Контрольная работа по литературе как средство диагностики знаний учащихся
тест по литературе (8 класс) на тему
В основе литературы как учебной дисциплины лежит чтение и изучение литературного произведения. Прочитать произведение и воспроизвести его конкретное содержание, дать оценку героям и событиям; характеризовать такие компоненты как тема, идея, сюжет, композиция; оценить роль пейзажа, портрета, интерьера в произведении и другое – всё это должен уметь ученик в результате освоения обязательного минимума содержания предмета. Более сложный уровень умений – это выявление авторского отношения к изображаемому, понимание связи изученного произведения со временем его написания, объяснение сходства тематики и героев в произведениях разных писателей.
Среди разных форм и способов проверки учебных достижений контрольная работа – одна из эффективных форм проверки ранее заявленных учебных умений. Это вопросы по тексту произведения, анализируемого в процессе обучения, задания, связанные с жизнью и творчеством писателя. Задания ориентированы на свободное речевое высказывание в полной или краткой форме.
Содержание заданий выявляет знание героев, событий, сюжета. Тематики произведения. Количество заданий определяется в соответствии с объемом конкретного материала. Выполнение каждого из них оценивается по альтернативной шкале: «верно – неверно», «назвал – не назвал», «достаточно – недостаточно». Можно определять количество баллов в зависимости от уровня сложности и значимости задания.
Контрольные работы могут быть итоговыми , рубежными. Обобщенными (по творчеству писателя) и одноплановыми (по 1 произведению).
Постоянное использование этой формы контроля помогает педагогу системно отслеживать предметные умения и навыки учащихся; повысить мотивацию к изучению произведений у детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Контрольная работа по литературе
как средство диагностики уровня подготовки учащихся
КОНТРОЛЬНЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
8 КЛАСС
Учитель МАОУ «СОШ № 111»
Пирожкова Марина Анатольевна
Пермь, 2014
Контрольная работа по литературе
как средство диагностики уровня подготовки учащихся.
В основе литературы как учебной дисциплины лежит чтение и изучение литературного произведения. Прочитать произведение и воспроизвести его конкретное содержание, дать оценку героям и событиям; характеризовать такие компоненты как тема, идея, сюжет, композиция; оценить роль пейзажа, портрета, интерьера в произведении и другое – всё это должен уметь ученик в результате освоения обязательного минимума содержания предмета. Более сложный уровень умений – это выявление авторского отношения к изображаемому, понимание связи изученного произведения со временем его написания, объяснение сходства тематики и героев в произведениях разных писателей.
Среди разных форм и способов проверки учебных достижений контрольная работа – одна из эффективных форм проверки ранее заявленных учебных умений. Это вопросы по тексту произведения, анализируемого в процессе обучения, задания, связанные с жизнью и творчеством писателя. Задания ориентированы на свободное речевое высказывание в полной или краткой форме.
Содержание заданий выявляет знание героев, событий, сюжета. Тематики произведения. Количество заданий определяется в соответствии с объемом конкретного материала. Выполнение каждого из них оценивается по альтернативной шкале: «верно – неверно», «назвал – не назвал», «достаточно – недостаточно». Можно определять количество баллов в зависимости от уровня сложности и значимости задания.
Контрольные работы могут быть итоговыми , рубежными. Обобщенными (по творчеству писателя) и одноплановыми (по 1 произведению).
Постоянное использование этой формы контроля помогает педагогу системно отслеживать предметные умения и навыки учащихся; повысить мотивацию к изучению произведений у детей.
Контрольные работы для 8 класса.
Тема 1. Фольклор. Древнерусская литература.
1 вариант
- Что такое фольклор?
- Назовите жанры фольклора. Приведите по одному примеру произведений к каждому жанру.
- Дайте определение жанру «песня».
- Какие виды фольклорных песен вы знаете? Приведите примеры.
- Прочитайте текст песни. Каким событиям она посвящена? Как называются песни подобного содержания? Какие свойственные народной песне художественные приемы можно отметить в этом произведении?
Под славным городом Полтавой
Подымалась Полтавская баталия.
Запалит шведская сила
Из большого снаряда – из пушки
- Закончите предложение: «Древнерусская литература – это…»
7. Подберите к терминам определения:
А) исторические песни –
Б) житие –
в) канонизация
Г) духовность
Д) святой
1)жизнеописание людей, признанных святыми христианской церковью.
