«КРАСНОЮ КИСТЬ РЯБИНА ЗАЖГЛАСЬ…»
статья по литературе на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsii.docx | 27.12 КБ |
Предварительный просмотр:
«КРАСНОЮ КИСТЬ РЯБИНА ЗАЖГЛАСЬ…»
Марина Ивановна Цветаева вступила в литературу на рубеже веков, тревожное и смутное время. Вся ее жизнь – это странничество, неприкаянность, самоотречение, непокой. Она пережила революцию, голод, нищету, разлуку с мужем, смерть маленькой дочери Ирины, эмиграцию... Преданная мужем, дочерью, друзьями, ввергнутая в состояние полного отчаяния, напряженности, не имея средств даже к нищенскому существованию, она находит подходящую веревку и крюк – последнее, что давало ей возможность достойно уйти из жизни.
Марина Ивановна похоронена в безымянной могиле на чужом кладбище в Богом забытой Елабуге. Надежда Яковлевна Мандельштам писала: «Я не знаю судьбы страшнее, чем у Марины Цветаевой».
Сценарий
Слайд 1
№ 1 Вальс памяти Шварца
Здравствуйте, уважаемые земляки, гости, ученики и коллеги!
Наша встреча «От всей души» посвящена Марине Ивановне Цветаевой – великой русской поэтессе.
Слайд 2 Рябина. № 2 Колокольные звоны Фото отца и матери, Марины.
В семье профессора Московского университета, искусствоведа, основателя Музея изящных искусств (ныне Музей имени Пушкина в Москве) Ивана Владимировича Цветаева и талантливой пианистки Марии Александровны в 1892 году родилась девочка Марина: Красною кистью рябина зажглась.
Падали листья. Я родилась
Спорили сотни колоколов.
День был субботний, Иоанн Богослов…
Слайд 3 Марина
Как и многие поэты, Марина верила указующим, намекающим знакам судьбы. Полночь, листопад, суббота – она прочитала этот гороскоп легко и отчетливо. Рябина навсегда вошла в геральдику ее поэзии. Пылающая и горькая, на излете осени, в преддверии зимы, она стала символом судьбы, тоже переходной и горькой, пылающей творчеством и постоянно грозившей уйти в зиму забвения.
ВСЕ: Марина родилась для счастья, любви, радости, добра и света
№ 3 Танец юной Марины
Слайд 4 Дом в Трехпрудном
Дом в Трехпрудном переулке, как никакой другой, она любила словно родное существо. Надежно и безопасно он был спрятан в неподвижной каменной листве огромного, как дремучий лес, города.
Ст. Мракобесие. Смерч. Садом.
Слайд № 5 Мария Александровна за роялем
Домашний мир и быт были пронизаны постоянным интересом к искусству. На шкафах и книжных полках стояли бюсты античных богов и героев, сделавшиеся с годами членами семьи Цветаевых. В доме постоянно звучала музыка знаменитых музыкантов мира: Моцарта, Баха, Бетховена, Гейдна, Генделя, Вивальди, Штрауса, Чайковского в прекрасном исполнении матери.
№ 4 Музыка Вивальди Эльфийская ночь
Слайд № 6 Фотографии юной Цветаевой, сестры, родителей, родного дома на фоне трепещущих веток рябины (сменяя друг друга)
Слайд 7 Марина
Атмосфера высокой культуры, учение в частных пансионах и гимназиях, поездки за границу, слушание в Сорбонне курса истории – все это сказалось на формировании личности и характере будущей поэтессы. Марина рано начала писать стихи, и уже первый ее сборник, пусть маленьким тиражом (500 экземпляров), был замечен метрами поэзии Валерием Брюсовым, Николаем Гумилевым, Максимилианом Волошиным. Книга «Вечерний альбом» (1910 г.) вселяла надежды на редкий поэтический дар.
Ст. «Стихи растут, как звезды и как розы»
Несмотря на то, что в стихах молодой Цветаевой часто мелькало слово «смерть», она была жизнерадостным человеком.
Любя жизнь, Марина усугубляла ее тем, что предъявляла к ней слишком громадные и непомерные требования. Независимый, дерзкий, строптивый характер толкал ее на неожиданные поступки, на самые неожиданные увлечения, на поиск открытий в поэзии.
