рабочая программа по литературе в 5 классе (В.Я.Коровина)
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему

Метелёва Елена Леонтьевна

Настоящая программа по литературе для 5 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2009. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon progr_5a_kl_liter_korovina.doc263.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

                                        Учебно-методическое планирование

по литературе

Статус документа

Настоящая программа по литературе для 5 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2009. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Класс: 5 «А»

Учитель: Метелёва Елена Леонтьевна

Количество часов:

Всего 70 часов;  в неделю 2 часа.

Плановых уроков развития речи 5 часов, внеклассного чтения 10 часов.

Программа рассчитана на 70 часов, но в связи с тем, что проведение 1 урока  по календарю предполагается в праздничный день (1.05) , программа будет пройдена за 69 часов за счёт уплотнения ( сократить на один час за счёт объединения уроков №52-53 «Урок-инсценировка»)

Структура документа

Рабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, список литературы.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.

Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Содержание тем учебного курса  ( 5  кл.)

Введение

Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.

Устное народное творчество

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.

Русские народные сказки

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.

Из древнерусской литературы

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись.

Из литературы XVIII века

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.

Из литературы XIX века

Русские басни.

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).

Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.

Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.

Алексей Васильевич Кольцов. Краткий рассказ о поэте. «Что ты спишь, мужичок?..» - призыв к некогда зажиточному, но обедневшему крестьянину перебороть свою несчастливую долю и трудом вновь вернуть себе достаток и прежнее достоинство.

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и писателе.

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Теория литературы. Фантастика. Юмор.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу.

«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет.

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ и писателе.

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и ДИна. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение. Сюжет.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ и писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор.

Поэты XIX века о Родине и родной природе

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». выразительное чтение стихотворений.

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Из литературы XX века

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Тапер». Дети и взрослые. Особое восприятие прекрасного. Одаренность и труд. Внимание признанного музыканта к незаурядному мальчику-таперу.

Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Синий май. Зоревая теплынь…» - поэтическое изображение родной природы. Своеобразие языка есенинской лирики.

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросоветсность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.

Стихотворные произведения о войне 

Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Произведения о Родине и родной природе

И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России.

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор.

Из зарубежной литературы.

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада.

Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.

Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

Произведения для заучивания наизусть

Пословицы и поговорки.

В.А. Жуковский. «Спящая царевна» (отрывок).

И.А. Крылов. Басни.

А.С. Пушкин. «У лукоморья..»

Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…», отрывок из стихотворения «Крестьянские дети» («Однажды в студёную зимнюю пору…»)

Ф. И. Тютчев. «Весенние воды»

А.А. Фет. «Весенний дождь».

М.Ю. Лермонтов. «Бородино».

По теме «Война и дети» 1-2 стихотворения.

По теме «О Родине и родной природе» 1-2 стихотворения.

Список  литературы  для  самостоятельного  чтения

Е. А. Баратынский. Водопад. «Чудный град порой сольется...».

А. С. Пушкин. Зимняя дорога. Кавказ.

М. Ю. Лермонтов. Ветка Палестины. Пленный рыцарь. Утес. Ашик-Кериб (сказка).

А. В. Кольцов. Осень. Урожай.

Н. В. Гоголь. Страшная месть.

Н. А. Некрасов. Накануне светлого праздника.

Д. В. Григорович. Гуттаперчевый мальчик.

И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе, рассказы.

В. М. Гаршин. Сказка о жабе и розе.

А. А. Фет. «Облаком волнистым...». «Печальная береза...» и др.

И. С. Никитин. Утро. Пахарь.

Я. П. Полонский. Утро.

А. Н. Майков. Весна. «Осенние листья по ветру кружат.......

Ф. И. Тютчев. Утро в горах.

Н. С. Лесков. Привидение в Инженерном замке. Из кадетских воспоминаний.

Л. Н. Толстой. Севастопольские рассказы (на выбор).

А. Н. Островский. Снегурочка.

А. П. Чехов. 3—4 рассказа на выбор.

Из русской литературы XX века

М. Горький. Дети Пармы. Из «Сказок об Италии».

А. И. Куприн. Чудесный доктор.

И. А. Бунин. «Шире, грудь, распахнись...». Деревенский нищий. Затишье. «Высоко полный месяц стоит...». «Помню — долгий зимний вечер...».

А. А. Блок. «Встану я в утро туманное...». «На весеннем пути в теремок...».

С. А. Есенин. Песнь о собаке.

Дон Аминадо. Колыбельная.

