«Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме
Цели: закрепить знания учащихся о Н.В.Гоголе, обобщить сведения по содержанию повести, вырабатывать навыки выразительного чтения, развития речи, воспитывать у учащихся чувство товарищества, силу воли, уважение к родителям, гордость за свой народ, любовь к Родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_lit.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Сузгарьевская СОШ»
Урок литературы в 7 классе
«Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»
Провела: Трощева И.И.,
учитель русского языка и литературы
Тема урока: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!» (Обобщающий урок по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»)
Цели: закрепить знания учащихся о Н.В.Гоголе, обобщить сведения по содержанию повести, вырабатывать навыки выразительного чтения, развития речи, воспитывать у учащихся чувство товарищества, силу воли, уважение к родителям, гордость за свой народ, любовь к Родине.
Оборудование: учебники по русской литературе, портрет Н.В.Гоголя, иллюстрации к повести, иллюстрация с картины И.Е.Репина «Запорожцы».
- Оргмомент.
- Работа по теме урока.
Вступительное слово учителя о писателе.
С именем Н.В.Гоголя вы, ребята, познакомились впервые в этом
году. Но герои его произведений, появляясь на экранах телевизоров, в кино, на сценах театров, неоднократно заставляли вас размышлять, волноваться, радоваться и грустить.
- Как же вошел в русскую литературу этот замечательный писатель? (Ученик кратко рассказывает биографию Гоголя)
- Знакомство с творчеством Н.В.Гоголя мы начали с изучения повести «Тарас Бульба»
Беседа по повести «Тарас Бульба».
- Какое историческое событие легло в основу повести? (Рассказ ученика о борьбе Украины за национальную независимость в 15-17 веках)
- О чем мы узнаем в начале повести?
- Какой рисуется мать юношей?
- Найдите и прочитайте строки, в которых содержится авторское сочувствие переживаниям матери, гимн материнской любви?(Гл.1.)
- Какой изображается Запорожская Сечь?
- Назовите главных героев повести?
- Дайте характеристику Андрию, Остапу. (Задание готовилось дома учащимися)
- Два брата-два характера? (Сопоставительная характеристика Остапа и Андрия)
- Почему Н.В.Гоголь назвал свою повесть «Тарас Бульба»?
- В.Г.Белинский: «Что такое Тарас Бульба? Герой, представитель жизни целого народа, целого политического общества в известную эпоху жизни»
- Какие качества Тараса Бульбы как народного героя воплощены в повести?
- В каких основных моментах сюжета мы видим Тараса Бульбу?
- В чем сила Тараса Бульбы как наказного атамана?
- Как характеризует Тараса Бульбу его речь о товариществе? Каким вы видите героя в бою?
- Каким он предстал после тяжелого ранения на берегу Черного моря?
- Последний подвиг Тараса: к кому обращены его слова и мысли? (Чтение учащимися отрывка наизусть)
- Каковы тема и идея повести «Тарас Бульба»? (В.Г.Белинский назвал это произведение «поэмой о любви к Родине, о ненависти к захватчикам»)
- К какому роду художественной литературы относится повесть? («Тарас Бульба»-эпическое произведение. Вместе с тем в повести имеются признаки лирического произведения. Чтение учащимися лирических отступлений: «Черт вас возьми, степи, как вы хороши!...», «И погиб казак! Пропал для всего казацкого рыцарства…»)
- В чем можно усмотреть близость повести «Тарас Бульба» произведениям устного народного творчества? Кто из героев похож на былинных богатырей, на сказочных героев?
- Рассмотрите картину И.Е.Репина «Запорожцы». Чем она по содержанию и обрисовке характеров близка повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»?
(Работа по картине)
Значение книги Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Гоголевские традиции в русской литературе.
Книга Н.В.Гоголя вдохновляла советских людей на подвиги. (Из материалов о Великой Отечественной войне)
- Чем близки герои Н.В.Гоголя нам и нашим современникам?
Эта повесть привлекла к себе внимание поэтов, композиторов. Композитор Н.В.Лысенко, основоположник украинской классической музыки, создал оперу «Тарас Бульба»
Некоторые советские поэты обращались к легендарному Тарасу Бульбе. Для Константина Симонова образ Тараса Бульбы является символом мужества и стойкости и как бы подчеркивает глубокую связь между прошлыми и новыми поколениями.
(Чтение отрывка из стиха-баллады К.Симонова «Тарас Бульба»).
Подведение итогов.
К изучению творчества Н.В.Гоголя мы вернемся еще не раз. Гоголевские традиции мы обнаружим при изучении творчества Л.Н.Толстого, А.М.Горького.
Сообщение о работе учащихся на уроке. Выставление оценок.
Домашнее задание. Читать статью о литературном характере, написать сочинение по теме, данной в учебнике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценическая постановка «Что такое хорошо и что такое плохо»
Задача данного мероприятия - через сатиру и юмор показать отрицательное влияние вредных привычек на здоровье и моральный облик человека...
Конкурс- соревнование "Что такое хорошо и что такое плохо"
Данный конкурс- соревнование позволит обучающимся расширить знания о правилах хорошего тона, о культуре поведения Ц...
Урок физики в 10 классе на тему "Сила тяжести. Двиижение в поле силы тяжести"
Конспект урока физики в 10 классеТема урока:«Сила тяжести. Движение под действием силы тяжести»....
Сила русская,сила богатырская
На Всероссийскую интернет-конференцию «ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛА РУССКАЯ ЗЕМЛЯ»Великая Отечественная война.О ней много написано,много сказано.Но самый главный документ о войне, летописный, написан самим...
Презентация "Что такое хорошо и что такое плохо"
Презентация...
« Что такое хорошо и что такое плохо?» ( тематическая программа по профилактике наркомании)
Классный час посвящен профилактике вредных привычек конкретно – наркомании. В среднем подростковом возрасте огромное значение приобретает влияние с...
Урок по повести А.М.Горького "Детство": "Люди, которые дали Алёше "жизненную силу, насытили крепкой любовью к миру"
Урок по повести А.М. Горького "Детство". Тема: "Люди, которые дали Алёше "жизненную силу, насытили крепкой любовью к миру" Использованы приёмы исследовательского метода и диалоговой технологии обучени...