Методические рекомендации к уроку "Анна Ахматова. Жизнь и творчество.".
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему
Задачей данной работы является предложить лишь один из вариантов системы уроков по творчеству А. Ахматовой в девятом классе в рамках обязательной программы по литературе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aa1.docx | 28.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации к проведению уроков в старших классах по теме «Поэзия Серебряного века. Анна Ахматова».
Автор: Платонова Любовь Александровна, учитель русского языка и литературы высшей категории.
Одна из важнейших целей школьного изучения литературы - научить школьников воспринимать лирическую поэзию. Для этого, кроме всего прочего, нужно учитывать возрастные периоды читательского восприятия.
Выделение 5-6, 7-8, 9-11 классов как основных периодов литературного развития школьника продиктовано тем, что сдвиги в литературном развитии происходят под существенным влиянием обучения. Важно выявить и учитывать своеобразные свойства читательского сознания в каждом периоде. Вместе с тем, необходимо отмечать общие линии, соединяющие периоды развития, выделяя нарастание и угасание определенных качеств читателя
В старших классах усложняется литературный материал лирических произведений, серьезней становятся теоретические вопросы, раскрывающие старшеклассникам сущность поэзии как особого рода литературы.
В этих классах уже изучаются не только отдельные произведения, а в целом поэзия того или иного автора, происходит знакомство с его поэтическим миром. Каждое лирическое произведение, названное программой, вписывается в творчество поэта и позволяет открыть разные грани его поэзии. Поэтому изучение лирики в старших классах включает обзорное рассмотрение отдельных поэтических тем, уяснение, общих концепций творчества крупнейших поэтов, знакомство с основными проблемами поэтики.
Вместе с тем, в программу включается и монографический анализ стихотворений, ведь только научив школьника искусству видеть, понимать, чувствовать конкретный поэтический текст, можно добиться полноценного восприятия лирики учащимися. Конечно, сам анализ стихотворений в старших классах отличается и по форме, и по глубине от того, к какому ученики привыкли в среднем звене, ибо чем они старше, тем больше доля их самостоятельности в изучении лирики.
Старшеклассников при изучении лирики обычно привлекает возможность высказать о стихотворении свое мнение, выразить суждение, понимание и его оценку. Такую возможность надо им предоставлять.
Чтобы восприятие поэтического текста не оставалось на уровне первоначальных впечатлений о нем, необходимо углублять это восприятие постановкой дополнительных задач-вопросов, ведущих к со-чувствованию, к пониманию философского смысла стихов, к осознанию авторской мысли, эмоции.
Не снижая личностных мотивов восприятия поэтического текста школьниками, учитель должен стремиться направлять их. И, наоборот, если при первом чтении стихотворение кажется учащимся далеким от их собственных переживаний и мыслей, нужно стремиться к обострению их личностного восприятия.
Освоение знаний, развитие художественного мышления при изучении лирики в старших классах успешнее осуществляется в тех случаях, когда та или иная концепция, тот или иной вывод не всегда даются-в готовом виде, а часто приобретаются в процессе поиска, когда сами ребята ищут смысл, заложенный и выраженный автором в стихах.
Изучая лирические произведения в 9-11 классах нужно учитывать, что ученики этой возрастной группы более сдержаны в проявлении эмоций. Даже при открытой оценке часто происходит не прямое называние чувства, а передача его через образ.
Для старшеклассников при анализе лирического произведения более свойственна осознанная позиция. Они берут на себя груз чужих переживаний, сближаются с лирическими героями, чаще могут отождествить себя с ними.
Школьниками этого возраста очень болезненно воспринимается разрыв связей между людьми, нарушение родственности человека и мира. Поэтому они прямо обозначают свою позицию соучастия. Ибо для них очень важно осознание мира как целого, включение себя в широкий круг действительности - это самая насущная потребность развития на данном этапе.