И. С. Соколов-Микитов. Зима.

П. П. Бажов. Каменный цветок.

М. М. Пришвин. Моя родина.

С. Я. Маршак. Двенадцать месяцев.

А. Т. Твардовский. Лес осенью.

Е. И. Носов. Варька.

В. П. Астафьев. Зачем я убил коростеля? Белогрудка.

Из зарубежной литературы Басни Эзопа, Лафонтена, Лессинга   (на выбор). Д. Дефо. Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо.

М. Твен. Приключения Тома Сойера.

Требования к уровню подготовки

учащихся за курс литературы

  1. класса

          В результате изучения литературы ученик должен

         

          знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • основные теоретико-литературные понятия;

         

           уметь:

          работать с книгой

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к  прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

Учебник:  Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 частях / Автор-составитель В.Я.Коровина и др. – 10-е издание, переработанное. – М.: Просвещение, 2009

Дополнительная литература:

  1. Охременко Н.В., Федина О.В. Итоговые работы по литературе. 5-11 класс. – М.: Аквариум, 1997
  2. Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 классы. – М.: Дрофа, 1996
  3. О.А.Еремина. Поурочное планирование по литературе к учебнику-хрестоматии В.Я.Коровиной и др. «Литература 5». – М.: Экзамен, 2003
  4. И.И.Аркин Уроки литературы в 5-6 классах. – М.: Просвещение, Учебная литература, 1996
  5. Сказки Пушкина в школе. - М.: Просвещение, 1972
  6. Крыловский вечер в школе.  Инсценировки. – М.: Детская литература, 1969
  7. Лермонтовский вечер в школе. Инсценировки. - М.: Детская литература, 1987
  8. Вредный витамин. Сборник детских пьес для театра кукол. – М.: Советская Россия, 1966
  9. Терентьева Н.П.. Внеклассная работа по литературе: жизнь и творчество А.С.Пушкина. 5-8 классы. – М.: Владос, 1999
  10. Свищенкова Н.С. Внеклассная работа по литературе.- М.: Учпедгиз, 1963

График прохождения программы

СОДЕРЖАНИЕ

Количество  часов

1.

Введение. Роль книги в жизни человека.

Книга и её компоненты.

1

2.

Устное народное творчество.

6

3.

Из древнерусской литературы.

2

4.

Из русской  литературы  18  века.

1

5.

Из русской литературы  19  века.  

31

6.

Из литературы 20  века.

20

7.

Из зарубежной литературы.

7

8.

Итоговые уроки

2


Учебно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе

тема урока

кол-во час.

тип урока

характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

виды контроля измерители

планируемые результаты освоения темы

домашнее задание

дата проведения

план.

факт.

1

Введение. Роль книги в жизни человека. Книга  и ее компоненты

1

обобщение изученного, усвоение новых знаний

размышление о роли книги, работа с учебником, беседа по вопросам

терминологический диктант

познакомить со спецификой нового учебного предмета и учебника, дать представление о том, как устроена книга; понять роль книги в жизни человека

сочинение-размышление (по высказыванию о книге)

3.09

2

Устное народное творчество. Понятие о фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор.

1

обобщение изученного, усвоение новых знаний

слушание, беседа, игра «Литературное лото»

заполнение таблицы «Жанры детского фольклора»

познакомить с терминами «фольклор» и «фольклористика», вспомнить известные пятиклассникам жанры детского фольклора

подобрать свои задания для карточек лото

5.09

3

Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна-лягушка». Образ Василисы Премудрой.

1

обобщение изученного, усвоение новых знаний

работа с учебником, слушание, составление и запись памятки «Как рассказывать сказку»

план пересказа сказки, пересказ фрагментов с введением диалога

продолжить знакомство со сказкой как с фольклорным жанром, со сказителями, видами сказок, продолжить знакомство с волшебной сказкой, ее особенностями

рассмотреть иллюстрации, рассказать о том, какой эпизод изображен

10.09

4

«Царевна-лягушка». Образ Василисы Премудрой.

5

Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Сюжет и художественный мир сказки.

1

усвоение новых знаний

чтение, пересказ эпизодов, беседа по вопросам, работа с иллюстрациями, выразительное чтение

знакомство с сюжетом и художественным миром сказки

выразительное чтение в лицах (эпизоды встреч Ивана-царевича с животными)

12.09

6

«Иван -рестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка героического содержания. Образ главного героя, его моральные качества.

