Урок физики в 10 классе на тему "Сила тяжести. Двиижение в поле силы тяжести"
видеоурок по естествознанию на тему

 

Конспект урока физики в 10 классе

Тема урока:«Сила тяжести. Движение под действием силы тяжести».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dvizhenie_v_pole_sily_tyazhesti.doc85.5 КБ
Office presentation icon sila_tyazhesti.ppt1.25 МБ
Файл titulnyy_list.docx26.64 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Сила тяжести. Движение под действием силы тяжести».

Образовательная.

  1. систематизировать изученный материал, добытый теоретическим и практическим путем;
  2. формировать умения защиты исследовательской, творческой работы;
  3. формировать умения отстаивать свою точку зрения;
  4. формировать коммуникативные умения.
  5. познакомить учащихся с основными проявлениями закона всемирного тяготения, дать понятие силы тяжести;
  6. выполнить элементы исследовательской работы, с учетом уровня обучаемости учащихся.

Развивающая.

  1. развивать критическое мышление, групповую самоорганизацию, умения вести диалог;
  2. развивать логическое мышление( на основе усвоения учащимися причинно-следственных связей, сравнительного анализа);
  3. развивать умения доказывать и опровергать, объяснять и определять понятия, ставить и решать проблемы ;
  4. развивать мировоззрение;

Воспитательная

 воспитывать:

  1. товарищество, коллективизм, дисциплинированность, ответственность за выполненную работу;
  2. познавательный интерес к  предмету;
  3. уверенность в своих силах;
  4.  культуру умственного труда.

Ожидаемые результаты  от проекта:

- формирование у школьников целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, способах деятельности;

- приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;

- развитие активности каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;

- развитие компьютерной грамотности;

 

В групповом проекте формировать у учащихся:

 o           коллективный характер принимаемых решений;

 o      характер общения и взаимопомощи,

 o      необходимую и достаточную глубину проникновения в проблему; привлечение знаний из других областей;

 o      доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;

 o      эстетику оформления результатов проведенных исследований;

Эпиграф урока

Науку всё глубже постигнуть стремись,

Познанием вечного жаждой томись.

Лишь первых познаний блеснёт тебе свет,

Узнаешь: предела для знания нет.

                                       Фирдоуси (Персидский и таджикский поэт, 940-1030 гг.)

Ход урока

Сегодня мы продолжим знакомиться с законом Всемирного тяготения. Поговорим о его частном случае – о  силе тяжести.

Тема урока: Сила тяжести. Движение в поле силы тяжести.

Цель урока: Изучить различные виды движения в поле силы тяжести.

Все мы прекрасно знаем, что тело, выпущенное из рук, упадёт на Землю. Что произойдёт с телом, если разрезать нить, на которой оно весит? С наклонной плоскости шар скатился на землю, из наклонённого стакана вода выливается на землю. Впервые объяснить с научной точки зрения почему это происходит попытался Галилей.  

Послушаем отчёт о проделанной работе Таню и Валеру.

Проект «свободное падение»

Второй шаг был сделан Ньютоном после открытия им закона Всемирного тяготения. Давайте его вспомним. (Повторение).

  1. Сформулируйте закон Всемирного тяготения
  1. Как и во сколько раз изменится сила тяготения, если при неизменном расстоянии массы тел возрастут вдвое?  

                                                        (увеличится в 4 раза)

  1. Как и во сколько раз изменится сила тяготения, если при неизменных массах тел расстояние между ними увеличится в 2 раза? В 3 раза?  

                                                        (уменьшится в 4 раза, в 9 раз).

  1. Дайте определение силы тяжести. Правильно.

Одним из проявлений силы всемирного тяготения является сила тяжести.

Так принято называть силу притяжения тел к Земле вблизи ее поверхности

Запишите закон всемирного тяготения для тела находящегося на поверхности Земли

                  F = G*m*M/Rз2      F = m*g    

g = GM/R                  

При удалении от поверхности Земли сила земного тяготения и ускорение свободного падения изменяются обратно пропорционально квадрату расстояния R до центра Земли.

