№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности | Виды и формы контроля | Планируемый результат | Дата проведения урока |
план | факт |
Введение ( 1 ч) |
1 | О литературе, писателе и читателе. | 1 | Работают со слайдовой презентацией, с учебником, работают со словарями (рассказывают об интересном слове); сочиняют гимн книге. |
| Иметь представление о специфике художественной литературы как искусства слова |
|
|
Из греческой мифологии ( 3 ч ) |
2
| «Пять веков» | 1 | Работают со слайдовой презентацией, с учебником, читают и выполняют пересказ , просматривают мультфильм, осмысливают значения выражений: ахиллесова пята, яблоко раздора, олимпийское спокойствие и др. |
| Уметь составлять тезисный план; формировать нравственно-эстетическое представление в ходе выявления художественной идеи мифа
|
|
|
3 | «Прометей»
| 1 | Пересказ |
|
|
4 | «Яблоки Гесперид». | 1 | Изложение с элементом сочинения |
|
|
Из устного народного творчества ( 3 ч ) |
5 | «Солдат и смерть» | 1 | Работают со слайдовой презентацией, с учебником, подбирают синонимы, готовят сообщения о Суворове.работают со слайдовой презентацией, с учебником, читают сказки, просматривают мультфильм, сочиняют сказки, подбирают синонимы, выписывают афористические выражения. | Сказывание сказки | Знать свойства легенды, заключающиеся в утверждении этических норм христианства. Уметь работать с иллюстрациями, выделять главное в прослушанном тексте. |
|
|
6 | «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» | 1 |
|
|
|
7 Р/Р | РР Сочинение на тему «В чем красота и мудрость русского фольклора?» | 1 | Сочинение |
|
|
Из древнерусской литературы ( 4 ч ) |
8 | «Сказание о белгородских колодцах»
| 1
| Работают со слайдовой презентацией, с учебником, выполняют выборочный пересказ, составляют словарь устаревших слов. | Пересказ близкий к тексту | Знать определение понятий «древ- нерусская литера- тура», «летопись», «летописание», «летописец», «сказание», характерные черты литературы Древней Руси. Уметь отличать летописные сказания от произведений устного народного творчества |
|
|
9 | «Повесть о разорении Рязани Батыем»
| 1 | Работают со слайдовой презентацией, с учебником, рассказывают о герое повести с использованием цитат из текста, выполняют словарную работу, составляют рассказ об особенностях древнерусской литературы. |
|
|
|
10 | «Поучение…» Владимира Мономаха
| 1 | Творческая работа |
|
|
11 Р/Р | РР Изложение на тему «Подвиг Евпатия Коловрата» | 1 | Изложение | Проверить творческие способности учащихся, знания сказаний. |
|
|
Из литературы XVIII века ( 2 ч ) |
12 | М.В. ЛОМОНОСОВ - гениальный ученый, теоретик литературы, поэт, гражданин. | 1 | Работают со слайдовой презентацией, с учебником, выразительно читают, объясняют значения непонятных слов. |
| Иметь представление о М.В. Ломоносове как личности; знать основные жанры поэтического творчества М.В. Ломоносова |
|
|
13 | «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф…» | 1 | Выразительное чтение | Знать ключевую идею «Стихов, сочиненных по дороге в Петергоф…», проявляющейся в стремлении лирического героя к обретению внутренней свободы. |
|
|
Из литературы XIX века ( 31 ч) |
14 | В.А. ЖУКОВСКИЙ Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. | 1 | Работают со слайдовой презентацией, с учебником, прослушивают в актерском исполнении фрагмент произведения, выразительно читают, подробно пересказывают сон Светланы. | Индивидуальные сообщения | Иметь представление о личности В. А. Жуковского и о его взаимоотношениях с А. С. Пушкиным |
|
|
15 | Анализ баллады «Светлана» | 1 | Ответ на вопрос | Знать признаки баллады как жанра, особенности замысла, связанные с личностью поэта. Уметь в ходе исследования выявлять лейтмотив баллады и особенности мировосприятия героини |
|
|
16 | А.С. ПУШКИН Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга. | 1 | Работают со слайдовой презентацией, с учебником, составляют цитатный план вступительной статьи, определяют значения слов: культ, прогрессивный, мемуарист.
