Мастер-класс «Технология «ДЕБАТЫ» на уроках литературы»
опыты и эксперименты по литературе (10 класс) на тему
Цель проведения занятия: показать технологию дебатов как командной интеллектуальной игры для старшеклассников и как одну из технологий открытого образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Педан М.В,
учитель русского языка и литературы
МАСТЕР-КЛАСС «ТЕХНОЛОГИЯ «ДЕБАТЫ» НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ»
Цель: показать технологию дебатов как командной интеллектуальной игры для старшеклассников по формализованным правшам и как технологии открытого образования.
Ход занятия:
1. Основные элементы технологии.
- Тема.
- Понятийный аппарат (определения).
- Довод (аргументы в поддержку).
Задание № 1.
Сформулировать 4-5 тем для дебатов на уроках РЯ или РЛ.
Задание № 2.
Разработать определение и привести аргументы по теме: «Наташа Ростова – легкомысленная кокетка»./Или по любой из предложенных группой тем.
2. Принципы дебатной технологии.
- Дебаты обучают
- Принцип «честность обязательна»
- Проигравших нет
3. Стратегия дебатов
- Группы получают стороны (утверждения/отрицания), аспекты, листы бумаги, маркеры.
- Работа групп над предложенным аспектом.
- Выступление стороны утверждения.
- Выступление оппонентов.
- Подведение итогов.
Задание № 3. Дебаты по теме: «Катерина достойна осуждения, а не сострадания).
Дебаты на уроках литературы
1. «Текстовые» дебаты
Данная форма рекомендуется на ранних этапах обучения, для «слабых» классов, а так же как форма контроля учителем чтения учащихся. Для проведения этого вида дебатов класс делится на две группы. Каждая половина должна отстоять правильность или ложность сформулированного в теме утверждения, используя только цитаты изучаемого произведения.
2. Дебаты на основе литературоведческого анализа
При данной форме урока учащиеся должны продемонстрировать хорошую ориентацию в тексте, умение самостоятельно анализировать отдельные сцены, сопоставлять образы и продемонстрировать знания контекста эпохи, в которую было создано произведение.
3. «Литературно-критические» дебаты
Дебаты проводятся на основе ранее изученных статей известных русрких критиков: Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Писарева, Переверзева, Дружинина, Анненкова. Учащиеся защищают здесь точку зрения того или иного критика, их задача отстоять ее в борьбе с оппонентами.
4. «Проблемные» дебаты
Данный вид работы предполагает, что охватываемый учащимися объем материала не ограничивается каким-либо одним произведением. Ребята должны привлечь все известные им источники, в которых поднимается заявленная в теме проблема.
5. «Скоростные» дебаты
Иначе данную форму урока можно было бы назвать мини-дебатами, т.к. проводятся они «один на один» и каждый из участников имеет право задать два вопроса своему оппоненту. Темой урока берется какая-то общая проблема, которая дробится на составляющие (на начальных этапах это
делает учитель, а потом - весь класс). По каждой мини-проблеме заслушивается пара конкурирующих спикеров (по 2 мин. каждый) и их вопросы друг другу, в тетрадь записываются выводы после выступления каждой пары, затем выводы обсуждаются в классе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Интеграция структуры и содержания уроков литературы на основе межпредметных связей"
Практическая часть представлена фрагментом урока по трагедии А.С.Пушкина "Моцарт и Сальери"...
Мастер-класс "Интерактивные технологии обучения на уроках географии как средства формирования коммуникативной компетентности школьников"
Цель класса: Продемонстрировать практическое использование интерактивных методов обучения в преподавании географии,...
Мастер класс "Использование технологии лепбук на уроках химии и биологии"
Мастер класс "Использование технологии лепбук на уроках химии и биологии"...
Мастер – класс Тема «Предметная интеграция на уроках литературы, географии, математики и химии».
Мастер – класс Тема «Предметная интеграция на уроках литературы, географии, математики и химии»....
Мастер-класс по применению ТРКМЧП на уроках литературы. "Есть преступления хуже, чем сжигать книги..."
Мастер-класс «Есть преступления хуже, чем сжигать книги... Например — не читать их». Р.БрэдбериЦель: демонстрация рационального применения приема технологии критического мы...
Применение технологии «Дебаты» на уроках литературы.
Нередко на уроках литературы можно столкнуться с тем, что большинство учащихся не умеют анализировать текст, что приводит к весьма поверхностному пониманию его. Дебаты, в свою очередь, как раз фо...
Мастер-класс "Стратегии смыслового чтения на уроке литературы (на примере рассказа "Капустное чудо)"
Мастер-класс "Стратегии смыслового чтения на уроке литературы (на примере рассказа "Капустное чудо)"...