"Крылатая мудрость народа"- разработка открытого урока
методическая разработка по литературе (5, 6 класс) по теме

 Малые жанры фольклора - пословицы и поговорки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon krylataya_mudrost_naroda_razrabotka_otkrytogo_uroka.doc597.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение:

средняя общеобразовательная школа п. Горноправдинск

Крылатая  мудрость  народа.

(Малые жанры фольклора)

Составитель:

Змановская Надежда Николаевна,

учитель русского языка и литературы, I кв. категория

п. Горноправдинск - 2012 год

Цель: раскрыть поучительный смысл и совершенство формы пословиц и    поговорок,   показать сходство и различие двух жанровых форм фольклора, учить постижению народной мудрости, краткости, меткости и образности рифмы и ритма, прямого и переносного смысла, заложенного в пословицах и поговорках.

Желаемый результат: активное использование учащимися пословиц  и поговорок в их собственной речи.

Всякое дело человеком ставится,

человеком и славится.

План:

          1) Вступительное слово учителя.(3мин.)

2) Знакомство с жанрами пословицы и поговорки. (10мин.)

3) Тематические группы пословиц. (7мин.)

4) Развитие речи. (15мин.)  

1.Загадки:

  • Лежал, лежал, да и в речку побежал.
  • Сначала блеск, за блеском  треск, за треском плеск.
  • Кругла, а не месяц, желта, а не масло, с хвостиком, а не мышь.
  • Кланяется, кланяется, придет домой - растянется.

2. Беседа:

- Понравилось ли Вам  отгадывать загадки?

- Нужно подумать, голову поломать.

         - Есть такое выражение: «Думать хорошо, а отгадывать и того лучше».

         - Как мы называем такие выражения?

         ПОСЛОВИЦАМИ.

- Вот о пословицах, о народной мудрости, заложенной в них, мы и поговорим сегодня. 

Но сначала скажите, чем отличаются следующие высказывания:

  • Надо трудиться - Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
  • Пришел тот, о ком только что говорили Легок на помине.
  • Своих ошибок не видишь, а за другими замечаешь – В чужом глазу соринку разгляжу, а в своем бревна не замечаю.
  • Семи пядей во лбу – очень умный.

Пословицы и поговорки более образны, экспрессивны, легче запоминаются.

- Как Вы думаете, какую ценность для нас имеют пословицы и поговорки, почему мы считаем их важной частью народного творчества?

3. Слово учителя о пословицах:

Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами. Их тысячи, десятки тысяч! Как на крыльях, они перелетают из века в век, от одного поколения к другому и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полет эта безграничная мудрость…

Из бездны времен дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни: радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков…

Никогда не померкнет наша патриотическая гордость, закованная в булат таких пословиц: «Наступил на землю русскую да оступился», «С родной земли – умри, не сходи», «За правое дело стой смело», «Родина – мать, умей за нее постоять».

4. Вводная беседа. . Примеры использования пословиц и поговорок в речи.

- Употребляете ли вы пословицы в своей речи? Попробуйте вспомнить несколько пословиц.

- Какие пословицы Вы слышите от окружающих вас людей (в школе, дома)?

 - Приведите примеры пословиц, которые вы знаете. Объясните их.

- Как вы думаете, почему пословицы широко используются в каждодневной речи? Для чего?

Пословицы часто возникают в уме непроизвольно, это краткие яркие изречения, заменяющие длинные высказывания.

5. Чтение и обсуждение пословиц о пословицах.

  • От пословицы не уйдешь.
  • Пословица недаром молвится.
  • Пословица ввек не сломится.
  • Глупая речь – не пословица.
  • Красна речь пословицей.
  • На всякого Егорку своя поговорка.

6. Обсуждение высказываний о пословицах.

- Что восхищало в пословицах русских писателей?

- Какие приметы пословицы как фольклорного жанра Вы можете назвать?

IV. На доске опорная запись: Пословица – краткость, ритмичность, рифмованность, отражение народной мудрости, меткость и точность.

7. Проблемная ситуация, вопрос: Насколько древним является жанр пословицы?

