П.Чехов  в  рассказе «Дочь  Альбиона».

- А  почему  из  всех  прочитанных  рассказов  А.П.Чехова  я  выбрала  именно  этот?

(В  нём  даны  образы  русских  и  англичан, т.е. «своих – чужих»)

I/1.Итак,  кто  же  в  нашем  понимании  «свои»? Подберём  синонимы.

(Свои – сородич, соотечественник, друг, родной)

2. Подберите    однокоренные  слова  к  слову  «чужой», а  синонимы  к   ним?

(Чужие – чужак, чужестранец, чужеземец;

Иностранец, иноземец, неродной).

Свой =

 сородич, соотечественник,

друг, родной

русские            

Чужой = неродной

 чужеземцы, чужестранцы,

иностранцы, иноземцы

англичанка

3.А  как  называются  такие  слова? (Антонимы – слова, противопоставленные  по  смыслу).

4.Давайте  создадим рабочую  табличку: 2 колонки – свои – чужие.

5.Перед  нами  обобщающие  характеристики  представителей разных  национальностей.

- Выберите  из  предложенных  характеристик  те, которые  помогут  вам  создать портрет  чужого (англичанина) глазами  русского и  своего(  русского):  

 II. Педантичный(строгий  в  выполнении  всех  требований),эмоциональный, аккуратный, упорный, безответственный,  сдержанный,  консервативный (отстаивающий  традиции),

высокомерный, чопорный( строгий  в  соблюдении  правил  поведения, приличий), открытый, исполнительный, непредсказуемый, невозмутимый, щедрый

Занесём  эти  характеристики  в  таблицу.

Эмоциональный, непредсказуемый,

щедрый, открытый,

безответственный.

Педантичный, высокомерный,

чопорный, сдержанный,

невозмутимый, аккуратный.

       Ш.– Перед  вами  два  фразеологизма, как  вы  их  понимаете?

- Как  они   отражают  особенности  проявления  национального  характера?

Русский  размах – ( широко, не  стесняясь  в  средствах, расходах.)

Уйти  по – английски – (не  прощаясь, незаметно)

Русский  размах – широко, не  стесняясь  в  средствах, расходах.

Широта  души, щедрость, некоторое  легкомыслие

Уйти по-английски – не  прощаясь, незаметно

Нежелание  обременять  ни  себя, ни  других; отстранённость, желание  быть  незаметным

Мы  создали  наш  портрет  русского  и  англичанина.

IV/.Давайте  обратимся  к  тексту  рассказа  А.П.Чехова «Дочь  Альбиона».

Согласитесь, сравнить  наше  понимание «своих – чужих» с  чеховским, – интересно

- Что  такое  «Альбион», я  попросила  найти  в  словарях  вас.

1.Каким  словарём  вы  воспользовались?(1.Энциклопедический: Альбион – Albion- название  Британских  островов, известное  ещё  древним  грекам.

2.Словарь  иностранных  слов: Альбион – кельт. – древнее  название  Британских  островов

( связь  с  лат. Albus – белый (альбинос), светлый; прованс. – рассвет).

-Другими  словами, можно  сказать, что  «Дочь  Альбиона» - «Дочь  Англии» или  англичанка. Ведь  по  смыслу  это  одно  и  тоже. А  что  всё  - таки  таким  наименованием  героини  подсказывает  автор? Сравни: дочь  Альбиона – дочь  Англии – англичанка?

( Дочь  Альбиона  звучит  торжественнее, непривычнее).

- А  как  звали  дочь  Альбиона?

(Уилька Чарльзовна  Тфайс)

VI/.Индивидуальное  задание.

Осмыслите  имена  главных  героев.

-Как  фонетическое  звучание  имён  подчёркивает  индивидуальность  каждого  героя?

-О  чём  говорят  нам  имена?

