Диагностика знаний учащихся отделения изобразительного искусства ДШИ по предмету «История изобразительного искусства».
статья по изобразительному искусству (изо)
Среди предметов художественно-эстетического цикла «История изобразительного искусства» занимает важное место. Основными типами контроля знаний учащихся являются: устный опрос, тестирование, контрольная работа, викторина, решение кроссвордов. Таким образом, диагностика знаний, качества образованности ученика осуществляется с помощью дидактического материала. Данный материал на практике окажет существенную помощь преподавателям истории изобразительного искусства в ДШИ и ДХШ оперативно выявить уровень и качество знаний учащихся по темам: «Виды и жанры изобразительного искусства», «Искусство первобытного общества», «Искусство Древнего Египта».
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Диагностика знаний учащихся отделения изобразительного искусства ДШИ по предмету «История изобразительного искусства».
Среди предметов художественно-эстетического цикла «История изобразительного искусства» занимает важное место. Преподавание истории изобразительного искусства в детской школе искусств направленно на всестороннее гармоничное развитие личности учеников, формирование их мировоззрения, нравственного и эстетического идеала, воспитание культуры чувств. Занятия историей искусства способствует выработке у учащихся сознательного эстетического подхода к явлениям действительности и искусства, формированию сферы их духовных интересов и убеждений. Ученики приобретают умение видеть прекрасное и любоваться им, различать, понимать, чувствовать и оценивать художественное произведение.
Важным условием оптимизации учебного процесса является систематическое получение преподавателем объективной информации о ходе освоения знаний учащимися, получаемой в процессе контроля учебно-познавательной деятельности учащихся.
Контроль означает выявление, установление и оценивание знаний учащихся, т. е. определение объема, уровня и качества усвоения учебного материала, выявление успехов в учении, пробелов в знаниях, навыках и умениях у отдельных учащихся и у всего класса для внесения необходимых корректив в процесс обучения, для совершенствования его содержания, методов, средств и форм организации.
Диагностика познавательной деятельности учащихся включает пять функций:
- Проверочная функция решает задачу выявления знаний, которые усваивают учащиеся в ходе обучения.
- Ориентирующая функция позволяет обнаружить слабые места в подготовке всего класса и каждого учащегося в отдельности.
- Воспитательная функция обеспечивает установление отношения к истории искусства, влияющего на формирование его взглядов и убеждений.
- Методическая функция обеспечивает формирование навыков и умений правилльно и объективно организовать контроль над процессом овладения знаниями учащимися.
- Корректирующая функция дает возможность преподавателю вносить соответствующие поправки в содержание и методику познавательной деятельности учащихся.
Так же принято выделять виды диагностик:
- Текущий контроль проводится повседневно и на всех видах занятий.
- Промежуточный контроль осуществляется за определенный учебный отрезок времени, иногда за изучение периодов истории.
- Итоговый контроль проводится в конце изучения курса истории изобразительного искусства с целью выявления, насколько полны и глубоки приобретенные учащимися знания.
Основными типами контроля знаний учащихся являются: устный опрос, тестирование, контрольная работа, викторина, решение кроссвордов.
Практика показывает, что контрольные опросы, письменные или устные, не всегда могут в полной мере отразить истинные знания учащихся (т.к. опрос это всегда стресс, напряжение, страх сбиться, забыть и т.д.).
Наиболее интересными заданиями по истории изобразительного искусства являются кроссворды. Они вызывают у школьников интерес к изучаемой теме, вносят занимательность, заставляют глубже вникать в предмет, самостоятельно мыслить. Разгадывание кроссвордов благотворно влияет на организм – успокаивает, расслабляет, что побуждает все органы работать в оптимальном режиме. Решение кроссвордов тренирует память, расширяет кругозор, и даже способствует развитию сообразительности. Работая над кроссвордом по определенной теме, ученик не просто вспоминает и называет правильные слова, но размышляет, сопоставляет уже имеющиеся на его контрольном листе факты. Отвечая на вопросы кроссвордов, учащиеся лучше усваивают термины, запоминают названия.
В целях создания благоприятных условий для углубленного изучения по предмету «История изобразительного искусства» и возможности позволить детям наиболее полно и ярко представить свои знания по теме диагностика знаний и качества образованности ученика осуществляется с помощью дидактического материала.
Задачи:
- Сформировать у учащихся стремление не к простому заучиванию терминов, а к размышлению;
- Приобщение, в рамках темы, учащихся к региональным культурным ценностям;
- Диагностика творческого и интеллектуального потенциала учащихся в области истории изобразительного искусства по различным темам.
В каждый кроссворд введены вопросы, требующие определенных знаний известных памятников мировой художественной культуры, кроме того введен материал по региональному компоненту. На итоговых занятиях проводится диагностика знаний учащихся с помощью предлагаемых кроссвордов и тестов.