-Можно ли определить, когда созданы пословицы?

-Чему они учат?

-Кто и как собирал пословицы и поговорки?

- Почему фольклор не исчез с появлением литературы?

-Чем отличается пословица от поговорки?

Пословица – законченное предложение, поучительное суждение, а поговорка не имеет поучительного суждения, это незаконченное предложение. Она не учит, а лишь отмечает факт, метко его характеризуя, делая речь выразительной. Поговорка – намёк, пословица – вывод.

8.Определите, где пословица, а где поговорка:

-Комар носа не подточит.

-Тонет – топор сулит, а вытащат – топорища жаль.

-Ни к селу, ни к городу.

-Пальца в рот не клади – откусит.

Без муки нет науки.

-Всё идёт как по маслу.

-Чему Ваня не научился, того Иван не выучит.

-У страха глаза велики.

9.Прокомментируем пословицы:

  • Молодое растет, старое старится.
  • В гостях хорошо, а дома лучше (система двоичных противопоставлений свойственна мифологическому взгляду на мир).
  • Кукушка кукует: горе вещает.
  • Старый ворон мимо не каркнет (отражение магических представлений предков).

        10.Игра «Кто больше знает».

        - Какими бы пословицами Вы воспользовались, чтобы убедить нерадивого, ленивого товарища подольше заниматься?

  • Грамоте учиться – всегда пригодится.
  • Красна птица перьем, а человек ученьем.
  • Без наук как без рук.

        - Какую пословицу Вы вспомните, если долго не могли решить задачу, а вместе с товарищем сумели сделать это?

  • Ум хорошо, а два – лучше.

        - Что скажет учитель тому, кто первым сдал самостоятельную работу, но выполнил ее неверно?

  • Поспешишь – людей насмешишь.

- Как посоветовать человеку заняться делом?

  • Долог день до вечера, если (коли) делать нечего.
  • Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.
  • Что значит: Хлеб – всему голова?

11. Человек без друзей – что дерево без корней.

- Нравится ли Вам эта пословица?

- Как ее правильно произнести?

- Почему она так легко запоминается?

- С чем сравнивается человек без друзей?

- Что делает пословицу такой убедительной?

Дерево без корней расти не может, оно погибает… Пословица сравнивает и человека с таким деревом. Это сравнение нас убеждает в том, что человеку без друзей жить нельзя…

12. Человек без Родины – соловей без песни.

- Почему сравнивается человек без Родины с соловьем без песни?

- Каким мы привыкли представлять себе соловья?

- Как сравнение, заключенное в пословице, помогает представить и оценить положение человека, оставшегося без Родины?

13. Вспомните и другие пословицы, посвященные теме Родины.

- Какие мысли и чувства народа они выражают?

14. Вспомните пословицы, по которым сделаны газетные заголовки?

  • Готовь лыжи летом.
  • Мал городок, да дорог.
  • Цыплят считают и зимой.
  • Проводили по одежке.
  • Посадка в чужие сани уже объявлена.

15. Заключение.

  • Беседа об эпиграфе:
  • Всякое дело человеком ставится, человеком и славится.

16.Д.З.Сочинить свою историю по любой пословице ( по образцу).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс

Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...

Разработка открытого урока в 5 классе по математике. Разработка программы курса по выбору в 7-8 классе по математике.

1.Разработка открытого урока в 5 классе по математике по теме "Джунгли зовут!" Открытый урок по теме "Все действия с натуральными числами."  2. Разработка программы по выбору в 7-8 классе по теме...

Методическая разработка открытого урока "Природные комплексы Дальнего Востока. Заповедники. Народы"

Открытый урок по географии 8 класс, тема " Природные комплексы Дальнего Востока. Заповедники. Народы." Урок проводился в рамках использования здоровьесберегающих технологий на уроках географии....

Методическая разработка открытого урока по декоративно-прикладному искусству Открытый урок в 3-ем классе по теме « По мотивам, Дымковской игрушки»

Вданном конспекте урока описан процес лепки из глины.Декоративной куклы барыни.Дымковской игрушки....