Урок - концерт в 7 классе литература. Стихи рожденные войной.
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Урок-концерт. Литература. 7 класс Мокрушина Елена Арташовна, учитель русского языка и литературы Стихи, рожденные войной. Люди! Покуда сердца стучатся,- помните! Какой ценой завоевано счастье,- пожалуйста, помните! Р.Рождественский «Реквием» Цель: дать обзор поэзии времён Великой Отечественной войны; показать, что поэзия как самый оперативный жанр соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя. Оборудование: стенгазета « Сороковые, роковые», выставка книг о войне, рисунков; стенды с репродукциями картин « День победы» В.Сидорова, «Осень 1941. Солдатки», «Май 1945» А и С. Тютчевых, слайды. Портреты писателей и поэтов, аудиозапись песен Лебедева-Кумача «Священная война», «Землянка» А.Суркова. Аудиозапись стихотворения К.Симонова « Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины?» в исполнении автора. Вступительное слово учителя. Приближается замечательная дата- 70-летия со дня Великой победы над фашистской Германией. И все чаще люди старшего поколения возвращаются памятью в те далекие грозные дни. И мы с вами тоже не можем остаться в стороне, не узнать, что было, как было. Узнать, понять и запомнить - с тем, чтобы никогда не забыть. И помогут нам это сделать стихи о войне. Слово нашим ведущим. 1-й ведущий: Тот, самый длинный день в году, С его безоблачной погодой Нам выдал общую беду
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stihi_rozhdyonnye_voynoy.docx | 29.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-концерт. Литература. 7 класс
Мокрушина Елена Арташовна, учитель русского языка и литературы
Стихи, рожденные войной.
Люди! Покуда сердца стучатся,-
помните! Какой ценой завоевано счастье,-
пожалуйста, помните!
Р.Рождественский «Реквием»
Цель:
дать обзор поэзии времён Великой Отечественной войны;
показать, что поэзия как самый оперативный жанр соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя.
Оборудование: стенгазета « Сороковые, роковые», выставка книг о войне, рисунков; стенды с репродукциями картин « День победы» В.Сидорова, «Осень 1941. Солдатки», «Май 1945» А и С. Тютчевых, слайды. Портреты писателей и поэтов, аудиозапись песен Лебедева-Кумача «Священная война», «Землянка» А.Суркова. Аудиозапись стихотворения К.Симонова « Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины?» в исполнении автора.
Вступительное слово учителя.
Приближается замечательная дата- 70-летия со дня Великой
победы над фашистской Германией.
И все чаще люди старшего поколения возвращаются памятью
в те далекие грозные дни.
И мы с вами тоже не можем остаться в стороне, не узнать, что
было, как было.
Узнать, понять и запомнить - с тем, чтобы никогда не забыть.
И помогут нам это сделать стихи о войне.
Слово нашим ведущим.
1-й ведущий:
Тот, самый длинный день в году,
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на все 4 года.
Она такой вдавила след
И столько наземь положила,
Что 20 лет и 70
Живым не верится, что живы.
2-й ведущий:
70 лет отделяет от суровых и грозных лет войны. Но время никогда не изгладит из памяти народа Великую Отечественную, самую жестокую и тяжелую из всех войн в истории нашей Родины. В сердцах людей она жива, потому что до сих пор не залечены ее раны, не иссякла боль, не забыты те, кто отдал жизнь за великую Победу.
1-й ведущий:
Правы ли мы будем, забыв об уроках войны, забыв о тех, кто
погиб или был изувечен, защищая Родину?
Правы ли мы будем, забыв об огромной роли писателей и
поэтов, помогавших бороться и побеждать?
(звучит музыка Альбиони «Адажио».)
2-й ведущий: (Слайд №1)
В первый же день войны писатели и поэты Москвы собрались на митинг. А.Фадеев заявил: «Писатели Советской страны знают свое место в этой решительной схватке. Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером». Более 1000 поэтов и писателей ушли на фронт и свыше 400 не вернулись назад.
1-й ведущий:
Стихи и поэмы, овеянные жестокой правдой времени... многие написаны на одном дыхании. И рождались они в содрогающихся от разрывов землянках, в гуле воинских эшелонов, в затемненных тыловых городах, куда судьба занесла сколько эвакуированных семей. Рождались они и позже, уже после войны, потому что память наша неумолима, она не может ничего забыть.
2-й ведущий:
Вот они, поэты, чьи стихи затронули душу и запомнились на
долгие-долгие годы.
Чтецы:
Константин Симонов (1)
Александр Прокофьев (2)
Алексей Сурков (1)
Михаил Исаковский (2)
А. Твардовский (1)
Анна Ахматова (2)
Татарский поэт, замученный в фашистских застенках, М. Джалиль.
Поэты блокадного Ленинграда: Ольга Берггольц и Николай
Тихонов (2)
И многие, многие другие (1)
1-й ведущий:
От имени всех поэтов говорит Анна Ахматова. (Слайд№2)
Чтец( стихотворение « Мужество»).
