Конспект урока по поэзии Серебряного века
план-конспект урока по литературе (11 класс)
Конспект урока по поэзии Серебряного века
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_poezii_serebryanogo_veka.docx | 24.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Брылова Наталия Валентиновна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия № 5 г. Сергиева Посада»
Урок для 11 класса (профильный уровень) на тему:
«Поэзия Серебряного века. Загадки старого чердака».
Тип урока: обобщающий.
Технология критического мышления; личностно ориентированный урок.
Задачи урока:
Методическая – актуализация творческого мышления учащихся, повторение и обобщение пройденного материала.
Учебно-воспитательная – углубление представлений учащихся об эпохе Серебряного века, формирование эстетического вкуса, приобщение к секретам авторского мастерства, развитие воображения, создание на уроке особой тёплой атмосферы человеческого общения.
1. Вызов: Я хочу пригласить вас в путешествие. Представьте, что мы оказались в незнакомом месте. Это маленькая городская улица. Мы открываем дверь, перед нами лестница на старый заброшенный чердак. Мы поднимаемся по ней, скрипят старые ступеньки. Чердак полон разных вещей. Все покрыто паутиной. Здесь сто лет назад собирались поэты и писатели, здесь звучали стихи, музыка, здесь спорили о литературе и истории. А теперь только вещи являются немыми свидетелями тех дней.
2. Серебряный век! Какие мысли возникают, когда вы слышите эти слова? Какие ассоциации вызывает у вас звучание этих слов?
Вид работы: учащиеся заполняют кластер (ассоциограмму)
тайна
волшебство
блеск
яркость
динамичность
хрупкость
утонченность
загадочность
туман
мгновение
3. Звуковой облик слов «Серебряный век" создает в нашем воображении особый мир, настраивает на разговор о прекрасном.
-Давайте вспомним тех, кто мог здесь собираться (на доске слайд о символистах). Почитам стихи поэтов-символистов по 4 строчки.
- А вот и акмеисты. Прочтите строчки поэтов- акмеистов.
- А вот и «гениальные дети современности» - футуристы. Как звучит мелодия их стиха или, может быть артимелодия? (учащиеся читают строчки футуристов).
4. Интересно, о чем же говорили на этом чердаке? Вот осталась нестертая запись:
Стихи подобны разноцветным стеклам
Церковных окон. Заглянув снаружи,
Мы ничего там не увидим толком
«Сплошная муть, а может быть — и хуже!» —
Так скажет обыватель.
- Представителем какого направления мог быть автор данных строк?
Ответы:
1) Он был акмеистом, так как мы видим красочные эпитеты.
2) Он мог быть символистом, так как налицо «неуловимость», многозначность содержания.
3) Возможно, это был футурист, потому что в тексте присутствует эпатаж, сниженная лексика.
- Кто же этот поэт? Оставим отгадку на потом.
5. Давайте всмотримся в эпоху, вспомним великие имена. А помогут нам старые вещи, хранящиеся на чердаке.
- Кто же мог быть их хозяином?
Учитель достает из старого чемодана вещи, напоминающие эпоху: четки, книги Д. Мережковского, А. С. Пушкина, объемные геометрические фигуры: куб, треугольник, карту Африки, свечу, жемчуг, старое кольцо, фигурку африканки, плакаты РОСТА, кисть.
Варианты ответов:
1.Четки принадлежали А. А. Ахматовой. Так называется сборник ее стихотворений.
2. Книга Д. Мережковского принадлежала символистам. С его статьи «О причинах упадка современной поэзии» начался символизм.
3. Книга Пушкина напоминает о том, что футуристы стремились «сбросить с корабля современности Пушкина и прочих…»
4. Геометрические фигуры напоминают о кубофутуристах, кубизме в живописи.
5. Карта Африки напоминает о Н. Гумилеве, который был там.
6. Фигурка африканки также напоминает о Гумилеве.
7. Свеча ассоциативно напоминает о символистах.
8. Жемчуг напоминает о книге стихов Н. Гумилева «Жемчуга».
9. Плакаты и кисть принадлежат В. Маяковскому.
10. Старое черненое кольцо принадлежало А. Ахматовой, которая считала его своим оберегом).
6. Время все смешало и перепутало, остались только слова и имена, давайте наведем порядок. На столе перемешаны карточки со словами:
-музыкальность, мистика, Мессия, В. Соловьев, Б. Бугаев (настоящее имя А. Белого), они напоминают о символистах;
- земное, Адам, цех поэтов, А. Горенко (акмеисты);
- эпатаж, словотворчество, будущее, И. Лотарев (настоящее имя И. Северянина) – футуристы.
7. А вот и обрывки фраз, о ком или о чем они?
