Урок в 5 классе по теме "ПОРТРЕТ" Н. В. Гоголя
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Н. В. Гоголь «Портрет».

Странное, причудливое, фантастическое в повести.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publikatsiya_0.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: Н. В. Гоголь «Портрет».

Странное, причудливое, фантастическое в повести.

Предварительная подготовка к уроку

Прочитать повесть, подготовиться к пересказу сюжета, вопросам по нему.

Цели:

  1. роль реального и фантастического в повести
  2. познакомить учащихся с темой призвания художника, его назначения, ответственности за свои творения, о важной роли искусства;
  3. развивать способность анализировать текст, пересказывать сюжет, делать выводы, выражать собственную оценку прочитанного, быстро и грамотно отвечать на вопросы;
  4. воспитывать в учениках интерес к искусству, дать почувствовать разницу между тем, кто развивает свой талант, и тем, кто заглушает его в угоду общества.

Оборудование: учебник, интерактивная доска (презентация, содержащая портреты писателя и картина А.Иванова «Явление Христа народу».

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Вид урока: дискуссия.

Необходимо показать учащимся, как Н.В. Гоголь изображает постепенное падение Черткова. Очень важно при этом дать представление о художественной детали.

Ход урока

I.Вступительное слово

Учитель: Для начала я хочу провести небольшую викторину. Вы письменно ответите на вопросы, а потом мы обратимся непосредственно к анализу повести Николая Гоголя.

Вопросы:

- Как фамилия главного героя первой части повести? (Андрей Петрович Чартков)

- Где происходит действие? (В Петербурге)

- Чей портрет приобретает Чартков и за какую цену? (Портрет старика-ростовщика, за двугривенный).

- Что необычного в портрете ростовщика? (Глаза его кажутся живыми).

- Что за сюрприз скрывался за рамкой картины? (там были спрятаны деньги).

- Какова была дальнейшая судьба Чарткова? ( Он растратил вдохновение и умер, снедаемый завистью к талантливым коллегам)

- Где происходит действие второй части повести? (На аукционе)

- Какой предмет связывает первую и вторую часть повествования? (Портрет ростовщика)

- Что фантастическое и что реальное в повести?

- Кто рассказал историю портрета? (Сын художника)

- Чем заканчивается повесть? ( Исчезновением портрета.)

  1. Работа над новым материалом.

Учитель: Сегодня на уроке к нам пришел гость, это журналист, который следил за историей создания  повести и дальнейшей ее судьбой.

 Журналист: Эта повесть имела две редакции. Сначала она была опубликована в 1835 году в сборнике «Арабески» и подверглась критике В.Г. Белинского. Критик назвал повесть неудавшейся попыткой фантастики, а вторую ее часть- напрочь лишенной фантастика. Вторая редакция дотирована 1841 годом. Надо заметить, что этой редакции предшествовало наблюдение автора за созданием картины А.Иванова «Явление Хиста народу», выдающегося полотна, которое сейчас мы можем увидеть в Третьяковской галерее. Целый зал музея посвящен эскизам и наброскам, портретам людей, послуживших натурщиками к этой картине. Это была колоссальная работа великого творца, перед которой замирает каждый посетитель музея.

После наблюдений за работой художника Н.В. Гоголь и возвратился к своей повести. Автор исключил совсем мистические сцены, в том числе и последнюю, где ростовщик пропадает с портрета, ограничившись пропажей самого портрета. Он изменил фамилию героя с Черткова на менее напоминающую о нечистой силе- Чартков, яснее выписал некоторых второстепенных персонажей. Повесть состоит из двух частей: первая- эта рассказ о загубленном таланте, вторая- история создания портрета.

Что же изменилось в Чарткове? (Он был молод, беден, трудолюбив, полон любви к искусству. По мере того как росло его богатство, он терял трудолюбие, талант , веру в истинное вдохновение, становился алчным и холодным человеком. Самое ужасное, что он возомнил себя мерилом, образцом, стал ставить себя в пример другим. Затем пришло осознание своего ничтожества и творческого бессилия. Это породило зависть в самой ужасной ее форме. Из созидателя, творца Чарткова превратился в разрушителя.

II. Фантастическое в повести. Роль таинственного портрета.

  1. Перечитайте описание портрета. ( Чартков тут же ощутил «какое- то неприятное, непонятное себе чувство».)
  2.  Докажите, что Чартков не в силах сопротивляться портрету (обратите внимание, что в повести часто повторяется слово «неожиданно»: Чартков многое делает неожиданно для самого себя, как бы помимо своей воли). Когда он особенно ясно видит изображенное на портрете лицо? Какую роль играет сон Чарткова?
  3. Как Гоголю удается перевести фантастическое в реальный план?
  4. Когда портрет последний раз «является» Чарткову? Объясните причину этого? Почему Чартков велит вынести портрет прочь из мастерской?