1

усвоение новых знаний

чтение сказки, составление плана сказки, работа с текстом, художественный пересказ фрагмента

словарная работа

знакомство с волшебной и героической сказкой; развитие умения видеть жанровые признаки волшебной сказки и пересказывать ее фрагменты

подготовить на пересказ фрагменты «Первая и вторая ночь в дозоре», «Решающий бой Ивана»

17.09

7

Сказки о животных

пример

1

усвоение новых знаний

работа с текстом, художественный пересказ фрагмента, сравнение финалов

художественный пересказ фрагмента

осмысление содержания сказки, развитие навыков художественного пересказа

прочитать самостоятельно 1-2 сказки, подготовить на пересказ

19.09

8

Бытовые сказки

пример

9

Внеклассное чтение. Мои любимые русские народные сказки.

1

закрепление новых знаний

работа с текстом, художественный пересказ фрагментов самостоятельно прочитанных сказок

сжатый пересказ прочитанной сказки

совершенствовать навыки анализа текста, навыки выразительного чтения, развивать творческие способности учеников

Устное или письменное мини-сочинение на тему (по выбору): « Мой любимый герой народной сказки».

«Почему я люблю читать сказки».

«Добро и зло в народной сказке».

24.09

10

Контрольная работа по произведениям УНТ

11

Общее представление о древнерусской литературе

Русское летописание. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»

1

усвоение новых знаний

слушание учителя, работа с учебником, чтение отрывков древнерусской литературы

словарная работа

познакомить с обстоятельствами возникновения древнерусской литературы и отдельными произведениями; дать представление о летописи как о жанре, познакомить с отрывком

пересказ статьи учебника (с.39)

дочитать летопись «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»

26.09

12

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»

1

Усвоение и закрепление  новых знаний

Характеристика героев фрагмента; выявление фольклорных мотивов в летописи

Владение элементами анализа текста

совершенствовать навыки анализа текста, навыки выразительного чтения, развивать творческие способности учеников

Устно описать репродукцию А.И. Иванова «Подвиг молодого киевлянина»

1.10

2.10

13

М.В.Ломоносов. Юмористическое нравоучение «Случились вместе два астронома в пиру»

1

усвоение новых знаний

обсуждение эпиграфа, работа с м/м презентацией, чтение и обсуждение стихотворения «Случились вместе два астронома в пиру»

выразительное чтение стихотворения

знакомство с детством, годами учения и литературной деятельностью Ломоносова, юмористическим стихотворением

задание 2, стр.46, подготовить сообщение об известных баснописцах.

3.10

4.10

14

Внеклассное чтение. Жанр басни в мировой литературе (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы)

1

выработка навыков и умений, обобщение ранее изученного

запись опорного конспекта, сообщения учащихся, чтение переводов и современных басен

сочиним басню

познакомить учащихся с предшественниками и последователями Крылова в жанре басни

попробуем сочинить басню (для желающих)

8.10

9.10

15

Басенное творчество И.А.Крылова. Басня «Волк на псарне».

1

обобщение ранее изученного, усвоение новых знаний

работа с эпиграфом, викторина, слушание, чтение и обсуждение басни

ответы на вопросы викторины

продолжить знакомство с биографией Крылова, жанровыми признаками басни на примере басни «Волк на псарне»

биографию Крылова (пересказ), термины - выучить

10.10

11.10

16

Аллегорическое отражение человеческих пороков в баснях Крылова («Свинья под дубом», «Ворона и лисица»)

1

усвоение новых знаний и их закрепление

чтение и обсуждение басен

выразительное чтение, чтение наизусть

продолжить знакомство с жанровыми признаками басни на примере басен «Свинья под дубом», «Ворона и лисица»

выучить наизусть одну из басен

15.10

16.10

17

Итоговый урок по басням Крылова. Чтение наизусть.

1

закрепление новых знаний

словарная работа, исполнение и анализ басен

творческая работа

знакомство с другими баснями Крылова; развитие умения понимать иносказательный подтекст басен и их мораль

подготовить сообщения о В.А. Жуковском

17.10

18.10

18

В.А.Жуковский «Спящая царевна»

1

усвоение новых знаний

работа с м/м презентацией, чтение и обсуждение сказки

выразительное чтение

познакомить учащихся с началом жизненной и творческой биографии Жуковского, с его сказкой

составить словарик устаревших слов

22.10

23.10

19

Черты литературной и народной сказки в произведении В.А.Жуковского «Спящая царевна»  

1

усвоение новых знаний

словарная работа, чтение и обсуждение сказки

выразительное чтение, творческая работа

Знание содержание и героев сказки; владение элементами сопоставительного анализа текста; умение пересказывать текст

Подготовить выразительное чтение фрагмента сказки, сделать иллюстрации

24.10

25.10

20

Понятие о балладе. Жуковский «Кубок»

1

усвоение новых знаний

чтение и анализ баллады

чтение наизусть

познакомить учащихся с переводными балладами поэта

выучить наизусть отрывок из баллады

29.10

30.10

21

А.С.Пушкин. Рассказ о детских и лицейских годах. Стихотворение «Няне».

