Вечер, посвященный юбилею М. И. Цветаевой "Красною кистью рябина зажглась..."
материал (10 класс) по теме
Литературно-музыкальная композиция , составленное из стихов М.И.Цветаевой, песен на ее стихи, воспоминаний о ней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vecher.docx | 24.86 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ВЕЧЕР
«КРАСНОЮ КИСТЬЮ РЯБИНА ЗАЖГЛАСЬ,,,»,
Посвящённый М. И. Цветаевой.
Исполняется песня «Мне нравится, что вы больны не мной…».
Чтец. Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти
-Нечитанным стихам!-
Разбросанным в пыли по магазинам,
( Где их никто не брал и не берёт!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черёд.
На сцену выходят 1ведущий, чтец и Марина.
Ведущий. 26 сентября 1882 года в семье Ивана Владимировича Цветаева, профессора Московского университета, директора Румянцевского музея и основателя Московского музея изящных искусств, и Марии Александровны Мейн родилась дочь Марина.
Чтец. Красною кистью рябина зажглась.
Падали листья. Я родилась.
Спорили сотни колоколов.
День был субботний: Иоанн Богослов.
Мне и доныне хочется грызть
Жаркой рябины горькую кисть.
Марина. «Когда вместо желанного, предрешённого, почти приказанного сына Александра родилась всего только я, мать сказала: «По крайней мере, будет музыкантша». Когда же первым, явно бессмысленным и вполне отчётливым догодовалым словом оказалось «гамма», мать только подтвердила: «Я так и знала»- и тут же принялась учить меня музыке, без конца напевая мне эту самую гамму: «До, Муся, до, а это ре, до-ре…» Могу сказать, что я родилась не в жизнь, а в музыку.
Звучит музыка Е. Доги из к/ф «Гонки по вертикали».
Чтец. Кто создан из камня, кто создан из глины,-
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело- измена, мне имя- Марина,
Я – бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти-
Тем гроб и надгробные плиты…
-В купели морской крещена- и в полёте
Своём- непрестанно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьётся моё своеволье.
Меня- видишь кудри беспутные эти?-
Земною не сделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной- воскресаю!
Да здравствует пена- весёлая пена-
Высокая пена морская!
На сцену выходят ведущие.
Ведущий 2. Шло время, и Марина из круглолицей девочки с глазами цвета крыжовника превратилась в невысокую светловолосую девушку с задумчивым взглядом близоруких глаз. Интерес к музыке у Марины постепенно угасает, особенно после смерти матери. У неё появилась более глубокая страсть- книги. С 6 лет Муся (так называли её в семье) писала стихи, теперь же любовь к поэтическому творчеству захватывает её целиком.
Ведущий 1. В 1910 году, ещё не сняв гимназической формы, тайком от семьи, Марина выпустила первый поэтический сборник- «Вечерний альбом». Его заметили.
Ведущий 1. «Здесь истинно угаданы все наиглавнейшие законы поэзии, так что эта книга не только милая книга девических признаний, но и книга прекрасных стихов». (Н. Гумилёв).
Ведущий 2. «В ней слышится биение настоящей, не книжной жизни». (В. Нарбут).
Ведущий 1. Из книги М. Цветаевой «Живое о живом».
Ведущие уходят. На сцену выходит Марина.
Марина. «Он предстал мне впервые в дверях нашего дома в Трёхпрудном. Звонок. Открываю. На пороге цилиндр. Из-под цилиндра непомерное лицо в оправе вьющейся недлинной бороды. Вкрадчивый голос.
Волошин. Можно мне видеть Марину Цветаеву?
Марина. Я.
Волошин. А я Макс Волошин. К вам можно?
Марина. Очень. Прошли наверх.
Волошин. Вы читали мою статью о вас?
Марина. Нет.
Волошин. Я так и думал и потому принёсвам её.
Марина. Вся статья- самый беззаветный гимн женскому творчеству и семнадцатилетию.
Волошин. Она давно появилась, больше месяца назад, неужели вам никто не сказал?
