Урок литературы в 10 классе по теме: "Литература периода Великой Отечественной войны"(лекция).
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Данный урок направлен не только на получение занний, но и на эмоциональное восприятие собранного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_l-10.docx19.74 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 10 классе.

Тема: Литература периода Великой Отечественной войны(лекция).

Цели: -познакомить с литературным периодом Великой отечественной войны, с писателями и поэтами, с их произведениями, выявить особенности литературы этого периода.

Оборудование: кинофильм «написано войной», стихи поэтов-фронтовиков, участников и погибших на войне, плакаты.

Ход урока.

I.Организационный момент.

Приветствие учеников  и проверка готовности к уроку.

II. Эмоциональный настрой. Просмотр кинофильма «Написано войной».

III. Лекция  учителя.

          Великая Отечественная война связана с огромным количеством воспоминаний для каждого взрослого человека. Звучит песня «Священная война».Мелодия эта – гимн того времени, в ней выразилось то, чем жили люди периода Великой Отечественной войны.

         Великая Отечественная война – это величайшее испытание советского народа, его мужества, стойкости и достоинства. Это была особая война, не сравнимая ни с какими предыдущими, хотя Россия вела много оборонительных войн. Но в тех войнах речь шла о каких-либо частных вопросах, но враги России не стремились к уничтожению целой системы. Великая Отечественная война велась во имя жизни на земле. Все мысли людей сосредоточились на одном: приблизить день разгрома фашизма.

           Участие литературы в Великой Отечественной войне двоякое. Более 1000 писателей и поэтов приняли непосредственное участие в битвах за Родину. Потери писателей в годы войны велики: не вернулось с войны 275 человек, почти 1/3. Это больше среднего процента погибших в войну, может быть, только у летчиков-штурмовиков погибло больше. Погибли: Евгений Петров, Аркадий Гайдар, Муса Джалиль, Юрий Крымов. Многие, кого печатают в сборнике «Поэты, павшие на фронтах Великой Отечественной войны», ушли на фронт не поэтами, ущли из 10 класса, поэтами их сделала война: Николай Отрада, Павел Коган, Николай Майоров, Всеволод Багрицкий, Михаил Кульчицкий и другие.

         Роль литературы в годы войны не измерялась только личным участием писателей. С фашистами воевали не только писатели, воевала именно литература, воспитывая мужество, патриотизм.

          В 1941 году на митинге в Москве А. Толстой сказал, что задача писателей: стать «строителями крепости невидимой, крепости души народной». С первых дней войны встала в строй наша поэзия.

Публицистика началась с небольшой заметки.

Зимой 1942 года – очерк Лидова «Таня».

1942 год рассказы Леонида Соболева (цикл «Морская душа»), «Рассказы Ивана Сударева» или «Русский характер» А. Толстого.

1943 год – повести В.Гроссман «Народ бессмертен», В.Василевская «Радуга». Знаменитые повести К.Симонова «Дни и ночи», Б.Горбатова «Непокоренные» (или «Семья Тараса»).

После освобождения Краснодона ЦК ВЛКСМ обратился с призывом написать о героях-молодогвардейцах.

1944-1945 годы – единственный роман Великой Отечественной войны «Молодая гвардия» А.Фадеева. Роман М.А.Шолохова «Они сражались за Родину» начат в войну, но остался незаконченным.

Примерно тот  же путь прошла и поэзия: от малых жанров к большим.

            На второй день войны, 23 июня, в «Правде» напечатано стихотворение А.Суркова «Присягаем победой!». 24 июня по образцу «Окон РОСТА» созданы «Окна ТАСС», работу которых возглавил Семен Кирсанов. 24 июня в «Известиях» появилось стихотворение Лебедева-Кумача «Священная война», а дня через два Александров написал музыку на эти стихи. И Лебедев-Кумач, и Александров уловили самое главное – пафос патриотического порыва советских людей .Высокие слова, патетика, которых раньше боялись, прочно встали в строй.

          Есть два способа изображения действительности:

  1. Романтическая система изображения, когда писатель отбрасывает быт, все повседневное, а берет самый героический момент необычный, в который обнаруживаются вершины человеческого духа. Писатель говорит о герое с высоким пафосом, не скрывая восхищения, не боясь самых высоких слов патетики. «Зоя» М Алигер, «Непокоренные» Б.Горбатова, «Священная война» Лебедева-Кумача. Самый термин «Священный» был забыт, это в сущности библейская лексика. И автор использует этот термин, так как речь идет о величайшем напряжении человеческого духа, о мужестве и доблести.
  2. Другая система изображения реалистичная, когда художник изображает не единственное и неповторимое, а повседневное; не высочайшие взлеты, а будни войны. В этой системе изображения созданы действительно значительные произведения: «Дни и ночи» К.Симонова, «Василий Теркин» А. Твардовского. Писатели изображают реальные трудности, конкретные препятствия, самый военный быт. И ощущение героизма, величественного мужества достигается не особым патетическим изложением , не высокой лексикой, а вытекает из обстоятельств, из поступков.

