Урок по повести А.М.Горького "Детство": "Люди, которые дали Алёше "жизненную силу, насытили крепкой любовью к миру"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Никифорова Ирина Владимировна

Урок по повести А.М. Горького "Детство". Тема: "Люди, которые дали Алёше "жизненную силу, насытили крепкой любовью к миру" Использованы приёмы исследовательского метода и диалоговой технологии обучения. Работа в группах по карточкам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovaya_rabota.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

  В апреле 2014 года провела 2 урока  по повести А.М. Горького «Детство» по теме: «Люди, которые дали Алёше «жизненную силу, насытили крепкой любовью к миру». Для подготовки урока и на уроке использовала приёмы исследовательского метода и диалоговых технологий обучения.

        Цели и задачи.

1. Обучение умению составлять характеристику героя; работа с текстом; изобразительно-выразительные средства текста;  анализ ключевых сцен, эпизодов.

2. Развитие навыков сравнения героев, умения выявлять авторскую позицию через портрет, речь, внутренние монологи.

3. Воспитание внимательного отношения к слову, умения оставаться человеком в любой жизненной ситуации, понимания других и себя.

План урока.

1.Вступительное слово учителя. Введение в тему.

2.Предлагаю прочитать отрывок из сказки – были А.П.Платонова «Неизвестный цветок» и подумать, какое отношение этот отрывок имеет к повести А.М.Горького «Детство».  (На столах лежат листочки с распечатанным отрывком из сказки. Читаю выразительно наизусть.)

Вопросы: В каких условиях рос цветок? Какие трудности закалили его характер? Изменился ли цветок? Благодаря чему он стал настоящим цветком?  В чём смысл фразы: «И, как звезда, светился живым мерцающим огнём, и его было видно даже в тёмную ночь»?

(Слушая сказку, обучающиеся эмоционально подготавливаются к дальнейшей работе, настраиваются на размышление)

Перед началом урока столы и стулья в кабинете поставлены полукругом четырьмя группами. На столах списки с фамилиями, именами, карточки с заданиями.

3.Вы сейчас разделены на четыре группы. Одна готовит ответы, исследуя текст, о бабушке; другая – о деде Каширине; третья – о Цыганке; четвёртая – о Хорошем Деле. Как вы думаете, какова тема этого урока?

Работа в тетрадях. Записать тему урока. Задания карточки можно выполнять в тетради. На карточках можно делать записи – это сэкономит время. Карточки остаются у учеников.

Работа в группах.(15 минут)

Итак, люди, которые дали Алёше жизненную силу, «насытили крепкой любовью к миру». Конечно, первым человеком была бабушка. И слово первой группе.

Карточка 1-й группы «Бабушка Акулина Ивановна»

Портрет бабушки. (Стр. 99)

Какими художественными приёмами пользуется автор, рисуя портрет бабушки? «…говорила она», «…портил его…нос», «до неё как будто спал я -  _________________________________________.  «Слова, похожие на цветы»; «тёмные, как вишни, сочные слова»; «точно большая кошка»______________________________________.  «Ласковые, яркие, сочные слова»; «белые крепкие зубы»; «лицо казалось молодым и светлым»; «она светилась неугасимым, весёлым и тёплым светом»__________________________________.

Как портрет помогает понять характер бабушки?

Эпизод «На пароходе» (Стр.100).

Какой тип повествования использует автор? Как называется произведение, в основе которого лежат события жизни самого автора? Каким талантом наделена бабушка Алёши? Как бабушка воспринимает поездку? Какое сравнение передаёт манеру бабушки рассказывать? Найдите сравнение, передающее состояние Алёши, когда он слушает сказки бабушки? Какие приёмы художественной выразительности в выражениях «диковинные истории», «на шестой десяток лета-вёсны мои перекинулись-пошли».

Какие первые впечатления о бабушке у Алёши?

Эпизод «Пожар» (Стр.120)

Как ведёт себя бабушка во время пожара? Какие эпизоды во время пожара показывают её мужество и отвагу? Какое сравнение использует автор, говоря о бабушке? Какое обращение, которое использует бабушка, сближает её речь с народно-поэтической речью? Какие художественные приёмы использует автор? «Конь жалобно заржал»; «…освещаемая огнём, который ловил её»; «Али я тебя оставлю в страхе этом?»