Марина. Я газет не читаю и никого не вижу. Мой отец до сих пор не знает, что я выпустила книгу. Может быть, знает, но молчит. И в гимназии молчат.
Волошин. А вы в гимназии? Да, вы ведь в форме. А что вы делаете в гимназии?
Марина. Пишу стихи. И вот беседа- о том, что пишу, как пишу, что люблю, как люблю- полная отдача другому, вникание, проникновение, глаз не сводя с лица и души другого… Через день письмо. Открываю: стихи.
Волошин. К вам душа так радостно влекома!
О, какая веет благодать
От страниц «Вечернего альбома»!
(Почему альбом, а не тетрадь?)
Кто вам дал такую ясность красок?
Кто вам дал такую точность слов?
Смелость всё сказать от детских ласок
До весенних новолунных снов?
Ваша книга- это весть оттуда,
Утренняя благостная весть.
Я давно уж не приемлю чуда,
Но как сладко слышать: чудо- есть!
Марина. Никогда никто с такой благоговейной бережностью не относился к моим стихам, как 36-летний Макс Волошин. Ни в чём и никогда Макс не дал мне почувствовать преимуществ своего опыта, не говоря уже об имени. Он меня любил и за мои промахи.
Ведущий 2. Именно Макс Волошин познакомит Марину с Сергеем Эфроном. Эфрон родился в один день с Мариной- 26 сентября, но годом позже- в 1893 году.
Звучит музыка Рахманинова. По ходу слов ведущих Марина и Сергей изображают пантомимой встречу на берегу.
Ведущий 1. Они встретились- 17-летний и 18-летняя- 5 мая 1911 года на пустынном, усеянном мелкой галькой коктебельском, волошинском берегу. Она собирала камешки, он стал ей помогать- красивый грустной, кроткой красотой юноша… с поразительными, огромными, в пол-лица глазами.
Ведущий 2. Марина заглянула в его серые глаза и загадала: если он найдёт и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж! Конечно, сердолик этот он нашёл тотчас же, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от её зелёных,- и вложил ей его в ладонь, изнутри освещённый крупный камень, который она хранила всю жизнь…
Уходят. Выходит чтец.
Чтец. Ждут нас пыльные дороги, шалаши на час,
И звериные берлоги, и старинные чертоги…
Милый, милый, мы как Боги. Целый мир для нас!
Всюду дома мы на свете, всё зовя своим.
В шалаше, где чинят сети, на сияющем паркете…
Милый, милый, мы как дети: целый мир двоим!
Солнце жжёт,- на север с юга или на луну!
Им очаг и бремя плуга, нам простор и зелень луга…
Милый, милый, друг у друга мы навек в плену!
Выходят ведущие.
Ведущий 1. Обвенчались Серёжа и Марина в январе 1912 года, и короткий промежуток между встречей их и началом Первой мировой войны был единственным в их жизни периодом бестревожного счастья.
Ведущий 2. В 1914 году Серёжа, студент 1 курса Московского университета, отправляется на фронт с санитарным поездом, курсировавшим от Москвы до Белостока и обратно, в качестве брата милосердия. Марина остаётся в Москве с дочерью Ариадной.
Исполняется песня «Гребешок».
Ведущий 1. Она много пишет, читает свои стихи в многочисленных аудиториях. Стихи нравятся публике. Цветаева пишет в статье «Нездешний вечер»: «Читаю весь свой стихотворный 1915 год- а всё мало, а всё ещё хотят. Ясно чувствую, что читаю от лица Москвы и что этим лицом в грязь не ударяю…»
Ведущий 2. В апреле 1917 года у Цветаевой родилась вторая дочь- Ирина. А вскоре развернулись в стране решающие события: Октябрьская революция и гражданская война.
Звучит вальс №3 Шопена. На авансцену выходит Ариадна, Марина садится за стол в глубине сцены, пишет.
Ариадна Эфрон. В годы гражданской войны связь между моими родителями порвалась почти полностью.