2-й ведущий:
Час мужества пробил на наших часах, и мужество нас не
покинет.
Да, мужество не покинуло поэтов в тот трудный час. Они живо
откликнулись на беду народную, нашли верный путь к сердцу
солдат и тружеников тыла.
22 июня 1941года, появилось стихотворение «Песня Смелых», которое поэт Александр Сурков, уходя на фронт, оставил в редакции «Правды».
Как бы торопящая человека на бой - она тревожно скликала бойцов в поход.
Чтец (стихотворение А. Суркова «Песня Смелых»).(Слайд №3)
1-й ведущий:
- июня одновременно в газетах «Известия» и «Красная звезда»
были опубликованы стихи Лебедева-Кумача «Священная
война». Сила этого произведения рождена временем,
героическим порывом великой страны, вставшей на смертный
бой с фашизмом. Лебедеву-Кумачу выпало на долю стать
голосом героической души народа в один из труднейших
моментов его истории. - июня было завершено написание музыки, а на шестой день
песня прозвучала на Белорусском вокзале, откуда эшелоны
уходили на фронт.
(звучит песня «Священная война»)
2-й ведущий:
Шли дни, появились все новые и новые стихи. Многие из них-
это гимн бесстрашию и стойкости русского человека.
Чтец (стихотворение А. Суркова « Двое»).
1-й ведущий: (Слайд №4)
Мусса Джалиль. Татарский поэт, брошенный в фашистскую
тюрьму Моабит. Израненный поэт не чувствует себя
сломленным.
Его стихотворение «Сила Джигита» тоже о мужестве.
Чтец (М. Джалиль «Сила джигита»).
2-й ведущий:
Грянула Великая Отечественная война и потребовала от
поэтов стихов сдержанных и суровых. Стихов, которые звали
на борьбу с врагом, стихов, которые учили ненавидеть фашистов.
Чтец (стихотворение А. Суркова « Человек склонился над водой»)
\
Чтец (Муса Джалиль «Волки»)
Чтец (стихотворение М. Джалиль «Варварство»)
1-й ведущий:
Во многих стихотворениях тех лет звучит горечь утрат. Мы
словно видим одиноких матерей, не дождавшихся своих
сыновей.
Чтец (белорусский поэт М. Танк «Мать послала к сыну думы ранней ранью»)
Чтец (стихотворение Евгения Винокурова «Москвичи»)
Материнские слезы, материнские слезы - что может быть страшней и больней? Сколько их выплакано за годы томительного ожидания. И хорошо, если сын, пусть седой, возвратится к родному порогу. То будут слезы радости и печали. Об этом стихотворение уже современного поэта Александра Недогонова «Материнские слезы».
2-й ведущий:
И все же во время войны писали не только о сражениях,
ненависти к врагу. Солдаты тянулись к душевному теплу, к
лирическим исповедальным стихотворениям.
Константин Симонов. Стихотворение «Ты помнишь, Алеша,
дороги Смоленщины». В нем слышится и сострадание, и
сочувствие, и нежность ко всем переживающим страшные годы войны. (Слайд №5)
(Стихотворение звучит в аудиозаписи в исполнении автора)
1-й ведущий:
Еще одно стихотворение Константина Симонова «Жди меня». Немудреные казалось бы, строчки, в один день узнала вся страна. Они потрясли всех. Это был крик души, но не одного поэта, а всего народа. На фронте эти стихи вырезали из газеты, переписывали и с ними шли в бой. В тылу женщины плакали над этими стихами.
Чтение учащимися стихотворения К. Симонова «Жди меня».
2-й ведущий: (Слайд №6)
В годы войны Михаилом Исаковским было написано одно из самых лучших произведений, посвященных женщине -стихотворение «Русской женщине». Сколько слез пролила русская женщина, сколько мук вытерпела в те минуты, когда в невзгоде ей остро было необходимо опереться на мужское плечо, а его не было, и разум подсказывал, что никогда не будет, какие тяжкие вздохи теснили ее грудь, когда она видела, как ее детям не хватает отца.
Какая только беда не гнула солдаток, а они стояли, проявляя огромное мужество. И не просто стояли в горе и несчастье, делали все, что было в силах, и даже больше, чтобы приблизить Победу.
Чтец (Михаил Исаковский «Русской женщине»)
1-й ведущий: (Слайд №7)
1942 год. Блокадный Ленинград и Ольга Берггольц со своей «Ленинградской поэмой». В ней она запечатлела блокадный быт ленинградцев, с большой сердечностью раскрыла души людей.
В этих стихах - всеокрыляющая мечта о завтрашнем дне, когда сдернут шторы черные с окна, будет вволю хлеб... темно-золотистый, ржаной. В них - призыв выстоять и в них же-простое, душевное слово, которым ленинградка хочет приободрить, успокоить свою соседку.
