«Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Трощева Ирина Ивановна

Цели: закрепить знания учащихся о Н.В.Гоголе, обобщить сведения по содержанию повести, вырабатывать навыки выразительного чтения, развития речи, воспитывать у учащихся чувство товарищества, силу воли, уважение к родителям, гордость за свой народ, любовь к Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_lit.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Сузгарьевская СОШ»

Урок литературы в 7 классе

«Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»

Провела: Трощева И.И.,

 учитель русского языка и литературы

    Тема урока: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!» (Обобщающий урок по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»)

    Цели: закрепить знания учащихся о Н.В.Гоголе, обобщить сведения по содержанию повести, вырабатывать навыки выразительного чтения, развития речи, воспитывать у учащихся чувство товарищества, силу воли, уважение к родителям, гордость за свой народ, любовь к Родине.

   Оборудование: учебники по русской литературе, портрет Н.В.Гоголя, иллюстрации к повести, иллюстрация с картины И.Е.Репина «Запорожцы».

  1. Оргмомент.
  2. Работа по теме урока.

Вступительное слово учителя о писателе.

С именем Н.В.Гоголя вы, ребята, познакомились впервые в этом

 году. Но герои его произведений, появляясь на экранах телевизоров, в кино, на сценах театров, неоднократно заставляли вас размышлять, волноваться, радоваться и грустить.

- Как же вошел в русскую литературу этот замечательный писатель? (Ученик кратко рассказывает биографию Гоголя)

- Знакомство с творчеством Н.В.Гоголя мы начали с изучения повести «Тарас Бульба»

             Беседа по повести «Тарас Бульба».

- Какое историческое событие легло в основу повести? (Рассказ ученика о борьбе Украины за национальную независимость в 15-17 веках)

- О чем мы узнаем в начале повести?

- Какой рисуется мать юношей?

- Найдите и прочитайте строки, в которых содержится авторское сочувствие переживаниям матери, гимн материнской любви?(Гл.1.)

- Какой изображается Запорожская Сечь?

- Назовите главных героев повести?

- Дайте характеристику Андрию, Остапу. (Задание готовилось дома учащимися)

- Два брата-два характера? (Сопоставительная характеристика Остапа и Андрия)

- Почему Н.В.Гоголь назвал свою повесть «Тарас Бульба»?

- В.Г.Белинский: «Что такое Тарас Бульба? Герой, представитель жизни целого народа, целого политического общества в известную эпоху жизни»

- Какие качества Тараса Бульбы как народного героя воплощены в повести?

- В каких основных моментах сюжета мы видим Тараса Бульбу?

- В чем сила Тараса Бульбы как наказного атамана?

- Как характеризует Тараса Бульбу его речь о товариществе? Каким вы видите героя в бою?

- Каким он предстал после тяжелого ранения на берегу Черного моря?

- Последний подвиг Тараса: к кому обращены его слова и мысли? (Чтение учащимися отрывка наизусть)

- Каковы тема и идея повести «Тарас Бульба»? (В.Г.Белинский назвал это произведение «поэмой о любви к Родине, о ненависти к захватчикам»)

- К какому роду художественной литературы относится повесть? («Тарас Бульба»-эпическое произведение. Вместе с тем в повести имеются признаки лирического произведения. Чтение учащимися лирических отступлений: «Черт вас возьми, степи, как вы хороши!...», «И погиб казак! Пропал для всего казацкого рыцарства…»)

- В чем можно усмотреть близость повести «Тарас Бульба» произведениям устного народного творчества? Кто из героев похож на былинных богатырей, на сказочных героев?

- Рассмотрите картину И.Е.Репина «Запорожцы». Чем она по содержанию и обрисовке характеров близка повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»?

(Работа по картине)

             Значение книги Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Гоголевские традиции в русской литературе.

 Книга Н.В.Гоголя вдохновляла советских людей на подвиги. (Из материалов о Великой Отечественной войне)

- Чем близки герои Н.В.Гоголя нам и нашим современникам?

     Эта повесть привлекла к себе внимание поэтов, композиторов. Композитор Н.В.Лысенко, основоположник украинской классической музыки, создал оперу «Тарас Бульба»

    Некоторые советские поэты обращались к легендарному Тарасу Бульбе. Для Константина Симонова образ Тараса Бульбы является символом мужества и стойкости и как бы подчеркивает глубокую связь между прошлыми и новыми поколениями.

(Чтение отрывка из стиха-баллады К.Симонова «Тарас Бульба»).

          Подведение итогов.

 К изучению творчества Н.В.Гоголя мы вернемся еще не раз. Гоголевские традиции мы обнаружим при изучении творчества Л.Н.Толстого, А.М.Горького.

        Сообщение о работе учащихся на уроке. Выставление оценок.

        Домашнее задание. Читать статью о литературном характере, написать сочинение по теме, данной в учебнике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценическая постановка «Что такое хорошо и что такое плохо»

Задача данного мероприятия - через сатиру и юмор показать отрицательное влияние вредных привычек на здоровье и моральный облик человека...

Конкурс- соревнование "Что такое хорошо и что такое плохо"

Данный конкурс- соревнование позволит обучающимся расширить знания о правилах хорошего тона, о культуре поведения  Ц...

Урок физики в 10 классе на тему "Сила тяжести. Двиижение в поле силы тяжести"

Конспект урока физики в 10 классеТема урока:«Сила тяжести. Движение под действием силы тяжести»....

Сила русская,сила богатырская

На Всероссийскую интернет-конференцию «ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛА РУССКАЯ ЗЕМЛЯ»Великая Отечественная война.О ней много написано,много сказано.Но самый главный документ о войне, летописный, написан самим...

« Что такое хорошо и что такое плохо?» ( тематическая программа по профилактике наркомании)

        Классный час  посвящен профилактике вредных привычек  конкретно – наркомании. В среднем подростковом возрасте огромное значение приобретает влияние с...

Урок по повести А.М.Горького "Детство": "Люди, которые дали Алёше "жизненную силу, насытили крепкой любовью к миру"

Урок по повести А.М. Горького "Детство". Тема: "Люди, которые дали Алёше "жизненную силу, насытили крепкой любовью к миру" Использованы приёмы исследовательского метода и диалоговой технологии обучени...