Урок в 5 классе по теме "ПОРТРЕТ" Н. В. Гоголя
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
Н. В. Гоголь «Портрет».
Странное, причудливое, фантастическое в повести.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya_0.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: Н. В. Гоголь «Портрет».
Странное, причудливое, фантастическое в повести.
Предварительная подготовка к уроку
Прочитать повесть, подготовиться к пересказу сюжета, вопросам по нему.
Цели:
- роль реального и фантастического в повести
- познакомить учащихся с темой призвания художника, его назначения, ответственности за свои творения, о важной роли искусства;
- развивать способность анализировать текст, пересказывать сюжет, делать выводы, выражать собственную оценку прочитанного, быстро и грамотно отвечать на вопросы;
- воспитывать в учениках интерес к искусству, дать почувствовать разницу между тем, кто развивает свой талант, и тем, кто заглушает его в угоду общества.
Оборудование: учебник, интерактивная доска (презентация, содержащая портреты писателя и картина А.Иванова «Явление Христа народу».
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Вид урока: дискуссия.
Необходимо показать учащимся, как Н.В. Гоголь изображает постепенное падение Черткова. Очень важно при этом дать представление о художественной детали.
Ход урока
I.Вступительное слово
Учитель: Для начала я хочу провести небольшую викторину. Вы письменно ответите на вопросы, а потом мы обратимся непосредственно к анализу повести Николая Гоголя.
Вопросы:
- Как фамилия главного героя первой части повести? (Андрей Петрович Чартков)
- Где происходит действие? (В Петербурге)
- Чей портрет приобретает Чартков и за какую цену? (Портрет старика-ростовщика, за двугривенный).
- Что необычного в портрете ростовщика? (Глаза его кажутся живыми).
- Что за сюрприз скрывался за рамкой картины? (там были спрятаны деньги).
- Какова была дальнейшая судьба Чарткова? ( Он растратил вдохновение и умер, снедаемый завистью к талантливым коллегам)
- Где происходит действие второй части повести? (На аукционе)
- Какой предмет связывает первую и вторую часть повествования? (Портрет ростовщика)
- Что фантастическое и что реальное в повести?
- Кто рассказал историю портрета? (Сын художника)
- Чем заканчивается повесть? ( Исчезновением портрета.)
- Работа над новым материалом.
Учитель: Сегодня на уроке к нам пришел гость, это журналист, который следил за историей создания повести и дальнейшей ее судьбой.
Журналист: Эта повесть имела две редакции. Сначала она была опубликована в 1835 году в сборнике «Арабески» и подверглась критике В.Г. Белинского. Критик назвал повесть неудавшейся попыткой фантастики, а вторую ее часть- напрочь лишенной фантастика. Вторая редакция дотирована 1841 годом. Надо заметить, что этой редакции предшествовало наблюдение автора за созданием картины А.Иванова «Явление Хиста народу», выдающегося полотна, которое сейчас мы можем увидеть в Третьяковской галерее. Целый зал музея посвящен эскизам и наброскам, портретам людей, послуживших натурщиками к этой картине. Это была колоссальная работа великого творца, перед которой замирает каждый посетитель музея.
После наблюдений за работой художника Н.В. Гоголь и возвратился к своей повести. Автор исключил совсем мистические сцены, в том числе и последнюю, где ростовщик пропадает с портрета, ограничившись пропажей самого портрета. Он изменил фамилию героя с Черткова на менее напоминающую о нечистой силе- Чартков, яснее выписал некоторых второстепенных персонажей. Повесть состоит из двух частей: первая- эта рассказ о загубленном таланте, вторая- история создания портрета.
Что же изменилось в Чарткове? (Он был молод, беден, трудолюбив, полон любви к искусству. По мере того как росло его богатство, он терял трудолюбие, талант , веру в истинное вдохновение, становился алчным и холодным человеком. Самое ужасное, что он возомнил себя мерилом, образцом, стал ставить себя в пример другим. Затем пришло осознание своего ничтожества и творческого бессилия. Это породило зависть в самой ужасной ее форме. Из созидателя, творца Чарткова превратился в разрушителя.
II. Фантастическое в повести. Роль таинственного портрета.
- Перечитайте описание портрета. ( Чартков тут же ощутил «какое- то неприятное, непонятное себе чувство».)
- Докажите, что Чартков не в силах сопротивляться портрету (обратите внимание, что в повести часто повторяется слово «неожиданно»: Чартков многое делает неожиданно для самого себя, как бы помимо своей воли). Когда он особенно ясно видит изображенное на портрете лицо? Какую роль играет сон Чарткова?
- Как Гоголю удается перевести фантастическое в реальный план?
- Когда портрет последний раз «является» Чарткову? Объясните причину этого? Почему Чартков велит вынести портрет прочь из мастерской?