1

обобщение ранее изученного, усвоение новых знаний

работа с учебником, чтение и обсуждение стихотворения «Няне», беседа, словесное рисование, словарная работа

выразительное чтение, творческая работа

познакомить учащихся с детством Пушкина, показать влияние народного творчества на будущего поэта; развивать речь и воображение учащихся

Выучить стихотворение наизусть

31.10

1.11

22

Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок.

1

обобщение ранее изученного, усвоение новых знаний

чтение и обсуждение пролога к «Руслане и Людмиле», беседа, словесное рисование, словарная работа

описание картины Н. Рамазанова «Пушкин у Лукоморья»

Знание основных сведений об истории создания поэмы; умение создавать устные иллюстрации.

выучить наизусть отрывок

12.11

13.11

23

А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета. Центральные образы сказок.

1

обобщение ранее изученного, усвоение новых знаний

чтение, беседа, словесное рисование, словарная работа, сопоставление с народными сказками и сказкой Жуковского

ответ на вопросы

ввести в мир пушкинской сказки, познакомить с историей рождения пушкинской сказки, с ее содержанием, развивать речь и воображение учащихся

выделить основные части сказки и озаглавить их, прочитать (вспомнить) содержание других сказок

14.11

15.11

21

Поэтичность и музыкальность «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина.

1

закрепление новых знаний

художественный пересказ, ответы на вопросы, обсуждение

ответы на вопросы викторины по сказкам Пушкина

углубить знания учащихся о сказках А.С.Пушкина

нарисовать иллюстрацию к любимой пушкинской сказке

19.11

20.11

22

Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, стопа

1

усвоение новых знаний

опорная запись в тетрадях, анализ стихотворений

письменная словарная работа.

познакомить с различием стихотворной и прозаической речи

Сочинить небольшое стихотворение на любую тему, игра «Буриме»

21.11

22.11

23

Внеклассное чтение. Мои любимые сказки А.С. Пушкина.

1

выработка навыков и умений, обобщение ранее изученного

обсуждение эпиграфа, работа с м/м презентацией, пересказ и обсуждение сказок

чтение, беседа, словесное рисование, словарная работа

углубить знания учащихся о сказках А.С.Пушкина

Прочитать статью «Русская литературная сказка»; сказку А. Погорельского «Чёрная курица или Подземные жители».

26.11

27.11

24

Русская литературная сказка  А. Погорельского «Чёрная курица или Подземные жители».

1

усвоение новых знаний

чтение, беседа, словесное рисование, словарная работа

чтение, беседа, словесное рисование, словарная работа

знание основных сведений о жизни и тв-ве  Погорельского, истории создания, содержания и героев сказки, владение элементами анализа текста.

Ответить на вопросы на стр. 151-152.

28.11

29.11

«Чёрная курица или Подземные жители».

25

М.Ю.Лермонтов. Рассказ о поэте. «Бородино». Патриотический пафос стихотворения.

1

усвоение новых знаний

работа с м/м презентацией, слушание, чтение стихотворения «Бородино»

словарная работа

познакомить учащихся с детством поэта, условиями, в которых формировался решительный и страстный характер; с «Бородино»

выучить наизусть отрывок

3.12

4.12

26

Развитие речи. Изобразительно-выразительные средства языка. Чтение наизусть.

 

1

выработка навыков и умений

анализ стихотворения «Бородино», изобразительно-выразительных средств языка стихотворения, запись в тетрадях

чтение наизусть

познакомить учащихся  с изобразительно-выразительными средствами языка стихотворения

сообщение о жизни Гоголя

5.12

6.12

27

Н.В.Гоголь. Рассказ о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место»

1

усвоение новых знаний

слушание, работа с учебником, просмотр видео- фрагмента, чтение и обсуждения сказки

словарная работа с незнакомыми словами

знакомство с детством и юностью Н.В.Гоголя, своеобразием его первого сборника, сочетанием реального и фантастического, трагического и комического в повести

подбор слов для игры «Третий лишний»

10.12

11.12

28

Н.В.Гоголь. «Заколдованное место»

1

выработка навыков и умений

пересказ, работа с учебником, просмотр видео- фрагмента, чтение и обсуждения сказки

чтение, беседа, словесное рисование, словарная работа

Знакомство с сочетанием реального и фантастического, трагического и комического в повести

сообщение о жизни  и творчестве Некрасова Н.А.

