Вечер, посвященный юбилею М. И. Цветаевой "Красною кистью рябина зажглась..."
материал (10 класс) по теме

Тихонова Галина Алексеевна

Литературно-музыкальная композиция , составленное из стихов М.И.Цветаевой, песен на ее стихи, воспоминаний о ней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vecher.docx24.86 КБ

Предварительный просмотр:

                     ЛИТЕРАТУРНЫЙ ВЕЧЕР

                «КРАСНОЮ КИСТЬЮ РЯБИНА ЗАЖГЛАСЬ,,,»,

                  Посвящённый М. И. Цветаевой.

Исполняется песня «Мне нравится, что вы больны не мной…».

Чтец. Моим стихам, написанным так рано,

            Что и не знала я, что я поэт,

             Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

             Как искры из ракет,

             Ворвавшимся, как маленькие черти

             В святилище, где сон и фимиам,

             Моим стихам о юности и смерти

           -Нечитанным стихам!-

            Разбросанным в пыли по магазинам,

           ( Где их никто не брал и не берёт!),

            Моим стихам, как драгоценным винам,

            Настанет свой черёд.

На сцену выходят 1ведущий, чтец и Марина.

Ведущий. 26 сентября 1882 года в семье Ивана Владимировича Цветаева, профессора Московского университета, директора Румянцевского музея и основателя Московского музея изящных искусств, и Марии Александровны Мейн родилась дочь Марина.

Чтец. Красною кистью рябина зажглась.

            Падали листья. Я родилась.

            Спорили сотни колоколов.

             День был субботний: Иоанн Богослов.

            Мне и доныне хочется грызть

            Жаркой рябины горькую кисть.

Марина. «Когда вместо желанного, предрешённого, почти приказанного сына Александра родилась всего только я, мать сказала: «По крайней мере, будет музыкантша». Когда же первым, явно бессмысленным и вполне отчётливым догодовалым словом оказалось «гамма», мать только подтвердила: «Я так и знала»- и тут же принялась учить меня музыке, без конца напевая мне эту самую гамму: «До, Муся, до, а это ре, до-ре…» Могу сказать, что я родилась не в жизнь, а в музыку.

Звучит музыка Е. Доги из к/ф «Гонки по вертикали».

Чтец. Кто создан из камня, кто создан из глины,-

            А я серебрюсь и сверкаю!

           Мне дело- измена, мне имя- Марина,

          Я – бренная пена морская.

          Кто создан из глины, кто создан из плоти-

          Тем гроб и надгробные плиты…

         -В купели морской крещена- и в полёте

         Своём- непрестанно разбита!

         Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети

         Пробьётся моё своеволье.

         Меня- видишь кудри беспутные эти?-

         Земною не сделаешь солью.

         Дробясь о гранитные ваши колена,

         Я с каждой волной- воскресаю!

         Да здравствует пена- весёлая пена-

         Высокая пена морская!

                    На сцену выходят ведущие.

Ведущий 2. Шло время, и Марина из круглолицей девочки с глазами цвета крыжовника превратилась в невысокую светловолосую девушку с задумчивым взглядом близоруких глаз. Интерес к музыке у Марины постепенно угасает, особенно после смерти матери. У неё появилась более глубокая страсть- книги. С 6 лет Муся (так называли её в семье) писала стихи, теперь же любовь к поэтическому творчеству захватывает её целиком.

Ведущий 1. В 1910 году, ещё не сняв гимназической формы, тайком от семьи, Марина выпустила первый поэтический сборник- «Вечерний альбом».  Его заметили.

Ведущий 1. «Здесь истинно угаданы все наиглавнейшие законы поэзии, так что эта книга не только милая книга девических признаний, но и книга прекрасных стихов».  (Н. Гумилёв).

Ведущий 2. «В ней слышится биение настоящей, не книжной жизни».  (В. Нарбут).

Ведущий 1. Из книги М. Цветаевой «Живое о живом».

              Ведущие уходят. На сцену выходит Марина.

Марина. «Он предстал мне впервые в дверях нашего дома в Трёхпрудном. Звонок. Открываю. На пороге цилиндр. Из-под цилиндра непомерное лицо в оправе вьющейся недлинной бороды. Вкрадчивый голос.