Что вы узнали о бабушке из этого эпизода?

Составьте рассказ о бабушке(можно использовать кластер или таблицу)на основе выполненных  заданий и собственного анализа  текста повести: «Какую роль сыграла бабушка в жизни Алёши?»

                                Карточка 2-й группы  «Дед Василий Каширин».

Каким было первое впечатление Алексея от встречи с дедом? Какое место занимал он в доме? В  каких эпизодах повести наиболее ярко раскрывается характер деда? Как и под влиянием чего меняется отношение Алёши к деду? Какую роль сыграл он в воспитании внука?

Эпизод «Разговор» (Стр.111) Чтение эпизода.

В какой момент жизни происходит этот разговор? С помощью какого художественного приёма удаётся передать изменение отношения Алёши к деду? Что сделало деда Каширина жестоким? Кем пришлось быть деду в молодости? Какое устойчивое выражение, передающее всю тяжесть жизни, использует дед? (В первом абзаце) Как изменился Алёша после наказания? Почему в воображении Алёши дед превращается в человека сказочной силы?  Какие художественные приёмы используются в выражениях «словами крепкими и тяжёлыми»; «а душа-то плачется»; «голова, как чугун, кипит».

Эпизод «Пожар» (Стр.120-122)

Как повёл себя дед во время пожара? С кем автор сравнивает его?

Эпизод «Азбука» (Стр.123-124)

Почему в сцене обучения азбуке герой-повествователь называет Каширина не «дедом», а «дедушкой»? Чем отличаются уроки тётки Натальи от уроков деда? (Гл.2, стр. 105) Почему так напряжены оба – «учитель» и «ученик»?Что скрывается за отрывистостью и скоростью диалога? Почему этот «надрыв» радует всех троих? Какое впечатление оставляет сцена?

Составьте рассказ о Василии Каширине (можно использовать кластер или таблицу) на основе выполненных  заданий  и собственного анализа текста повести: «Какую роль сыграл дед Каширин в жизни Алёши

                               Карточка 3-й группы «Цыганок»

Стр.113-119. За что Ивана ценили в семье Кашириных? Как он попал в семью? О каких чертах характера говорят его забавы? (Коротко расскажите о них) Чем отличаются шутки дядьёв? В каком эпизоде проявляется великодушие и самоотверженность Цыганка? В каком эпизоде ярко проявляется характер Цыганка? Какой изобразительный приём использует автор в выражении «ходил смешной, страшный»? Какой фразеологизм использует автор, характеризуя Цыганка? Каких сказочных персонажей напоминает Алёше Цыганок? Чему научился Алёша у Ивана?

Составьте рассказ о Цыганке(можно использовать кластер или таблицу)на основе  выполненных заданий и собственного анализа текста повести: «Какую роль сыграл Цыганок в жизни Алёши?»

                         Карточка 4-й группы «Хорошее Дело»

Стр.126-133.

Прочитайте эпизод на стр. 132.  Какая кличка закрепилась за персонажем, почему появилось такое прозвище? Как выглядел он? Чем отличалась его комната? Что привлекло Алёшу в нём? Какая деталь внешности героя особенно подчёркивается автором и сразу говорит о незлобливости, доброте его? Почему он запрещает Алёше приходить к нему? Почему его невзлюбили в доме Кашириных? Какие изобразительные приёмы используются в выражениях «нестерпимо болело сердце»; «он говорил, словно маленький»? Какие обращения в речи героя подчёркивают его доброе отношение к Алёше? Чем для Алёши стала дружба с этим человеком?

Составьте рассказ о Хорошем Деле(можно использовать кластер или таблицу) на основе выполненных заданий и собственного анализа текста повести: «Какую роль сыграл Хорошее Дело в жизни Алёши?»

4. Каждая группа представляет результат общей работы.  

В это время одноклассники  оценивают работу групп, дополняют ответы, высказывают своё отношение. С текстом повести знакомы все.

