Конспект урока ИЗО в 5 классе "На балу"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Урок по Изобразительному искусству в 5 классе " Выражение в одежде принадлежности к различным слоям общества. Одежда французского двора второй половины 17 века. На балу". Образовательная технология -педагогическая мастерская. В ходе урока дети создают эскиз костюма 17 века в технике коллажа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_5_klass_na_balu.docx | 23.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по ИЗО в 5-м классе « Выражение в одежде принадлежности к различным слоям общества. Одежда французского двора второй половины 17 века »
Конспект рассчитан на 2 урока
Цель уроков: Изучить французский костюм второй половины 17 века, соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе; выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков одежды той эпохи.
Образовательная технология: педагогическая мастерская
Задачи уроков:
- Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве.
- Формирование художественно-творческой активности.
- Формирование умений и навыков работы в технике коллаж
- Высказываться о многообразии форм и декора в одежде французского двора второй половины 17 века у людей разных сословий
- участвовать в индивидуальной и коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы
Оборудование:
для учеников: цветная, тонированная и белая бумага, кусочки ткани, клей, ножницы и т.д.
для учителя: презентация к уроку, музыкальный фон.
Ход мастерской
1 урок
- Индуктор
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправляемся в путешествие во времени, в 17 век прошлого столетия! Представьте себе, что вы спрятались за кулисами и наблюдаете за королевским балом в огромной, шикарной зале.
- Самоконструкция
Посмотрите на картинки, как вы думаете, что особенного в костюмах людей той эпохи, как они себя в них чувствовали? (показ слайдов) Как вы думаете, к какому слою общества принадлежали эти люди? Чем они занимались? Какие материалы можно применить для создания эскизов таких костюмов?
- Социоконструкция
Давайте разделимся на группы, первая группа будет работать над женским костюмом, вторая – над мужским, третья – над обувью, головными уборами и аксессуарами. (Дети по группам обсуждают костюмы, задают вопросы, подбирают материалы для исполнения эскизов)
- Социализация
Каждая группа высказывает свои предложения, идеи будущих эскизов, задает вопросы
Информация для учителя:
С середины 17 века неограниченная власть во Франции принадлежала королю Людовику XIV.
Жизнь при французском дворе подчинялась строгому этикету и представляла собой бесконечно длящийся спектакль, главным действующим лицом которого был король.
Франция, достигшая в этот период небывалого экономического подъема, оказывала большое политическое влияние на другие страны, французский язык стал международным.
Более того, Франция начинает экспортировать модные туалеты и предметы роскоши, сопутствующие моде, — кружева, перчатки, бижутерию, шелковые чулки. В 1672 г. во Франции был основан первый журнал мод — «Mercure galante». Французские моды покорили Европу.
К 17 веку в искусстве сложился стиль барокко — парадный, величественный, декоративный, чопорный. В нем наиболее полно отразились вкусы аристократии того времени. Интерьер стал ярким, красочным — хрустальные люстры, отражающиеся в светлых блестящих полах, расписные потолки, гобелены, множество серебряных безделушек, мебель из черного дерева, инкрустированная золотом и перламутром. С этой фееричностью интерьера гармонировали пышные, украшенные массой драгоценностей, костюмы. Появились новые эстетические представления, для которых красота заключалась в богатстве, монументальности, красочности одежд, на фоне которых сам человек потерялся.(слайды 2, 3, 4)
Мужской костюм
"От башмаков до шляпы — банты, ленты, банты,
ленты!.. Распустят до пояса парики из пакли,
штаны наденут, широкие, все в складках —
пузырями, камзол кургузый, рубашку выпустят
сборками над тощим животом!"
Ж. Б. Мольер
Людовик XIV вступил на престол еще ребенком, и за него правила регентша-мать, королева Анна Австрийская. В этот период мода приобрела оттенок «детскости»: подражая малолетнему королю, придворные и аристократическая знать носили короткие курточки и длинные волосы. Важной деталью костюма этого времени была белая рубашка с напуском на талии, пышными длинными рукавами и кружевными манжетами, которые в нескольких местах перевязывались лентами. Пышные широкие панталоны завязывали над коленями; под них надевали белые шелковые чулки с кружевными подвязками — «канонами», чаще всего черного цвета. Поверх панталон носили ставшие модными штаны «ренграв», похожие на женскую юбку; из-под них было видно кружево канонов.
Сверху только на левое плечо накидывали недлинный плащ.
В 1665—1670 гг. в мужском костюме произошли некоторые изменения. Теперь он выглядит строже, вместо коротенького брасьера стали надевать длинный, почти до колен, распашной кафтан — «жюстокор». Кроме того, костюм дополняли перчатки, шпага, часы в виде луковицы, а щеголи носили еще и трость с набалдашником.
Женский костюм
Женский костюм, как и мужской, к середине 17 века тоже стал меняться, особенно в деталях. Под влиянием стиля одежда стала ярче, пышнее. Если в 50-60-е гг. женский костюм сохранял естественные формы и мягкость линий, то уже к 70-м гг. он приобрел вычурность (слайд5)
Талия зауживается и становится длиннее, узкие рукава украшаются оборками, у юбки появляется шлейф.
Пикантность придавали свободно падающие на декольте завитые локонами волосы.
Рукава платья узкие и укороченные обшивались широкой кружевной оборкой.