12.12

13.12

29

Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте. Начало литературной деятельности. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа

1

усвоение новых знаний

слушание, работа с учебником, выразительное чтение, составление плана и работа с ним

составление плана

познакомить учащихся  с биографией и чертами личности поэта, нашедшими отражение в стихотворении «На Волге»

письменно ответить на вопрос 4 , стр.192

17.12

18.12

30

Изображение судьбы русской женщины в поэзии Н.А.Некрасова. «Есть женщины в русских селеньях».

1

усвоение новых знаний

слушание, работа с учебником, выразительное чтение, ответы на вопросы

анализ художественных средств

познакомить учащихся  с поэтическим образом русской женщины, воссозданным Некрасовым

выучить наизусть отрывок из поэмы

19.12

20.12

31

И.С.Тургенев. Рассказ о писателе. История создания рассказа «Муму».

1

усвоение новых знаний

слушание, работа с учебником, заочное путешествие, чтение рассказа

блиц-опрос

познакомить с обстоятельствами, объясняющими появление рассказа, показать своеобразие Тургенева-повествователя

прочитать рассказ

24.12

25.12

32

Знакомство с героями «Муму». Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня.

1

комбинированный урок

анализ начала рассказа, беседа

словарная работа

ввести в мир тургеневского рассказа

подготовить рассказы о Татьяне (1) и о Капитоне (2)

26.12

27.12

33

Духовные и нравственные качества Герасима. Герасим и Татьяна.

Превосходство Герасима над челядью барыни.

1

комбинированный урок

художественный пересказ, ответы на вопросы, обсуждение

художественный пересказ

через сопоставление Герасима с людьми, окружавшими его в доме барыни, показать нравственное превосходство героя

пересказ эпизода «Муму в доме барыни»

14.01

15.01

34

Герасим и Муму. Протест против крепостничества в рассказе.

1

комбинированный урок

художественный пересказ, ответы на вопросы, обсуждение, сопоставительная характеристика

развернутый ответ на вопрос

продолжить сопоставительную характеристику Герасима в ситуациях «друзья» и «враги», развивать умение краткого пересказа, проследить за изменениями в главном герое

дать письменный ответ на вопрос «Как замкнутое жизненное пространство Герасима помогает понять драматизм его судьбы?»

16.01

17.01

«Муму»

35

Развитие речи. Лирика А.А. Фета. Стихотворения «Чудная картина..», «Весенний дождь», «Задрожали листы, облетая…»

1

выработка навыков и умений

рассказ о жизни и тв-ве Фета; особенности изображения природы и человека в лирике поэта

выразительное чтение пейзажных зарисовок, анализ поэтического текста

провести частичный анализ, показать мастерство Фета- портретиста и пейзажиста

подготовиться к чтению наизусть (по выбору)

21.01

22.01

36

Л.Н.Толстой. Рассказ о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы.

1

усвоение новых знаний, выработка умений и навыков

работа с материалами учебника, беседа, комментированное чтение

тестирование

дать общее представление о пути Л.Н.Толстого, обучение анализу эпического произведения, продолжение работы с литературоведческими терминами

прочитать рассказ до конца

23.01

24.01

37

Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристики героев.

1

усвоение новых знаний, выработка умений и навыков

беседа, работа с текстом, работа с иллюстрациями

развернутый ответ на вопрос

обучение умению отбирать материал из текста для работы над темой, развитие навыков сопоставительной характеристики героев

ответить на вопрос «Почему рассказ называется «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники»?»

28.01

29.01

«Кавказкий пленник»

Обучающее сочинение по «Кавказ плен».  

38

А.П.Чехов. Юмористический и сатирический талант писателя. «Хирургия».

