Диагностика знаний учащихся отделения изобразительного искусства ДШИ по предмету «История изобразительного искусства».
статья по изобразительному искусству (изо)

Южанина Ольга Анатольевна

Среди предметов художественно-эстетического цикла «История изобразительного искусства» занимает важное место. Основными типами контроля знаний учащихся являются: устный опрос, тестирование, контрольная работа, викторина, решение кроссвордов. Таким образом, диагностика знаний, качества образованности ученика осуществляется  с помощью дидактического материала. Данный материал  на практике окажет существенную помощь преподавателям истории изобразительного искусства в ДШИ и ДХШ оперативно выявить уровень и качество знаний учащихся по темам: «Виды и жанры изобразительного искусства», «Искусство первобытного общества», «Искусство  Древнего Египта».

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Диагностика знаний учащихся отделения изобразительного искусства ДШИ по предмету  «История изобразительного искусства».

 Среди предметов художественно-эстетического цикла «История изобразительного искусства» занимает важное место. Преподавание истории изобразительного искусства в детской школе искусств направленно на всестороннее гармоничное развитие личности учеников, формирование их мировоззрения, нравственного и эстетического идеала, воспитание культуры чувств. Занятия  историей  искусства способствует  выработке у учащихся сознательного  эстетического  подхода  к явлениям  действительности  и  искусства, формированию  сферы  их духовных интересов  и  убеждений. Ученики приобретают  умение  видеть  прекрасное  и любоваться  им, различать, понимать, чувствовать и  оценивать  художественное  произведение.

Важным условием оптимизации учебного процесса является систематическое получение преподавателем объективной информации о ходе освоения знаний учащимися, получаемой в процессе контроля учебно-познавательной деятельности учащихся.

Контроль означает выявление, установление и оценивание знаний учащихся, т. е. определение объема, уровня и качества усвоения учебного материала, выявление успехов в учении, пробелов в знаниях, навыках и умениях у отдельных учащихся и у всего класса для внесения необходимых корректив в процесс обучения, для совершенствования его содержания, методов, средств и форм организации.

  Диагностика познавательной деятельности учащихся включает пять функций:

  • Проверочная функция решает задачу выявления знаний, которые усваивают учащиеся в ходе обучения.
  • Ориентирующая функция позволяет обнаружить слабые места в  подготовке всего класса и каждого учащегося в отдельности.
  • Воспитательная функция обеспечивает установление отношения  к истории искусства, влияющего на формирование его взглядов и убеждений.
  • Методическая функция обеспечивает формирование навыков и умений правилльно и объективно организовать контроль над процессом овладения знаниями учащимися.
  • Корректирующая функция дает возможность преподавателю вносить соответствующие поправки в содержание и методику познавательной деятельности учащихся.

Так же принято выделять виды диагностик:

  • Текущий контроль проводится повседневно и на всех видах занятий.
  • Промежуточный контроль осуществляется за определенный учебный отрезок времени, иногда за изучение периодов истории.
  • Итоговый контроль  проводится в конце изучения курса истории изобразительного искусства с целью выявления, насколько полны и глубоки приобретенные учащимися знания.

   

   Основными типами контроля знаний учащихся являются: устный опрос, тестирование, контрольная работа, викторина, решение кроссвордов.

    Практика показывает, что  контрольные опросы, письменные или устные, не всегда могут в полной мере отразить  истинные знания учащихся (т.к. опрос это всегда стресс, напряжение, страх сбиться, забыть и т.д.).

 Наиболее интересными  заданиями по истории изобразительного искусства  являются кроссворды. Они вызывают  у школьников интерес к изучаемой теме, вносят занимательность, заставляют глубже вникать в предмет, самостоятельно мыслить. Разгадывание кроссвордов благотворно влияет на организм – успокаивает, расслабляет, что побуждает  все органы работать в оптимальном режиме. Решение кроссвордов  тренирует память, расширяет кругозор, и даже способствует развитию сообразительности.  Работая над кроссвордом по определенной теме, ученик не просто вспоминает и называет правильные слова, но размышляет, сопоставляет уже   имеющиеся на его контрольном листе факты.  Отвечая на вопросы кроссвордов, учащиеся лучше усваивают термины, запоминают названия.

   В целях создания благоприятных условий для углубленного изучения  по  предмету «История изобразительного искусства» и возможности позволить детям   наиболее полно и ярко представить свои знания по теме диагностика  знаний и качества образованности ученика осуществляется с помощью дидактического материала.

Задачи:

  • Сформировать у учащихся стремление  не к простому заучиванию терминов, а к размышлению;
  • Приобщение, в рамках темы, учащихся к региональным культурным ценностям;
  • Диагностика творческого и интеллектуального потенциала учащихся в области истории изобразительного искусства по различным темам.