Однако рассуждения на общие, отвлеченные темы ведут к известному отдалению от конкретного содержания лирического произведения, ибо, как уже отмечалось выше, учащимся этого возраста свойственна оценка произведения в рамках интеллектуального и мировоззренческого характера. К сожалению, часто лирическое произведение интересует их не в своей индивидуальной неповторимости, но лишь как проявление общего правила. Попытка обобщения своих наблюдений может заслонить от них авторский смысл.
Для этой возрастной группы характерно затухание, ослабление работы творческого воображения. Поэтому так велика роль учителя в активизации различных форм читательского воображения.
В старших классах частично утрачивается сила непосредственных эмоциональных впечатлений. Очень важно правильно построить уроки по изучению лирических произведений, помочь ребятам воспринимать как конкретные, так и обобщенные поэтические образы лирического произведения. На уроках лирики учитель вводит учеников в мир авторских мыслей и чувств: очень важно бережно и неторопливо развивать в школьниках способность восприятия этого мира, сопереживания ему.
Хочется отметить, что для полноценного восприятия лирики особенно в старших классах необходимо изучать стихотворение в контексте всего творчества поэта, обнаруживать связи отдельного лирического произведения с мироощущением автора, своеобразием его поэтической манеры, ибо постижение стихотворения возможно лишь на фоне той системы поэтического творчества, которой оно рождено.
Значение поэзии Анны Ахматовой и необходимость ее изучения.
Поэзия Анны Ахматовой, одного из известнейших и уникальных поэтов XX века, является предметом изучения в курсе литературы на уроках в 9 классе. Включение этой темы в школьную программу по изучению отечественной литературы отнюдь не случайно. О вкладе А. Ахматовой в отечественную литературу прекрасно сказал А. Твардовский: «Поэзия Ахматовой - это прежде всего подлинность, невыдуманность чувств, поэзия, отмеченная необычной сосредоточенностью и взыскательностью нравственного начала». Наверное, за всю многовековую историю русской литературы это, пожалуй, едва ли не единственный случай, когда женщина-поэт по силе своего дарования ни в чем не уступала поэтам мужчинам. Рядом можно поставить лишь ту, кого сама Анна Андреевна назвала «двойником» Марину Цветаеву. Не случайно сама А. А. Ахматова не жаловала слово «поэтесса» и даже бывала, в известной мере, оскорблена, когда ее так называли. Она не желала никаких скидок па «женскую слабость», предъявляя самые высокие требования к званию «поэт», и, безусловно, сама в полной мере отвечала этим требованиям. А. Ахматова всегда относилась к поэтическому творчеству как «священному ремеслу», стихи ее отличала предельная искренность, теснейшая связь с родной землей, ее историей, культурой, безукоризненное чувство родной речи, великолепное, можно сказать, виртуозное владение словом. И без поэтического мира Анны Ахматовой немыслимо представить не только русскою поэзию XX века, но и всю мировую поэзию. Поэтому в силу вышеизложенного совершенно естественно, более того, необходимо и обязательно, изучение ее творчества в школьном курсе литературы.
Задачей данной работы является предложить лишь один из вариантов системы уроков по творчеству А. Ахматовой в девятом классе в рамках обязательной программы по литературе. На изучение ее лирики (более крупные литературные формы, в частности поэмы «Реквием», «Поэма без героя», проза А. Ахматовой, изучаются по программе в 10-11 классах) можно отвести три урока. Им предшествует вводный урок, где дается характеристика поэзии Серебряного века в целом, разбираются отдельные литературные течения с наиболее яркими их представителями, то есть учащиеся знакомятся с той литературной эпохой, откуда берет свои истоки творчество А. Ахматовой. И уже за этим вводным уроком следует тема «Анна Андреевна Ахматова. Жизнь и творчество.». Методические рекомендации именно к этому уроку я и хочу представить в этой публикации. Материалы к последующим двум урокам темы будут представлены позже.
Методические замечания к первому уроку
«Анна Андреевна Ахматова. Жизнь и творчество».