2.эпические и лирические произведения, в которых отражается понимание народом истории, выражается к ним отношение.
3. свойство души, состоящее в преобладании духовных. Нравственных ценностей над материальными.
4. причисление к лику святых.
5. человек, посвятивший свою жизнь церкви и религии, а после смерти признанный образцом праведной жизни и носителем чудодейственной силы.
8. Назовите имена героев жития.
9. Какие события и люди были в центре изображения произведений древнерусской
литературы? Приведите примеры произведений житийного жанра.
10. Дайте толкование словам, заменяя их современными синонимами.
Келья Черноризец Аз Протопоп Бритобратец
- В чем особенность жанра жития? Назовите традиционные признаки(автор, герой, сюжет, язык).
2 вариант
1. Соотнесите термин с определением:
1) Летописец
2) Былины
3) Исторические песни
А. Русская народная эпическая песня- сказания о богатырях
Б. Жанр русской повествовательной литературы 11-17в, погодная запись исторических событий
В. Это фольклорные эпические произведения, содержание которых посвящено конкретным событиям и реальным лицам русской истории, выражает национальные интересы и идеалы народа.
2. Назовите жанры народной песни.
3. Перечислите виды обрядовых песен
4. В чем отличие обрядовых и лирических песен?
5. Назовите основные периоды создания исторических песен
6. Какова художественная идея исторических песен 16 века? 17 века? 18 века?
7. Центральный образ песен 16 века
8. Каким историческим личностям посвящены песни?
9. Почему нужно изучать исторические песни?
10. Дайте определение: «Житие-…»
11. Автор «Жития Сергия Радонежского»
12. Охарактеризуйте личность Сергия Радонежского
12. Каким видит автор Александра Невского?
13. Замените устаревшие слова современными русскими:
Хоругвь -
Тьма -
Ратный -
Правоверный -
Злопыхательство
14. Художественная идея « Слово о погибели Русской земли»
Тема 2. Творчество А.С. Пушкина
1 вариант
- В каком году родился А.С. Пушкин?
А) 1760 б) 1799 в) 1800 г) 1811
2. Где он учился с 1811 по 1817 год?
А) уездное училище б) Петербургский университет В) Московский университет г) Царскосельский лицей
3. Кем Пушкин стал после учебы?
А) коллежским секретарем б) офицеро В) юристом г) канцеляристом
4. О ком А.С.Пушкин пишет в приведенных ниже строках?
На берегу пустынных волн
Стоял он дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася; бедный челн
По ней стремился одиноко.
А) о Евгении б) об императоре в) о Петре 1 г) о себе
5. Где происходит действие поэмы?
А) в Москве б) в Петербурге в) в Сибири г) в вымышленном городе
- Каково отношение А.С. Пушкина к Петру в поэме «Медный всадник»?
А) восторженное б) негативное в) двойственное г) равнодушное
7. Какова основная тема «Медного всадника»?
а) стихия может разрушить не только город, но и человеческий рассудок, судьбу
б) строительство Петербурга было ошибкой Петра 1.
В) слабый духом человек не в состоянии выдержать испытания судьбы.
8. Расположите события, описываемые в поэме «Полтава», в хронологическом
порядке: появление Петра; смотр войск; Петр приветствует полки; Карл дает
сигнал к началу сражения; первый утренний бой; победа России, Полтавская битва;
пир Петра.
9. Как можно объяснить авторское «мы», употребляемое Пушкиным в «Полтаве»,
хотя он не был участником битвы? «Мы» -
а) армейские командиры
б) русская армия, войска
в) Россия , ее будущее
10.. На какие чувства читателя воздействует автор в приведенном описании боя?
«…Швед, русский коле - рубит , режет, Бой барабанный, клики, скрежет. Гром
пушек, топот, ржанье , стон, И смерть , и ад со всех сторон..
а) зрительное восприятие
б) звуковое восприятие
в) духовное состояние
11. А.Н. Соколов замечает, что « Петр как исторический деятель и как личность
– полная противоположность Карлу».
- С какими целями участвовал в битве Петр и Карл?
