"Стихи, рожденные войной"
материал на тему

Самсонова Виктория Брониславовна

Сценарий праздника, посвященного открытию года литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_god_literatury_2015.docx21.22 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий к Открытию Года Литературы 2015

"Стихи, рожденные войной..."

Оформление сцены:
С одной стороны сцены (впереди) стоит открывающийся большой поэтический сборник "Стихи, рожденные войной...". Обложка сборника (название, рисунок, общий фон и т.д.). Внутри сборника - портреты поэтов-фронтовиков А.Твардовского, К.Симонова, С.Гудзенко, С.Орлова, С.Щипачева, Б.Слуцкого, Б. Окуджавы, Д.Самойлова и других с кратким обзором их творчества и текстами их стихотворений (на проекторе)
Березовая аллея уходит в глубь сцены. Одна сторона ее - из зеленых берез, другая - из обгоревших. Аллея упирается в огромную красную звезду, которая поделена на две части. Часть звезды со стороны зеленых берез - красная. Над ней изображены салют, голубые облака, солнце. Часть звезды со стороны обгоревших берез оплавлена. Над ней - огненные облака, дым от взрывов и свет от прожекторов.
С другой стороны сцены - блиндаж с натянутой маскировочной сеткой. Внутри него стоят самодельные табуретки и стол. Впереди блиндажа сделан небольшой костер.

(Выходят ведущие из-за красной звезды и останавливаются посередине сцены. Звучит песня Л.Гурова "Тишина").

Ведущий: Все дальше и дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. Вот уже наш народ отметил 70 лет Победы над фашистской Германией.

Ведущая: Значит, уже о нашем времени написал поэт Сергей Орлов:
Когда это будет, не знаю.
В тени белоствольных берез
Победу Девятого мая
Отпразднуют люди без слез...
Подымут победные марши
Армейские трубы страны,
И выедет к армии маршал,
Не видевший этой войны...

Ведущий: Да, время неумолимо идет вперед, но вместе с тем оно не властно над памятью народа.


(Ведущие подходят к поэтическому сборнику "Стихи, рожденные войной...").


Книги выступают как хранители памяти поколений. Более тысячи писателей и поэтов ушли на фронт, и свыше четырехсот не вернулись домой. По горячим следам войны создавали они, надевшие военную форму, свои произведения. Это Константин Симонов, Александр Твардовский, Семен Гудзенко и многие, многие другие... Поэзия фронтового поколения стала одним из самых ярких и значительных литературных явлений. Но это было уже после Победы...


Ведущая: Перед нами поэтический сборник "Стихи, рожденные войной...". Перелистаем же с вами его героические страницы...


(Ведущие открывают поэтический сборник. Основной свет гаснет. Освещается только часть сцены с поэтическим сборником. Слышится звук метронома, отсчитывающего последние секунды мирного времени. Звучит музыка песни А.Александрова "Священная война", на фоне которой Ю.Левитан (в записи) говорит за кадром).
Ю.Левитан: ...Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны германские войска напали на нашу страну, атаковали пограничные части на фронте от Балтийского до Черного моря...


(На экране - фрагменты видеофильма "Трудные дороги войны" - 3 минуты. Зажигается свет. В блиндаже зарисовка"Минуты отдыха".
Возле блиндажа сидят бойцы. Первый боец пишет письмо, второй играет на гитаре, третий читает "Боевой листок"... За кадром звуки выстрелов, взрывы...).Первый боец пишет письмо:Ты прости, что письмо, торопясь……….(Второй боец исполняет под гитару песню "Нас не нужно жалеть". Слова С.Гудзенко, музыка В.Высоцкого)………………..

Ведущий: В первые дни и месяцы войны, а также летом 1942 года фронтовая обстановка складывалась не в нашу пользу. Врагу оставались города и села. В таких условиях, как никогда, возрастала роль поэтического слова, вселявшего уверенность в победе. "Я прошел по той войне, а она прошла по мне", - говорит поэт фронтового поколения Давид Самуилович Кауфман, литературный псевдоним которого Давид Самойлов. Он прошел войну в пехоте бравым и веселым пулеметчиком.

