Открытый урок в рамках Ломоносовских чтений,посвященный Году Культуры.Тема: «Великие скупцы Пушкина и Бальзака».
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Бережная Ирина Дмитриевна

(Опыт сравнительного анализа «Скупого рыцаря» А.С Пушкина и «Гобсека» Бальзака»
Метод: проблемный урок.
    

Скачать:


Предварительный просмотр:

                          Открытый урок в рамках
                           Ломоносовских чтений,
                      посвященных Году Культуры.
      Тема: «Великие скупцы Пушкина и Бальзака».

(Опыт сравнительного анализа «Скупого рыцаря» А.С Пушкина и «Гобсека» Бальзака»
Метод: проблемный урок.
     


C:\Users\Дарья\Desktop\0d06d7d312489a597fccd9e705be94fb.jpg    C:\Users\Дарья\Desktop\68978514_balzac.jpg




Учитель Бережная И.Д
15 мая 2014 год  
               


              Ход занятий  
1.Постановка проблемы учителем.
Звучат куплеты Мефистофеля из оперы Гуно «Фауст» (в исп. Ф .Шаляпина).
«Люди гибнут за металл!» - таков основной мотив куплетов
Мефистофеля, только что прозвучавших в исполнений Ф. И Шаляпина .  И действительно, деньги, золото, как двуликий  Янус, они символ власти, благополучия, и – пагубная страсть: его блеск манит, растлевает, и, в конечном счете, губит, убивает. Чем не дьявольское средство завладеть душой человека. И не важно,  будь то шекспировская Англия или  мольеровская, бальзаковская Франция, пушкинская Россия – одно вечно неизменно: страсть к богатсву, переходящая в манию, в конечном счете, разрушает личность. Пример тому, два Великих скупца: Пушкина и Бальзака. Не сговариваясь, в одно и то же время (1930 году), один в Париже, другой – в Болдино создают поистине близнецов, настолько схожи их герой - Барон и папаша Гобсек.

2.Вопросы к сравнительному анализу произведений
Начнем с повести Бальзака «Гобсек»
1.Кто такой Гобсек? Нарисуйте его портрет (Роль сравнений в характеристике героя).
У нас нет портрета Барона, почему?


Ответ. «Скупой рыцарь»-трагедия, пьеса…. Однако описания образа жизни даем нам представления о близости героев.  

2.Какой образ жизни ведут Барон и папаша Гобсек?(Дом, интерьер, привычки.)
                                     Гобсек
Монастырская келья, весь день на ногах, завтрак – кофе, камин еле разжигает, торгуется из-за нескольких су.
                                    Барон
В нетопленном замке пьет воду, ест сухие корки, каждый  вечер спускается в подвал проверить свои сокровища.
Баснословно богатые люди ведут такой нищенский образ жизни.
3.Может, они живут для детей? Есть ли у них близкие и как они к ним относятся?
                                     Гобсек
Внучатая племянница Эстер, которой он совсем не интересуется. Готов сгноить товар и деньги.
                                     Барон
Сын Альбер, которому не в чем появиться при дворе на рыцарском турнире. Готов вечно сидеть на своих сундуках.
Они ненавидят своих наследников.
4.Для чего же живут герои? Ни роскоши, ни любви, ни привязанности. Может, у них есть какая-то цель, интерес?
                                      Гобсек
Стремления проникнуть в тайны людей, унизить их, почувствовать себя властелином: «Мы – властители ваших судеб» (судьба графини де Ресто,ее мужа)
                                      Барон
«Что не подвластно мне?
Как некий демон
отселе править миром я могу»…
«Мне все послушно, -
Я же – ничему».(Вдова и т.д.)
Вывод : властвовать – вот для героев высшее блаженство, а власть, по их мнения, дают только деньги, богатство.
5.Но действительно ли Барон и Гобсек властвуют и «им все послушно, они же – ничему»? (Ведь, что бы купить чины, любовь, добродетель, гений и т.д нужно тратиться, то есть покупать.)
                                      Гобсек
Графиня де Ресто закладывает Гобсеку свои бриллианты,
«он словно хотел проглотить их… злобная радость дикаря, завладевшего блестящими камешками».  
                                      Барон
«Нет, мой отец, ни слуг в них
(деньгах) видит, а господ и
сам им служит»(Альбер).
«Кто знает, сколько горьких
воздержаний все это стоило».
Они не властители, а рабы своего богатства
6.Посмотрите на прекрасные иллюстраций. В Чем сходство ситуаций? И как рисунки помогают ответить на последний вопрос (цвотовое решение).
Ответ. Оба застыли над грудой золота, драгоценностей : лица желтые, холодные, мертвые, как те камни и металл: «Хочу себе сегодня пир устроить:зажгу свечу пред каждым сундуком».
3.Вывод. итог анализа. !.Как финал повести Бальзака и трагедий Пушкина убеждают нас в тщетности накопительства? Что же дороже золота?(Жизнь.)
Видеозапись «Дервиль рассказывает…».
                                     Гобсек
Умирает в пустом доме, наполненном драгоценностями и гниющими продуктами.
                                    Барон
из-за нежелания расстаться с деньгами вызывает сына на дуэль и погибает.
2. Что же окончательно убеждает в полном распаде души, личности героев?
                                    Гобсек
Последний взгляд обращен на груду золота в камине, прикрытую пеплом и золой.
                                    Барон
Последние слова: «Ключи!» (от подвала с сокровищами). А не прощания с сыном.
Они ушли ,миллионы, политые слезами и кровью, остались. Во имя чего жили? Ни любви, ни дружбы, ни привязанностей. Пустота.
3.Можно ли отнести тему власти денег к вечным, философским проблемам? Кто из писателей ее продолжил? (Гоголь «мертвые души – Плюшкин, Достоевский «преступления и наказание» - Алена Ивановна, Пушкин «Пиковая Дама» - Германн, Бальзак «Отец  Горио» - дочери, «Евгений Гранде» - отец.                      