1

усвоение новых знаний

беседа, работа с текстом, комментированное чтение, работа с иллюстрациями

тестирование

знакомство с биографией Чехова, развитие читательских умений, введение понятий «юмор» и «сатира»

инсценирование, пересказ 1-2 самостоятельно прочитанных рассказа Чехова

30.01

5.02

39

Внеклассное чтение. Рассказы Антоши Чехонте

1

закрепление новых знаний

беседа, работа с текстом, комментированное чтение, пересказ, инсценирование

художественный пересказ

развитие навыков самостоятельного чтения и анализа художественного произведения

сочинение-миниатюра «О чем заставили задуматься юмористические рассказы Чехова?»

4.02

7.02

40-41

Русские поэты о Родине и родной природе (А.С.Пушкин, И.Никитин, И.Суриков и др.)

2

выработка навыков и умений, усвоение новых знаний

работа с учебной статьей , чтение и анализ стихотворений, словесное рисование

выразительное чтение стихотворений

показать мастерство русских поэтов 19 века в создании образа Родины, продолжить работу по формированию навыка анализа стихотворения

заполнить словарик эпитетов и метафор

6.02, 11.02

12.02

42

И.А.Бунин. Рассказ о писателе. «Косцы». Человек и природа в рассказе.

1

выработка навыков и умений

работа с учебником, с иллюстрациями, комментированное чтение

выразительное чтение, развитие аналитических навыков

обучение словесному рисованию, выразительному чтению

стр.9, вопросы 2,3 (устно)

13.02

14.02

43

В.Г.Короленко. Рассказ о писателе. «В дурном обществе». Вася и его отец.

1

усвоение новых знаний

слушание, беседа, комментированное чтение, аналитический пересказ

тестирование

знакомство с жизнью и личностью В.Короленко, развитие аналитических навыков

стр.42, вопрос 2 (устно)

18.02

19.02

44

Характеристика героев повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»

1

усвоение новых знаний

работа с текстом, комментированное чтение

пересказ, близкий к тексту «История с куклой»

развитие навыков комментированного чтения, выбор темы сочинения: « Маруся и Соня: два детства».

«Вася и отец: от вражды к пониманию»

 разработать план сочинения на выбранную тему

20.02

21.02

45

Развитие речи. Обучение работе над сочинением на тему «Васина дорога к правде и добру».

1

закрепление новых знаний,

выработка навыков и умений

подготовка черновиков,

работа над планом, написание черновика, его редактирование

подготовка плана: почему Вася дружит с Валеком и Марусей Два отца: Тыбурций и судья

провести частичный анализ, подготовить учащихся к сочинению,

развитие речи и навыков работы над сочинением

переписать сочинение начисто

25.02

26.02

46

Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях С.А. Есенина «Я покинул родимый дом…» и «Низкий дом с голубыми ставнями…»

1

выработка навыков и умений, усвоение новых знаний

работа с учебной статьей , чтение и анализ стихотворений, словесное рисование

выразительное чтение стихотворений

показать мастерство русских поэтов 20 века в создании образа Родины, продолжить работу по формированию навыка анализа стихотворения

подготовиться к чтению наизусть (по выбору)

27.02

28.02

47

П.П.Бажов. Рассказ о писателе. «Медной горы Хозяйка». Понятие о сказе.

1

усвоение новых знаний, выработка навыков и умений

работа с м/м презентацией, работа с текстом, комментированное чтение

пересказ сказа

знакомство с жанром сказа, обучение аналитическому чтению (сила характера Данилы-мастера, проблемы и тайны мастерства)

прочитать «Малахитовую шкатулку», подготовить рассказ на тему «Судьба Танюшки»

4.03

5.03

48

Образы героев сказа П.П. Бажова «Медной горы Хозяйка»

1

усвоение новых знаний, выработка навыков и умений

игра-конкурс, инсценирование, составление словаря

ответы на вопросы викторины

знакомство с произведениями Бажова; развитие творческих способностей учащихся

Сочинение-миниатюра по сказке (возм. иллюстрация понравившегося эпизода)

6.03

7.03

2 часа

Р.р. Инсценирование по сказам Бажова

49

К.Г. Паустовский. Слово о писателе. «Тёплый хлеб»

1

усвоение новых знаний, выработка навыков и умений

работа с м/м презентацией, работа с текстом, комментированное чтение

выразительное чтение, развитие аналитических навыков

обучение словесному рисованию, выразительному чтению

подготовить пересказ сказки, сделать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду

11.03

12.03

Тёплый хлеб

50

К.Г. Паустовский. «Заячьи лапы»

1

усвоение новых знаний, выработка навыков и умений

работа с учебником, с иллюстрациями, комментированное чтение

выразительное чтение, развитие аналитических навыков

обучение словесному рисованию, соотносить с текстом описание иллюстраций

Прочитать статью о Маршаке, подготовить выр. чтение 1 сцены по ролям

13.03

14.03

Внеклас. чтение

51

С.Я.Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Положительные и отрицательные герои. Традиции народных сказок в пьесе-сказке.

