А.А. Ахматова. Судьба и творчество
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
А.А. Ахматова. Судьба и творчество (знакомство с биографией Ахматовой, с поэмой "Реквием")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_literature_9.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературе
в 9Б классе ГБОУ СОШ № 210
Центрального района Санкт-Петербурга
учителя русского языка и литературы
Титовой Татьяны Александровны
Тема урока: А.А. Ахматова. Судьба и творчество
Тип урока: комбинированный
Цели урока: сформировать у учащихся понимание важности данного исторического периода через произведение А. Ахматовой и сформировать собственное мнение об этом
Задачи:
Образовательные:
- знать историю создания поэмы А. Ахматовой «Реквием», жанровые и композиционные особенности произведения, связанные с особенностями повествования
- показать резкое обличение Ахматовой антинародных репрессий, отметить гуманизм и ценность авторских взглядов
- знать алгоритмы целостного анализа эпического текста
- уметь подбирать необходимый историко-культурный комментарий
Развивающие:
- развивать навыки анализа поэтического текста
- составлять связные устные и письменные высказывания
- способствовать развитию творческого подхода к выполнению учебных заданий
Воспитательные:
- осознавать трагедию страны в эпоху сталинских репрессий, необходимость сохранения памяти о страшных годах в истории страны
- воспитывать у учащихся патриотизм
- воспитывать у учащихся внимание к слову
Ход урока
Слайд 1 (Имя, дата рождения, портрет)
- Русская поэзия начала XX века знает много выдающихся, блестящих имен. Древо ее могуче и ветвисто. Широк диапазон тогдашней поэзии. Это и гражданственные стихотворения Валерия Брюсова, и бесстрашно искренние стихотворения Александра Блока, хрупкие — Иннокентия Анненского, классически строгие и задумчивые - Ивана Бунина, лиричные стихи полей и лесов Сергея Есенина, могучие и эпатажные - Владимира Маяковского.
- Наверное, только в России было в то время такое богатство поэзии, такой яркий и многогранный ее спектр.
- В те же предреволюционные годы читатель услышал и бархатистый грудной голос молодой поэтессы Анны Ахматовой.
- Стихи Ахматовой были не только услышаны - их заучивали, цитировали, переписывали в альбомы, ими объяснялись влюбленные.
«Вся Россия, - отмечал Корней Иванович Чуковский, - запомнила ту перчатку, о которой говорит у Ахматовой отвергнутая женщина, уходя от того, кто оттолкнул ее
Слайд 2
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Показалось, что много ступеней,
А я знала - их только три!
Между кленов шепот осенний
Попросил: "Со мною умри!
Я обманут моей унылой,
Переменчивой, злой судьбой".
Я ответила: "Милый, милый!
И я тоже. Умру с тобой…"
Это песня последней встречи.
Я взглянула на темный дом.
Только в спальне горели свечи
Равнодушно-желтым огнем.
Анна Ахматова - литературное имя А.А. Горенко. Согласно семейной легенде, ее бабушка вела свое происхождение от татарского хана Ахмата.
Слайд 3
Татарское, дремучее,
Пришло из никуда,
К любой беде липучее,
Само оно беда.
- так впоследствии писала Ахматова о своем псевдониме.
- Как вы понимаете эти строки?
- Современницей каких трагических событий в истории России была
Ахматова? (революция, гражданская война, годы сталинских репрессий,
ВОв) - Давайте посмотрим презентацию, в которую включены выдержки из ее
автобиографии (просмотр презентации) Слайд 4-9 - Как рассказывает о себе Ахматова?
- Ахматова стала «символом величия России» в тяжкое время нашей
истории. Ее голосом - одним из совсем немногих несломленных голосов - выговорились обреченные на немоту миллионы убитых и униженных
соотечественников.
Слайд 11 Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова, -
И мы сохраним тебя русская речь, Великое русское слово.
- Так писала Ахматова в феврале 1942 года. Особая сила и особый
трагизм этой клятвы в том, что сохранять «Великое русское слово»
приходилось не только от чужеземного вторжения, но, с не меньшей
смелостью, от того, что происходило в собственной стране. И цена
сопротивления была той же: пули, бездомность, нищета, и - вдобавок -
позор и одиночество среди своих.
Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам, -
говорит она в стихах о своем выборе - остаться на Родине, не ожидая для себя ничего, кроме утраты свободы, гонений и гибели. Могла ли предвидеть Ахматова, что с начала 20-х годов не будет ни одной представительной публикации ее стихов на Родине, что с 1927 года на нее заведут дело в ОГПУ, что сначала будет расстрелян ее муж Николай Гумилев, а чуть позже будут арестованы ее сын Лев Гумилев и Мандельштам, что появятся многочисленные «ложные биографии», искажающие ее жизнь, наконец, что она останется одна среди собратьев «по цеху»? Слайд 10
В 1935-1940 годах Ахматова создает поэму «Реквием», посвященную жертвам сталинского террора.
Слайд 12
- В «Реквиеме» поэт говорит от лица и словами своих бесчисленных
«невольных подруг», стоявших вместе с ней с передачами в тюрьму.
- Послушайте эпиграф и посвящение Слайд 13-14
- В чем вы видите смысл повторов слов и противопоставление понятий эпиграфе(чуждый и мой)
- Кому и чему посвятила Ахматова свое произведение?
- Какие словесные образы находит Ахматова для того, чтоб показать
масштаб людского горя во вступлении? Слайд 15
Послушаем 1 главу Слайд 16
- В чем смысл сравнения лирической героини со «стрелецкими
женками»?
Послушаем 2 главу Слайд 17
- Какие слова повторяются в этой главе? С какой целью?
Послушаем 3 главу
- Как Ахматова подчеркивает невыносимость страдания лирической
героини?
Послушаем 4 и 5 главы Слайд 18-19
- О чем говориться в этих главах?
Послушаем главу «Приговор» Слайд 21
- В чем смысл повтора «каменное слово», «душа окаменела» и противопоставления «живую грудь»?
Послушаем главы «К смерти» и 9 главу Слайд 22-23
- Какие еще испытания придется пережить лирической героине?
Послушаем главу «Распятие» Слайд 24
- В чем особенность этой главы?
- Это строки из Евангелия. Библейский план подчеркивает святость
судьбы всех невинно страдающих.
Послушаем эпилог Слайд 25-27
- Что говорит поэтесса о своем памятнике? Где стоять этому памятнику?
- Впервые «Реквием» был напечатан в 1987 году.
- Сегодня мы познакомились только с одной стороной творчества
Ахматовой
Ю.Ф. Корякин писал: «Если бы я был учителем сейчас, я бы выпустил детишек с одним, хотя бы с одним прекрасным впечатлением. Я бы их выпустил с глубоким, прекрасным и трагическим впечатлением о «Реквиеме». Чтобы полюбили они «Реквием» навсегда, как судьбу России и судьбу женщины, которая оказалась мужественнее миллионов мужчин. И это был бы заряд и сострадания, и мужества». Согласны ли вы с критиком и публицистом?
В1982 году в Оксфорде сэр Исайя Берлин так заключил свои записки об Ахматовой: «Легенда ее жизни и ее непреклонного тихого сопротивления всему, что она считала унижающим собственную страну и себя, сделала ее фигурой не только русской словесности, но всей российской истории нашего столетия»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Читательская конференция, посвященная судьбе и творчеству Анны Ахматовой
Разрабока мероприятия поможет учителю литературы более подробно рассказать о жизни и творчестве А.Ахматовой учащимся 11 класса. В разработке урока включены презентация, звукозапись чтения стихов автор...
А.А.Ахматова. Жизнь и творчество.
Презентация к уроку "Жизнь и творчество А.Ахматовой"...
Методическая разработка урока "А. А. Ахматова. Жизнь и творчество. Лирика, отражение любви, душевных побед и крушений. Трагизм личности, семьи, народа (поэма «Реквием»)"
Методическая разработка посвящена жизни и творчеству А.А.Ахматовой. Ее цель: помочь преподавателям литературы раскрыть для студентов личность великого русского поэта, ознакомить с творчеством и...
Методические рекомендации к уроку "Анна Ахматова. Жизнь и творчество.".
Задачей данной работы является предложить лишь один из вариантов системы уроков по творчеству А. Ахматовой в девятом классе в рамках обязательной программы по литературе....
А. АХМАТОВА. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО
Перед вами вводный урок, посвященный жизни и творчеству величайшего русского поэта XX века А. Ахматовой. В данном уроке представлены:краткая биография поэта,творческий путь,реакция представителей...
М.И. Цветаева, Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова. Основные темы творчества
Маршрутный лист дистанционного урока...