(Тфайс – тьфу(рус. человек произносит  это  междометие, когда  чем-то  недоволен)

Чарльзовна – распространённое английское  имя, как  у  русских  Иван.  Принц  Чарльз, Чарльз  Диккенс. Уилька – Уи = В (вилька= вилка). Что-то  острое, сравни  гвоздь  в  речи  Грябова, что-то  колющее, болезненное, см. у  Грябова « словно  я  локтем  о  перила  ударился»

Грябов – грб – нечто  грубое  и  неблагозвучное.

VII/-Давайте  найдём  в  тексте  портрет  дочери  Альбиона.

«…высокая, тонкая  англичанка  с  выпуклыми  рачьими  глазами  и  большим  птичьим  носом, похожим  скорей  на  крючок, чем  на  нос. Одета  она  была  в  белое  кисейное  платье…»

-Какие  особенности  внешности подчёркивает А.П. Чехов  в  портрете англичанки?

-Какой  портрет  героини  создан  автором? Она  нам  симпатична? (Нет. Портрет  комический, создаётся отталкивающий  образ)

- А  какая  деталь  показалась  вам  не  вполне  уместной  на  рыбалке?

(золотые  часики  на  поясе)

-Как  вам  кажется, зачем  эту  деталь  вводит  Чехов?

(англичанка  хочет  и  на  рыбалке  выглядеть  прилично, возможно, она  ценит  время. Ведь  она  гувернантка. Но  дети  уехали  с  барыней  в  гости, и  в  свободное  время  Уилька  удит  рыбу  в  своё  удовольствие).

-Прочитаем  и прокомментируем  портрет  Грябова. На  что  обращает  наше  внимание  Чехов  в  его  портрете?

(«…большой, толстый  человек, с  очень  большой  головой…Шляпа  у  него  была  на  затылке, галстук  сполз  набок»).

Свои=

 сородич, соотечественник,

друг, родной

русские            

Чужие=неродные

 чужеземцы, чужестранцы,

иностранцы, иноземцы

англичанка

 Эмоциональный, непредсказуемый,

щедрый, открытый,

безответственный.

Педантичный, высокомерный,

чопорный, сдержанный,

невозмутимый,  консервативный,

аккуратный.

Русский  размах – широко, не  стесняясь  в  средствах, расходах.

Широта  души, щедрость, некоторое  легкомыслие

Уйти по-английски – не  прощаясь, незаметно

Нежелание  обременять  ни  себя, ни  других; отстранённость, желание  быть  незаметным

  1Портрет: комический 2 раза   употребляется  прилагательное «большой», толстый. Подчёркивается   небрежность  героя в  одежде, его  нелепость, он  не  задумывается  о  приличиях.  

2 Поведение// характер

Грубый, невоспитанный, ленивый,  ведёт  себя  по- хамски, безответственный, хотя  и  упрекает  себя(«Сижу, как подлец  какой –нибудь…» Оскорбляет  окружающих, даже  не  понимая  этого. Глумится  над  англичанкой.

3. Речевая  характеристика// характер

Эмоциональный, грубый, изобретателен в  придумывании  имён  для  англичанки, с воображением.                                        

4. Любимое занятие – рыбалка.                                      

1).Портрет комический; героиня несимпатична.  Эпитеты:  «рачьим, птичьим»; сравнение «нос, похожий  на крючок» подчёркивают  в  ней что-то  хищное; тощие, жёлтые  плечи

2. Поведение// характер.

 Зевнула, «измерила Грябова  презрительным  взглядом»- 3-жды  повторяется «с  презрением»// высокомерие; хладнокровие, самообладание, ограниченность(«Живет, дурища  в  России  10лет, и  хоть  бы  одно  слово  по-русски»)

3.Речевая  характеристика// только  одна  английская  фраза  без  перевода, но  мимикой, жестами, манерой  поведения  героиня  выражает  своё  отношение  к  происходящему.

4. Любимое  занятие- рыбалка.

- Что  сближает  эти  портреты? Комические.

- Что  ещё  можно  сказать  о  том, как  соотносятся  эти  портреты?