(Чартков не в силах сопротивляться портрету: он неожиданно для себя покупает его, не может оторвать от него взгляда, берет деньги и во сне, и наяву. Сон Чарткова выдает его сокровенные мысли, его тайную, подсознательную тягу к золоту. Ему и портрет особенно ясно видится в те минуты, когда он думает о деньгах.
Гоголь незаметно переводит фантастическое в реальный план: таинственный сверток с золотом, который обранил ночью ужасный старик с портрета, оказывается кладом, спрятанным в раме, на которую слишком сильно нажал квартальный.
Портрет является Чарткову в последний раз в конце рассказа, когда тот осознал, что растратил свой талант попусту и велел вынести все созданные им бездарные картины. Сарик на портрете, если можно так выразиться, любуется результатами своего труда. И Чартков, считая портрет в определенной степени виновным в том, что случилось с ним, велит вынести его из мастерской.)
Кто же виноват в том, что случилось с Чартковым? Докажите, что Чартков был всегда склонен к тому, что получил при помощи портрета.
Вспомним слова учителя Чарткова. «Смотри, брат,- говорил ему не раз его профессор, - у тебя есть талант; грешно будет, если ты его погубишь. Но ты нетерпелив. Тебя одно что – нибудь заманит, одно что- нибудь тебе полюбится- ты им занят, прочее тебе нипочем, ты уж и глядеть на него не хочешь. Смотри, чтоб из тебя не вышел модный живописец…
Можно пуститься писать модные картинки, портретики за деньги. Да ведь на этом губится , а не развертывается талант. Терпи. Обдумывай всякую работу, брось щегольство- пусть их другие набирают деньги».
Вспомним, как в душе Чарткова боролись желание трудиться и желание богато жить, когда он получил в руки большие деньги, и какое из них в конце концов победило.
Вспомним, чем отличался от Чарткова художник, создавший великое произведение искусства, над которым рыдал даже охладевший ко всему Чартков.
Человек должен все решать сам, должен «управлять своей волей» и никого не имеет права винить в том, что случилось с ним.)
Какова же роль фантастического в этой повести?
( Фантастическое дает возможность Гоголю создать ситуацию, которая позволит Чарткову раскрыть то, что лежит глубоко в его душе. Фантастическое придает мрачный, трагический колорит всей повести, делает ее более глубокой, нежели обычное бытовое описание жизни художника. Портрет- это не только таинственный старик на полотне, не только те портреты, которые создал Чартков. Это сам Чартков, что с ним стало.
III.Подведение итогов
Мы узнали историю создания повести, поговорили о ее сюжете, теме и герое этого произведения. Выяснили роль фантастического в повести. Проверили свои знания в результате письменной викторины и продемонстрировали владение текстом.
IV.Анализ и оценка итогов работы.
V. Домашнее задание
Дописать свой финал повести
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разарботка урока по литературе 9 класса по роману НВ Гоголя "Мертвые души" "Хронотоп сада"
Разарботка урока по литературе в 9 классе "Хронотоп сада" по роману Н.В.Гоголя "Мертвые души". Применение командных технологий работы в группе. Подробный текстовый языковой анализ оп...
Урок литературы в 8 классе по повести Н.Гоголя "Невский проспект"
Урок построен по традиционной схеме: повторение, анализ эпизодов и содержания, итог. Включены задания творческого характера: литературный диктант, инсценирование, выразительное чтение наизусть....
Контрольная работа по литературе в 7 классе по творчеству Н. Гоголя, И. Тургенева, Н. Некрасова, М. Салтыкова-Щедрина, Л. Толстого, А Чехова
Контрольная работа позволяет проверить знания содержания изученных художественных произведений, понимание мотивов поведения героев, мыслей автора, умение писать словарную статью к предложенному ...
Уроки литературы в 7 классе. Повесть Н.В. Гоголя «Портрет». Опыт организации продуктивного чтения.
Давно подмечено, что искусство, искус, искушение - слова одного корня. Не одна ли и природа у обозначенных данными словами понятий? Для Н.В. Гоголя вопросы эти станут мукой всего твор...
Конспект урока литературы в 6 классе. Тема: Н.В. Гоголь «Старосветские помещики».
Конспект урока литературы в 6 классе. Тема: Н.В. Гоголь «Старосветские помещики»....
Презентация к уроку литературы в 8 классе "Комедия Н.В.Гоголя "Ревизор"
Презентация может быть использована на первых уроках по изучению комедии Н.В.Гоголя "Ревизор". Учащиеся знакомятся с афишей пьесы, с местом действия - уездным городом N. Также презентация дает возможн...
7 класс литература Н.В.Гоголь "Тарас Бульба"
Задания по прочитанному тексту. К ЕГЭ шаг за шагом...