у поверхности Земли : g = GM/R                  

над поверхностью Земли:

  g = GM/(R+h)2 – общий случай

От чего зависит ускорение свободного падения

  1. 1. от радиуса Земли значит от географической широты) (чем Rз  > тем g <  )
  2. H – высота тела над поверхностью Земли (чем    H > , тем g < ).

Как записать ускорение свободного падения  для любой планеты?

Вектор характеризуется точкой приложения, модулем, направлением

Точку приложения силы тяжести, действующей на тело, называют центром тяжести тела.

Все силы мы будем показывать на чертежах как силы, приложенные именно к этой точке.

Например, кроме силы тяжести на тело действует и сила  N, равная силе тяжести, но направленная в противоположную сторону. Для однородного симметричного тела центр тяжести находится в центре симметрии.. А если мы имеем не симметричное тело. Как поступить в этом случае?  Положение центра тяжести можно определить, подвешивая тело за какую-нибудь крайнюю точку, например А (рис.), а потом за другую, например В. В обоих случаях уравновешивающая сила, действующая со стороны нити на тело, будет направлена вдоль нити по вертикали и будет проходить через центр тяжести С. Он находится на пересечении линий, полученных в двух опытах.

                           

От расположения центра тяжести зависит устойчивость этого тела. Чем ниже центр тяжести, тем более устойчиво тело, поэтому делают более массивными основания штативов, станков, зданий, подъёмных кранов

Рассмотрим движение в поле силы тяжести

Изучение движения тела по наклонной плоскости без учёта силы трения

Цели: Изучить движения тела по наклонной плоскости без учёта силы трения

Задачи: 1.  Доказать, что это движение ускоренное.

              2. Вычислить ускорение свободного падения.

              3.  Установить зависимость ускорения тела от угла наклона плоскости.

Модель: Тело принимаем за материальную точку.

                Сопротивление воздуха отсутствует

                Поле силы тяжести однородное.

Гипотеза:  зависит ли ускорения тела от ускорения от угла наклона плоскости.

Применяемые законы: второй закон Ньютона, закон Всемирного тяготения.

Теоретическое обоснование.

  F тр                                                     Какие силы действуют на тело?

                                                            Можно ли устранить действие силы трения?

                                                φ      Х

                                  Fтяж

Запишем второй закон Ньютона для нашей задачи

m α = Fтяж;           Fтяж  = mgsinφ,           тогда       mα = mgsinφ         α = gsinφ      g = α /sinφ

Как можно объяснить расхождение результатов

Выводы: Ускорение тела прямо пропорционально углу наклона плоскости к горизонту.

.Проекты

 «Движение под углом к горизонту»

«Движение тела брошенного горизонтально»

«Вес тела. Невесомость».

«Космические скорости».

Научный метод познания

Факты

падение тел на Землю, падение капель дождя, снега, града

Гипотеза

.Опыты Галилея Закон Всемирного тяготения

Модель

Земля – шар, одинаковой плотности

Выводы

g~M,R,h   ,  а F=mg (Сила тяжести зависит от ускорения свободного падения).

Применение – космонавтика, движение искусственных спутников; военная промышленность

Научные знания –  Закон Всемирного тяготения

Оценки за урок

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: Сила тяжести. Движение в поле силы тяжести

Слайд 2

Цель урока: Изучить различные виды движения в поле силы тяжести

Слайд 4

Сформулируйте закон Всемирного тяготения Как и во сколько раз изменится сила тяготения, если при неизменном расстоянии массы тел возрастут вдвое? (увеличится в 4 раза) Как и во сколько раз изменится сила тяготения, если при неизменных массах тел расстояние между ними увеличится в 2 раза? В 3 раза? (уменьшится в 4 раза, в 9 раз). Дайте определение силы тяжести. Повторение

Слайд 5

Сила тяжести Одним из проявлений силы всемирного тяготения является сила тяжести . Так принято называть силу притяжения тел к Земле вблизи ее поверхности

Слайд 6

где g – ускорение свободного падения тогда

Слайд 7

При удалении от Земли При удалении от поверхности Земли сила земного тяготения и ускорение свободного падения изменяются обратно пропорционально квадрату расстояния R до центра Земли.