VIII/.(Они  не  только  схожи, но  и  противопоставлены.)

 – Найдите  слова -  антонимы  в  портретах( толстый – тонкая; при  описании  внешнего  вида: соблюдение  приличий  и  небрежность).

- А  где  нам  уже  встречалась  эта  пара  антонимов - толстый – тонкий? (Название  рассказа).

- А  какие  смыслы  мы  обнаружили  в  них?

(Дело  не  в  физических  особенностях, а  в  том  весе, который  человек  занимает  в  обществе)

-А  в  этом  рассказе  этот  приём  работает?

(Да. Толстый – помещик, в  доме  которого  англичанка  служит  гувернанткой, то  есть  она  прислуга).

IX/.Интересно  будет  сравнить, так  ли  она  себя  будет  вести, как  тонкий?

(Нет. Она  ведёт  себя  иначе).

- Зачитайте  мне, как  реагирует  англичанка  на  действия  Грябова.

(Чехов трижды  повторяет «с  презрением»)

-Какое  качество характера  проявляет  англичанка?

(Высокомерие).

-Найдите  фрагмент, когда  поведение  героини  меняется. Почему?

X/.Выразительно  подготовленное  чтение  по  ролям: « Грябов  дёрнул  мисс  за  рукав…»до  конца.

(«энергически  двигая  бровями…задвигала  бровями  и  замигала  глазами…По  жёлтому  лицу  её  пробежала  надменная  презрительная  улыбка…хладнокровно  переменила  червячка, зевнула…» Потому  что  события, произошедшие  рядом  с  ней,  выбили  её  из  колеи.)

XI/.Какую  функцию  в  структуре  рассказа  выполняет  этот  фрагмент?

(Кульминация)

XII/.Какие качества  характера  демонстрирует в  нём англичанка?

(Самообладание, хладнокровие).

- А  что  мы  можем  сказать  о  Грябове?

( он  грубый, невоспитанный, издевается  над  англичанкой)

-Он  получился  у нас  таким  отрицательным  персонажем.

-А  есть  ли  в  нём  что-то  положительное? Что-то  интересное?

XIII/.(Он  смешно  говорит. Придумывает  огромное  количество  наименований  Уильке  Чарльзовне  Тфайс).

.Индивидуальное  задание.

-Выпиши  наименования, которые  даёт  Уильке  Чарльзовне  Тфайс  Грябов.

(кикимора, стерлядь, чертовка, чучело, дурища, не  женщина, а  девица; чёртова  кукла, каналья, человек, царь  природы, тритон, напоминает  длинный  гвоздь; всё-таки  дама; им, иностранцам., подлая).

О  чём  они  нам  говорят?(1.Как  относится  к  англичанке  Грябов, докажи.

2. Что  такая  речь  говорит  о  самом  Грябове? 3. Каков он  по  характеру?

Сократ: « Скажи, и  я  тебя  увижу»)

XIV/.Грябов  человек  эмоциональный, изобретательный, с  воображением, у  него  богатый  словарный  запас (много  синонимов), но  большинство  слов  в  словаре  с  пометой  бран, ругат., презрит. Грябов  к  англичанке  не  равнодушен, она  его  задевает)

- Посмотрите, вроде  бы  незамысловатый  рассказ  о  рыбалке, а  зачем  его  Чехов  назвал так  торжественно «Дочь  Альбиона»? Ведь  она, мы  выяснили,  не  положительная  героиня.

(Она  одна, в  чужой  стране, женщина, подвержена  издевательствам  грубого  барина  Грябова. Она  гувернантка, служит  у  него  в  доме, зависима  от  него)

Другими  словами  Чехов, так  назвав  рассказ, хочет  показать, какой  в  сознании  англичанки  останется  Россия?

(«Это  наука  им, иностранцам». «Это, брат, ей  не  Англия»).

- Хотелось  бы  нам, русским, этого? (Нет, неприятно).