№ 5 Романс на стихи «Мне нравится, что вы больны не мной…»
Слайд 8 Марина
Какою она была? Легкая, стремительная, темпераментная. Черты лица и контуры его четкие и точные Зеленые, светлые, цвета винограда, глаза. Золотисто-каштановые волосы, вьющиеся крупно и мягко. Лицо полно постоянного внутреннего движения.
Ст. «Кто создан из камня, кто создан из глины»
Непомерно требовательная к себе. Поздно ложилась спать, рано вставала. Ненавидела быт, язычески обожествляемой любовью любила природу. С неизменной нежностью, верностью и пониманием относилась к животным. Считалась с юностью, чтила старость. К людям труда относилась с глубоким уважением собрата. Органически чужды были ей паразитизм, лень и пустозвонство.
«Меня вести можно только на контрастах, то есть на всеприсутствии всего, писала Марина Цветаева. - Либо – брать часть. Но не говорить, что эта часть все. Я – много поэтов, а как все это во мне спелось - это уже моя тайна.
«Возьмите стихи – это и есть моя жизнь»:
Слайд 9. № 6 Звуки морского прибоя
Слайд 10 Сценка Фото С. Эфрона и Марины Цветаевой
Они познакомились в Коктебеле 5 мая 1911 года на усыпанном галькой берегу рядом с домом М.Волошина. Послушаем, как об этой встрече говорит Марина Ивановна: «Лежу на берегу, рою, рядом поет Волошин Макс.
-Макс, я выйду замуж только за того, кто из всего побережья угадает, какой мой самый любимый камень.
-Марина, (вкрадчивый голос Макса) влюбленные, как тебе, может быть, уже известно, - глупеют. И когда тот, кого ты полюбишь, принесет тебе (сладчайшим голосом) булыжник, ты совершенно искренно поверишь, что это твой любимый камень!
-Макс! Я от всего умнею, даже от любви.
А с камешком сбылось, ибо С.Я. Эфрон, за которым я, дождавшись его восемнадцатилетия, через полгода вышла замуж, чуть ли не в первый день знакомства открыл и вручил мне – величайшая радость! – генуэзскую сердоликую бусу, которая по сей день со мной»
№ 7 Танец в белом. Музыка Шварца
Слайд 11 Сергей Эфрон
Сергей Эфрон был замечателен не только своими огромными, в пол-лица, выразительными глазами. Он был блестяще одарен, умен, благороден. Душой и манерами он походил на мать, аристократку, красавицу. Марина обожала его:
Ст. На кортике своем: Марина
Началась мировая война, и Сергей Эфрон, студент 1 курса Московского университета, отправляется на фронт братом милосердия, но по состоянию здоровья возвращается в тыл и поступает в юнкерское училище. Это определило всю его последующую судьбу в революцию и гражданскую войну.
Слайд 12 Сергей Эфрон в военной форме
В октябре 1917 года Эфрон в составе 56 полка защищал Кремль от большевиков.
Марина (в это время она находилась в Крыму) бросилась к мужу. Из газет, покупаемых на станциях, она узнает все более страшные подробности боев за Кремль и произносит клятву: «Если Бог сделает это чудо – оставит Вас в живых, я буду ходить за вами, как собака» и сдержала ее.
Уже в ноябре 1917 года Сергей Эфрон вместе с прапорщиком Гольцевым пробирается на Дон, где к этому времени формировалась Добровольческая армия.
Марина оказалась отрезанной от мужа на целых 5 лет. Все эти годы она даже не знала, жив он или нет. Письма приходили крайне редко.
Слайд 13 Марина
В 1917-1920 годы Цветаева писала книгу стихов о революции и гражданской войне, книгу, посвященную и обращенную к мужу – своему белому лебедю.
«Лебединый стан» включает в себя 59 стихотворений, расположенных в хронологическом порядке, так что получалась настоящая летопись революции, гражданской войны и трагической судьбы человека. Марина Цветаева прославляет белое движение песней глубочайшей скорби и траура: в ее рядах ее любимый, белый лебедь, человек доблести и чести:
Музыка. Белогвардейцы! Гордиев узел
Всем высоким строем своей одинокой души она на стороне голодных, а не сытых: и всегда любила демонстративно подчеркнуть это важное для нее обстоятельство: «Себя причисляю к рвани…»:
Поэзия Марины Цветаевой громогласна, широкомасштабна, многообъемна, гиперболична, неистова, драматична.