Слайд 8

Ускорение свободного падения у поверхности Земли : над поверхностью Земли :

Слайд 9

От чего зависит ускорение свободного падения R з (географической широты) (чем R з тем g ) H – высота тела над поверхностью Земли (чем H , тем g ). Для любой планеты:

Слайд 10

Центр тяжести тела Точку приложения силы тяжести, действующую на тело, называют центром тяжести тела

Слайд 11

Чем ниже центр тяжести тем более устойчиво тело

Слайд 12

Изучение движения тела по наклонной плоскости без учёта силы трения Цели: Задачи: Изучить движения тела по наклонной плоскости без учёта силы трения 1 . Доказать, что это движение ускоренное. 2. Вычислить ускорение свободного падения. 3. Установить зависимость ускорения тела от угла наклона плоскости.

Слайд 13

Модель 1. Тело принимаем за материальную точку. 2. Сопротивление воздуха отсутствует 3. Поле силы тяжести однородное. Гипотеза Используем законы зависит ли ускорения тела от ускорения свободного падения . второй закон Ньютона, закон Всемирного тяготения

Слайд 14

F тяж F тр Х m α х = Fтяж х ; Fтяж х = mgsinφ, α х = α, тогда mα = mgsinφ α = gsinφ g = α /sinφ

Слайд 15

Факты падение тел на Землю, падение капель дождя, снега, града Гипотеза .Опыты Галилея Закон Всемирного тяготения Модель Земля – шар, одинаковой плотности Выводы g ~ M,R,h F= mg Применение – космонавтика, движение искусственных спутников; военная промышленность Научные знания – Закон Всемирного тяготения Да Научный метод познания



Предварительный просмотр:

МКОУ «Любимовская средняя общеобразовательная школа» Б-Солдатского района  Курской области

На тему:

                                           

                                                                       Тип урока: урок – объяснения нового материала.                                                                                                      

                                                                        Технологии урока: исследовательская,

                                                                         проектная, информационно-комуникатативная

                                                                                           

                                                                                                           Провела: учитель физики

                                                                                                                 Лукьянцева М.А.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физики в 9 классе "Магнитное поле. Линии магнитного поля"

Урок-исследование для формирования новых знаний....

Презентация к уроку физики 8 класс по теме "Постоянные магниты. Магнитное поле Земли"

Данная презентация может быть использована на уроке физики в 8 классе по теме "Постоянные магниты. Магнитное поле земли". Это урок изучения нового материала с использованием кейс-технологии....

Контрольная работа по физике 11 класс по теме "Магнитное поле. Сила Ампера. Сила Лоренца"

Контрольная работа составлена в форме ЕГЭ. Состоит из трех частей....

Изучение движения тел в поле силы тяжести земли c использованием возможностей Цифровой лаборатории Еinstein™ Tablet и Tablet+

Цель работы: Изучить зависимость дальности полёта тела от угла, под которым тело брошено к горизонту и от начальной скорости....

урок физик 7 класс "Сила. Явление тяготения. Сила тяжести".

Учебный предмет: физикаКласс: 7 классАвтор УМК:  А.В. Перышкин  Физика 7  класс. М.-Дрофа,2017 годУчитель: Мурадов В.С.Тема урока: Сила. Явление тяготения. Сила тяжестиЦель урока: сформ...

Конспект и презентация урока физики 8 класс по теме "Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока"

конспект и презентация урока и применением оборудования "Точка роста"...