материалы к уроку по повести В.Некрасова "В окопах Сталинграда"
план-конспект занятия по литературе (11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок 1-2 Правда о войне
в повести В.Некрасова «В окопах Сталинграда».
Цель: дать представление о тендециях послевоенной литературы, показать значение повести Некрасова.
Метод.приемы: лекция учителя, обсуждение прочитанного.
- Выступление подготовленного ученика о биографии писателя.
Виктор Платонович Некрасов родился в Киеве в 1911 году. Родители – бывшие дворяне, интеллигентная, хорошая семья. Некрасов закончил архитектурный институт и актерскую студию. Играл в разное время в разных театрах, оттуда и был взят на войну. Дважды был ранен, «имел три дырки в теле от немецких пуль и осколков». После второго ранения направлен в Киевский окружной госпиталь. Была парализована правая рука: пуля задела нерв. Враг посоветовал пручать пальцы к мелким движениям, писать девушкам письма.
Но он стал писать о Сталинграде. Рукопись «В окопах Сталинграда» была напечатана в ж. «Знамя» в 1946 году. Некрасов писал правдивые книги, в 1974 году в его квартире был произведен обыск, который длился 42 часа. С собой увезли семь мешков рукописей, книг, журналов, писем, пишущую машинку, магнитофон. Ему было сказано, что из «окопов Сталинграда» он перебрался в стан врагов».
В 1974 году Некрасов уехал в Швейцарию, потом поселился в Париже. Некрасов умер в 1987 году. В.Кондратьев писал, что Некрасов очень тосковал по родине. Самым тяжелым был для него День Победы. В этот день он бродил по Парижу в поисках хотя бы одного русского, который бы воевал, чтобы с ним, а не одному выпить рюмку водки. Пов. «В окопах Сталинграда» - первая правдивая книга о войне.
- В чем своеобразие авторского повествования?
Повествование ведется от первого лица. Это похоже на дневниковые записи. Фиксируется почти каждый день пребывания на фронте военного инженера, лейтенанта Керженцева. Кроме боев, в книге много воспоминаний героя, его размышлений о пережитом, о том, как изменила его война. Героев повести мы видим его глазами.
Мы встречаемся со многими персонажами. Мы видим, кому Юрий сочувствет, кто ему нравится, а кто вызывает у него справедливый гнев и презрение.
Бойцы, герои повести, защищают Мамаев курган – возвышенность в центральной части Сталинграда. Из истории мы знаем, что бойцы 284-й стрелковой дивизии отбивали ежедневно по нескольку атак и проявляли чудеса героизма и стойкости, защищая Восточный склон Мамаева кургана.
- Какой предстает война в повести?
«Лица красные, потные, осатаневшие, голоса хриплые» - вот, что такое война в первой части повести. Бомбежки, жара, неразбериха, сумятица, всеобщее смятение. Стыд, неловкость испытывает Юрий за то, что он, командир, «не знает, где его взвод, полк, дивизия». А казалось, что самое страшное позади. Но наши войска снова отступают. И Юрию мучительно стыдно перед мирными жителями, котороых они оставляют, ибо он чувствует свою вину за то, что те «завтра проснуться и увидят немцев». «Самое страшное на войне – не снаряды и бомбы, а бездеятельность, отсутстсвие цели». Война – это трудная работа, это не только бои, но и тяжелый физический труд. Кем только не приходится быть на войне: и столяром, и плотником, и печником...» Кроме боевых качеств, на фронте еще ценится умение выжить, приспособиться к условиям, умение выстроить землянку, блиндаж, достать еду, накормить себя и товарищей, устроить ночлег. Вот ординарец Юрия – Валега – очень полезный, ловкий, незаменимый человек.
- Как влияет война на людей?
Обратимся к образу главного героя. Он интеллигент. Некрасов утвердил его правоту и значение как носителя духовной ценности. До войны он любил на луну смотреть, шоколад любил, в «3-м ряду партера сидеть, и сирень, и выпить с ребятами».
А на войне Керженцев – «бывалый» солдат. Архитектура, живопись, музыка, книги - вот, что интересовало его до войны. Не зря же Чумак говорит о нем: «А я думал, вы стихи пишете. Вид у вас такой поэтический». Отношение разведчика к Юрию здорово меняется: от полного пренебрежения до уважения и признания смелости и мужества Керженцева, когда он ведет бойцов в атаку при взятии сопки.
- Что же помогало Юрию, укрепляло его?
Та самая духовность, о которой пишет В.Быков. Его героизм определяется сознанием, что прежнюю жизнь надо защищать.
- Но как защищать? Чем? Как автор объясняет то, что мы выстояли, победили?
В 16-й главе 1 части Юрий размышляет о русском чуде и слышит песню солдат про Днепр и журавлей. И Юрий думает, что в песне этой была та скрытая теплота патриотизма, о которой говорил Л.Н. Толстой. Любовь к родной земле, твердость духа, мужество, солдатская храбрость и смекалка – вот, что спасает наших бойцов.
- Юрий много рассказывает о людях, которые ему нравятся. Что это за люди? Что он в них ценит?
Юрий замечает в них все хорошие стороны. Ценит смелость, готовность до конца выполнить свой долг. С любовью он говорит о своем ординарце Валеге. Поражает цельность натуры командира 4-й роты Карнаухова. Он мало говорит, много делает. Он спокоен в самых трудных ситуациях, просто и честно выполняет свой долг, он наплюет на сон, отдых, а будет до утра чертить схемы обороны или побежит штурмовать немецкий окоп, где и погибнет. С какой хитростью он добывает у немцев пулемет. А его увлечение Д. Лондоном.? Его пение? Только после смерти Коли Карнаухова Юрий прочтет его стихи – «простые и чистые – такие, как он сам».
В 1-й части упоминается Калужский - «помощник по тылу». Калужский стремится забраться в тыл, спасти свою шкуру, да еще урвать побольше!
Иронически изображен помощник начальника штаба Астафьев. «Изящный, с онегинскими бачками и оловянным взглядом. Картавый на французский манер. Считает, что ему идет. Юрию претит его имя Ипполит, ибо напоминает ему толстовского Ипполита Курагина.
- Что за человек Юрий Керженцев?
Он настоящий интеллигент, не позволил бы себе того, что позволяют другие, - мародерство.
Он умен, смел, доброжелателен и внимателен к людям. Он думает только о войне, бережет людей, честно выполняет свой долг, в любых обстоятельствах остается человеком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к уроку по повести А.И.Куприна "Поединок"
Автор:Г.Ребель.Из интернета....
материалы к уроку по повести В.Астафьева "Пастух и пастушка"
примерный план урока...
материалы к уроку по повести К.Воробьева "Это мы, Господи"
примерный план урока...
материалы к уроку по повести Г.Бакланова "Навеки - девятнадцатилетние"
примерный план занятия...
Методическая разработка — материалы к уроку по повести А.И.Солженицына «Матренин двор»
Цель предлагаемого ниже материала — дать учителю инструменты для отработки такого необходимого умения, как анализ художественной детали. Ниже вы найдете список вопросов, которые можно предложить...
Г.В. Мокина. Материалы к уроку по повести Н.В. Гоголя "Портрет"
Подводя итоги работы над изучением повести Н. В. Гоголя "Портрет", целесообразно обобщить материлы уроков литературоведческого анализа художественного текста по теме"Гоголь о призвании ...
Г.В. Мокина. Материалы к уроку по повести Н.В. Гоголя "Портрет"
Данный материал можно использовать при изучении повести Н..В. Гоголя "Портрет"...