Работают со слайдовой презентацией, с учебником, прослушивают в актерском исполнении фрагмент произведения, просматривают эпизод художественного фильма, рассказывают о творческой истории романа «Дубровский | Пересказ близкий к тексту | Знать краткие сведения о жизни и становлении поэта в лицейские годы. Уметь пересказывать близко к тексту. |
|
|
17 | Стихотворение А.С. Пушкина «Деревня», «Зимнее утро». | 1 | Чтение наизусть. Для заучивания наизусть:«Узник», « И.И. Пущину», « Зимнее утро».
| Знать особенности лирики о природе. Уметь анализировать лирическое произведение. |
|
|
18 | А.С. Пушкин «Дубровский». Историческая эпоха в романе. | 1 | Пересказ | Знать представление о творческой истории произведения и прототипах героев романа. Уметь сравнивать характеры героев романа, определять мотивы их поведения |
|
|
19 | Причины ссоры Дубровского и Троекурова. | 1 | Сравнительная характеристика героев |
|
|
20 | Отец и сын в романе «Дубровский» | 1 | Сравнительная характеристика героев | Знать содержание романа. Уметь анализировать прочитанный текст и определять центральную тему романа. |
|
|
21 | В. Дубровский – доблестный офицер и благородный разбойник | 1 | Работают со слайдовой презентацией, с учебником, выразительно читают, составляют вопросы к тексту, выполняют словарную работу, выполняют различные виды пересказа. | Мини-сочинение |
|
|
22 | Дубровский и Маша Троекурова | 1 | Пересказ с изменением лица | Уметь сравнивать образы главных героев произведения и пересказывать с изменением лица. |
|
|
23 Р/Р | РР Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Дубровский» (1.Почему Владимир Дубровский стал разбойником?2.Владимир Дубровский и Маша Троекурова.)
| 1 | Сочинение | Знать трехчастную композицию сочинения (вступление, основная часть, заключение). Уметь создавать собственное высказывание на заданную тему в соответствии с темой и основной мыслью. |
|
|
24 | М.Ю. ЛЕРМОНТОВ Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. | 1 | Работают со слайдовой презентацией, с учебником, прослушивают в актерском исполнении произведение, выразительно читают стихотворение, работают со словом поэта, описывают природу стихами или прозой. | Индивидуальные сообщения | Знать этапы становления личности поэта, сущности сложных отношений с властью и обществом. Уметь работать со справочной литературой, составлять план |
|
|
25 | Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Тучи», «Парус». | 1 | Чтение наизусть Для заучивания наизусть: «Парус», « Тучи», «На севере диком...», «Утес».
| Знать значение мотивов странничества и изгнания в творчестве писателя. Уметь анализировать стихотворения |
|
|
26 | Н.В. ГОГОЛЬ Повесть «Тарас Бульба». Историческая основа повести
| 1 | Работают со слайдовой презентацией, с учебником, прослушивают в актерском исполнении фрагмент произведения, просматривают эпизод художественного фильма, составляют цитатный план к теме «Образ матери в первой главе повести». | Тестовая работа | Знать историческую основу произведения. Уметь работать с текстом произведения. |
|
|
27 | Степь как образ Родины в повести Гоголя | 1 | Работают со слайдовой презентацией, с учебником, просматривают эпизод художественного фильма, устно отвечают на вопросы учителя, выполняют словарную работу. | Изложение с заменой лица | Знать содержание повести. Уметь выявлять качества характера героев и обстоятельства, оказавшие влияние на их становление. |