Ведущая: Война в стихах Самойлова - это невероятная масштабность целого и рельефная четкость частного, бытовая и крылатая романтика. Поэзия его только начинается войной, только отталкивается от нее, уходя в далекие просторы и высоты... Со своей ротой Самойлов воевал до победного конца, освобождал Польшу, участвовал в боях за Вислу в январе 1945 года и победу встретил в Берлине... Возможно, вы задавали себе вопрос - как становятся поэтами? Вчитываясь в строки стихотворений Самойлова, понимаешь, что поэтами рождаются.
(Свет зажигается. Чтец в солдатской одежде выходит со стороны опаленной звезды и идет вперед, читая стихотворение "Сороковые" Д.Самойлова на фоне звуков выстрелов и взрывов). 

Ведущий: У каждого поэта-фронтовика свое восприятие действительности. У каждого свои стихи - страстные, искренние, а потому и живучие. Семен Гудзенко знал, каково подняться из окопа, каково слышать постылый свист пуль. Он достойно, по-мужски смотрел в глаза смерти, хотя знал, что жизнь может оборваться в любую минуту.

Ведущая: Все написанное Гудзенко в ту пору представляет собой лирический дневник молодого солдата Великой Отечественной. Поэт пишет о том, что видел, что пережил сам, о "ледяной стуже" и "пламени пожаров", об "окопном терпении" и "слепой ярости" атак.
(Зажигается свет. Звучит музыка песни В.Баснера "На безымянной высоте". Хореография "В медчасти". В блиндаже сидят боец и медсестра, которая перевязывает ему рану. Боец на фоне музыки читает стихотворение "Первая смерть" С.Гудзенко, как бы разговаривая с ней).

Ведущие идут со стороны зеленых берез. В книге показывают материал о К.Симонове).

Ведущий: Константин Симонов еще до сорок первого года внес в литературу некое предощущение войны, обратившись к теме мужества, героизма, человеческой причастности к событиям эпохи. В дни войны стихи Симонова стали для всей страны учебниками любви, верности, ненависти к врагу. Фронтовые песни на его стихи звучали не только на передовой, но и в тылу, объединяя страну в единый фронт.

Ведущая: Любовная лирика неожиданно заняла тогда в поэзии важное место, стала пользоваться необычайной популярностью. Стихотворения Симонова строились на доверительном обращении к очень близкому человеку - жене, любимой, другу или на задушевном разговоре с хорошо понимающим тебя собеседником. В них мы не находим патетики, потому что она в таких произведениях неуместна, невозможна, фальшива...

Ведущий: Когда речь заходит о лучших лирических произведениях поэзии военных лет, мы, не задумываясь, называем "Землянку" Алексея Суркова и "Жди меня" Константина Симонова. Твардовский, строгий и даже придирчивый ценитель поэзии, сказал, что "именно эти стихи о самом главном, именно они являют собой "души откровенный дневник".
(Загорается свет. Звучит музыка песни Н.Богословского "Темная ночь". Освещается часть сцены у блиндажа. Сидят солдаты и солдатки около костра и тихо разговаривают. Один боец отходит от блиндажа и начинает читать стихотворение К.Симонова "Жди меня" на фоне тихой музыки).


Ведущий: О многом писали поэты в годы войны. Михаил Васильевич Исаковский - автор знаменитых песен "Катюша", "Огонек", "В лесу прифронтовом" - ровесник века, поэт народный, естественный. Не случайно десятки его стихотворений стали удивительными песнями, растворившимися в памяти народа. Разные наблюдения, детали, факты входили в лирику Исаковского. Но за всем этим вставал главный герой, творец победы - солдат.
(Подходит к книге и показывает литературный материал о М.Исаковском).

(Девочки  поют песню  "В лесу прифронтовом". Слова М.Исаковского, музыка М.Блантера. Хореография "Военный вальс". Солдаты и солдатки танцуют вальс).
(Свет гаснет. Музыка продолжает звучать тихо. Освещается часть сцены с книгой, в центре которой стоят ведущие и говорят на фоне музыки).