     В каждый кроссворд введены вопросы, требующие определенных знаний известных памятников мировой художественной культуры, кроме того введен материал по региональному компоненту.  На итоговых занятиях проводится диагностика знаний учащихся   с помощью предлагаемых кроссвордов и тестов.

   Решение одного кроссворда может занять весь урок и осуществляться всем классом или  учащиеся работают над индивидуальным кроссвордом. Отдельные учителя практикуют не только изданные кроссворды, но и составленные ими самими, а также наиболее сильными учащимися.

   Возможен другой вариант: использовать кроссворды для проведения  конкурса-викторины по истории изобразительного искусства  между учащимися. Темы, отраженные в кроссвордах, предъявляют  определенные требования к знаниям и навыкам учащихся.  Они должны знать:

  • Название видов и жанров изобразительного искусства;
  • О происхождении искусства;
  • О появлении скульптуры, графики, живописи, архитектуры;
  • Мифологию Древнего Египта и Греции;
  • Архитектурные памятники.

Вывод:  Таким образом, диагностика знаний, качества образованности ученика осуществляется  с помощью дидактического материала. Данный материал  на практике окажет существенную помощь преподавателям истории изобразительного искусства в ДШИ и ДХШ оперативно выявить уровень и качество знаний учащихся по темам: «Виды и жанры изобразительного искусства», «Искусство первобытного общества», «Искусство  Древнего Египта».

    Литература:

  1. Справочник по мировой культуре и искусству; Петкова С.М. –Изд.6-е.-Ростов н/Д: Феникс, 2010.-506с.    
  2. Алехин А.Д.  Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. Кн. Для учителя.- М.: Просвещение, 1984.- 160 с.    

 

Кроссворд № 1   «Искусство»

 

           

1. Вид изобразительного искусства, главное выразительное средство которого – цвет.

2. Основное выразительное средство графики.

3. Жанр изобразительного искусства, главный герой  которого – человек.

4. Основной инструмент живописи.

Правильные ответы: 1.Живопись, 2.Линия, 3. Портрет, 4. Кисть.

Кроссворд  № 2  «Первобытное искусство»

     

  1. Наука, изучающая историю и культуру человечества с помощью раскопок?
  2. Естественное углубление в горном массиве с выходом наружу.
  3. Женская фигура, названная археологами  «Палеолитическая …»
  4. Животное, которое можно встретить  на наскальных   рисунках, а в жизни нет?
  5. Огромный вертикальный камень, вкопанный в землю.
  6. Какой инструмент используют археологи и художники?

Правильные ответы: 1.Археология, 2.Пещера, 3.Венера, 4.Мамонт, 5.Менгир, 6.Кисть

        

Кроссворд № 3 «Древний Египет»

     

1.Наука о планетах и звездах, особо  почитаемая в Древнем Египте.

2.Высеченное из скалы существо с головой человека и телом льва.

3.На чем писали древние египтяне,  когда еще не было бумаги.

4.Письменный знак в Древнем Египте.

5.Одно из огромных сооружений в Египте.

Правильные ответы: 1.Астрология, 2.Сфинкс, 3.Папирус, 4.Иероглаф, 5.Пирамида.

Кроссворд № 4 «Боги Древней Греции»

 

           

1. Богиня любви и красоты, родилась в пене морской.

2. Бог огня, покровитель кузнечного ремесла и самый искусный кузнец.

3. Покровитель искусств, предводитель и покровитель муз.

4. Брат Зевса, «колебатель земли» и владыка моря.

5. Богиня плодородия и земледелия.

Правильные ответы: 1.Афродита, 2.Гефест, 3.Аполлон, 4. Посейдон, 5.Деметра.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение основ композиции как средство формирования учебных универсальных действий в тематическом рисовании учащихся отделения изобразительного искусства ДШИ

Данная работа призвана  объяснять принципы построения композиции, с целью формирования УУД в тематическом рисовании  детей 1-4 кл. ДШИ.«Учитель должен сознательно идти в ногу с современность...

Нормы оценки знаний, умений, навыков учащихся по изобразительному искусству

Нормы оценки знаний, умений, навыков учащихся по изобразительному искусству...

Программа по учебному предмету "История изобразительного искусства" на 5 лет

Дополнительная предпрофессиональная программа в области изобразительного искусства "Живопись" по предмету "История изобразительного искусства" 5 лет....

Методическая разработка Проведение контрольной работы по предмету История изобразительного искусства по теме «Искусство Древнего Египта» в первом классе при реализации дополнительной общеразвивающей программы в области изобразительного искусства «

        Данная методическая разработка создана для проведения в рамках текущей аттестации контрольного урока по учебному предмету «История изобразительного искусства&r...

Критерии и нормы оценки знаний учащихся по изобразительному искусству

Критерии и нормы оценки знаний учащихся по изобразительному искусству...