Стихи, рожденные войной (По творчеству М. Цветаевой и А. Ахматовой")
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему
Урок по литературе в 8 классе с неродным русским языком обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.akhmatova.tsvetaeva.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по литературе. 8 класс
Учитель русского языка МБОУ СОШ № 3 г Кызыла:
Салчак Роланда Май-ооловна
Тема: «Стихи, рождённые войной».
( По творчеству М.Цветаевой и А.Я.Ахматовой)
Цел: познакомить со стихотворениями М.Цветаевой и А.Ахматовой,
отразившими ВО войну, одну из трагических страниц истории страны;
помочь поглубже прочувствовать, какая боль охватывала население
страны, как велико было стремление к победе, к миру; совершенствование умений разбирать стихотворение
развить навыки выразительного чтения, а также устной
монологической речи.
Оборудование: картина Б.И.Пророкова ,,У бабьего Яра” ( из серии ,,Это не должно повториться!” ); песня ,,Священная война”.
Грянул гром, пришёл черёд
Нынче мы в ответе
За Россию, за народ
И за все на свете
А.Т.Твардовский.
Звучит песня ,,Священная война”
- Когда была написана песня? Кто авторы?
1.Слово учителя
Почти каждый день мы слышим по многу раз: ,,в войне”, ,,о войне”, ,,на войне”. Странно, пропускаем мимо ушей, не вздрагиваем, даже не останавливаемая. Потому что некогда? Или потому, что,, всё зная о войне, мы не знаем только одного - что это такое? Война – это п.в. люди. Не вообще смерть, а смерть человека, не вообще ,,страдание”, а страдание человека. Остановиться на секунду и подумать; такого, как я…!
Война ВО – это свыше 27 миллионов погибших. А сколько искалеченных, сколько изломанных жизней, сколько несосогоявщихся счастий, сколько нерожденных детей, сколько мук материнских, отцовских, вдовьих, детских. Страшна была плата за спасение отечества.
В годы войны и писатели, и актёры, и художники, и музыканты были на полях сражений, передавая в своих стихотворениях, песнях, рассказах настроения, переживания участников сражений, рассказывая о положении на важнейшие фронтах.
Крупнейшие русские писатели всегда откликались на важнейшие для страны события. Державин, Пушкин, Лермонтов отражали наиболее яркие баталии. В 20 веке, как и в предыдущем столетии, Денис Давыдов и Лев Толстой, писатели вместе с солдатами встали в первых радах защитников своей Земли, остановили в стихах и прозе свидетельства и войне.
Симонов и Бернгольц, Сурков и Прокофьев, Ахматова и Твардовский и многие другие поэты приближали День Победы. Чем же отмечен каждый из них в большой книге военной поэзии?
Над чем заставляет задуматься поэма и небольшое стихотворение?
Стихи тех лет становились призывом, клятвой
Война 1941-1945 годов, ВО в – самое страшное и жуткое испытание, которое выпало на долю нашего народа
Война – от этого слова веет жестокостью и кровью. Сколько много человеческих жизней унесла она, сколько людских судеб искалечила и изранила, да еще оставила в памяти вечные воспоминания.
2. Работа по картине Б.И.Пророкова ,,У бабьего яра”. Из серии ,,Это не должно повториться”! 1958-1959
- Посмотрите на картину художника Б.И.Пророка ,,У бабьего яра “ Из серии ,,Это не должно повториться”. О чем повествует эта картина? Кто изображен на ней?
Женщины – матери, вдовы, бабушки, жены, сестры. Взгляд женщины пронзает до глубины души, картина повествует о необъятном горе и страданиях, выпавших на долю женщин, да и на все население нашей страны.
В этих образах старой и молодой женщин видим не только необъятное горе, страдание, непомерные тяготы, заботы, но и внутреннюю готовность стоять до конца, готовность встретиться с врагом к лицом к лицу. Эти женщины исполнены духом несокрушимости.
Картина эта о величии и святости патриотического подвига миллионов матерей, пославших на смертный бой своих сыновей.
3. Сообщение о жизни и творчестве М.Цветаевой.
(выступает ученица)
4. ,,Стихи к Чехии” – это лебединая песня М.Цветаевой на чужбине, в июне 1939г. Она уехала в Россию.
Жизнь в эмиграции была трудная.
Первые три года (до конца 1925 – го) Цветаева жила в Праге, вернее, под Прагой, в пригородах – Вшенорах и Мокронсах. Из всех эмигрантских лет и мест самыми светлыми дорогими оказались годы в Чехии. Она много писала, у неё были друзья; родился сын, что давало ей возможность говорить о своей породненности с горячо любимой Чехией.
Победа гитлеризма в Германии, гибель Испанской республики, мюнхенская измена - всё это вызвало в душе Цветаевой страстный проест.
С горечью и больно встретила М.Цветаевой известие о захвате Чехословакии фашистской Германией. Её стихи, посвященные Чехии, борющуемуся чешскому народу, стали яркой страницей антифашисткой поэзии.