В этот период, как и прежде, женщины одновременно носили два платья. Верхнее шилось из дорогих плотных тканей с распашной юбкой, прикрепляемой к лифу шнурками. Сзади у юбки был шлейф, а впереди и с боков ее часто подбирали и заворачивали в виде валиков. Нижнюю юбку нарядно отделывали кружевами и оборками.
В холодное время года женщины накидывали на плечи меховой палантин, а руки защищали бархатными на меху муфтами и длинными, до локтя, перчатками.
Во время прогулок дамы дополняли костюм тростью или зонтиком.(слайд6)
Обувь
В 17 веке мужчины носили высокие (выше колена) сапоги-ботфорты. Привилегией дворянства были туфли на красном каблуке.
К концу века каблук стал ниже, у туфель исчезают розетки и банты, но появляются большие языки («клюши»).
Для верховой езды мужчины носили высокие узкие сапоги.
Туфли знатных дам шились из бархата или парчи, с узким заостренным носком, на высоком, выгнутом «французском» каблуке (слайд7)
Прически и головные уборы
В эпоху Людовика XIV вошли в моду парики, состоявшие из массы длинных локонов чаще всего белокурого цвета, расчесанных на пробор посередине.
На лице дворянина красовалась бородка в виде узенькой полоски под нижней губой и две полоски усиков.
В 70-е гг. цвет парика становится каштановым и увеличивается его объем. Парик становится похожим на львиную гриву. При таком обилии волос на голове, с лица они полностью исчезают — даже те крохотные усы, которые еще совсем недавно украшали верхнюю губу.
В 1-й половине 17 века мужчины носили шляпы конической формы с жесткими широкими полями, украшенные страусовыми перьями и лентами.
Во 2-й половине 17 века их сменили треуголки. Круглая широкополая шляпа превращалась в треуголку постепенно: расширившиеся поля шляпы стали вначале загибать по бокам вверх с двух сторон, а затем и с трех. Чтобы поля держали форму, их укрепляли проволокой. Шляпу украшали перьями и надевали обычно углом вперед.(слайд8)
Прически 2-й половины 17 века отличаются большим разнообразием. В 60-е годы волосы расчесывали на прямой пробор, над висками пышно взбивали, а на плечи спускали два длинных завитых локона.
В 90-е гг. в моду входит прическа «фонтанж». Она представляла собой комбинацию уложенных рядами локонов и изогнутого каркаса, которому придавали самые разные формы и украшали рядами полотняных оборок, лентами, бантами, кружевом и пр. Различалось более ста видов фонтанжа — в зависимости от формы, цвета, отделки, и каждая его часть имела свое название — «кошка», «мышка» и т.д. (слайд9)
Украшения и косметика
Косметикой в 2-й половине 17 века пользовались и женщины, и мужчины. Щеголи румянились, чернили брови, наклеивали на лицо мушки, ничем не отличаясь в этом от дам.
Мужской костюм украшался массой драгоценных украшений; бантом с длинными концами, который прикреплялся к левому плечу; перчатками, украшенными лентами и кружевами.
Дамский туалет дополнялся ювелирными украшениями — кольцами, серьгами, ожерельями и пр., а также веером.(слайд10)
- Разрыв
Творческая работа над созданием эскизов
Сейчас мы с вами создадим эскиз костюма, по мотивам костюмов Франции второй половины 17 века. Не забудьте дополнить образ аксессуарами, украшениями, проработать головной убор и прическу. Но сначала внимательно рассмотрите картинки на слайдах. Выполнять свои работы мы будем в технике коллажа. Вы знаете, что такое коллаж? (ответы учеников)
Коллаж (от фр. coller — приклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре.
Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике.
Вам необходимо сначала сделать эскиз будущего костюма, а потом вырезать наклеить на него детали из цветной бумаги, ткани, вырезки из журналов, а также украшения.
Приступайте к работе. (Выполнение работы учащимися.)
2 урок.
Продолжение работы, завершение рисунков.
- Рефлексия
Вот такие замечательные работы у нас получились! Какие необычные костюмы!
- Что нового узнали на нашем уроке?
- Чему научились?
- Кто захотел стать дизайнером одежды?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики в классе- комплекте по теме: в 6 классе "Применение распределительного свойства умножения" (повторение), в 5-м классе "Упрощение выражений"(изучение нового материала)
Конспект разработан для проведения урока математики в классе- комплекте, где сидят учащиеся 5 и 6 классов...
Вышивка. Орнамент и цвет в кубанской вышивке (из цикла уроков «Ремесла Кубани») конспект урока в 7 классе
Цель: познакомить учащихся с основным видом народного изобразительного искусства славянского населения Кубани – вышивкой. Задачи:углубить эстетические познания учащихся о народном дек...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
План – конспект урока в 6 классе Тема урока: «Английский язык в мире» по УМК В.П.Кузовлева "Английский язык 6 класс"
Урок построен в увлекательной форме с использованием групповой работы...
Презентация урока в 7 классе на тему "Who is who?" по учебнику "Spotlight"; Конспект урока в 7 классе на тему "Who is who?" по учебнику Spotlight
Программа семинара учителей английского языка на тему: «Активные формы и методы обучения в условиях реализации ФГОС"Презентация на тему "Активные методы обчения на уроках английского я...
План-конспект урока физкультуры (6 класс) по теме: Урок. Гимнастика с элементами акробатики.(6 класс)
Совершенствование техники кувырков вперёд слитно; закрепление выполнения акробатического элемента «мост» из положения стоя с помощью...