|
|
28 | Андрий и Остап в повести | 1 | Работают со слайдовой презентацией, с учебником, просматривают эпизод художественного фильма, составляют цитатный план каждой главы. | Мини-сочинение | Знать текст произведения. Уметь выявлять характерные особенности эпического мира могучего, свободного, прекрасного человека. |
|
|
29 | Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Н.В.Гоголя | 1 | Работают со слайдовой презентацией, с учебником, просматривают эпизод художественного фильма, составляют характеристику образов-персонажей. | Письменный отзыв |
|
|
30 Р/Р | РР Подготовка к сочинению по повести «Тарас Бульба» Н.В.Гоголя. | 1 | Сочинение | Знать трехчастную композицию сочинения (вступление, основная часть, заключение). Уметь создавать собственное высказывание на заданную тему в соответствии с темой и основной мыслью |
|
|
31 | И.С. ТУРГЕНЕВ «Записки охотника»: творческая история и композиция. | 1 | Работают со слайдовой презентацией, с учебником, прослушивают в актерском исполнении фрагмент произведения, составляют сложный план, цитатный план. | Пересказ близкий к тексту | Знать творческую историю и композицию произведения «Записки охотника» Тургенева, выявить единство цикла рассказов и самостоятельности каждого рассказа. Уметь составлять художественный пересказ произведения |
|
|
32 | Рассказ И.С.Тургенева «Бирюк» | 1 | Мини-сочинение на тему «Как относится автор к своим героям?» |
|
|
33 | Стихотворение И.С. Тургенева «В дороге» | 1 | Выразительное чтение |
|
|
34 | Н.А. НЕКРАСОВ «В полном разгаре страда деревенская…», «Великое чувство…» | 1 | Работают со слайдовой презентацией, с учебником, прослушивают в актерском исполнении произведения, читают, подбирают эпиграфы. | Выразительное чтение | Знать автора и факты его биографии, литературной деятельности. Уметь связно рассказывать о поэте, отбирать материал в соответствии с поставленными вопросами, выявлять художественную идею стихотворения. |
|
|
35 | Л.Н. ТОЛСТОЙ Анализ глав повести «Детство» | 1 | Работают со слайдовой презентацией, с учебником, прослушивают в актерском исполнении фрагмент произведения, составляют цитатный план вступительной статьи, выполняют пересказ.
| Пересказ | Знать краткие сведения о писателе, о событиях, оказавших влияние на становление характера Л.Н. Толстого. Уметь самостоятельно делать выводы о роли внутреннего монолога в раскрытии характера, владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному тексту |
|
|
36 | Взаимоотношение в семье. Главные качества родителей в восприятии и изображении писателя. | 1 |
|
|
|
37 | Уроки доброты Л.Н. Толстого. Рассказ «Бедные люди» | 1 | Мини-сочинение «Спешите делать добро» |
|
|
38 | В.Г. КОРОЛЕНКО О писателе. События жизни писателя, отозвавшиеся в повести «В дурном обществе». | 1 | Работают со слайдовой презентацией, с учебником, прослушивают в актерском исполнении фрагмент произведения, просматривают эпизод художественного фильма, рассказывают о творческой истории произведения «В дурном обществе», выполняют различные виды пересказа. Авторское отношение к героям.
|
| Знать о В.Г.Короленко; попытаться осмыслить своеобразие его произведений Уметь выделять смысловые части текста, сопоставлять эпизоды сравнивать героев, самостоятельно делать выводы, строить рассуждение, выявлять авторскую позицию.