XV/.Можно  вспомнить  слова  немецкого  писателя  Г.Фрейтага: « В  душе  каждого  человека  находится  миниатюрный  портрет  его  народа». Какими  же  предстали  перед  нами  Тфайс  и  Грябов?(Она – высокомерна, ограниченна, презрительна, в  сложной  ситуации  проявляет  хладнокровие  и  самообладание. Он – груб, невоспитан, ленив, изобретателен  в  придумывании  имён  для  англичанки; эмоционален, может  посмотреть  на  себя  критично, но  безволен; издевается  над  женщиной).

_ А  в  нашем  портрете  англичанина  и  русского  были  эти  характеристики?

Педантичный (строгий  в  выполнении  всех  требований; чрезвычайно   точный  и  аккуратный) ,  высокомерный,

консервативный(отстаивающий  традиции) , невозмутимый,

чопорный( строгий  в  соблюдении  правил  поведения, приличий),  сдержанный, аккуратный- англичанин.

  • Русский- эмоциональный, непредсказуемый, щедрый, открытый, безответственный

 -Что  совпало? У  неё – высокомерна, невозмутима, сдержанна  и  аккуратна. Новое – ограниченна, хладнокровна, презрительна. У  него – эмоциональный, безответственный.

- Но  рассказ  Чехова  юмористический, поэтому  герои  у  нас  получились  не  очень симпатичными.  

- Как  вам  кажется, а  на  чьей стороне  А.П.Чехов? Над  кем  он  смеётся?

Ни  на  чьей. Каждый  достоин  только  смеха.

XVI/.Но  Чехов потому  и  классик, что  ему  удаётся  остаться  справедливым. Известный  исследователь  чеховского  творчества В. Лакшин  писал: « …самым  щадящим  оружием, но  и  самым  надёжным  лекарством против  заносчивости, глупости, грубости  служит  чеховский  юмор. Для  Чехова  юмор – наиболее  изящная  форма  выражения  чувства  справедливости».

-А  как  вам  кажется,  рассказ  Чехова  просто  смешной  или  в  нём  есть  и  грусть?

(Есть  грусть.)

-А  что  грустно?

(Люди  так  малы, несовершенны, что  ранят  друг  друга, и  в  памяти  каждого  из  них  от  такого  общения  останется  только  обида. Грябов  -на  высокомерие  и  пренебрежение. Тфайс – на  оскорбление  и  дикость.)

-Что  лучше? Выбирать  не  из  чего.  

  Чехов  даёт  нам  с  вами  возможность понаблюдать  за  собой  со  стороны, задуматься, как  всё-таки  стать достойными  собеседниками, ведь, как  говорил  Д.С.Лихачёв, общаясь, мы  создаём  друг  друга.

Д/З.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------          

Концепт – слово –стимул. См. о.Мандельштам «Любое  слово  является  пучком…»

Нац. К. –это  словесно  выраженная  содержательная  единица  сознания, которая  включает  понятие, но  не  исчерпывается  им, обогащается  культ. Смыслами  и  инд. Ассоциациями  и  изменяется  вместе  с  развитием  языка и  культуры.

Признаки  концепта:

1. ментальность – к. –объект  идеальный, существ. В нашей  психике.

2. обобщённость – слово  во всём  многообразии  яз и  внеяз. Связей – обобщ. Модель  к.

3. способность  к  развитию – «слоистая»  природа к.- рез –т «осадка» культ .  жизни  разных  эпох

4. многокомпонентность  обусловлена  широтой  и  глубиной  знаний

5. инвариантность – в  рамках  нац. Сознания  и  вариативность  в  инд. Самосознании.

Приёмы  кА

См. схему

Модель  школьного  кА

1. создание  словарного  портрета  слова(словарь)

2. создание  контекстуально –метафорического  портрета  слова(уровень  словосочетания  и  микротекста)

3. созд. Словесн. Портрета  концепта(слово  на  уровне  текста  и  диалоге  культур)

Сложная  структура  к. , в  котор. Входят  понятие  как  обязательный  компонент, а  также образная, оценочная, ценностная   составляющие, необх. Выделить  4 этапа  работы  с  социально –духовными(родина, свои –чужие, патриотизм  и т.д.), этическими к.(правда, справедливость, совесть и т. Д.):

1. ассоциативно- интуитивный

2. словарный

3. контекстуально –метафорический

4. концептуальный

Пропедевтический этап 5-6 кл.