Ведущий: Немало незабываемых строчек было создано в дни Великой Отечественной войны. В этом могучем хоре у автора поэмы "Василий Теркин" Александра Твардовского есть свой неповторимый голос. Твардовский умел вглядываться в человека, видеть его суть, замечать самое главное. Поэтому и удалось поэту почувствовать и передать в образе Василия Теркина дух истинно народного героя, подлинные его черты. Это величайшая заслуга поэта перед отечественной литературой.
(Ведущая показывает материал о Твардовском в сборнике).

Ведущая: Путь к вершинам литературы Александр Трифонович Твардовский прошел тягчайшими дорогами войны, поднимаясь к постижению эпического характера народного героя. Такой труд оказался поэту по плечу только благодаря жизненному и воинскому опыту, благодаря силе таланта. Поэтому Василий Теркин и дорог всем солдатам, кто перенес тяготы войны и не утратил неиссякаемого оптимизма и веры в Победу.
(Свет зажигается. Выходят два солдата со стороны обгоревших берез и читают отрывки из поэмы "Василий Теркин" на фоне музыки песни А.Новикова "Смуглянка").


(Звучат выстрелы и залпы орудий. Солдаты уходят за опаленную звезду. В это время выходят из-за красной звезды ведущие и говорят на фоне залпов).

Ведущий: На сотнях памятников и обелисков не увидишь имен, лишь количество захороненных, среди которых были писатели и поэты-фронтовики. Они пали за свободу и независимость нашей Родины...


Ведущая: Бессмертен подвиг Мусы Джалиля, не сложившего своего оружия - поэтического слова в гитлеровских застенках. Под Ленинградом погиб Всеволод Багрицкий, убиты в боях под Смоленском Борис Богатков, Николай Майоров.


Ведущий: Под Киевом погиб Борис Лапин. В боях под Сталинградом - Михаил Кульчицкий... Признанные и начинающие поэты разных возрастов, национальностей - все они в пору тяжких испытаний были на переднем крае борьбы. Они пали, их нет, но они живут в поэтических сборниках, их чувства и мысли обрели голос...

Ведущий: В одном из выступлений А.Твардовский заметил, что "действительность - даже героическая действительность - нуждается в подтверждении и закреплении искусством. Без этого она не совсем полна и не может с полной силой воздействовать на сознание людей". Действительно, Великая Отечественная война и победа в ней не означали бы столько для нашего национального патриотического самосознания, если бы мы знали об этом только по учебникам истории, если бы не было творений писателей и поэтов-фронтовиков

Ведущая: Подвиг русского народа в Отечественной войне 1941-1945 годов подтвержден и закреплен в нашем сознании средствами правдивого художественного слова. "Война ж совсем не фейерверк", - писал Михаил Кульчицкий, (Музыка продолжает звучать. Выходит ученик в солдатской форме со стороны блиндажа и читает стихотворение А.Твардовского на фоне музыки песни "Победа". Ведущие стоят у книги).


(Все участники вечера выходят на сцену со стороны зеленых берез под песню "Нам нужна одна Победа"на поклон.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальный вечер "Стихи, рожденные войной..."

Литературно-музыкальный вечер для учащихся 11-х классов "Стихи, рожденные войной..."...

Стихи, рожденные войной

Данная разработка урока по теме "Стихи, рожденные войной" поможет учителям русской литературы провести урок в 8 классе...

Стихи, рожденные войной (По творчеству М. Цветаевой и А. Ахматовой")

Урок по литературе в 8 классе с неродным русским языком обучения...

Урок - концерт в 7 классе литература. Стихи рожденные войной.

Урок-концерт. Литература. 7 класс Мокрушина Елена Арташовна, учитель русского языка и литературы Стихи, рожденные войной. Люди! Покуда сердца стучатся,- помните! Какой ценой завоевано счастье,- пожалу...

Сценарий конкурса чтецов «Стихи, рожденные войной…»

Смотр-конкурс чтецов среди воспитанников, посвящённый 73-годовщине со дня Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг., проводится с целью воспитания любви к Родине, гордости за ее ...

конспект урока "Стихи, рожденные войной"

конспект открытого урока литературы в 7 классе "Стихи, рожденные войной"...

Конспект внеурочного мероприятию по литературе в 11 кл "Стихи, рожденные войной"

Конспект внеурочного мероприятия в 11 кл "Стихи, рожденные войной"...