- «Бессмертная как фольклор» ( опоэме А. Блока «Двенадцать)
- «Как памятник началу века здесь этот человек стоит» (А. Ахматова о Блоке)
- «Пощечина общественному вкусу» (манифест футуристов)
- Создание искусства – это приотворенные двери в вечность» (В. Брюсов о символизме)
- «К земному источнику поэтических ценностей» ( акмеисты)
- Последняя цель искусства – пересоздание жизни» (А. Белый о символистах)
- «К иным мирам…» (Ф. Сологуб о символизме)
- «Красив как Демон Врубеля для женщин
Он лебедем казался, чье перо
Белей, чем облако и серебро…» (стихи о Блоке)
8. На чердаке был найдены и обрывки стихотворений поэтов начала века. Попробуем их восстановить, чтобы стих зацвел и зазвучал.
Я ненавижу челове(чество), Я от него бегу спеша. Мое единое отечество — Моя пустынная (душа). (К. Бальмонт) Просторен мир и многоз(вучен), (С. Городецкий) Каждая строчка - пощечина. Голос мой - сплошь издев(ательство), Рифмы слагаются в кукиши. Кажет язык ассонанс. Я презираю вас пламенно, тусклые Ваши Сиятельства, И, презирая, рассчитываю на мировой (резонанс)! |
(И. Северянин)
9. Поэты-модернисты совершили революцию в поэзии, многие из них отказывались от опыта своих предшественников, тем не менее в их стихотворениях мы можем найти скрытые цитаты (реминисценции) из произведений поэтов 19 века. Попробуем их найти.
1.
Мелодия становится цветком,
Он распускается и осыпается,
Он делается ветром и песком,
Летящим на огонь весенним мотыльком,
Ветвями ивы в воду опускается...
Туман... Тамань... Пустыня внемлет Богу.
- Как далеко до завтрашнего дня!..
И (Лермонтов) один выходит на дорогу,
Серебряными шпорами звеня. (Г. Иванов)
(Из Лермонтова глава «Тамань», строки из стихотворения «Выхожу один я на дорогу…»)
2.
Нельзя дышать, и твердь кишит червями,
И ни одна звезда не говорит,
Но, видит Бог, есть музыка над нами… (О. Мандельштам)
(Из Лермонтова строки из стихотворения «Выхожу один я на дорогу…»)
3.
В те времена, когда роились грёзы
В сердцах людей, прозрачны и ясны,
Как хороши, как свежи были розы
Моей любви, и славы, и весны! (И. Северянин)
(Строки из стихотворения в прозе Тургенева, который взял их из стихотворения Мятлева)
4.
Книга И. Северянина «Громокипящий кубок»
(Из стихотворения Тютчева «Весенняя гроза»)
-Как вы думаете, какова роль этих реминисценций?
(Отказываясь от опыта своих предшественников поэты Серебряного века вели с ними незримый монолог)
10. Вернемся к нестертой записи. Это строки из стихотворения великого немца Иоганна Гете, ими я и хочу закончить наш урок:
Стихи подобны разноцветным стеклам
Церковных окон. Заглянув снаружи,
Мы ничего там не увидим толком.
“Сплошная муть, а может быть, и хуже!”
Так скажет обыватель. Он сердит,
Когда он ничего не разглядит!
И пусть его. А вы – вступайте смело
В священные поэзии пределы!
Как хорошо! Как ясно и светло
Сияет многоцветное стекло!
Да, новый свет откроется для вас,
Все возвышает дух, пленяет глаз,
И ежели в вас есть душа, то вам
Он по душе придется, этот храм!
(Иоганн Гете)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по культуре Серебряного века
Интегрированный урок по культуре Серебрянного века (литература +МХК)...
Конспект урока по изучению «Серебряного» века русской поэзии
Данный материал поможет учителю подготовить урок по изучению «Серебряного» века русской поэзии, а также познакомит с В.Я. Брюсовым - главой символизма русской поэзии. ...
План-конспект урока литературы "Поэзия Серебряного века" (11 класс)
Тема урока: «НАПРАВЛЕНЧЕСКИЙ»АНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО СТИХОТВОРЕНИЯ. ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ.Цели урока:nактуализация знаний и приёмов, полученных ранее;nовладение новыми приёмами анализа поэтиче...
конспект урока "Духовная жизнь Серебряного века"
данный конспект урока будет полезен учителям работающих в 9 классе...
Конспект урока «Духовная жизнь Серебряного века» (урок в 9 классе)
Тема: «Духовная жизнь Серебряного века»(урок в 9 классе) Цель урока: рассмотреть достижения русской культуры и показать, как в культуре этого времени отразились социально-эконом...