Урок по функциональной грамотности чтения по теме «Работа над текстами «Берёза» и «Кукушка»
методическая разработка по литературе на тему

У рок по функциональной грамотности чтения по теме «Работа над текстами «Берёза» и «Кукушка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_1.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

«Работа над текстами «Берёза» и «Кукушка»: урок по функциональной грамотности чтения.

Цель: развитие читательской грамотности у учащихся на уроке русского языка. Формировать умение находить в тексте информацию, заданную в явном и неявном виде, умение интерпретировать текст, умение осмысливать и оценивать текст, умение связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; сопоставлять утверждения, сделанные в тексте, со своими представлениями о мире.

  1. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Берёза

   Берёза росла с тремя маленькими дочками – тонкоствольными берёзками. Своими раскидистыми ветвями она защищала их от ветра и дождя. А жарким летом – от палящего солнца. Берёзки быстро подрастали и радовались жизни. Рядом с мамой они не боялись ничего.

   Однажды в лесу разыгралась сильная гроза. Гремел гром, на небе сверкали молнии. Маленькие берёзки трепетали от страха. Берёза крепко обняла их ветвями и стала успокаивать: «Не бойтесь, молния не заметит вас за моими ветвями. Я – самое высокое дерево в лесу».

   Не успела Берёза-мать договорить, как раздался оглушительный треск, острая молния ударила прямо в неё и опалила серцевину ствола. Берёза, помня о том, что должна защищать своих дочек, не загорелась. Ливень и ветер пытались повалить её, но она всё-таки стояла. Ни на минуту Берёза не забывала о своих детях, ни на минуту не ослабила свои объятия. Только когда гроза прошла, ветер стих, а над умытой землёй снова засияло солнце, ствол Берёзы покачнулся. Падая, она прошелестела своим детям: «Не бойтесь, я не ухожу от вас. Молнии не удалось разбить мое сердце. Мой поверженный ствол зарастёт мхом и травой, но материнское сердце не перестанет биться в нём никогда». С этими словами ствол Берёзы –матери рухнул, не задев при падении ни одной из трёх тонкоствольных берёзок-дочек.

   С тех пор вокруг старого пня растут три стройные берёзки. А возле них лежит заросший мхом и травой ствол. Если вы набредёте в лесу на это место, сядьте отдохнуть на ствол Берёзы – он удивительно мягкий! А затем закройте глаза и прислушайтесь. Вы наверняка услышите, как бьётся в нём материнское сердце…

                                                                                                  (По М.Скребцовой.)

  1. Задания к тексту.
  1. О чём этот текст?

2. О чём этот текст? Выбери правильный ответ:

А) В тексте рассказывается о грозе.

Б) В тексте рассказывается о берёзах.

В) В тексте рассказывается о любви матери к детям.

3. В каком разделе книги может находиться этот рассказ?

А) «Ребятам о зверятах».

Б) «Космические дали».

В) «Моя семья»

4 а. Озаглавьте текст. Предложи 2-3 варианта заглавия.

4 б. Выбери заголовок, в котором отражается тема текста. Отметь его значком.

А) Старый пень.

Б) Материнское сердце.

С) Берёза.

5. Вставь вместо пропусков подходящие по смыслу слова.

   Берёза росла в лесу с … маленькими дочками - … берёзками. Своими … ветвями она защищала их от ветра и дождя. А летом – от … солнца. Берёзки … подрастали и радовались жизни.

6. Соедини стрелками слово и его лексическое значение.

Трепетать                                           обжечь со всех сторон

Опалить                                             испытывать страх, ужас

Поверженный                                   внутренняя часть ствола

Сердцевина                                        упавший, опрокинутый, поваленный

7. Найди в тексте слово «тонкоствольные». Объясни его образование и правописание.

8. Выбери из данных прилагательных то, которое встречается в тексте.

Гроза (мощная, здоровая, сильная, крепкая).

Треск (громкий, оглушительный, тихий).

Ветви (тонкие, раскидистые, прочные).

Земля (влажная, умытая, плодородная).

Солнце (горячее, палящее, лучистое).

9. Посмотри на кластер и расскажи, что случилось с берёзой.  

Гроза                                             Ливень                                                             Молния

           

разыгралась                                 пытался повалить                                         ударила

     10. Подбери пословицу, которая раскрывает тему текста.

Мать кормит детей, как земля людей.

Материнский гнев что весенний снег: много выпадет, да скоро растает.

Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет.

11. Прочитай последний абзац текста и напиши, о чём ты задумался после прочтения этого рассказа.

12. Перед вами текст сказки «Кукушка». Чем закончилась сказка? Тебе жалко детей или ты думаешь, что они справедливо наказаны? Чему научила тебя сказка? Обоснуй свой ответ.

Кукушка

Ненецкая сказка

   Жила на земле бедная женщина. Было у неё четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера.

   Вернутся к себе в чум, целые сугробы снега на пимах натащат, а мать убирай. Одежду промочат, а мать – суши. Трудно было матери.

   Вот один раз летом ловила мать рыбу на реке. Тяжело ей было, а дети ей не помогали. От жизни такой, от работы тяжёлой заболела мать. Лежит она в чуме, детей зовёт, просит:

- Детки, воды мне дайте. Пересохло у меня горло. Принесите мне водички. Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой.

   Засмеялись дети, из чума выбежали. Долго играли, в чум к матери не заглядывали. Наконец захотел старший есть – заглянул в чум. Смотрит он, а мать посреди чума стоит и малицу надевает.

   И вдруг малица перьями покрылась. Напёрсток железный клювом ей стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из чума.

   Закричал старший сын:

- Братья, смотрите, улетает наша мать птицей!

Тут побежали дети за матерью, кричат ей:

- Мама, мы тебе водички принесли.

Бегут дети за матерью, зовут её, ковшик  с водой ей протягивают.

Отвечает мать издали:

- Ку-ку, ку-ку! Поздно сынок, не вернусь я.

Так бежали за матерью дети много дней и ночей – по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где пробегут, там красный след останется.

   Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей.

   А по тундре с той поры красный мох стелется.

13. Как обрисован образ матери в двух текстах? Обоснуйте свой ответ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление по теме "Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности обучающихся"

Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности обучающихся...

Работа с текстом как основной способ развития функциональной грамотности чтения

Для развития функциональной грамотности чтения необходимо работать с обучающимися на уровне осмысленного чтения....

Урок в 5 классе с использованием ЦОР для развития функциональной грамотности обучающихся на тему:" А. П. Платонов. Слово о писателе. Душевный мир главного героя в рассказе «Никита»"

Автор материалаПавлова Светлана ВладимировнаМесто работы, должностьУчитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №50»ПредметЛитератураКласс5 классНазвание материалаА. П. Платонов. Слово о п...

«Лучший урок по функциональной грамотности» Конспект урока математики в 5 классе на тему «Сложение и вычитание десятичных дробей»

Конспект урока математики в 5 классе на тему  «Сложение и вычитание десятичных дробей»...