Марина. «Если вы живы, если мне суждено ещё раз с вами увидеться- слушайте… Когда я вам пишу, вы- есть, раз я вам пишу!.. Если Бог сделает чудо- оставит вас в живых, я буду ходить за вами, как собака… Горло сжато, точно пальцами. Всё время оттягиваю, растягиваю ворот. Серёженька. Я написала ваше имя и не могу писать дальше».
Сергей. (Стоя на авансцене, пишет письмо). Мариночка,- знайте, что ваше имя я крепко ношу в сердце. Моя последняя и самая большая просьба к вам- живите. Целую вас, Алю и Ириночку.
Ведущий 1. Это письмо Марина Цветаева никогда не прочитала: не было оказии в Москву, и оно осталось в архиве Волошина. До марта 19-ого года она не знала, что муж жив.
Выходит чтец.
Чтец. Я с вызовом ношу его кольцо!
Да, в вечности жена- не на бумаге!
Чрезмерно узкое его лицо подобно шпаге.
Безмолвен рот его, углами вниз.
Мучительно великолепны брови.
В его лице трагически слились две древних крови.
Он тонок первой тонкостью ветвей.
Его глаза- прекрасно-бесполезны!
Под крыльями раскинутых бровей- две бездны.
В его лице я рыцарству верна,
Всем вам, кто жил и умирал без страху-
Такие в роковые времена
Слагают стансы и идут на плаху.
Звучит вступление песни «Генералам 12-ого года».
Ведущий 2. Из книги И. Эренбурга «Люди, годы, жизнь». «Когда в 1920 году я пробрался из Коктебеля в Москву, я нашёл Марину в исступлённом одиночестве… Весной 1921 года я поехал одним из первых советских граждан за границу, Цветаева попросила меня попытаться разыскать её мужа. Мне удалось узнать, что он жив и находится в Праге. Я написал об этом Марине- она воспрянула духом и начала хлопотать о заграничном паспорте».
Уходит. Исполняется песня «В огромном городе моём…». После песни на авансцену выходит Ариадна. За стол в глубине сцены садятся Марина и Сергей.
Ариадна. Через год, в мае 1922г. мы выехали поездом из Москвы в Берлин. Вскоре после нашего приезда за границу между родителями произошёл разговор
Сергей. И всё же было совсем не так, Мариночка.
Ариадна. Сказал отец с великой мукой всё в тех же прекрасных глазах, выслушав несколько стихотворений из «Лебединого стана».
Марина. Что же было?
Сергей. Была братоубийственная и самоубийственная война, которую мы вели, не поддержанные народом, было незнание, непонимание нами народа, во имя которого, как нам казалось, мы воевали…
Марина. Но как же вы, Серёженька…
Сергей. А вот так: представь себе вокзал- все лезут в вагоны, отпихивая друг друга… Втянули и тебя; третий звонок, поезд трогается- минутное облегчение,- но вдруг осознаёшь со смертным ужасом, что в роковой суете попал- впрочем, вместе со многими!- не в тот поезд, что твой состав ушёл с другого пути, что обратного хода нет- рельсы разобраны. Обратно, Мариночка, можно только пешком- по шпалам- всю жизнь.
Звучит музыка Шопена. Выходит 1 ведущий и Марина.
Ведущий 1.Географическая справка о пребывании в эмиграции. Берлин.
Марина. Недолго.
Ведущий 1. Прага.
Марина. Три года. Я Прагу люблю первой после Москвы, и не из-за родного славянства- из-за собственного родства с нею: за её смешанность и многодушие. Прага- такой город, где душа весит.
Ведущий 1. Париж.
Марина. Семь лет.
Ведущий 1. Вшеноры.