- Можно ли сказать, что противоположность Петра и Карла в поэме проявляются в их внешности и поступках
12. В строчке «Горит восток зарею новой»- поэт использует:
а) сравнение б) метафору в) антитеза
13. …Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь , как Божия гроза…
А) Петра 1 б) Олега в) Карла 12.
14. Определите жанр «Песни о вещем Олеге».
А) былина б)баллад в) поэма г)легенда
15. Какое будущее предсказал старец Олегу?
А) славные победы в сражениях и смерть в глубокой старости.
Б) смерть от женщины в расцвете лет
В) после славных побед умрет Олег от коня своего
Г) смерть от укуса змеи
16. Какова основная тема «Песни о вещем Олеге»?
а) вера русского человека все может преодолеть
б) тема предопределенности человеческой судьбы
в) тема славы русских князей
г) тема неверия человека в судьбу
17. Т. Галушко считает, что «Песнь о вещем Олеге» решает вопрос «о роли и месте поэта (пророка) в истории».
Каким изображается кудесник в «Песне о вещем Олеге»? Можно ли считать этот образ аллегорией поэта?
2 вариант
1. В каком году умер А.С. Пушкин?
А) 1810 б) 1830 в) 1837 г) 1834
2. Назовите родовое имение Пушкиных?
А) Тарханы б) Спасское- Лутовиново в) Болдино г) Богучарово
3. Кто учился с Пушкиным в лицее?
А) Лермонтов б) Тютчев в) Пущин г) Кюхельбекер
4. Как звали жену А.С.Пушкина?
а) Анна Керн б) Наталья Гончарова в) Екатерина Бакунина
5. Имя главного героя «Медного всадника»?
а) Евгений б) Петр в) Александр г) Владимир
6. В «Медном всаднике А.С.Пушкин описал…
а) фантастические события, которые никогда не происходили.
Б) реальные события наводнения в Петрограде
В) реальные события, но изменил место, где они происходили.
7. Почему поэма называется «Медный всадник»?
а) основной мотив – мотив стихии, которую Петр решил покорить,
построив Петербург.
Б) Петр – главное действующее лицо .
- С какой целью Петр 1 решает «… в Европу прорубить окно»?
А) расширить торговые отношения с Европой
Б) «..назло надменному соседу»
В) так было «суждено» Петру
9. Какой художественный прием использован в отрывке из поэмы «Медный всадник»: «…И перед младшею столицей//Померкла древняя Москва», Как перед новою царицей Порфироносная вдова…»
а) метафора б) сравнение
в) антитеза г0 олицетворение
10. Какой смысл вложен в строки «Горит восток зарею новой»?
а) начало нового дня б) алые отблески лучей солнца
в) восхождение России г) отблески пожаров в Полтаве
11. Как решил Олег обойти судьбу, чтобы не сбылось предсказание старца?
А) он забыл о сказанном, чтобы не навлечь на себя беду.
Б) он больше не участвовал в походах и сражениях
В) Олег заперся и жил в одиночестве
Г) никогда не садился больше на своего коня, отправив его подальше.
12. Какова основная идея «Песни о вещем Олеге»?
а) сила и мужество русских людей, которое нельзя сломить никакими предсказаниями несчастий.
Б) верность русского человека своему долгу.
В) стремление человека предвидеть и предсказать судьбу.
Г) как бы ни старался человек, но от судьбы ему не уйти.
13.С каким чувством Пушкин описывает Полтавскую битву?
А) ужас, ощущение трагизма перед гибелью тысяч людей
Б) спокойный, рациональный анализ
В) восхищение, упоение боем
14. «…Несомый верными слугами,
В качалке, бледен, недвижим,
Страдая раной, ……. явился.
Чей портрет рисует автор в этом отрывке?
15. Д.Д.Благой считает, что «Полтавой» Пушкин осуществил вековое задание – создать высокохудожественную героическую поэму о Петре».
- Можно ли согласиться с тем, что «Полтава» - поэма о Петре?
- Как вы думаете, почему поэма названа «Полтава»?
16. Ф.В. Булгарин утверждает, что «характера Петра Великого нет в поэме, но есть прекрасный портрет его».
- Как вы считаете, может ли быть портрет, но не быть характера?
- Согласны ли вы с мнением критика?
Контрольная работа № 2 по повести «Капитанская дочка»
( 1 вариант)
1. Кто автор «Капитанской дочки»?