1

усвоение новых знаний, выработка навыков и умений

работа с м/м презентацией, инсценирование, анализ отдельных сцен, выразительное чтение, работа с памяткой

творческое задание

расширение знакомства с жизнью и творчеством Маршака, обучение анализу и чтения драматического произведения

«Мне поручили роль…» (опираясь на памятку, подготовить устное сообщение)

18.03

19.03

52-53

Инсценировка пьесы-сказки «Двенадцать месяцев»

2

усвоение новых знаний, выработка навыков и умений

инсценировка, анализ отдельных сцен, выразительное чтение, работа с памяткой

творческое задание, иллюстрации к пьесе, эскизы костюмов и декораций

развитие творческих способностей, навыков выразительного чтения и анализа текста

Чтение статьи на с.102-105.Выполнить творческое задание на с.105

20.03

21.03

        4 четверть

54

А.П.Платонов. Рассказ о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Душевный мир главного героя.

1

усвоение новых знаний, выработка навыков и умений

слушание, работа с учебником, комментированное чтение.

составление связного ответа

знакомство с рассказом А.Платонова, развитие навыков комментированного чтения

комментирование заключительного эпизода (стр.116-117)

1.04

2.04

55

В.П.Астафьев. Рассказ о писателе. «Васюткино озеро». Автобиографичность произведения

1

усвоение новых знаний

слушание, работа с м/м презентацией, учебником, комментированное чтение

аналитический пересказ эпизода

знакомство с творчеством В.П.Астафьева, обучение пересказу художественного текста

подготовиться к блиц-опросу по содержанию рассказа

3.04

4.04

56

Черты характера героя и его поведение в лесу.

«Васюткино озеро». Человек и природа в рассказе.

1

усвоение новых знаний, выработка навыков и умений

работа с текстом, работа в группах, словесное рисование, комментированное чтение

блиц-опрос

обучение анализу прозаического текста, развитие навыков словесного рисования и комментированного чтения

сочинение-миниатюра «Как и почему человек должен относиться к природе?»

8.04

9.04

Васюткино озеро

Р.р. по Васют озеру

57

Поэты о Великой Отечественной войне. К.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете». А.Твардовский.. «Рассказ танкиста».

1

усвоение новых знаний

слушание, чтение и анализ стихотворений, работа над выразительным чтением

чтение наизусть

  знакомство с жизнью К.Симонова, А. Т.Твардовского, наблюдение над сюжетом в лирическом произведении            

 выучить наизусть понравившееся стихотворение

10.04

11.04

58

Русские поэты XX века о Родине и родной природе и о себе. И.Бунин, С.Есенин, А.Блок и др.

1

усвоение новых знаний, выработка навыков и умений

анализ лирического произведения, чтение и беседа

выразительное чтение стихотворений

обучение комплексному анализу стихотворения, работа над выразительным чтением

выучить наизусть (по желанию)

15.04

16.04

59

Стихотворения Д.Б. Кедрина и А.А. Прокофьева «Алёнушка»

1

усвоение новых знаний, выработка навыков и умений

сравнительный анализ лирического произведения, чтение и беседа

выразительное чтение стихотворений

обучение комплексному анализу стихотворения, работа над выразительным чтением

выучить наизусть (по желанию)

17.04

18.04

60

Рассказы Саши Черного. Игры детей в рассказах. Юмористическое содержание рассказов.

1

усвоение новых знаний, выработка навыков и умений

работа с учебником, чтение и обсуждение рассказов, инсценирование

сжатый пересказ

знакомство с творчеством Саши Черного; обучение сжатому пересказу, инсценированию

эпизод игры – выразительное чтение по ролям

22.04

23.04

61

Итоговый урок по русской литературе.

1

систематизация и обобщение знаний, контроль и оценка

самостоятельная работа, ответы на вопросы викторины

Викторина.

обобщение и систематизация полученных знаний по русской литературе

прочитать балладу Стивенсона

24.04

25.04

62

Р.Л.Стивенсон «Вересковый мед». Развитие понятия о балладе. Бережное отношение к традициям предков.