Словарная работа.
Лебединая песня (образное выражение) – последнее проявление таланта. Существует древнее поверье, что лебеди поют перед смертью, На самом деле смертельно раненный лебедь издает вздох в виде певучей мелодии.
5. Выразительное чтение стихотворения учителем.
Стихи к Чехии – это поистине ,,плач гнева и любви”, поэзия обжигающего гражданского накала, настоящего Ораторского звучания и вместе – трагического отчаянья. Поэт верит в бессмертие народа, не склонившего головы под насилием, предрекает неизбежную гибель его палачам, но сам в ужасе, закрыв глаза и зажав уши, отступает перед кровавым безумием, охватившим мир. Проклиная фашизм, Цветаева теряла уже последнюю надежду – спасительную веру в жизнь. Эти стихи её – как крик живой, но истерзанной души:
О, черная гора, Отказываюсь – выть
Затмившая весь свет! С акулами равнин
Пора – пора – пора Отказываюсь плыть -
Творцу вернуть билет Внизу – по теченью спин
Отказываюсь- быть. Не надо мне ни дыр
В бедламе нелюдей. Ушных, ни вещих глаз
Отказываюсь - жить. На твой безумный мир
С волками площадей. Ответ один – отказ
,,Стихи к Чехии” говорят о том, какой страстной защитницей гуманистических идеалов была Цветаева. Она выступала в этих стихах, оказавшихся последним взлётом её таланта, художником пламенного гражданского темперамента, ярким публицистом и политическим оратором .
Словарная работа.
Бедлам ( разг. ) – неразбериха, хаос.
Вещий глаз
- пророческий, предвидящий будущее
Творец - Бог
Беседы, анализ стихотворения.
- Какие Чувства выражены в стихотворении?
( Боль, гнев, горечь потери )
- Что вызвало ,,слезы на глазах”?
Почему ,,Чехия в слезах”, ,,Испания в крови”
( Черная гора затмила весь в свет ).
Запись на доске и в тетради.
Черная гора – армия фашистов ( форма черная несут смерть, черный цвет – цвет смерти, траура )
- Что несет?
- Затмившая весь свет.
- Бедлам нелюдей.
- Волки площадей.
- Акулы равнины.
Они несут слезы, плач кровь.
- Какой ответ дает лирический герой стих – я?
( ,,На твой безумный мир ответ один – отказ” )
- Обратите внимание на глаголы: Быть, жить, выть, плыть, - они передают решимость лирического героя
- Какими средствами поэтическими М.Цветаева передает ощущении общечеловеческой трагедии?
( Для передачи трагедии автор использует восклицательные предложения, междометия, выражающие чувство горечи, ужаса. )
6. Сообщение об Ахматовой .
7. Слово учителя о военном периоде творчества Ахматовой.
(а) Стихотворение ,,Клятва”)
Великая отечественная война застала Анну Ахматову в Ленинграде, откуда она была Эвакуирована в Ташкент.
Когда подул ветер войны, когда началась схватка с нелюдями, с теми самыми силами смерти, которые могли завладеть нашей страной, то сразу же возник новый поток Лирики Ахматовой. Первый откликом была знаменитая ,,Клятва”- четыре строчки помеченные: ,,июль, 1941”. Так начались ,,военные” стихи Ахматовой, так начинается всякая солдатская служба – с присяги.
а) Стихотворение ,,Клятва”.
Речь мужественной и сильной женщины провожающей на фронт бойца перекликается
С воинской присягой. В этом стих – ии боль и сила. Клятва и будущему, и прошлому в живой, материнской личной форме. Соединение живого переживания русской женщины с переживаниями миллионов тогдашних советских женщин и уверенной воинской клятвы создает поэтическое своеобразие и силу этого короткого стихотворение.
8. Стихи – послания ленинградским детям.
Ахматова не хотела уезжать из Ленинграда и, будучи эвакуированной и живя затем в течение 3 – х лет в Ташкенте, не переставала думать и писать о покинутом городе. Произведения Ахматовой дороги тем, что они выражали чувства сострадания, любви и скорби, шедшие тогда к Ленинграду со всех концов страны, В её поэтических посланиях много простой человеческой нежности:
1.
Щели в саду вырыты,
Не горят огни.
Питерские сироты,
Детоньки мои!
Под землей не дышится,
Боль сверлит висок,
Сквозь бомбежку слышится
Детский голосок
а) Выразительное чтение 1 – го стихотворения учителем
б) Беседа.
- Кому адресовано стихотворение? (всем питерским детям )
- Каким настроением проникнуто стихотворение?
(материнской нежностью, состраданием, любви )
- Объясните смысл метафоры в следующей строке:
Под землей не дышится
Боль сверлит висок
Сквозь бомбежку слышится
Детский голосок (картина блокадного Ленинграда). в) Выразительное чтение 2 – го стих. учителем
- Кому адресовано 2 стих.? ( имеет конкретного адресата )
- Что означают данные слова:
Я теперь за высокой горою
( А.Ахматова находилась в эвакуации в Ташкенте )
В стихотворениях 1942 года, написанных в эвакуации в Ташкенте, происходит усиление непосредственно материнского начала лирики.