- Л.Н.Толстой
- М.Ю.Лермонтов
- А.С.Пушкин
- И.С.Тургенев
2. Жанр произведения:
- Роман 2. историческая повесть 3.рассказ 4. комедия
3. Эпиграфом к произведению стали слова:
1. «Один в поле не воин»
2. «Волков бояться- в лес не ходить»
3. «Худой мир лучше доброй ссоры»
4. «Береги честь смолоду»
4. Какое историческое событие лежит в основе произведения?
- Восстание под предводительством Болотникова
- Восстание под предводительством Степана Разина
- Восстание по предводительством Емельяна Пугачева
5. Главные герои повести:
1. Гринев 2. Хлопуша 3. Пугачев 4. Екатерина 2
6. Повествование в произведении ведется от лица:
- повествователя
- Гринева
- Пугачева
- Швабрина
7. Толковый словарь. Соедини слова и толкование лексического значения.
- Молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не состоявший на
службе.
- Солдат-новобранец.
- Любительница рассказывать новости.
- Арестант, узник в колодках.
- Человек, пользующийся особым доверием.
А) рекрут
Б) недоросль
В) наперсник
Г) колодник
Д) вестовщица
8. Узнай персонажа.
- - совершенно не задумывался о том, как он одет, зато проявлял заботу о чужом гардеробе;
- составил реестр «раскраденному злодеями барскому добру» и требовал
компенсировать потери;
- был чрезвычайно озабочен судьбой заячьего тулупа, пожертвованного с барского плеча «оголтелому пьянице»
2. – появляется то в «оборванном армяке и татарских шароварах», то в
«красном кафтане» «на белом коне»;
- получил в подарок «заячий тулупчик совсем новешенький…бестия, его так
и распорол, напяливая на себя»
9. В чем смысл калмыцкой сказки, рассказанной Пугачевым Гриневу?
10. Почему Гринев, называя Пугачева самозванцем, разбойником, злодеем, все-таки симпатизирует своему знакомому, не хочет его гибели, приходит проститься в день казни?
- вариант.
- В каком веке происходят события в повести «Капитанская дочка»? Назовите исторических деятелей, изображенных в этой повести(не менее двух).
- Идейный и художественный центр в «Капитанской дочке» олицетворяет:
1) Маша Миронова 2) Гринев 3) Пугачев
- Образы Гринева и Швабрина вводятся по принципу:
- Антитезы 2) сопоставления 3) взаимодополнения
- В раскрытии образа Пугачева особую роль играет:
1)фольклор 2) сведения, полученные капитаном Мироновым о бунтовщике 3)сцена на военном совете
5. Какие из данных слов имеют символическое значение? Определите их символическое значение.
1) орел 2) буран 3) песня 4) крепость
6. Толковый словарь. Дате толкование слов, опираясь на содержание «Капитанской дочки».
Инвалид - Челобитье - Именное повеление-
Сатисфакция - Суженая - Лазутчик -
7.Узнай персонажа:
- «…он был лет сорока, росту среднего. Худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское.»
- «…молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым».
- «…девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым»
- «…лона была в белом утреннем платье. В ночном чепце и в душегрейке…Лицо ее , полное и румяное, выражало важность и спокойствие.2
8. Какова основная тема «Капитанской дочки»? Обоснуйте свой ответ.
9. Что называется эпиграфом? Их роль в произведении? Какой эпиграф выбрал Пушкин к своей повести? В чем его смысл?
10. Какую роль играет сон в произведении? Сон Гринева. Когда он приснился герою? Чем интересен? Зачем автор вводит его в текст?
Контрольная работа
( 1 четверть)
- Продолжи фразу: «Живопись – это искусство кисти, музыка – искусство звука, художественная литература – искусство…….»
- Назовите жанры народнопоэтического творчества.
- Что является содержанием жития?
- Назовите церковнослужителей, причисленных к лику святых.
- Чем известен Сергий Радонежский?
- Какой исторический факт лег в основу произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?
- Определите жанр произведения «Капитанская дочка».
- Назовите эпиграф к произведению «Капитанская дочка».
- Дайте толкование слов, опираясь на содержание «Капитанской дочки»:
Инвалид- Сатисфакция - Суженая –
Лазутчик - В животе и смерти - Челобитье –
Именное повеление –
- Выберите имена героев. Действующих в «Капитанской дочке»: Сильвио, Минский, Черномор, Маша Миронова, Екатерина 2, Мазепа, Петр Гринев. Швабрин.