Волошин. Можно мне видеть Марину Цветаеву?

Марина. Я.

Волошин. А я Макс Волошин. К вам можно?

Марина. Очень.  Прошли наверх.

Волошин. Вы читали мою статью о вас?

Марина. Нет.

Волошин. Я так и думал и потому принёсвам её.

Марина. Вся статья- самый беззаветный гимн женскому творчеству и семнадцатилетию.

Волошин. Она давно появилась, больше месяца назад, неужели вам никто не сказал?

Марина. Я газет не читаю и никого не вижу. Мой отец до сих пор не знает, что я выпустила книгу. Может быть, знает, но молчит. И в гимназии молчат.

Волошин. А вы в гимназии? Да, вы ведь в форме. А что вы делаете в гимназии?

Марина. Пишу стихи.  И вот беседа- о том, что пишу, как пишу, что люблю, как люблю- полная отдача другому, вникание, проникновение, глаз не сводя с лица и души другого… Через день письмо. Открываю: стихи.

Волошин. К вам душа так радостно влекома!

                    О, какая веет благодать

                    От страниц «Вечернего альбома»!

                   (Почему альбом, а не тетрадь?)

                   Кто вам дал такую ясность красок?

                   Кто вам дал такую точность слов?

                   Смелость всё сказать от детских ласок

                    До весенних новолунных снов?

                    Ваша книга- это весть оттуда,

                    Утренняя благостная весть.

                   Я давно уж не приемлю чуда,

                   Но как сладко слышать: чудо- есть!

Марина. Никогда никто с такой благоговейной бережностью не относился к моим стихам, как 36-летний Макс Волошин. Ни в чём и никогда Макс не дал мне почувствовать преимуществ своего опыта, не говоря уже об имени. Он меня любил и за мои промахи.

Ведущий 2. Именно Макс Волошин познакомит Марину с Сергеем Эфроном. Эфрон родился в один день с Мариной- 26 сентября, но годом позже- в 1893 году.

               Звучит музыка Рахманинова. По ходу слов ведущих Марина и Сергей изображают пантомимой встречу на берегу.

Ведущий 1. Они встретились- 17-летний и 18-летняя- 5 мая 1911 года на пустынном, усеянном мелкой галькой коктебельском, волошинском берегу. Она собирала камешки, он стал ей помогать- красивый грустной, кроткой красотой юноша… с поразительными, огромными, в пол-лица глазами.

Ведущий 2. Марина заглянула в его серые глаза и загадала: если он найдёт и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж! Конечно, сердолик этот он нашёл тотчас же, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от её зелёных,- и вложил ей его в ладонь, изнутри освещённый крупный камень, который она хранила всю жизнь…

                Уходят. Выходит чтец.

Чтец. Ждут нас пыльные дороги, шалаши на час,

          И звериные берлоги,  и  старинные чертоги…

          Милый, милый, мы как Боги. Целый мир для нас!

          Всюду дома мы на свете, всё зовя своим.

          В шалаше, где чинят сети, на сияющем паркете…

          Милый, милый, мы как дети: целый мир двоим!

          Солнце жжёт,- на север с юга или на луну!

          Им очаг и бремя плуга, нам простор и зелень луга…

          Милый, милый, друг у друга мы навек в плену!

                   Выходят ведущие.

Ведущий 1. Обвенчались Серёжа и Марина в январе 1912 года, и короткий промежуток между встречей их и началом Первой мировой войны был единственным в их жизни периодом бестревожного счастья.

Ведущий 2. В 1914 году Серёжа, студент 1 курса Московского университета, отправляется на фронт с санитарным поездом, курсировавшим от Москвы до Белостока и обратно, в качестве брата милосердия. Марина остаётся в Москве с дочерью Ариадной.

                    Исполняется песня «Гребешок».

Ведущий 1. Она много пишет, читает свои стихи в многочисленных аудиториях. Стихи нравятся публике. Цветаева пишет в статье «Нездешний вечер»: «Читаю весь свой стихотворный 1915 год- а всё мало, а всё ещё хотят. Ясно чувствую, что читаю от лица Москвы и что этим лицом в грязь не ударяю…»

Ведущий 2. В апреле 1917 года у Цветаевой родилась вторая дочь- Ирина. А вскоре развернулись в стране решающие события: Октябрьская революция и гражданская война.