Чтец (Ольга Бергольц «Разговор с соседкой»)
2-й ведущий:
Стихотворения о любви, полные человечности, душевной
теплоты, очень скоро превращались в песни. Так произошло и
с поэзией М. Исаковского. Стихотворение « В лесу
прифронтовом»
( Звучит песня « В лесу прифронтовом»)
... Мы видим осеннюю поляну, лица бойцов, притененные тускло поблескивающими касками. В короткие часы затишья они слушают гармониста. А он, закинув за плечи крылья плащ-палатки, выводит знакомую до боли мелодию. Она согревает солдат и в то же время настраивает на подвиг. И не зря заключительные строфы стихотворения звучат как сигнал боевой тревоги, поднимающий батальоны в ружье.
2-й ведущий:
Исаковский любил жизнь и стихи писал светлыми красками. Но он думал и о трагических судьбах, о судьбе того же русского солдата, у которого враги «сожгли родную хату, сгубили всю его семью». О цене победы, которую наш народ оплатил жизнями своих лучших сыновей и дочерей, о цене мира, которым дышит земля, это стихотворение, ставшее песней. (Звучит песня «Враги сожгли родную хату»)
1-й ведущий:
Героиня повести Чингиза Айтматова «Материнское поле»
сказала: « Кто говорит, что война делает людей жестокими,
низкими, жадными и пустыми? Нет, война, 40 лет, 50 лет ты
будешь топтать людей сапогами, убивать, грабить, сжигать и
разрушать - и все равно тебе не согнуть человека, не принизить, не покорить его. Потому что он Человек.
И Ольга Берггольц в стихотворении « Твой путь» говорит о силе любви, которая сильнее ненависти, войны и смерти.
Чтец (Отрывок из стихотворения « Твой путь»)
2-й ведущий:
Стихи, рожденные войной...
О чем бы ни писали, ни говорили поэты в те годы, они твердо знали - русским людям не нужна война.
1-й ведущий:
Александр Твардовский сказал:
Война - жесточе нету слова
Война - печальней нету слова
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет.
И мы присоединяем свой голос к голосам поэтов.
2-й ведущий:
Да, мы хотим любить, хотим улыбаться и шутить, хотим
видеть безоблачное небо и яркое солнышко.
1-й ведущий:
Но мы не хотим войны
2-й ведущий:
Мы не хотим войны, чтобы не видеть слез матерей.
1-й ведущий:
Мы не хотим войны, чтобы не видеть братских могил.
Чтец (стихотворение В. Высоцкого «Братские могилы») (Слайд №9)
1-й и 2-й ведущие вместе:
Мы не хотим войны.
Звучит песня «Хотят ли русские войны».
1-й ведущий:
Да, мы не хотим войны
И поэтому:
Через века, через года,-
Помните!
О тех, кто уже не придет никогда - помните!
2-й ведущий:
Покуда сердца стучатся,- помните!
Какой ценой завоевано счастье ,- пожалуйста, помните.
Заключительное слово учителя.
Судьба поэтов: они идут к людям самыми разнообразными тропами и бывают безмерно счастливы, когда народу придутся по душе их творения, когда он возьмет в свое полное владение какие-то выточенные им строчки. Такова судьба поэтов военных лет. Их стихи были нужны людям как воздух, как вода, как хлеб. Они поднимали людей в бой, были оружием в борьбе с врагом. Они помогали выстоять в трудные минуты. И сейчас, в наше очень неспокойное время, они учат нас ненавидеть своих врагов и горячо любить свою Родину, учат нас мужеству, стойкости, бескорыстию.
Стихи о войне - это память о тех далеких днях, о которых мы не вправе забыть, как не вправе забыть поэтов, написавших их...
Когда пожар войны багрился ало.
В незабываемый тяжелый год,
Их сердце беспокойное позвало
Туда, где встал с оружием народ.
Под Севастополем и Ленинградом
Над белым снегом, над сухой травой
Они стояли с воинами рядом
И совершали подвиг свой.
(Звучит музыка Альбиони «Адажио»)
Почтим светлую память поэтов и всех погибших в годы Великой Отечественной войны минутой молчания.
Подведение итогов урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно-музыкальный вечер "Стихи, рожденные войной..."
Литературно-музыкальный вечер для учащихся 11-х классов "Стихи, рожденные войной..."...
Стихи, рожденные войной
Данная разработка урока по теме "Стихи, рожденные войной" поможет учителям русской литературы провести урок в 8 классе...
Стихи, рожденные войной (По творчеству М. Цветаевой и А. Ахматовой")
Урок по литературе в 8 классе с неродным русским языком обучения...
"Стихи, рожденные войной"
Сценарий праздника, посвященного открытию года литературы...
Сценарий конкурса чтецов «Стихи, рожденные войной…»
Смотр-конкурс чтецов среди воспитанников, посвящённый 73-годовщине со дня Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг., проводится с целью воспитания любви к Родине, гордости за ее ...
конспект урока "Стихи, рожденные войной"
конспект открытого урока литературы в 7 классе "Стихи, рожденные войной"...
Конспект внеурочного мероприятию по литературе в 11 кл "Стихи, рожденные войной"
Конспект внеурочного мероприятия в 11 кл "Стихи, рожденные войной"...