Учитель. Давайте вспомним  обо всех героях нашего разговора и, обобщая, составим  синквейны о бабушке, деде Каширине, Цыганке, Хорошем Деле.

Зачитываются синквейны.

Вспомните отрывок из сказки-были А.П.Платонова «Неизвестный цветок». Какое отношение этот фрагмент имеет к повести А.М.Горького «Детство»?На чью судьбу похожа жизнь цветка-человека?

Выставление оценок.

Домашнее задание. Составьте план сочинения-характеристики одного из героев сегодняшнего урока. По собственному выбору.

Исследовательская работа в группах – это деятельность, связанная с получением обучающимися субъективно нового знания. Они знакомятся с литературой, проясняют неясные вопросы, делают наблюдения по тексту, формулируют гипотезу, планируют учебные действия, собирают факты, наблюдения, анализируют собранные данные, готовят устное  сообщение с опорой на исследованный текст.  

    Изменение привычной расстановки парт подготовило учащихся к работе в нестандартной учебной ситуации, мотивировало их интерес и активность.

На этапе представления работ группами использовались элементы диалоговой технологии. Диалог был двух видов: информационный, когда каждый участник общения получал новую информацию, и интерпретационный, когда происходил обмен мнениями и оценка фактов. художественного произведения (выделили основные черты характера героя, оказавшего влияние на дальнейшую судьбу Алексея Пешкова, отметили наиболее важные фрагменты текста)

В 7 классе у подростков отмечается стремление к самоутверждению, поэтому очень важно дать обучающимся возможность не только ответить на вопросы, но и обосновать свою точку зрения. В данном случае диалоговые технологии имеют неисчерпаемые возможности.  Считаю, что выбор приёмов и технологии был удачным. Урок прошёл активно, на эмоциональном подъёме.

86%(25 чел.) обучающихся успешно справились с домашним заданием


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по повести Тургенева "Первая любовь" в 8 классе

Разработка включает в себя презентацию для проведения открытого урока в 8 классе по литературе, тема "Повесть Тургенева "Первая любовь""...

конспект урока "Люди, которыми мы гордимся"

Данная разработка урока предназначена для учащихся 7 классов. Учебник «Еnglish-7» В.П.Кузовлева. Учащиеся знакомятся с личностями, которые наиболее уважаемы в Британии и США. А также с некоторым...

Настоящим людям посвящается! (урок по повести Б. Полевого "Повесть о настоящем человеке")

совершенствовать умение анализировать  текст; развивать связную речь, способствовать формированию аналитического мышления.пробудить интерес к изучению произведения, к военной прозе;формировать ли...

Открытый урок «Две жизни – два пути. "Маленькие люди" в светской и житийной литературе 19 века. (На примере повести Н.В. Гоголя "Шинель" и "Жизнеописания Ивана Григорьевича Босого /Ковалевского/")». Евдокимов О.В.

На основе анализа фрагментов из 2-х текстов, при сравнении личности А.А. Башмачника с личностью И.Г. Ковалевского, учащиеся под руководством учителя размышляют над вопросами бытия человека, целями жиз...

УРОК-РАЗМЫШЛЕНИЕ Тема: Природа в жизни людей с точки зрения Л.Н. Толстого в романе «Война и мир».М.Ю. Лермонтов. 5 класс «Бородино» - героико-историческая баллада. Урок внеклассного чтения по повести А. С.Пушкина «Пик

1.Тема урока-размышления "Природа в жизни людей с точки зрения Л.Н.Толстого в романе "Война и мир". Данный урок воспитывает у учащихся чувство восприятия прекрасного и на примере текста...

Что такое любовь? (Урок по повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза")

Цель урока: познакомить учащихся идейно-художественным своеобразием повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза" и подготовить девятиклассников к написанию сочинения-рассуждения ОГЭ по пункту 9.3.Ти...

конспект урока по СБО на тему: "Профессии людей, которые спасают и помогают"

Цель: расширить представление о профессиях службы спасения.Образовательные задачи:- расширение представлений о работе пожарных, полицейских, врачей; - закрепление действий и соблюдение ...