Урок литературы в 7 классе Тема: А.С. Пушкин «Метель». Жизнь в Ненарадовском поместье. Любовь Марьи Гавриловны и бедного армейского прапорщика Владимира.
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Тема:

А.С. Пушкин «Метель». Жизнь в Ненарадовском поместье. Любовь Марьи Гавриловны и бедного армейского прапорщика Владимира.

Цель:

 рассказать учащимся о героях повести, помочь проникнуться духом романтических взаимоотношений персонажей.

Оборудование:

 текст повести, иллюстрации к ней; запись вальса

Г. Свиридова к пушкинской «Метели».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_v_7_klasse.docx16.34 КБ

Предварительный просмотр:

            Урок литературы в 7 классе

Тема:

А.С. Пушкин «Метель». Жизнь в ненарадовском поместье. Любовь Марьи Гавриловны и бедного армейского прапорщика Владимира.

Цель:

 рассказать учащимся о героях повести, помочь проникнуться духом романтических взаимоотношений персонажей.

Оборудование:

 текст повести, иллюстрации к ней; запись вальса

Г. Свиридова к пушкинской «Метели».

Ход урока:

I Актуализация опорных знаний учащихся

1.Чтение наизусть стихотворения «Цветок».

2.Вопросы к учащимся.

1) Каким  настроением проникнуты стихотворения «Цветок» и «Узник»?

2)Как вы думаете, почему все чаще в лирике Пушкина звучит мотив свободы?

3)Какие вопросы мог поднимать Пушкин в прозаических произведениях?

II Мотивация учебной деятельности школьников

Вступительное слово учителя.

В 1831 году из печати вышли «Повести Белкина». Одна из пяти повестей называлась «Метель». Она рассказывала о необычайном венчании девицы Марьи Гавриловны в маленькой деревенской церквушке с неизвестным ей офицером, возникшим из метели и в метель умчавшимся после венца… Бывает ли такая любовь, чтоб без родительского бдагословения молодые были обвенчаны?

III Объявление темы и цели урока

IV Восприятие учащимися учебного материала

  1. Слово учителя.

В августе 1830 года, менее чем за год до женитьбы, Пушкин отправился из Петербурга через Москву в Нижегородскую губернию, в родовое имение отца Болдино, для принятия его во владение. 31 августа, в день отъезда, Пушкин пишет Плетнёву: « Осень подходит. Это любимое моё время года- здоровье мое обыкновенно крепнет- пора моих литературных трудов настаёт». Эта пора в творчестве поэта войдет в литературу как Болдинская осень. Именно тогда Пушкиным будут созданы шедевры. Среди них-«Повести Белкина».

Пушкин предлагает читателю следующую интригу: повести написаны не им, а Иваном Петровичем Белкиным, Белкин не выдумал истории, а рассказал те были, которые сообщили ему другие люди.

Белкин не просто одно из действующих лиц всех пяти произведений-он самый главный образ, единственный, кто незримо присутствует в каждой повести. «Издатель» - сам Пушкин. Введение образа Белкина давало возможность издателю решительно вторгаться во все включенные в сборник повести.

Рассказчики, Белкин, Пушкин- каждый из них по-своему выступает в качестве автора. Повествование велось как бы на трёх уровнях. На первом уровне- анекдот-история, сообщенная рассказчиком Белкину. На втором- белкинская версия услышанной истории. На третьем, глубинном уровне-пушкинское восприятие жизни.

В 1831 г. «Повести Белкина» вышли из печати. Это были первые реалистические повести. Пушкин изображал в них обыкновенное в жизни- обыкновенных героев с их ничем не примечательной судьбой. Обыкновенные события, обыкновенный быт русских бедных чиновников, ремесленников, и провинциальных помещиков. Из всего Пушкин умеет извлечь поэзию жизни, он заставляет читателя улыбаться, огорчаться, волноваться вместе с героями, сочувствовать им.