Форму проведения первого урока можно определить как сочетание монолекции с уроком-беседой.
- Рекомендации к подготовке восприятия.
В начале урока в ходе фронтального опроса предыдущей темы «Литературные течения в начале XX века и их яркие представители» уточняются реалии исторической эпохи, в которую начинается творчество А. Ахматовой, обзорно разбираются литературные течения и уточняются сведения о том течении (акмеизм), в русле которого А. Ахматова заявила себя как поэт.
Учитывая то, что в ходе подготовки к новой теме, было дано задание найти и прочитать сведения о биографии А; Ахматовой, можно задать ребятам отдельные вопросы (например: годы жизни А. Ахматовой? какие ее стихи вы прочитали? имеют ли какие-то из них биографический характер? если «да», то какие?).
Ребята с доски списывают план рассказа учителя.
План:
1. Детство поэта.
2. Начало творчества Первые книги А. Ахматовой.
3. Революция и гражданская война в судьбе поэта.
4. Жизнь в годы сталинского террора.
5. Творчество в военные и послевоенные годы.
6. Последние годы жизни поэта.
Дается задание: обратить внимание при восприятии нового материала на то, как сказывалась историческая эпоха на судьбе и поэтической деятельности А. Ахматовой.
- На уроке, учащиеся, получившие задание подготовить сообщение о Н. С. Гумилеве и Л. Н. Гумилеве, выступают с этими сообщениями. Эти выступления включаются в ткань рассказа учителя и представляют собой своеобразный литературный монтаж
- В ходе урока учителем отмечается важность и значительность для понимания судьбы и творчества А. Ахматовой стихотворения «Первое возвращение». Совместно с учениками проводится анализ образной символики стихотворения. Для этого учащимся задаются вопросы:
- Какие чувства возникают у вас после прочтения этого стихотворения?
- Какие ключевые слова способствуют созданию именно такого эмоционального настроя?
- Объясняет ли как-то это стихотворение слова О. Мандельштама об А Ахматовой, назвавшего поэта «Кассандрой»? (Уместно спросить ребят, помнят ли они, кто такая Кассандра? Здесь возможно обращение к их литературной памяти о поэмах Гомера).
- Хотелось бы уточнить в ходе работы по анализу стихотворения, понимают ли учащиеся сочетание слов «дух смятен и встревожен»?
- Перед стихотворением «Зачем вы отравили воду...» следует дать предварительный исторический комментарий учителя по поводу времени, когда писалось стихотворение, а затем, после выразительного чтения учителем, проверить восприятие ребятами этого лирического произведения по следующему плану:
- Какие чувства рождает у вас это стихотворение?
- К кому обращены стихи?
- Что значит иносказание в данном стихотворении?
- Что означают строфы об отношении к друзьям? о печальной родине?
Обратить внимание ребят па конец стихотворения, отметить глубоко продуманную композицию этого лирического произведения.
- Целесообразно использование на уроке такого методического приема, как самостоятельная работа учащихся. В данном случае она включает в себя самостоятельное чтение, а затем, используя прием сопоставления двух произведений А. Ахматовой «Важно с девочками простились...» и «Победителям», происходит разбор этих лирических стихов.
Вопросы для сопоставления:
- Похожи или нет эти стихотворения? Что их роднит? (Тема? Одинаковый эмоциональный отклик? Похожий образный ряд?)
- Какова главная мысль автора, лейтмотив этих стихов?
- Каково место автора в этом лирическом произведении? (Сторонний наблюдатель? Деятельный участник? Плоть от плоти лирических героев стихотворения?)
- Можно ли сказать, что эти стихотворения пронизаны подлинным гражданским пафосом? Входит ли эта пафосность в противоречие с неподдельной лиричностью, даже интимностью этих стихов?
- При чтении стихов послевоенного периода активизировать внимание учащихся (в рамках подготовки восприятия) вопросом: «Определите лейтмотив этих стихотворений и мотивируйте, чем он вызван?».