(Чартков не в силах сопротивляться портрету: он неожиданно для себя покупает его, не может оторвать от него взгляда, берет деньги и во сне, и наяву. Сон Чарткова выдает его сокровенные мысли, его тайную, подсознательную тягу к золоту. Ему и портрет особенно ясно видится в те минуты, когда он думает о деньгах.

Гоголь незаметно переводит фантастическое в реальный план: таинственный сверток с золотом, который обранил ночью ужасный старик с портрета, оказывается кладом, спрятанным в раме, на которую слишком сильно нажал квартальный.

Портрет является Чарткову в последний раз в конце рассказа, когда тот осознал, что растратил свой талант попусту и велел вынести все созданные им бездарные картины. Сарик на портрете, если можно так выразиться, любуется результатами своего труда. И Чартков, считая портрет в определенной степени виновным в том, что случилось с ним, велит вынести его из мастерской.)

 Кто же виноват в том, что случилось с Чартковым? Докажите, что Чартков был всегда склонен к тому, что получил при помощи портрета.

Вспомним слова учителя Чарткова. «Смотри, брат,- говорил ему не раз его профессор, - у тебя есть талант; грешно будет, если ты его погубишь. Но ты нетерпелив. Тебя одно что – нибудь заманит, одно что- нибудь тебе полюбится- ты им занят, прочее тебе нипочем, ты уж и глядеть на него не хочешь. Смотри, чтоб из тебя не вышел модный живописец…

Можно пуститься писать модные картинки, портретики за деньги. Да ведь на этом губится , а не развертывается талант. Терпи. Обдумывай всякую работу, брось щегольство- пусть их другие набирают деньги».

Вспомним, как в душе Чарткова боролись желание трудиться и желание богато жить, когда он получил в руки большие деньги, и какое из них в конце концов победило.

Вспомним, чем отличался от Чарткова художник, создавший великое произведение искусства, над которым рыдал даже охладевший ко всему Чартков.

Человек должен все решать сам, должен «управлять своей волей» и никого не имеет права винить в том, что случилось с ним.)

Какова же роль фантастического в этой повести?

( Фантастическое дает возможность Гоголю создать ситуацию, которая позволит Чарткову раскрыть то, что лежит глубоко в его душе. Фантастическое придает мрачный, трагический колорит всей повести, делает ее более глубокой, нежели обычное бытовое описание жизни художника. Портрет- это не только таинственный старик на полотне, не только те портреты, которые создал Чартков. Это сам Чартков, что с ним стало.

III.Подведение итогов

Мы узнали историю создания повести, поговорили о ее сюжете, теме и герое этого произведения. Выяснили роль фантастического в повести. Проверили свои знания в результате письменной викторины и продемонстрировали владение текстом.

IV.Анализ и оценка итогов работы.

V. Домашнее задание

Дописать свой финал повести


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разарботка урока по литературе 9 класса по роману НВ Гоголя "Мертвые души" "Хронотоп сада"

Разарботка урока по литературе в  9 классе "Хронотоп сада" по роману Н.В.Гоголя "Мертвые души". Применение командных технологий работы в группе. Подробный текстовый  языковой  анализ оп...

Урок литературы в 8 классе по повести Н.Гоголя "Невский проспект"

Урок построен по традиционной схеме: повторение, анализ эпизодов и содержания, итог. Включены задания творческого характера: литературный диктант, инсценирование, выразительное чтение наизусть....

Контрольная работа по литературе в 7 классе по творчеству Н. Гоголя, И. Тургенева, Н. Некрасова, М. Салтыкова-Щедрина, Л. Толстого, А Чехова

Контрольная работа позволяет проверить знания  содержания изученных художественных произведений, понимание мотивов поведения героев, мыслей автора, умение писать словарную статью к предложенному ...

Уроки литературы в 7 классе. Повесть Н.В. Гоголя «Портрет». Опыт организации продуктивного чтения.

Давно подмечено, что  искусство, искус, искушение - слова одного корня. Не одна ли и природа у обозначенных данными словами понятий?  Для Н.В. Гоголя вопросы эти станут мукой всего твор...

Конспект урока литературы в 6 классе. Тема: Н.В. Гоголь «Старосветские помещики».

Конспект урока литературы в 6 классе. Тема: Н.В. Гоголь «Старосветские помещики»....

Презентация к уроку литературы в 8 классе "Комедия Н.В.Гоголя "Ревизор"

Презентация может быть использована на первых уроках по изучению комедии Н.В.Гоголя "Ревизор". Учащиеся знакомятся с афишей пьесы, с местом действия - уездным городом N. Также презентация дает возможн...

7 класс литература Н.В.Гоголь "Тарас Бульба"

Задания по прочитанному тексту. К ЕГЭ шаг за шагом...