На  пути  к  эссе- малые  жанры  творч. Письм работ  на  базе  социально –духовн. И  этич. Концептов.(этимологич. Этюд, этюд  об  имени, этюд  на  основе  культ. Ассоциаций, рассказ  на  основе  фразеологизма  или  метафоры-пословицы, народно-поэтический  «портрет»  России, сказки – притчи и  др.)

4 культурологических  идеи:

1. В.фон  Гумбольдт –связь  языка  и  мышления  народа: «язык  есть  дух  народа, и  дух  народа  есть  его  язык»;

2. Л.Н.Гумилёв – этнический  стереотип  поведения – определяющий  динамический  признак  этноса.

3. Вяч. Иванов – диалектика  родного  и  вселенского: « в единственном  и  через  единственное»  можно  открыть  «всеобщее  и  вселенское»;

4. толерантность –важнейшая  категория  философии   ненасилия

Приёмы  диалогического  метода  при  работе  с  к. «свои – чужие».

1. приём  сопоставления  этнокультурных  характеристик  как  ценностей  на  материале  разных   культур

2. приём  анализа  и  создания  нац « портретов» и  «автопортретов», реализующих  оппозицию «своих – чужих»

3. приём  цитации  как  средство  создания  проблемной  ситуации.

 

1 создание  проблемного  поля  для  поисков  и  размышлений, выработки  собств. Гражданской позиции. Важно  научить  юных  людей  видеть  и  оценивать  ситуацию  из» разных  горизонтов». Нестандартное, поисковое  мышление  становится продуктивным, обеспечивает  эффективный  диалог   формирующейся  личности  с  миром  Только  в  процессе  гармонизирующего  диалога, в  процессе  которого  «смысл  должен  быть  найден» В.Франкл  м. говорить  о результативности  профилактических  нравственных  прививок  от  проявлений  национализма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературе для старшеклассников ТВОРЧЕСТВО А. П. ЧЕХОВА. РАННИЕ РАССКАЗЫ А. П. ЧЕХОВА

Методическая разработка урока по литературе для старшеклассников "ТВОРЧЕСТВО А. П. ЧЕХОВА. РАННИЕ РАССКАЗЫ А. П. ЧЕХОВА"Цель урока: изучить жизненный и творческий путь А.П. Чехо­ва и ...

"Входя в мир А.П. Чехова..." Юмористические особенности рассказов А.П. Чехова (урок по литературе)

Обобщающий урок по литературе, раскрывающий особенности творчества А.П. Чехова...

конспект урока по литературе. Тема:"Обзор жизни и творчества А.П.Чехова. Образы "футлярных людей" в рассказах А.П.Чехова"

Урок по литературе проводитсясо студентами первого курса в рамках изучения раздела рабочей программы "Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века". Цели:1....

конспект урока по литературе. Тема:"Обзор жизни и творчества А.П.Чехова. Образы "футлярных людей" в рассказах А.П.Чехова"

Урок по литературе проводитсясо студентами первого курса в рамках изучения раздела рабочей программы "Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века". Цели:1....

Сценарии рассказов А.П. Чехова для открытого урока по творчеству А.П. Чехова

Открытый урок для учителя - это произведение, рожденное педагогом в творческом поиске,которое можно сравнить с произведением, созданным писателем. Главными участниками такого урока являются, конечно ж...

Сценарии рассказов А.П. Чехова для открытого урока по творчеству А.П. Чехова - 2

Данный сценарий по рассказу А. П. Чехова поможет учителю сделать открытый урок или мероприятие, посвященное творчеству писателя, ярким, веселым, незабываемым....