Слово выверено, отшлифовано, выстрадано в то же время легкое, парящее, эмоциональное, экспрессивное. Музыкальность, передавшаяся Марине от матери, Марины Александровны Мейн, самым прямым образом сказалась ее в стихах, не в том смысле, что он певуч и мелодичен, а в самих приемах стихотворного исполнения:
Ст. В стане моем офицерская прямость
Слайд 14 Марина и дочь Ася
В эти трудные годы Цветаева с дочерью Алей жила в сохранившемся до наших дней двухэтажном доме в Борисоглебском переулке, сыром и холодном. Жили голодно, перебивались мороженой картошкой, случайными подношениями знакомых. Мать и дочь являли из себя трогательное видение полной отрешенности от действительности и вольной жизни среди грез, - при таких условиях, при которых другие только стонут, болеют и умирают.
Однажды в дом пробрался грабитель и оторопел от бедности обстановки. Уходя, он предложил Марине денег. Пришел, чтобы взять, уходя, захотел дать. При такой бедности Марина могла поделиться с соседом тремя картофелинами из шести, с таким трудом приобретенными.
Ст. Плохо сильным и богатым
Вскоре ее трагическое существование усугубилось смертью младшей трехлетней дочери Ирины, которая умерла от голода в 1920 году. Цветаева писала: «… лучше было бы, чтобы я умерла, - достойнее! – Мне стыдно, что жива…».
Слайд 15 Фото Марины 1921 года
Летом 1921 года с помощью Эльи Эренбурга ей удалось разыскать мужа. Он участвовал в обороне Перекопа, а после его падения бежал в Турцию, оттуда – в Чехословакию, в Прагу, где снова поступил студентом в университет.
Сборы Марины по многим причинам затянулись на год. Лишь в мае 1922 года встреча после долгой разлуки состоялась. Если сказать, что Марина любила мужа, это значит - почти ничего не сказать – она его боготворила.
Почти три года, живя в голодной Москве, терпя нищету, нужду, голод, почти с отчаявшейся надеждой, она ожидала его и готова была, не раздумывая, принести себя в жертву. Она рванулась к нему безоглядно, влекомая лишь силой огромной любви. Ее эмиграция не была политическим актом, то был поступок любящей женщины.
Стихов она писала много. Щемящей пронзительностью и художественной высотой отличаются стихи, посвященные Родине
Ст. Тоска по Родине
Слайд 16 Фото Марины и Сергея Эфрона
С годами Сергей Эфрон стал сотрудником НКВД (есть предположения, что это началось раньше, в России). Сергей, любовь к которому Марина возводила в культ, оказался не белым принцем в поэтическом плаще, а чем-то совсем иным. Как многие тогда перешел к победителям. Да попал еще в самое пекло. От бывшего офицера много потребовали…
Ст. Уж сколько их упало в эту землю
Изящный юноша с действительно очаровательными глазами «уложился» в сотрудника такого серьезного заведения. Более того, принял участие в темном деле – убийстве бывшего, а потом разочаровавшегося в советской власти сотрудника ГПУ Игнатия Рейсса. Марина Ивановна никак не могла этому поверить, как не верила всему тому, что вдруг раскрылось. Лишь поспешное бегство Сергея в Россию в конце концов раскрыло ей глаза. Самое страшное было в другом: дочь Ариадна, обожаемый сын Мур были целиком на стороне отца.
№ 9 Романс. У зеркала
Семнадцатилетняя одиссея Марины Цветаевой за рубежом (в Германии, Чехословакии, Франции) стала для нее величайшим испытанием. Эмигранты, принявшие Марину Цветаеву поначалу с распростертыми объятиями, отвернулись от нее. Ее «белый лебедь» к этому времени порвал свои отношения с белой эмиграцией, а Марина не смогла найти духовные контакты с ее лидерами, потеряла возможность печататься в эмигрантской периодической печати и тем более издавать свои книги.