Далее подготовленные дети сравнивают отрывок из повести Б.Горбатова «Непокоренные» («Оскорбленный и потрясенный, шел Тарас по родному городу») и подвиг капитана Сабурова у К.Симонова, где даже слова подвиг нет.

(Дети приходят к выводу, что и та, и другая системы имеют право на существование).

           Поэзия начинает со стремления отобразить реальную жизнь на войне, начинает с сюжетных произведений. Наиболее популярны произведения К.Симонова и А. Твардовского. Звучат стихи «Сын артиллериста», «Секрет победы», «Рассказ танкиста».

«Рассказ танкиста» быстро канул в Лету. Почему? Об этом совсем необязательно рассказывать стихами ( Симонов считает «Сын артиллериста» одним из слабых произведений).

Если что-то укладывается в прозу, значит, незачем писать стихами. Оказалось, что от поэзии ждут не просто рассказа о войне, о подвигах, а ждут чего-то большего. Успех выпал на долю тех стихов, которые писались сначала для себя, как лирика, как письма. Это «Землянка» А.Суркова, «Жди меня» К.Симонова. Успех этих стихов показал потребность в лирической поэзии.

«Киров с нами» Н.Тихонова, в 1941 году в осажденном Ленинграде написано.

«Зоя», «Пулковский меридиан» В.Инбер 1942 год.

Главы из поэмы А.Твардовского «Василий Теркин» в 1942-1943 годах.

- О чем же писали поэты?

-  Что было центральной темой стихов периода Великой Отечественной войны?

Главная и основная тема – борьба народа с фашизмом. Речь шла (Главным и исключительным образом) о борьбе на фронте  либо в немецком тылу. Мало писали о тыле, о том, как жилось в советском тылу, написали позже («Ленинградский дневник» О.Берггольц – но это не тыл, это совсем другое – блокада).

Ажаев «Далеко от Москвы».

Изображая борьбу советского народа с фашизмом, поэты и писатели шли по идейным направлениям. Они показывали героизм советских людей, их любовь к Родине, величие ее сынов и их деяний. Прославляя мужество и героизм, художники слова воспитывали ненависть к врагу, так как ее действительно надо было пробудить в людях.

Есть рассказ Г.Бакланова «По фунт лиха» в нем как раз проводится идея ненависти к врагу. Мы помним, что

 М. .Нагульнов, герой 30-х годов, ждет «любушку, мировую революцию». В конце 30-х годов усиливается идея Рот Фронта. Г.Бакланов рассказывает о том, как в плен попал 1-ый немецкий ефрейтор. Бойцы заметили, что у него руки рабочего, металлиста, и они знали, как с ним поступить. «Наукой ненависти» назвал это идейное напрвление М.А.Шолохов. Но при всем стремлении воспитать ненависть к врагам литература никогда не любовалась картинами смерти, не призывала к беспощадной мести. Наша литература оставалась самой гуманной в мире, она учила:  надо выстоять и сохранить при этом человеческое в человеке.

Задача писателей – помочь в условиях немыслимой войны не превратиться в зверя. В выполнении этой задачи велика роль лирической поэзии.

IV. Домашняя работа.

Сборник стихов «Строки, опаленные войной», стихи Гудзенко, Когана, Самойлова, Друниной, Слуцкого, Орлова с краткими сообщениями о поэтах.

V.  Подведение итогов.

  • Что нового узнали на уроке?
  • Какие особенности свойственны литературе периода Великой Отечественной войны? Урок окончен.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории России в 11 классе по теме: "Начальный период Великой Отечественной войны"

Урок истории России в 11 классе по теме: "Начальный период Великой Отечественной войны"...

Опорный конспект по теме "Литература периода Великой Отечественной войны"

Опорный конспект сжато излагает материал по теме "Литература Великой Отечественной войны". Можно использовать на уроках литературы в 12 классе вечерней школы или 11 классе дневной, при обобщении изуче...

Урок-концерт литературы в 10 классе на тему: "Литература периода Великой Отечественной войны"

Данный урок является логичным продолжением первого урока лекции  по данной теме, который обеспечивает эмоцинальное и чувственное восприятие лирики обсуждаемого периода....

Презентация к уроку литературы в 11 классе на тему "Поэзия периода Великой Отечественной войны"

Данная презентация используется на уроке как дополнительный медиа материал, иллюстрирует каждую страницу устного журнала (форма проведения урока), украшает урок, является наглядным пособием...

Урок литературы на тему: «Стихи и песни о Великой Отечественной войне»

Урок литературы в 8 классе на тему:«Стихи и песнио Великой Отечественной войне»                              ...

Урок литературы. Строки, опалённые войной: лирика периода Великой Отечественной войны.

Цели урока:1.Познакомить обучающихся с разными жанрами лирики периода ВОВ.2.Развивать умение слушать учителя, выступления одногруппников. Развивать умение конспектирования основного материала уро...