  1. Работа над содержанием повести «Метель»

                                          Вопросы и задания к учащимся

  1. Что говорит автор о хозяевах-помещиках поместья Ненарадово? В чём заключалась их жизнь, благополучие, счастье?
  2. Что решают Владимир и Марья Гавриловна?
  3. Расскажите о приготовлении к побегу барышни из родительского дома.
  4. Какие предметы, взятые Машей из дома, упоминаются дважды?
  5. Как можно и «шаль, тёплый капот» связать с романтическим поступком сбежать с любимым вопреки воле родителей?
  6. Между тем Владимир договаривается со священником и ищет трёх свидетелей. Прочитайте, кого он нашёл. Каково отношение Пушкина к свидетелям?
  7. Выберите описание метели; подумайте, какую роль играет описание природы? Как оно помогает понять душевное состояние Владимира?
  8. Чем закончились попытки молодого человека добраться до Жадрина?
  1. Слово учителя.

Пушкин использует интересный композиционный приём: когда читатель ждёт, что вот-вот влюблённые соединяться, он отделяет героев друг от друга. А между тем, Владимиру надо было преодолеть расстояние быстро: «Дорога была ему знакома, а езды всего 20 минут». Но Пушкин готовил читателя, желая утвердить его в такой мысли: все, что должно было случиться с героями, предрешено судьбой. Метель стала непреодолимым препятствием для венчания Владимира и Маши. И в тоже время благодаря метели с Марьей Гавриловной происходят в церкви удивительные события.

V. Домашнее задание

Подготовить(устно) монолог от имени Марьи Гавриловны: «Как я решилась покинуть родительский дом».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы 6 класс Тема: «Трудный путь человека к правде жизни». (Урок – путешествие по произведению М.М. Пришвина «Кладовая солнца»)

На данном уроке ребята вместе с учителем отправляются в путешествие тропою писателя вслед за его героями Настей и Митрашей. Анализируя текст, выясняют,  какие трудности пришлось испытать героям...

Открытый урок Литература 5 класс Тема: А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. История рождения сюжета. Система образов с инсценирование фрагментов сказки. Добро и зло. Система образов.»

Цели: рассказать об истоках рождения пушкинской сказки; выявить систему образов сказки; развивать навыки  сопоставительного анализа ; воспитывать эстетическое восприятие художественного произведе...

Конспект урока литературы 11 класс. Тема: «Тревожная совесть Владимира Тендрякова» (по рассказу «Хлеб для собаки»)

Цели:-способствовать пониманию историко-философского смысла рассказа;-воспитывать чувство ответственности за свои действия, быть внимательным по отношению к любому живому существу, прислушиватьс...

Технологическая карта урока литературы. 9 класс. Тема: «А. С. Пушкин «Евгений Онегин». Татьяна Ларина — нравственный идеал А. С. Пушкина. Ольга и Татьяна Ларины: сходство и различие»

Технологическая карта урока литературы. 9 класс. Тема: «А. С. Пушкин «Евгений  Онегин». Татьяна  Ларина  — нравственный  идеал  А. С. Пушкина. Оль...

Конспект урока. Литература. 8 класс. Тема: Суд над Гриневым по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Урок построен в форме ролевой игры "Судебное заседание", что позволяет проверить и углубить понимание содержания повести, совершенствовать специальные умения - выделять в тексте главные смыс...

Задание для самостоятельной работы к уроку литературы 6 класс Тема: "Романсы на стихи русских поэтов. (А.С. Пушкин "Зимний вечер"; М.Ю. Лермонтов "Парус"; Ф.И.Тютчев "Весенние воды" и др.)" 28.01.2021

Задание для самостоятельной работы к уроку литературы 6 класс по теме "Романсы на стихи русских поэтов. (А.С. Пушкин "Зимнее утро"; М.Ю. Лермонтов "Парус"; Ф.И. Тютчев "В...

Урок литературы 9 класс. Тема: "Перекрёсток нравственных дорог жизни" (по рассказу А. Солженицына "Матрёнин двор").

Автобиографическая основа рассказа «Матренин двор». Знакосмтво с Матрёной Васильевной....