в) Одно из самых щемящее – лирических стих. Ахматовой
Постучи в кулачком – я открою.
Я тебе открывала всегда.
Я теперь за высокую горю,
За пустыней, за ветром и зноем,
Но тебя не предам никогда…
Твоего я не слышала стона,
Хлеба ты у меня не просил.
Принеси же мне ветку клёна
Или просто травиной зеленых,
Как ты прошлой весной приносил.
Принеси же мне горсточку чистой,
Нашей невской студеной воды,
И с головки твоей золотистой
Я кровавые смою следы.
г) Стихотворение имеет конкретного адресата. Это подчеркнуто шестикратным обращением: ,,тебе… тебя… твоего… ты… ты… твоей.” Мы видим и некоторые черты поведения этого мальчика, даже его скрытый собственный лирический голос.
Этот мальчик имел реального прототипа – ленинградского мальчика Валю Смирнова, соседа Ахматовой в Фонтанном доме в Ленинграде, где она жила до эвакуации. Мальчик, погибшего во время одной из бомбардировок. Первоначально стихотворение и печаталось с посвящением памяти этого мальчика. Т.о подчеркнута как бы документальность, неповторимая конкретность лирического события – переживания. Но беседа с этим мальчиком – совсем особенная. Ахматова разговаривает с ним после его смерти, как если бы он ещё продолжал жить, и разговор выступает и как лирическое самообязательство - ,, Я тебя не предам никогда”
Чувство близости живых к погибшим во время и ответственности перед ними было одним из главных мотивов лирики Ахматовой, но и всей военной лирики, и особенно и Твардовского. У Ахматовой оно выражено соединением мужественной энергии чувства и слова и женской материнской сердечности, нежности.
Заключительные строчки стихотворения дают образ конкретной материнской заботы и обязательство:
И с головки твоей золотистой
Я кровавые смою следы.
Конкретность изображения переходит в некий высший ряд.
Это даже не символика, это именно вторая высшая реальность, заключенная в непосредственно данной. Высшая реальность, в которой женщина может смыть кровавые следы с золотистой головки далеко от неё похоронного мальчика. Мальчик, связанного с ней высшей общностью, не обычного материнства, а того общего материнства, которое связывает всякую женщину во всяким ребенком. Движение лирической свободы, силы преодолевают здесь границы пространства и времени, даже границы жизни и смерти, в одном сгустке совместного переписывания ,,я” – и ,,ты”. Так еще больше вырастает свобода лирического высказывания и лирического времени, сила лирической общности.
Поэзия ВО в была многообразной. Ахматова внесла в этот поэтический поток ,, свою особую лирическую струю. Ее омытые слезами стихотворные реквиеты, посвящённые Ленинграду, были одним из выражений всенародного сострадания, шедшего к ленинградцам. Через огненное кольцо блокады на протяжении бесконечных осадных лет.
9. Общения по теме. Выводы.
- Стихотворениями каких поэтов мы познакомились на уроке?
- Что обязывает этих авторов?
Поэты принадлежат разным поэтическим школам. Но их объединяет неприятие жесткости, античеловечности войны и веры в духовные силы народа, в его способность выстоять и победить. Стихотворения помогли преодолеть тяготы войны, дали опору в дни великой трагедии, потрясений и смертельной опасности.
10. Домашнее задание: выучить одно из стихотворений наизусть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно-музыкальный вечер "Стихи, рожденные войной..."
Литературно-музыкальный вечер для учащихся 11-х классов "Стихи, рожденные войной..."...
Стихи, рожденные войной
Данная разработка урока по теме "Стихи, рожденные войной" поможет учителям русской литературы провести урок в 8 классе...
Урок - концерт в 7 классе литература. Стихи рожденные войной.
Урок-концерт. Литература. 7 класс Мокрушина Елена Арташовна, учитель русского языка и литературы Стихи, рожденные войной. Люди! Покуда сердца стучатся,- помните! Какой ценой завоевано счастье,- пожалу...
"Стихи, рожденные войной"
Сценарий праздника, посвященного открытию года литературы...
Литературный салон по творчеству «МАРИНА ЦВЕТАЕВА И АННА АХМАТОВА»
Две женщины, которые прошли через множество преград и испытаний для того, чтобы благодаря своему несравненному поэтическому дару сделать мир немного лучше. Две разные судьбы, каждая из котор...
Сценарий конкурса чтецов «Стихи, рожденные войной…»
Смотр-конкурс чтецов среди воспитанников, посвящённый 73-годовщине со дня Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг., проводится с целью воспитания любви к Родине, гордости за ее ...
конспект урока "Стихи, рожденные войной"
конспект открытого урока литературы в 7 классе "Стихи, рожденные войной"...