                         Звучит вальс №3 Шопена. На авансцену выходит Ариадна, Марина садится за стол в глубине сцены, пишет.

Ариадна Эфрон. В годы гражданской войны связь между моими родителями порвалась почти полностью.

Марина. «Если вы живы, если мне суждено ещё раз с вами увидеться- слушайте… Когда я вам пишу, вы- есть, раз я вам пишу!.. Если Бог сделает чудо- оставит вас в живых, я буду ходить за вами, как собака… Горло сжато, точно пальцами. Всё время оттягиваю, растягиваю ворот. Серёженька. Я  написала ваше имя и не могу писать дальше».

Сергей. (Стоя на авансцене, пишет письмо). Мариночка,- знайте, что ваше имя я крепко ношу в сердце. Моя последняя и самая большая просьба к вам- живите. Целую вас, Алю и Ириночку.

Ведущий 1. Это письмо Марина Цветаева никогда не прочитала: не было оказии в Москву, и оно осталось в архиве Волошина. До марта 19-ого года она не знала, что муж жив.

                 Выходит чтец.

Чтец. Я с вызовом ношу его кольцо!

           Да, в вечности жена- не на бумаге!

          Чрезмерно узкое его лицо подобно шпаге.

          Безмолвен рот его,  углами вниз.

          Мучительно великолепны брови.

         В его лице трагически слились две древних крови.

        Он тонок первой тонкостью ветвей.

         Его глаза- прекрасно-бесполезны!

          Под крыльями раскинутых бровей- две бездны.

         В его лице я рыцарству верна,

         Всем вам, кто жил и умирал без страху-

         Такие в роковые времена

          Слагают стансы и идут на плаху.

                         Звучит вступление песни «Генералам 12-ого года».

Ведущий 2. Из книги И. Эренбурга «Люди, годы, жизнь».  «Когда в 1920 году я пробрался из Коктебеля в Москву, я нашёл Марину в исступлённом одиночестве… Весной 1921 года я поехал одним из первых советских граждан за границу, Цветаева попросила меня попытаться разыскать её мужа. Мне удалось узнать, что он жив и находится в Праге. Я написал об этом Марине- она воспрянула духом и начала хлопотать о заграничном паспорте».

                      Уходит. Исполняется песня «В огромном городе моём…». После песни на авансцену выходит Ариадна. За стол в глубине сцены садятся Марина и Сергей.

Ариадна. Через год, в мае 1922г. мы выехали поездом из Москвы в Берлин. Вскоре после нашего приезда  за границу между родителями произошёл разговор

Сергей. И всё же было совсем не так, Мариночка.

Ариадна. Сказал отец с великой мукой всё в тех же прекрасных глазах, выслушав несколько стихотворений из «Лебединого стана».

Марина. Что же было?

Сергей. Была братоубийственная и самоубийственная война, которую мы вели, не поддержанные народом, было незнание, непонимание нами народа, во имя которого, как нам казалось, мы воевали…

Марина. Но как же вы, Серёженька…

Сергей. А вот так: представь себе вокзал- все лезут в вагоны, отпихивая друг друга… Втянули и тебя; третий звонок, поезд трогается- минутное облегчение,- но вдруг осознаёшь со смертным ужасом, что в роковой суете попал- впрочем, вместе со многими!- не в тот поезд, что твой состав ушёл с другого пути, что обратного хода нет- рельсы разобраны. Обратно, Мариночка, можно только пешком- по шпалам- всю жизнь.

                   Звучит музыка Шопена. Выходит 1 ведущий и Марина.

Ведущий 1.Географическая справка о пребывании в эмиграции. Берлин.

Марина. Недолго.

Ведущий 1. Прага.

Марина. Три года. Я Прагу люблю первой после Москвы, и не из-за родного славянства- из-за собственного родства с нею: за её смешанность и многодушие. Прага- такой город, где душа весит.

Ведущий 1. Париж.

Марина. Семь лет.

Ведущий 1. Вшеноры.