- Какие основания вы взяли бы для сравнения 2-х героев: Гринева и Швабрина.
- Кто стоял на троне в исторический период, описанный в произведении?
- Какой вывод сделал орел, герой калмыцкой сказки, рассказанной Пугачевым, попробовав выполнить совет ворона?
- Кто из героев «Капитанской дочки» изображен на портрете?
А) «…он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок…»
Б) «… молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым».
В) «…девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами. Гладко зачесанными за уши, которые у нее так игорели».
Г) «… она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке…Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие. А голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую».
15. Сформулируйте отношение А.С. Пушкина к народному восстанию, опираясь на его письма и произведения.
Тема 4. Творчество Н.В. Гоголя «Ревизор»
1Вариант
- Какие произведения Гоголя вы знаете .Назовите 2-3 произведения.
- Какой эпиграф к своему произведению взял Н.В.Гоголь? Объясните его смысл.
- Определите жанр произведения «Ревизор».
- Выпишите имена персонажей из произведения Гоголя Н.В. «Ревизор», составьте театральную афишу:
Бульба, Сквозник-Дмухановский, Кукубенко, Бобчинский, Гибнер, Хлопов
Чичиков.
- Определите жанр произведения «Ревизор».
6. Расположите сцены по порядку их следования в «Ревизоре»:
1)Хлестаков делает предложение Марье Антоновне.
- Приход городничего в гостиницу.
- Сообщение Бобчинского и Добчинского о приезде ревизора.
- Чтение письма Чмыхова.
7.Кто из героев произносит эти реплики?
1)«Я как будто предчувствовал: сегодня мне всю ночь снились какие-то две необыкновенные крысы».
2) «Я, признаюсь, литературой существую. У меня дом первый в Петербурге»
8. Кто, по вашему мнению, положительный герой в произведении? Аргументируйте свое мнение.
9. Кто и о ком произносит эти реплики?
1) »Недурной наружности, в партикулярном платье, ходит этак по комнате и в лице эдакое рассуждение…физиономия…поступки, и здесь много, много всего.»
2) «Ну что было в этом вертопрахе похожего на ревизора? ничего не было».
3) «Профинтил дорогою денежки, голубчик, теперь сидит и хвост подвернул, и не горячится».
10. Хлестаковщина – это:
1) стремление выдавать себя за значительную и важную персону, чем это есть на самом деле.
2) стремление модно одеваться
3) погоня за чинами.
2 вариант
- Сколько действий в пьесе «Ревизор»?
- Определите жанр произведения. Обоснуйте свой ответ.
- Составьте афишу действующих лиц:
Анна Андреевна-
Земляника –
Держиморда –
Хлестаков –
- Расположите сцены в порядке их следования:
- Сцена «вранья» Хлестакова
- Немая сцена
- Обед Добчинского и Бобчинского
- Приход городничего в гостиницу
- Кто произносит эти реплики?
- «Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!»
- «Ведь на то и живешь, чтобы срывать цветы удовольствия».
- Какова главная тема «Ревизора»?
- Для речи Хлестакова характерна:
- логичность
- юмор
- бессмыслица
- Истинное стремление Хлестакова:
1) сыграть роль повыше той, что предусмотрена его положением
2) жениться на Марье Антоновне
3)набрать как можно больше денег в долг
- Кто и о ком произносит эти реплики?
- «А вот вам,…., так, как смотрителю учебных заведений нужно позаботиться особенно насчет учителей».
- «Сударыня, вы видите, я сгораю от любви»
- «А я никакой совершенно не ощутила робости; я просто видела в нем образованного, светского ,высшего тона человека, а о чинах его мне и нужды нет.»
- Кто из героев вам понравился больше всего? Обоснуйте свой ответ.
Контрольная работа по теории литературы.
8 класс.
- Вставьте пропущенные слова:
Художественные образы объединяются в произведении……. мыслью , чувствами писателя, его отношением к герою и миру, то есть…… .
- Закончите фразу: «По ряду сходных признаков произведения могут быть разделены на три основных рода:……, ….,………
- Распределите виды в соответствии принадлежности к тому или иному роду:
Сказка, драма, комедия, послание, элегия, роман, повесть, баллада, поэма, посвящение, трагедия, басня, былина, сонет.
