материалы к уроку по повести К.Воробьева "Это мы, Господи"
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок 1-2 «Написанная кровью сердца...»
(по повести К.Воробьева «Это мы, Господи!..»)
Цель: показать немецкий плен в годы войны, сформировать правильное суждение о военнопленных у одиннадцатиклассников.
Ход урока:
Слово учителя:
Мы многого не знаем о войне, об истинной цене победы. Произведения К.Воробьева рисуют такие события Великой Отечественной войны, которые не до конца известны взрослому человеку и почти не знакомы школьникам.
1) - Что вы знаете о наших пленных? Как относитесь к людям, пережившим плен?
2) Чтение вслух отрывков из повести, которые запомнились, заставили переживать за героев:
«... В эти дни немцы не били пленных. Только убивали!
Убивали за поднятый окурок на дороге.
Убивали, чтобы тут же стащить с мертвого шапку и валенки.
Убивали за голодное пошатывание в строю на этапе.
Убивали за стон нестерпимой боли в ранах.
Убивали ради спортивного интереса, и стреляли не парами и пятерками, а большими этапными группами, целыми сотнями – из пулеметов-автоматов!...»
Вот Каунасский пересыльный лагерь:
«...лагерь «Г» был карантинным пересылочным пунктом. Не было поэтому в нем особых «благоустройств», свойственных стандартным лагерям. Но в нем были эсэсовцы, вооруженные .... железными лопатами. Они уже стояли, выстроившись в ряд, устало опершись на свое «боевое оружие». Еще не успели закрыться ворота лагеря за изможденным майором Величко, как эсэсовцы с нечеловеческим гиканьем врезались в гущу пленных и начали убивать их. Брызгала кровь, шматками летела срубленная неправильным косым ударом лопаты кожа. Лагерь огласился рыком осатаневших убийц, стонами убиваемых, тяжелым топотом ног в страхе метавшихся людей. Умер на руках у Сергея капитан Николаев. Лопата глубоко вошла ему в голову, раздвоив череп».
Читается сцена из жизни немецкого концлагеря, находящегося в Ржеве:
«На тринадцатые сутки умышленного мора голодом людей немцы загнали в лагерь раненую лошадь. И бросилась огромная толпа пленных к несчастному животному, на ходу открывая ножи, бритвы, торопливо шаря в карманах хоть что-нибудь острое, способное резать или рвать движущееся мясо. По образовавшейся гигантской куче людей две вышки открыли пулеметный огонь. Может быть, первый раз за все время войны так красиво и экономно расходовали патроны фашисты. Ни одна удивительно светящаяся пуля не вывела посвист, уходя поверх головов пленных! А когда народ разбежался по баракам, на месте, где пять минут тому назад еще ковыляла на трех ногах кляча, лежала груда кровавых, еще теплых костей и вокруг около ста человек убитых, задавленных, раненых...»
Звучит описание, дающее представление о Смоленском лагере.
Лагерь представлял собой огромный лабиринт, раздавленный на секции густой сетью колючей проволоки. Это уже было образцово-показательное место убийства пленных. В самой середине лагеря, как символ немецкого порядка, раскорячилась виселица. Вначале она походила на букву «П» гигантских размеров. Но потребность в убийствах росла, и изобретательный в этих случаях фашистский мозг из городского гестапо выручил попавших в затруднительное положение палачей из лагер. К букве «П» решено было приделать букву «Г», отчего виселица преобразилась в перевернутую «Ш». Если на букве «П» было повесить в один прием чертырех пленных, то новая буква вмещала уже восьмерых....»
Учитель: Я вижу, что прочитанное не оставило вас равнодушными. Как вы относитесь к услышанному?
Услышать тяжело, а пережить еще сложнее. Жизнь была страшнее любых описаний. В таком аду остаться людьми – уже геройство! Автор знал, о чем писал.
Подготовленный ученик рассказывает биографию К.Воробьева.
Русский писатель Константин Дмитриевич Воробьев (1917-1975) родился в селе Нижний Реутец Курской области. Здесь он окончил школу, затем учился в Москве. Будучи кремлевским курсантом, К.Воробьев осенью 1941 года попадает на фронт, защищает Москву в самом тяжелом месяце 1941 года, попадает в плен. Саласпилсский и Шауляйский лагеря для военнопленных, неоднократные попытки выбраться на свободу. А когда, наконец, удалось организовать коллективный побег, он и его товарищи продолжали борьбу в литовских лесах. 24 года было К.Воробьеву, когда, вынужденный с другими партизанами уйти в подполье, он стал писать о том, что еще совсем недавно пришлось пережить. Писал неистово, зная, что смертельная опасность рядом и надо успеть.
Под повестью «Это мы, Господи!..» должны бы стоять три даты: 1943-1946-1986. В сорок третьем в партизанском подполье повесть была написана. В сорок шестом предложена московскому журналу и ... потеряна. Единственный ее экземпляр был обнаружен случайно. В восемьдесят шестом предложен женой писателя В.В. Воробьевой журналу «Наш современник» и опубликован на е страницах.
Учитель: Итак, ничего не выдумано, об этих страданиях, невозможных, невыносимых, нечеловеческих никто не писал так.