Знать трехчастную композицию сочинения (вступление, основная часть, заключение) Уметь создавать собственное высказывание на заданную тему в соответствии с темой и основной мыслью |
|
|
39 | «В дурном обществе». Сочувственное отношение писателя к людям «подземелья», сохранившим человеческое достоинство. | 1 | Тестирование на знание текста повести |
|
|
40 | Значение дружбы юных героев в жизни, их нравственное взросление. | 1 | Мини-сочинение на тему ««Я думаю, что я поступил бы...». |
|
|
41 | Заключение. Утверждение в повести доброты и уважения к человеку. | 1 | Самостоятельная работа |
|
|
42 Р/Р | РР Классное сочинение «Мой друг Вася» | 1 | Сочинение |
|
|
43 | А.П. ЧЕХОВ Сатирические и юмористические рассказы. | 1 | Работают со слайдовой презентацией, с учебником, прослушивают в актерском исполнении фрагмент произведения, выразительно читают, выполняют различные виды пересказа, подбирают афоризмы и крылатые фразы из произведения Чехова. |
| Знать о жизни и этапах творчества Чехова. Попытаться осмыслить своеобразие его произведений Уметь выделять смысловые части текста, сопоставлять эпизоды сравнивать героев, самостоятельно делать выводы, строить рассуждение, выявлять авторскуюпозицию
|
|
|
44 | «Тонкий и толстый». Социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. | 1 | Мини-сочинение на тему «Смешной случай из жизни» |
|
|
Из литературы XX века ( 17 ч ) |
45 | И.А. БУНИН Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А.Бунина. «Не видно птиц...». | 1 | Работают со слайдовой презентацией, с учебником, с прослушивают в актерском исполнении фрагмент произведения, оставляют словарь языка персонажа, письменный отзыв об эпизоде. | Выразительное чтение | Знать основные периоды жизни и творчества И.А.Бунина. Познакомить с рассказом «Лапти», его своеобразием. Уметь выявить особенность героев рассказа
|
|
|
46 | Рассказ «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя. | 1 | Сочинение |
|
|
47 48 | А.И. КУПРИН Детские годы писателя. Рассказ «Белый пудель». | 2 | Работают со слайдовой презентацией, с учебником, прослушивают в актерском исполнении фрагмент произведения, выполняют словарную работу: задетый за живое, хлебосольный, испокон века, в общей сумятице, выполняют различные виды пересказа. | Тестовая работа | Знать этапы жизни и творчества А.И.Куприна.
Уметь выявить особенности сюжета рассказов «Тапёр», «Белый пудель».
|
|
|
49 | «Тапёр». Основная тема и характеристика образов. | 1 |
|
|
|
50 | C.A. ЕСЕНИН Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Песнь о собаке». | 1 | Работают со слайдовой презентацией, с учебником, прослушивают в актерском исполнении произведения, читают наизусть, составляют устный отзыв о стихо-творении, составляют словарь тропов и фигур стихотворения. | Чтение наизусть
Для заучивания наизусть С.А. Есенин. Одно стихотворение — на выбор.
| Знать: автора стихотворений, понимать и чувствовать незатейливость изображаемого пейзажа, чуждого ярких красок, близость стихотворений С.Есенина к произведениям устного народного творчества. Уметь по ключевым словам стихотворений определять, какие фразы показывают любовь поэта к «чахленькой местности», находить фольклорные образы, средства художественной изобразительности |
|
|
51 | Стихотворение С.А. Есенина «Разбуди меня завтра рано…» | 1 |
|
|
52 53 | «Поэты XX века о родине, родной природе и о себе»
| 2 | Прослушивают в актерском исполнении фрагменты произведений, выразительно читают, участвуют в диалоге по прочитанным произведениям. | Чтение наизусть |
|
|
|
54 | М.М. ПРИШВИН Краткие сведения о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца». Особенности жанра. | 1 | Работают со слайдовой презентацией, с учебником, прослушивают в актерском исполнении фрагмент произведения, выполняют словарную работу, составляют тезисный план вступительной статьи учебника |
| Знать автора и содержание произведения; основные теоретические понятия, связанные с сюжетом Использовать сведения по теории литературы; воспроизводить сюжет; принимать участие в обсуждении прочитанного; видеть связь с другими видами искусств. Знать трехчастную композицию сочинения (вступление, основная часть, заключение), уметь создавать собственное высказывание на заданную тему в соответствии с темой и основной мыслью |
|
|
55 | Настя и Митраша В сказке «Кладовая солнца». | 1 |
|
|
|
56 | Смысл названия сказки-были.
| 1 | Мини-сочинение |
|
|
57 Р/Р | РР Сочинение по сказке-быльМ.М.Пришвина «Кладовая солнца». | 1 | Сочинение |
|
|
58 | Н.М. РУБЦОВ Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Звезда полей», «Тихая моя родина». | 1 | Работают со слайдовой презентацией, с учебником, прослушивают в актерском исполнении фрагмент произведения, выразительно читают, читают наизусть. | Для заучивания наизусть Н.М. Рубцов. Одно стихотворение — на выбор.
| Знать все определения по теме, содержание изученных произведений, биографических данных писателей и поэтов.