- Найдите соответствия в первом и втором столбиках:
А ) Анафора 1. жанр эпоса, основу которого чаще всего составляет одно
событие; малое количество действующих лиц.
Б) Ода 2. содержание составляет история одной человеческой
жизни; в основе лежит несколько событий
В) Рассказ 3. художественный прием, заключающийся в повторении
одних и тех же звуков, слов или словосочетаний в начале
нескольких стихов.
Г) Повесть 4. торжественное лирико-ораторское произведение,
написанное возвышенным слогом и воспевающее кого или что-либо.
- Назовите несколько известных вам сказок, былин, поэм, басен, рассказов,
повестей , романов, трагедий (по одному примеру на каждый вид).
- Дайте определение следующим понятиям:
А) Портрет-
Б) Интерьер-
В) Гипербола-
Г) Стопа –
7. Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман.
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман…
Определите стихотворный размер, рифму, рифмовку.
- Выберите правильный ответ(он может быть не один):
А) Средствами создания характера литературного героя могут выступать:
1. художественная деталь
2. речь героя
3. поступки героя
б) Лирический герой – это:
1. сам поэт
2. действующее лицо стихотворения
3. образ человека, чьи чувства, настроение, переживания стремится выразить автор.
9. Выпишите средства выразительности из стихотворения:
Звезда полей во мгле заледенелой, Звезда полей! В минуты потрясений
Остановившись, смотрит в полынью. Я вспоминал, как тихо за холмом
Уж на часах двенадцать прозвенело, Она горит над золотом осенним,
И сон окутал родину мою. Она горит над зимним серебром
- Выпишите портретные зарисовки, описания обстановки и авторские характеристики в рассказе Паустовского К.Г. «Телеграмма»
Контрольная работа
(3-я четверть)
- Распределите героев по произведениям. Назовите авторов: Гагин, Ася, Сокол, Варенька, Уж. полковник, господин Н.
- Определите тему и идею повести «Ася».
- Какова причина несостоявшейся любви Аси и господина Н.
- Узнайте, из какого произведения эти слова: «Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять. Что хорошо, что дурно, что все дело в среде, что среда заедает. А я думаю, что все дело в случае.»
- Почему рассказ называется «После бала»?
- Какой прием автор использовал для построения рассказа.
- Какова тема рассказа «После бала»?
- Что разрушило любовь героев рассказа?
- Можно ли назвать полковника двуличным человеком? Обоснуйте ответ.
- Какое произведение начинается словами : «Море огромное, лениво вздыхающее у берега, -уснуло…» Кто автор?
- Что такое афоризм? Приведите примеры афоризмов из «Песни о Соколе».
- Каких людей олицетворяют Сокол и Уж?
- Кто автор произведения «Василий Теркин»?
- Назовите жанр произведения «Василий Теркин».
- Какими качествами наделяет автор Василия Теркина?
- Какие слова являются лейтмотивом произведения «Василий Теркин»?
- По портретам героев определите, из каких они произведений и назовите автора.
А) «Девушка, которую он назвал своей сестрой, с первого взгляда показалась мне очень миловидной. Было что-то свое. Особенное, в складе ее смугловатого круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными, светлыми глазами. Она была грациозно сложена, но как будто не вполне еще развита».
Б) «Наружность ее показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок…»
В) «Лицо у него было очень румяное, с белыми подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и с зачесанными вперед височками, и та же ласковая радостная улыбка, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах. Сложен он был прекрасно, с широкой, небогато украшенной орденами, выпячивающейся по-военному грудью, с ильными плечами и длинными, стройными ногами».
Г) И, явившись на вечерку,
Хоть не гордый человек,
Я б не стал курить махорку,
А достал бы я «Казбек».
- Каким литературоведческим понятиям даны определения?
А) отношение писателя к изображаемым им явлениям, событиям, людям, мысль о них.
Б) прозаическое произведение, в котором нарисовано одно. Реже – несколько событий с малым количеством действующих лиц;
В) построение произведения, расположение и взаимосвязь его частей, порядок изложения событий.
Итоговая контрольная работа
по литературе.
8 класс.
- Что мы называем песней? Какие виды фольклорных песен вы знаете?