- Как вы думаете, какая мысль заложена в заглавии?
В заглавии как бы слышится голос-стон измученных: «Мы готовы к смерти, к тому, чтобы быть принятыми Тобой, Господи... Мы прошли все круги ада, но свой крест мы несли до конца, не потеряли в себе Человеческое», в заглавии и мысль о безмерном страдании, о том, что в этом страшном обличье полуживых существ, скелетов, обтянутых кожей, трудно узнать самих себя... «Это мы, Господи!..»
- Как Воробьев изображает фашистов?
(Серая масса упырей, убийц. Воробьев не дает им индивидуальных черт, поскольку нет таких черт у нелюдей.)
- На чем сосредотачивает внимание автор?
(На изображении пленных, прежде всего Сергея и его товарищей. )
- Что давало им, измученным, голодным, силы бороться?
(Вера в правду, добро, в справедливость. Недаром на вопрос гестаповцев, какой он веры, Сергей Костров отвечает: «Самой глубокой».
Любовь к жизни. Сергея, бывшего в беспамятстве от тифа, лагерные полицейские раздели и нагого затолкали под нары. Очнувшись, он находит в себе силы вылезти и потребовать себе места. Когда больной дезентерией Сергей при смерти, его рвет так сильно, что кажется, что внутренности выворачиваются наружу, капитан Николаев его жалеет: «Больше в тебе ничего нет». Сергей понимает эти слова по-своему и внутренне протестует. «Нет, нет! Ты не прав, капитан! То, что там есть, в самой глубине души не вырыгнул с блевотиной Сергей. Это самое «то» можно вырвать, но только цепкими когтями смерти...»
- Что же это такое «это»?
(это и сама суть человека, которая особенно ярко проявляется в трудные минуты жизни.)
- Имеют ли значение эти особенности характера Сергея для других узников?
(Конечно, и Сергей тянется к людям, которые думают также, как он, и эти люди – к Сергею. Они видят в нем опору, организатора побега. Поэтому везде Сергей находит единомышленников. В Каунасском лагере это совсем юный Ванюша, ему только 18 лет. На побег соглашается сразу, но их скоро поймали. В Саласпилсском лагере командного состава это седовласый полковник. Жизнь еле теплится в этом человеке, но он полон внутренней силы и достоинства. Сергей делится с ним расчетом, сколько пленных может уцелеть, если все разом двинутся на провологу. Прожектерство,мальчишество? Сколько шансов выжить лично у него или у полковника? Ноль. Но оказывается, что о таком смелом действии думает не только молодой Костров. Полковник отвечает: «Нет, я думал... Сто двадцать пуль на каждого». В Ржевском лагере единомышленник Сергея – доктор Лунин, в Вяземском лагере – капитан Николаев, в Паневежисской тюрьме – Устинов. Этих людей пытают, бьют, кидают в камеру смертников, но они умеют думать о жизни и жить даже в такие тяжелые моменты.
-Что ценит Сергей в людях?
Человеческое. Он читает надписи на стене камеры. Сергей убеждается: люди жили полной жизнью до последней минуты. Еще один пример - отношение Сергея к Федору Никифоровичу. Сергей в камере смертников. Туда входит надзиратель и окликает узников. Выходит Попов. «Такие не ползают на колени!»- подумал о нем Сергей и, подойдя, встал рядом»
Сергей жалеет пленных. Мы чувствуем, как у Кострова разрывается душа, когда он утешает умирающего солдата. Тому хочется, чтобы пришла мама – их дом совсем недалеко – и принесла горячей картошки. А Сергей представляет, как она приходит и ее застреливают гестаповцы.
- Давайте снова обратим внимание на заглавие повести. Местоимение «мы» призвано выделить мысль о непомерном страдании, общем для всех заключенных.
- Найдите в повести описания природы. В чем их особенность? Всегда ли природа так устрашающе мрачна?
Природа соотносится с писателем, с постоянной, напряженной целеустремленностью к побегу героев, которые воспринимают ее как союзника или противника.
- Какой след оставила повесть в вашей душе?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к уроку по повести А.И.Куприна "Поединок"
Автор:Г.Ребель.Из интернета....
материалы к уроку по повести В.Астафьева "Пастух и пастушка"
примерный план урока...
материалы к уроку по повести В.Некрасова "В окопах Сталинграда"
примерный план урока...
материалы к уроку по повести Г.Бакланова "Навеки - девятнадцатилетние"
примерный план занятия...
Методическая разработка — материалы к уроку по повести А.И.Солженицына «Матренин двор»
Цель предлагаемого ниже материала — дать учителю инструменты для отработки такого необходимого умения, как анализ художественной детали. Ниже вы найдете список вопросов, которые можно предложить...
Г.В. Мокина. Материалы к уроку по повести Н.В. Гоголя "Портрет"
Подводя итоги работы над изучением повести Н. В. Гоголя "Портрет", целесообразно обобщить материлы уроков литературоведческого анализа художественного текста по теме"Гоголь о призвании ...
Г.В. Мокина. Материалы к уроку по повести Н.В. Гоголя "Портрет"
Данный материал можно использовать при изучении повести Н..В. Гоголя "Портрет"...