При обсуждении возможны наводящие вопросы для определения мотивации:
а) болью? б) отчаянием? в) надеждой? и т.д.
VII. Провести с помощью приема комментированного чтения анализ стихотворения «Здесь все меня переживет», что позволит уяснить вопрос о том, почему эти стихи считаются одними из итоговых в поэтическом творчестве Ахматовой. В ходе комментированного чтения обратить внимание на те строки, которые несут основную эмоциональную и смысловую нагрузку этого лирического произведения.
Тема вечности и, вместе с тем, бренности всего земного звучит уже в строках «Здесь все меня переживет…», «И голос вечности зовет с неодолимостью нездешней...». Как всякий человек, который, подводя итоги в конце жизни, возвращается к ее истокам, так и А. Ахматова в этом стихотворении говорит об этом в следующих строках: «... воздух вешний Морской свершивший перелет.» - напоминание о двух морях ее жизни: Черном, где родилась, и Балтийском, на котором проходили последние годы ее жизни. Говорится в этих стихах и о самом сокровенном: о юности, о первых шагах в литературе, о незабвенном Царском Селе «И все похоже на аллею у царскосельского пруда». Она не сомневается, что там, за Ахеронтом, вновь встретится с самым дорогим, что было в ее жизни.
И, наконец, как человеку, честно исполнившему свой долг в жизни, ей должно быть легче проститься со всем земным и легче отойти в иной мир, поэтому-то «И кажется совсем нетрудной Дорога не скажу куда».
- При подведении итогов урока учащимся задаются вопросы; на осмысление и закрепление темы, Кроме того, считаю необходимым, наряду с заданиями на дом по прошедшему уроку, нацелить ребят на повторение некоторых аспектов материала по теории литературы: каковы могут быть темы лирики автора, что такое «художественные тропы», как нужно анализировать лирическое произведение.
Список литературы.
1. Ахматова А. Собрание сочинений: В 2 т. М. Правда.1989.
2. Ахматовские чтения. Выпуски 1-3. М. Наследие.1992.
3. Виленкин В. В сто первом зеркале… М. Советский писатель.1990.
4. Воспоминания об Анне Ахматовой. М. Советский писатель.1991.
5. Найман А. Рассказы о Анне Ахматовой. М. Вагриус. 1999.
6. Чуковская Лидия. Записки об Анне Ахматовой: В 3 книгах. М. Время.2007.
7. Марченко Алла. Ахматова: жизнь. М. Аст. 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по проектированию и организации уроков творчества
Организация уроков с элементами метода проектов...
А.А.Ахматова. Жизнь и творчество.
Презентация к уроку "Жизнь и творчество А.Ахматовой"...
Методическая разработка урока "А. А. Ахматова. Жизнь и творчество. Лирика, отражение любви, душевных побед и крушений. Трагизм личности, семьи, народа (поэма «Реквием»)"
Методическая разработка посвящена жизни и творчеству А.А.Ахматовой. Ее цель: помочь преподавателям литературы раскрыть для студентов личность великого русского поэта, ознакомить с творчеством и...
А. АХМАТОВА. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО
Перед вами вводный урок, посвященный жизни и творчеству величайшего русского поэта XX века А. Ахматовой. В данном уроке представлены:краткая биография поэта,творческий путь,реакция представителей...
Методическая разработка урока на тему "Жизнь и творчество Гончарова"
Данный урок начинает серию уроков по изучению творчества Гончарова и романа "Обломов"....
Методические рекомендации "Формирование здорового образа жизни и укрепление здоровья учащихся"
Здоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениями общества, связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических возможностей и спос...
Урок по теме : А.А. Ахматова .Жизнь и творчество. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики.
Цель урока: продолжить знакомство с лирикой Ахматовой, охарактеризовать особенности творчества поэта «после акмеизма»....