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Открытый урок в рамках года культуры в 10 «А» классе 14 мая 2014г. Тема: « Великие скупцы А. С. Пушкина и О. Бальзака» Ужасный век, Ужасные сердца. А.С. Пушкин «Скупой рыцарь» Метод: Проблемный урок

Слайд 2

Повесть О.Бальзака «Гобсек» и маленькая трагедия А.С.Пушкина «Скупой рыцарь» 1.Нарисуйте портреты главных героев? а) Почему у нас нет портрета Барона? 2.Какой образ жизни ведут Барон и папаша Гобсек?( Дом, интерьер, привычки) 3.Есть ли у них близкие, как герои относятся к ним?

Слайд 3

«Гобсек» «Скупой рыцарь»

Слайд 4

Для чего живут Барон и Гобсек? Гобсек: «Мы – властители ваших судеб» Барон: «Мне всё послушно – я же – ничему» 1) Как вы понимаете слова героев?

Слайд 5

Власть – высшее блаженство для героев. 1. Действительно ли Гобсек и Барон «властители чужих судеб»? (Примеры) 2. Согласны ли вы с мнением Альбера: «Нет, мой отец, ни слуг в них (деньгах) видит, а господ, и сам им служит»?

Слайд 6

Как финал повести Бальзака и трагедии Пушкина убеждают нас в тщетности накопительства 1.Что же дороже золота? 2. Можно ли сказать, что Барон и Гобсек продали душу « за металл » (докажите текстом)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План открытого урока в рамках школьного семинара “Эврика” по теме “Великие географические открытия”

План открытого урока в рамках школьного семинара “Эврика”по теме “Великие географические открытия”...

Открытый урок в рамках районного конкурса педагогического мастерства "Учитель года -2016". Тема «Корни с чередованием а-о»

Открытый урок в рамках районного конкурса педагогического мастерства "Учитель года-2016"...

Открытый урок в рамках конкурса "Учитель года" по теме: "Реки"

Открытый урок в рамках конкурса "Учитель года" по теме: "Реки"...

ОТКРЫТЫЙ УРОК В РАМКАХ МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНКУРСА «УЧИТЕЛЬ ГОДА 2020»

ОТКРЫТЫЙ УРОК В РАМКАХ МУНИЦИПАЛЬНОГО  КОНКУРСА «УЧИТЕЛЬ ГОДА 2020»...

Конспект урока "Чему учил китайский мудрец Конфуций история 5 класс (открытый урок в рамках обмена опытом на школьном метод объединении учителей истории и обществознания декабрь 2020 года

Обмен опытом на школьном метод объединении учителей истории в рамках недели по формированию функциональной грамотности на уроках истории и обществознания декабрь 2020...

Открытый урок в рамках "Предметной недели" 2019-2020 уч. года

Открытый урок в рамках проведения муниципальной "Предметной недели". Тема: "Использование короткой и длинной скакалки для развития двигательных качеств". Цель урока: овладение спос...