Марина изменилась и замкнулась в себе. Она долго влачила одинокую жизнь: от эмиграции отошла, к «тем» целиком не прикрепилась…но в Москву все-таки уехала и оказалась в еще более жутком «углу». Все ее «коллеги» шарахались от нее, как от прокаженной. А ее друзья по юности (Пастернак, Антокольский, Завадский) оказались просто трусами. Не было денег, хотя бы для скромного существования. Попытка устроиться судомойкой в Чистополе была безуспешной.
Но главная трагедия состояла в том, что возвратившись в Москву, Марина некоторое время жила с Эфроном в Болшеве на мидовской даче. И должен же был он объяснить ей, как все это получилось. Впрочем, его скоро арестовали вместе с дочерью Алей, а потом и расстреляли, вернее застрелили. Это логично. Разведчики, тайные агенты, сделавшие свое дело, а особенно «засветившиеся», ликвидировались неукоснительно.
Жизнь сурова, а тут еще – война.
№ 10 Музыка Шварца Гражданская война Вальс. Марина в Черном платье
Слайд 17 Фото Марины 1941 года
Круг замкнулся.. Душа - главный герой ее творчества – опустошена до дна. Сильные ее земные страсти, слишком дорогие ей земные чувства, боль уходящей любви – все, чем она жила, превратилось в прах. Советской литературе ее дар не требовался. 5 сентября 1940 года в своей записной книжке она делает такую запись: «Я год примериваю смерть. Все уродливо и – страшно. Проглотить – мерзость, прыгнуть – враждебность. Я не хочу пугать (посмертно), мне кажется, что я себя уж – посмертно – боюсь. Я не хочу - умереть. Я хочу не быть. Господи, как я мала, как я ничего не могу!
«Живите по правде, по правде живите», - говорила ей умирающая мать. Правда навсегда стала для Марины мерилом ее поступков, дела жизни и смерти.
Ст. Я знаю правду…
Слайд 18 Памятники Марине
31 августа 1941 года, утратив силу сопротивления одиночеству, горестной судьбе, следуя голосу правды, Марина Ивановна уходит из жизни, предпочтя смерть жизни на коленях.
Завершился жизненный путь Марины Ивановны Цветаевой, но жизнь ее поэзии будет иметь продолжение в веках. Не может быть по-другому, пока живут люди, способные ценить и беречь духовное наследие нашей страны, к которому по праву принадлежит творчество Марины Цветаевой.
«Любить – знать, любить – мочь, любить – платить по счету», - писала Марина Цветаева. Плата по счету оказалась самой высокой – жизнь.
Ст. Любовь! Любовь!
№ 11 Вальс Памяти Шварца
Слайд 19
Благодарим Вас за желание встретиться с нами. До новых встреч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Красною кистью рябина зажглась..." Литературно-музыкальная композиция, посвященная жизни и творчеству Марины Цветаевой.
Методическая разработка знакомит с основными вехами жизни М.И.Цветаевой и определяет основные черты личности поэтессы. Сопровождается лирическими стихотворениями, отражающими различные периоды жизни и...
«"Красною кистью рябина зажглась…": очерк жизни Марины Цветаевой»
Урок изучения нового материала....
"Красною кистью рябина зажглась" (литературно- музыкальная композиция, посвящённая жизни и творчеству М. Цветаевой)
Данная литературно-музыкальная композиция предназначена для обучающихся 9-11 классов....
литературная гостиная "Красною кистью рябина зажглась..."
урок в форме литературной гостиной развивает творческие способности учащихся, позволяет в нетрадиционной форме знакомить с творчеством М.Цветаевой...
Литературно - музыкальная композиция «Красною кистью рябина зажглась...» Посвящается жизни и творчеству Марины Цветаевой…
Посвящается жизни и творчеству Марины Цветаевой…Цель: привлечь внимание учащихся к поэтической судьбе МариныЦв...
Вечер, посвященный юбилею М. И. Цветаевой "Красною кистью рябина зажглась..."
Литературно-музыкальная композиция , составленное из стихов М.И.Цветаевой, песен на ее стихи, воспоминаний о ней....
Литературно-музыкальная композиция "Красною кистью рябина зажглась".
Данная композиция поможет учителю словесности при изучении творчества М.Цветаевой....