Марина. Не Прага, даже не деревня, душное. Слёзы: непроливающиеся, в счёт не идущие. Как бились в своём плену От скрученности и скрюченности… И к имени моему Марина – Прибавьте: мученица. Сын мой Георгий родился 1 февраля 1925 года, в воскресенье, в полдень, в снежный вихрь. Если бы мне сейчас пришлось умереть, я бы дико жалела мальчика, которого люблю какою-то тоскливою, умилённою, благодарною любовью. Алю я  бы жалела за другое и по-другому. Аля бы меня никогда не забыла, мальчик бы меня никогда не вспомнил… Буду любить его- каким бы он ни был: не за красоту, не за дарование, не за сходство, за  то, что он есть… Мальчиков нужно баловать,- им, может быть, на войну придётся.

Ведущий 1. Мокропсы. Медон. Кламар. Ванв.

Марина. Действующие лица жизни: колодец часовней, куда чаще всего по ночам бегаю за водой,- цепной пёс- нищеты, в которой я живу, вы и представить себе не можете… Читаю стихи. Читать по тетрадке я стала тогда, когда перестала их знать наизусть, а знать перестала- когда просить перестали- с 1922 года- года моего отъезда из России. Из мира, где мои стихи кому-то нужны были.

Ведущий 2. Находясь 17 лет в эмиграции, Марина продолжала любить свою страну и в 1936 году написала пронзительное по чувствам стихотворение- «Тоска по Родине…»

                  Звучит стихотворение «Тоска по Родине…» в исполнении А. Фрейндлих.

Ведущий 1. Некому прочесть, некого спросить, не с кем порадоваться.

Ведущий 2. Спасала завязавшаяся переписка с Борисом Пастернаком, которая длилась несколько лет.

Ведущий 1. В 1939 году М. Цветаева восстановила своё советское гражданство и возвратилась на Родину. Ранее вернулись на Родину дочь Ариадна и муж Сергей Яковлевич Эфрон, но вскоре были репрессированы.

                  На сцену медленно выходит Марина, говорит в задумчивости.

Марина. Жить- это неудачно кроить и беспрестанно латать,- ничто не держится (ничто не держит меня, не за что держаться, простите мне эту печальную, суровую игру слов).

Захлёбываясь от тоски,

Иду одна, без всякой мысли,

И опустились и повисли

Две тоненьких моих руки.

Ведущий 2. Превратности эвакуации 1941 года забросили её в Чистополь, затем в Елабугу. Тут и настиг её «одиночества верховный час». Измученная, 31 августа 1941 года Марина Цветаева покончила с собой.

                         Исполняется песня «Я зову дождь». На фоне песни идёт показ презентации о жизни М. Цветаевой.

               

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Красною кистью рябина зажглась..." Литературно-музыкальная композиция, посвященная жизни и творчеству Марины Цветаевой.

Методическая разработка знакомит с основными вехами жизни М.И.Цветаевой и определяет основные черты личности поэтессы. Сопровождается лирическими стихотворениями, отражающими различные периоды жизни и...

"Красною кистью рябина зажглась" (литературно- музыкальная композиция, посвящённая жизни и творчеству М. Цветаевой)

Данная литературно-музыкальная композиция предназначена для обучающихся 9-11 классов....

литературная гостиная "Красною кистью рябина зажглась..."

урок в форме литературной гостиной  развивает творческие способности учащихся,  позволяет в нетрадиционной форме знакомить с творчеством М.Цветаевой...

Литературно - музыкальная композиция «Красною кистью рябина зажглась...» Посвящается жизни и творчеству Марины Цветаевой…

Посвящается жизни и творчеству Марины Цветаевой…Цель:    привлечь   внимание   учащихся   к   поэтической   судьбе   МариныЦв...

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ВЕЧЕР «КРАСНОЮ КИСТЬЮ РЯБИНА ЗАЖГЛАСЬ,,,»,

Разработка литературного вечера,посвященного творчеству М.И.Цветаевой....

"Красною кистью рябина зажглась..." (литературно-музыкальная композиция, посвященная жизни и творчеству Марины Цветаевой)

Литературно-музыкальная композиция "Красною кистью рябина зажглась..." может быть проведена для обучающихся 11 класса в рамках внеурочной деятельности или как самостоятельное внеклассное мер...