Решение одного кроссворда может занять весь урок и осуществляться всем классом или учащиеся работают над индивидуальным кроссвордом. Отдельные учителя практикуют не только изданные кроссворды, но и составленные ими самими, а также наиболее сильными учащимися.
Возможен другой вариант: использовать кроссворды для проведения конкурса-викторины по истории изобразительного искусства между учащимися. Темы, отраженные в кроссвордах, предъявляют определенные требования к знаниям и навыкам учащихся. Они должны знать:
- Название видов и жанров изобразительного искусства;
- О происхождении искусства;
- О появлении скульптуры, графики, живописи, архитектуры;
- Мифологию Древнего Египта и Греции;
- Архитектурные памятники.
Вывод: Таким образом, диагностика знаний, качества образованности ученика осуществляется с помощью дидактического материала. Данный материал на практике окажет существенную помощь преподавателям истории изобразительного искусства в ДШИ и ДХШ оперативно выявить уровень и качество знаний учащихся по темам: «Виды и жанры изобразительного искусства», «Искусство первобытного общества», «Искусство Древнего Египта».
Литература:
- Справочник по мировой культуре и искусству; Петкова С.М. –Изд.6-е.-Ростов н/Д: Феникс, 2010.-506с.
- Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. Кн. Для учителя.- М.: Просвещение, 1984.- 160 с.
Кроссворд № 1 «Искусство»
1. Вид изобразительного искусства, главное выразительное средство которого – цвет.
2. Основное выразительное средство графики.
3. Жанр изобразительного искусства, главный герой которого – человек.
4. Основной инструмент живописи.
Правильные ответы: 1.Живопись, 2.Линия, 3. Портрет, 4. Кисть.
Кроссворд № 2 «Первобытное искусство»
- Наука, изучающая историю и культуру человечества с помощью раскопок?
- Естественное углубление в горном массиве с выходом наружу.
- Женская фигура, названная археологами «Палеолитическая …»
- Животное, которое можно встретить на наскальных рисунках, а в жизни нет?
- Огромный вертикальный камень, вкопанный в землю.
- Какой инструмент используют археологи и художники?
Правильные ответы: 1.Археология, 2.Пещера, 3.Венера, 4.Мамонт, 5.Менгир, 6.Кисть
Кроссворд № 3 «Древний Египет»
1.Наука о планетах и звездах, особо почитаемая в Древнем Египте.
2.Высеченное из скалы существо с головой человека и телом льва.
3.На чем писали древние египтяне, когда еще не было бумаги.
4.Письменный знак в Древнем Египте.
5.Одно из огромных сооружений в Египте.
Правильные ответы: 1.Астрология, 2.Сфинкс, 3.Папирус, 4.Иероглаф, 5.Пирамида.
Кроссворд № 4 «Боги Древней Греции»
1. Богиня любви и красоты, родилась в пене морской.
2. Бог огня, покровитель кузнечного ремесла и самый искусный кузнец.
3. Покровитель искусств, предводитель и покровитель муз.
4. Брат Зевса, «колебатель земли» и владыка моря.
5. Богиня плодородия и земледелия.
Правильные ответы: 1.Афродита, 2.Гефест, 3.Аполлон, 4. Посейдон, 5.Деметра.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изучение основ композиции как средство формирования учебных универсальных действий в тематическом рисовании учащихся отделения изобразительного искусства ДШИ
Данная работа призвана объяснять принципы построения композиции, с целью формирования УУД в тематическом рисовании детей 1-4 кл. ДШИ.«Учитель должен сознательно идти в ногу с современность...
Нормы оценки знаний, умений, навыков учащихся по изобразительному искусству
Нормы оценки знаний, умений, навыков учащихся по изобразительному искусству...
Урок по предмету «История изобразительного искусства» на тему: "Феномен Русских сезонов С.П. Дягилева"
Авторская разработка....
Программа по учебному предмету "История изобразительного искусства" на 5 лет
Дополнительная предпрофессиональная программа в области изобразительного искусства "Живопись" по предмету "История изобразительного искусства" 5 лет....
Требования к зачету по предмету «История изобразительного искусства» ФГТ 2 класс
Итоговое тестирование...
Методическая разработка Проведение контрольной работы по предмету История изобразительного искусства по теме «Искусство Древнего Египта» в первом классе при реализации дополнительной общеразвивающей программы в области изобразительного искусства «
Данная методическая разработка создана для проведения в рамках текущей аттестации контрольного урока по учебному предмету «История изобразительного искусства&r...
Критерии и нормы оценки знаний учащихся по изобразительному искусству
Критерии и нормы оценки знаний учащихся по изобразительному искусству...