Методическая разработка — материалы к уроку по повести А.И.Солженицына «Матренин двор»
методическая разработка по литературе (8 класс)
Цель предлагаемого ниже материала — дать учителю инструменты для отработки такого необходимого умения, как анализ художественной детали. Ниже вы найдете список вопросов, которые можно предложить детям для того, чтобы заставить их осознать важность незначительных, казалось бы, элементов описания в построении общего здания смысла литературного произведения. Дети должны осознать (или показать свое умение анализировать), что ничего лишнего, случайного в хорошем, качественно написанном художественном тексте не бывает, что, казалось бы, проходная деталь может иметь (и чаще всего имеет) свое значение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matrenin_dvor.docx | 16.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка — материалы к уроку
по повести А.И.Солженицына «Матренин двор»
Это произведение А.И.Солженицына входит в список хрестоматийных, без его изучения не обходится ни одна школьная программа по литературе. Да что школьная программа — человек, который каким–то образом упустил эту небольшую повесть, вообще что–то упустил в жизни.
Вариантов работы с этим текстом на уроках, путей его разбора методическая литература предлагает достаточно. Общую логику анализа каждый учитель выстраивает сам, исходя из собственных предпочтений, особенностей класса и уровня его литературного развития, сложившихся привычек.
Цель предлагаемого ниже материала — дать учителю инструменты для отработки такого необходимого умения, как анализ художественной детали. Ниже вы найдете список вопросов, которые можно предложить детям для того, чтобы заставить их осознать важность незначительных, казалось бы, элементов описания в построении общего здания смысла литературного произведения. Дети должны осознать (или показать свое умение анализировать), что ничего лишнего, случайного в хорошем, качественно написанном художественном тексте не бывает, что, казалось бы, проходная деталь может иметь (и чаще всего имеет) свое значение. В некоторых случаях учащимся придется разбираться в значении возможно неизвестных им слов. Каждый вопрос снабжен ответом, что позволяет учителю не тратить время на дополнительную подготовку.
1) Почему кошка у Матрены колченогая (а что это значит?), а коза — ГРЯЗНО–белая.
/«Колченогий» — хромой, у кого одна нога короче другой. Конечно, смешно устанавливать прямую причинно–следственную связь, однако логика художественного образа запрещает делать Матрену хозяйкой красивого и эстетичного животного, поскольку все, что ее окружает, относится к ней, именно такое: покосившееся, неисправное, побитое жизнью./
2) Почему Фаддей полуслепой и с неразгибающейся спиной (получается, фактически горбатый)? Почему у него, несмотря на возраст, все еще черные и густые волосы?
/Здесь также срабатывает ассоциативность, однако на этот раз обратная: старый и немощный, казалось бы, дед продолжает быть добытчиком и накопителем, активно подгребающим под себя все, до чего доберется. Такой же контраст создается указанием на фактуру волос: это символ его внутренней силы, неуспокоенности./
3) Почему «обрезанный» у Матрены огород (10 соток) «так и пустовал за забором»? Почему билеты на поезд не продают, хотя вагоны пустые?
/Говоря об этом, автор походя создает образ так нелюбимой им советской власти: огород у Матрены отняли просто так, не для какой–либо надобности. Именно эта казенная бессмысленность угнетения — то, что делает власть окончательно бесчеловечной. Так же работает указание на отсутствие билетов./
4) Объясните смысл фразы «Фаддей не пришел на поминки Матрены — потому ли, что поминал сына».
/В этой фразе содержится авторская оценка: частила «ли» выражает сомнение, повествователь не верит в то, у Фаддея были уважительные причины./
5) Объясните смысл фразы: «Я отвернул нижнюю завертку и впустил. К избе прошли четверо в шинелях. Неприятно это очень, когда ночью приходят к тебе громко и в шинелях». О чем он? * Почему автор использует односоставное предложение? Какой смысл в отсутствии подлежащего?
/Здесь содержится явная ассоциация к практике «черных воронков» — внезапным ночным визитам людей в шинелях (в данном случае железнодорожных, но это повествователь понимает не сразу). Использование неопределенно–личного предложения также работает на создание образа некоей обезличенной государственной махины, способной подмять под себя любого частного человека./
6) Объясните образы: а) Антошки Григорьева (почему у Фаддея именно такой сын? Как это дорисовывает образ его отца?), б) председателя и его жены. Это второстепенные персонажи. Нужны ли они или их можно и выпустить? Если нужны, то какова их роль, функция в тексте?
/Антошка — прекрасная иллюстрация поговорки «яблоко от яблони недалеко падает», мы видим его самодовольно–ленивым в начале текста, и только один раз он меняется — когда помогает отцу с бревнами. Председатель с женой — официальные представители того же бездушного официального мира, который отрезает огород, не продает билеты и вламывается ночью в дом Матрены. Председательша требует помощи в колхозе, и возразить ей невозможно, ее муж обеспечил топливом себя и приближенных и нисколько не думает о других — собственных подчиненных, чьими руками пользуется. В описании жены председателя интересна также такая деталь, как ее внешний вид: «коротким серым полупальто и грозным взглядом как бы военная», шуршащая твёрдой юбкой. Как и образы животных Матрены, этот призван показать нам ее, заставить увидеть ее жесткую, бессердечную фигуру./
7) Объясните отношения Игнатича с радио: громкоговоритель в поселке (общий, на столбе) и свое — «разведка», которую он поставил в избе.
/Общее поселковое радио — это то, что невозможно регулировать, что нависает над каждым помимо его воли. Именно поэтому оно вызывает только негативные эмоции — в отличие от своего, обеспечивающего связь с миром и подвластного герою./
8) Выпишите и прокомментируйте географические названия, присутствующие в тексте. Как они работают на создание художественного мира повести?
/В тексте явно противопоставляются «целый край деревень»: Часлицы, Овинцы, Спудни, Шевертни, Шестимирово, Тальново, откуда «ветром успокоения потянуло на меня» и кондовый советский Торфопродукт. /
Предложенные вашему вниманию детали — далеко не все, которые могут быть проанализированы с учащимися при работе над повестью, однако это тот верхний пласт, не увидев, не считав который дети рискуют не до конца понять именно художественный смысл, художественную ткань текста. Надеюсь, эта разработка будет полезна коллегам в работе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по рассказу А.И.Солженицына "Матренин двор"
Урок-размышление с использованием мультимедийной презентации, раздаточного материала. Основная форма работы- работа в группах....
Урок литературы "Образ праведницы в рассказе А. И. Солженицына "Матренин двор"
Урок литературы в 9 классе по рассказу А. И. Солженицына "Матренин двор"...
Урок литературы в 11 классе. А.Солженицын. "Матренин двор"
Урок -семинар с элементами творческого практимума по рассказу А.Солженицына "Матренин двор"....
Урок литературы "Мотив дома в повести В.Распутина "Прощание с Матерой" и рассказе А.Солженицына "Матренин двор"
На уроке исследуется сквозная тема "мотив дома" в повести В.Распутина "Прощание с Матерой" и рассказе А.Солженицына "Матренин двор" Путем сопоставительного анализа художественных текстов раскрыв...
Александр Солженицын. "Матренин двор", урок в 10 классе
О писателе судят по его лучшим произведениям. Среди рассказов А. Солженицына, вышедших в 60-е годы, на первое место всегда ставили «Матрёнин двор». Его называли «блистательным», «подлинно гениальным п...
Тест по рассказу А.Солженицына "Матренин двор"
Тест по рассказу А.Солженицына "Матренин двор"...