Уметь выполнять литературоведческий анализ художественного и поэтического текстов
|
|
|
59 | Литературно-музыкальная композиция «Сороковые роковые…»
| 1 | Работают со слайдовой презентацией, с учебником, прослушивают в актерском исполнении фрагменты произведений, выразительно читают, выполняют устное словесное рисование. | Для заучивания наизусть: Стихотворение о Великой Отечественной войне — на выбор.
| Знать авторов стихотворений, факты их биографии, творческой деятельности; понимать, о каких событиях рассказывают стихотворения, какими чувствами проникнуты произведения поэтов-фронтовиков. Уметь выразительно читать, передавая при помощи интонации сложную гамму чувств от скорбного воспоминания до гордости за милую Родину. |
|
|
60 | В.П. АСТАФЬЕВ О писателе. «Конь с розовой гривой». Проблематика рассказа. | 1 | Работают со слайдовой презентацией, с учебником, прослушивают в актерском исполнении фрагмент произведения, выполняют словарную работу: туесок, ништяк, студеная вода, выполняют устное словесное рисование интерьера деревенской избы. | Мини-сочинение «Уроки доброты бабушки»
| Знать: основные этапы жизни и творчества В.Астафьева, содержание произведения «Конь с розовой гривой», основные теоретические понятия, связанные с сюжетом
|
|
|
61 Р/Р | РР Сочинение по рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой» | 1 | Сочинение |
|
|
Из зарубежной литературы ( 7 ч ) |
62 | Восточные сказки «Сказка о Синдбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь». |
| Работают со слайдовой презентацией, с учебником, просматривают эпизод художественного фильма, прослушивают в актерском исполнении фрагмент произведения, выполняют словарную работу, составляют план произведения, выполняют устное словесное рисование, различные виды пересказа. |
| Знать о книге Арабских сказок «Тысяча и одна ночь», содержание сказки о Синдбаде – мореходе.
|
|
|
63 | БРАТЬЯ ГРИММ Краткие сведения о писателях. Сказка «Снегурочка». Тематика, проблематика сказки.
|
| Сказка «Снегурочка». Тематика, проблематика сказки. | Подробный пересказ | Знать жизнь и творчество Братьев Гримм, содержание произведения; основные теоретические понятия, связанные с сюжетом
|
|
|
64 | О. ГЕНРИ Краткие сведения о писателе. Рассказ «Вождь краснокожих ». |
| Работают со слайдовой презентацией, с учебником, составляют тезисный план. | Пересказ с изменением лица | Знать краткие сведения о жизни О.Генри, содержание произведения; Уметь воспроизводить сюжет; принимать участие в обсуждении прочитанного.
|
|
|
65 | ДЖ. ЛОНДОН Краткие сведения о писателе. Рассказ «Любовь к жизни».Жизнеутверждающий пафос рассказа. | 1 | Работают со слайдовой презентацией, с учебником, прослушивают в актерском исполнении фрагмент произведения, составляют цитатный план, пересказывают по плану, готовят вопросы для обсуждения. | Мини-сочинение Смысл названия рассказа.
Ответ на вопрос: Что помогло герою выжить?
| Знать жизненный и творческий путь Джека Лондона, содержание произведения. Уметь воспроизводить сюжет; анализировать поступки героев, давать характеристику герою, принимать участие в обсуждении прочитанного.
|
|
|
66 | Рассказ «Любовь к жизни». Гимн мужеству и отваге. | 1 |
|
|
67 Р/Р | РР Сочинение по рассказу Дж.Лондона «Любовь к жизни». | 1 |
|
| Знать трехчастную композицию сочинения (вступление, основная часть, заключение). Уметь создавать собственное высказывание на заданную тему в соответствии с темой и основной мыслью |
|
|
68 | Итоговый урок. | 1 |
|
|
|
|
|
69 70 | Резервные уроки | 2 |
|
|
|
|
|