- К какому виду вы отнесете песню подобного содержания?
Под славным городом Полтавой
Подымалась Полтавская баталия.
Запалит шведская сила
Из большого снаряда – из пушки…
- В каком произведении, прочитанном вами в этом году, использовалась народная
песня в качестве эпиграфа?
- К какому роду литературы можно отнести поэму? Какие поэмы А.С. Пушкина вы читали?
- Образ какого героя один из важнейших в поэмах А.С.Пушкина «Полтава» и «Медный всадник»? О каких его деяниях упоминается в данных строчках, откуда они?
Кто неподвижно возвышался
Во мраке медною главой,
Того, чьей волей роковой
Над морем город основался…
Ужасен он в окрестной мгле!
Какая дума на челе!
6. Какие повести можно назвать историческими? Приведите примеры.
7. В повести «Капитанская дочка» А.С.Пушкин вводит эпизод «Сон Гринева».
Подумайте, чем интересен этот сон.
8. Каким вы представляете Петра Гринева? Почему в повести нет его портрета?
9. Что такое эпиграф? Для чего они нужны? Приведите примеры.
10. В романтических произведениях исключительный герой действует в
исключительных обстоятельствах на фоне необычных картин. Докажите, что поэма
М.Ю. Лермонтова «Мцыри» относится к романтическим произведениям.
11. «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю» Эти слова из Библии стали
эпиграфом к «Мцыри». Как он связан с главной идеей произведения?
12. Что называется комедией? К какому роду литературы она относится?
13. В комедии герой раскрывается в словах. Определите, кому принадлежат данные
реплики.
А) «Я люблю поесть. Ведь на то и живешь, чтобы срывать цветы удовольствия».
Б) « Не приведи Бог служить по ученой части, всего боишься. Всякий мешается,
всякому хочется показать, что он тоже умный человек».
В) « Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!»
14. Как бы вы определили тему повести И.С. Тургенева «Ася»?
15. Что такое композиция? Как построена повесть Л.Н. Толстого «После бала»?
16. Какое содержание в понятие «счастье» вкладывают герои А.М. горького в «Песне
о Соколе»?
17. Какие качества героя поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин» позволили
автору сказать: «Теркин дорог на войне»?
18. Вспомните, кому принадлежат эти афоризмы: а) автору б) Маленькому принцу
в) Лису
1) « …Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил.»
2) «Будь то дом, звезды или пустыня, самое прекрасное в них то, чего не увидишь глазами.»
3) «Вода бывает нужна и сердцу».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа по литературе для учащихся 5 класса по теме: "Изобразительно-выразительные средства"
Контрольная работа по теме: "Лирика начала XX века". При изучении темы учащиеся не только знакомились с творчеством русских поэтов начала века, но отрабатывали умения различать эпитет, метафору, сравн...
Информ-ринг как форма диагностики знаний учащихся на уроках информатики.
Игровые методы обучения – лучший способ мотивации учащихся и закрепления их знаний. На уроках информатики игра "Информ-ринг" используется для закрепления изученного материала и расширения кругозора уч...
Использование технологии Moodle для обучения и сетевой диагностики знаний учащихся
«Цель обучения ребенка состоит и в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя» Элберт Грин Хаббард...
Статья "ДИАГНОСТИКА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ ТЕСТИРОВАНИЯ"
Котроль знаний учащихся одна из важных частей обучения. Последнее время активно используется тестирование при проверки знаний учащихся....
Доклад с презентацией на тему "Диагностика знаний учащихся по математике и построение образовательного маршрута. Отражение индивидуального прогресса обучающихся"
Доклад был сделан на педагогическом совете учителей общеобразовательной школы (отделение для обучающихся с ОВЗ (умственной отсталостью)) и на окружном семинаре "Система индивидуального сопр...
Метод диагностики знаний учащихся по теме "Влажность воздуха", работа с психрометрической таблицей.
Разработка методического приёма оценки знаний учащихся Автор: Тихомирова Анна Андреевна, учитель физики государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразователь...
Диагностика знаний учащихся отделения изобразительного искусства ДШИ по предмету «История изобразительного искусства».
Среди предметов художественно-эстетического цикла «История изобразительного искусства» занимает важное место. Основными типами контроля знаний учащихся являются: устный опрос, тестирование...