Марина. Не Прага, даже не деревня, душное. Слёзы: непроливающиеся, в счёт не идущие. Как бились в своём плену От скрученности и скрюченности… И к имени моему Марина – Прибавьте: мученица. Сын мой Георгий родился 1 февраля 1925 года, в воскресенье, в полдень, в снежный вихрь. Если бы мне сейчас пришлось умереть, я бы дико жалела мальчика, которого люблю какою-то тоскливою, умилённою, благодарною любовью. Алю я бы жалела за другое и по-другому. Аля бы меня никогда не забыла, мальчик бы меня никогда не вспомнил… Буду любить его- каким бы он ни был: не за красоту, не за дарование, не за сходство, за то, что он есть… Мальчиков нужно баловать,- им, может быть, на войну придётся.
Ведущий 1. Мокропсы. Медон. Кламар. Ванв.
Марина. Действующие лица жизни: колодец часовней, куда чаще всего по ночам бегаю за водой,- цепной пёс- нищеты, в которой я живу, вы и представить себе не можете… Читаю стихи. Читать по тетрадке я стала тогда, когда перестала их знать наизусть, а знать перестала- когда просить перестали- с 1922 года- года моего отъезда из России. Из мира, где мои стихи кому-то нужны были.
Ведущий 2. Находясь 17 лет в эмиграции, Марина продолжала любить свою страну и в 1936 году написала пронзительное по чувствам стихотворение- «Тоска по Родине…»
Звучит стихотворение «Тоска по Родине…» в исполнении А. Фрейндлих.
Ведущий 1. Некому прочесть, некого спросить, не с кем порадоваться.
Ведущий 2. Спасала завязавшаяся переписка с Борисом Пастернаком, которая длилась несколько лет.
Ведущий 1. В 1939 году М. Цветаева восстановила своё советское гражданство и возвратилась на Родину. Ранее вернулись на Родину дочь Ариадна и муж Сергей Яковлевич Эфрон, но вскоре были репрессированы.
На сцену медленно выходит Марина, говорит в задумчивости.
Марина. Жить- это неудачно кроить и беспрестанно латать,- ничто не держится (ничто не держит меня, не за что держаться, простите мне эту печальную, суровую игру слов).
Захлёбываясь от тоски,
Иду одна, без всякой мысли,
И опустились и повисли
Две тоненьких моих руки.
Ведущий 2. Превратности эвакуации 1941 года забросили её в Чистополь, затем в Елабугу. Тут и настиг её «одиночества верховный час». Измученная, 31 августа 1941 года Марина Цветаева покончила с собой.
Исполняется песня «Я зову дождь». На фоне песни идёт показ презентации о жизни М. Цветаевой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Красною кистью рябина зажглась..." Литературно-музыкальная композиция, посвященная жизни и творчеству Марины Цветаевой.
Методическая разработка знакомит с основными вехами жизни М.И.Цветаевой и определяет основные черты личности поэтессы. Сопровождается лирическими стихотворениями, отражающими различные периоды жизни и...
«"Красною кистью рябина зажглась…": очерк жизни Марины Цветаевой»
Урок изучения нового материала....
"Красною кистью рябина зажглась" (литературно- музыкальная композиция, посвящённая жизни и творчеству М. Цветаевой)
Данная литературно-музыкальная композиция предназначена для обучающихся 9-11 классов....
литературная гостиная "Красною кистью рябина зажглась..."
урок в форме литературной гостиной развивает творческие способности учащихся, позволяет в нетрадиционной форме знакомить с творчеством М.Цветаевой...
Литературно - музыкальная композиция «Красною кистью рябина зажглась...» Посвящается жизни и творчеству Марины Цветаевой…
Посвящается жизни и творчеству Марины Цветаевой…Цель: привлечь внимание учащихся к поэтической судьбе МариныЦв...
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ВЕЧЕР «КРАСНОЮ КИСТЬЮ РЯБИНА ЗАЖГЛАСЬ,,,»,
Разработка литературного вечера,посвященного творчеству М.И.Цветаевой....
"Красною кистью рябина зажглась..." (литературно-музыкальная композиция, посвященная жизни и творчеству Марины Цветаевой)
Литературно-музыкальная композиция "Красною кистью рябина зажглась..." может быть проведена для обучающихся 11 класса в рамках внеурочной деятельности или как самостоятельное внеклассное мер...