1

усвоение новых знаний

работа с учебником, с текстом баллады, работа по теории литературы

самостоятельная работа

знакомство с творчеством Стивенсона (обзорно); работа по теории литературы

стр.180-191 прочитать

29.04

30.04

63

В.ч. Д.Дефо. Рассказ о писателе. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа.

1

усвоение новых знаний

слушание, работа с м/м презентацией, учебником, комментированное чтение, работа по дневнику Робинзона

заполнение карточки с вопросами

знакомство с творчеством Д.Дефо, с темой путешествия и робинзонады в литературе, обучение сжатому пересказу, инсценированию

выразительное чтение по ролям отрывка, взятого из дневника; подготовить сообщение об Андерсене

6.05

7.05

Робинзон Крузо

Робинзон Крузо

64

Х.-К.Андерсен. Рассказ о писателе. «Снежная королева». Реальное и фантастическое в сказке.

1

усвоение новых знаний

слушание, беседа по тексту истории первой, аналитический пересказ, чтение историй 2 и 3

аналитический пересказ с опорой на план пересказа

знакомство с жизнью, судьбой и творчеством писателя

прочитать истории 4 и  5

8.05

14.05

Снежная королева

65

Кай и Герда. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини. Символический образ Снежной королевы. Победа добра, любви и дружбы над злом

1

усвоение новых знаний, выработка навыков и умений

работа над содержанием глав 4  и 5; просмотр видеофрагмента, работа над содержанием оставшихся глав

итоговый вопрос

развитие творческих и аналитических способностей учащихся, работа с понятием подтекст

итоговый вопрос «Почему все, кто встречается с Гердой, помогают ей?»

13.05

16.05

Р.р. Инсценирование сказки «С нежная королева»

66

Внеклассное чтение. Развитие речи. Сказки Андерсена.

1

выработка навыков и умений

литературная игра

викторина

развитие внимания, интереса к литературе, навыков сотрудничества

подготовиться к сочинению

15.05

21.05

67

Марк Твен «Приключения Тома Сойера». Том и его друзья.

1

усвоение новых знаний

слушание, работа с м/м презентацией, учебником, комментированное чтение

инсценирование эпизодов «Том и тетя Полли»

знакомство с творчеством

прочитать «Сказание о Кише» Д.Лондона

20.05

23.05

«Приключения Тома Сойера»

«Приключения Тома Сойера»

68

Джек Лондон «Сказание о Кише». Нравст.

взросление героя рассказа.

1

усвоение новых знаний, выработка навыков и умений

слушание, работа с м/м презентацией, учебником, комментированное чтение

-------

знакомство с творчеством

«Чему учит рассказ Джека Лондона?»

22.05

28.05

69

Жорж Санд «О чем говорят цветы»

1

усвоение новых знаний

чтение и обсуждение рассказа

беседа

знакомство с творчеством

подготовиться к подведению итогов

27.05

30.05

70

Итоговый урок по курсу литературы в 5 классе.

1

систематизация и обобщение полученных знаний

Выявление уровня литературного развития учащихся по вопросам

Какие книги из прочитанных за год мне показались самыми важными и интересными и почему?

Мои любимые литературные герои и их нравственные качества.

Рекомендации к летним каникулам.

29.05

30.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе. 6 класс. учебник В. Коровиной

Рабочая программа рассчитана на изучение тех произведений и предусматривает то количество часов (по разделам), которые указаны в Федеральном стандарте. Федеральный стандарт определяет количество часов...

Рабочая программа по литературе. 5 класс. учебник В. Коровиной

Рабочая программа рассчитана на те произведения и то количество часов (по разделам), которые предусмотрены Федеральным стандартом. Федеральный стандарт определяет количество часов по разделам для 5-6 ...

Рабочая программа по литературе 7 класс В.Я. Коровиной

Данная рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования на основе примерной программы по литературе в соответствии с...

Рабочая программа по литературе 9 класс под ред. Коровиной,105 часов

Рабочая программа, пояснительная записка, календарно-теметичнское планирование....

Рабочая программа по литературе 8 класс, под ред Коровиной 105 часов

Рабочая программа, календарно-тематическое планирование...

рабочая программа по литературе 10 класс по УМК Коровиной (надомное обучение) 68 часов

Данная рабочая программа по литературе разработана для надомного обучения ученицы 10 класса школы. В программе дано: пояснительная записка, требования к знаниям и умениям учащегося 10 класса,календарн...

Рабочая программа по литературе 9 класс под редакцией Коровина

Содержит пояснительную записку, содержание курса и календарно-тематическое планирование...