Урок литературы на тему: «Стихи и песни о Великой Отечественной войне»
учебно-методический материал по литературе (8 класс)
Урок литературы в 8 классе на тему:
«Стихи и песни
о Великой Отечественной войне»
Цели урока:
- рассказать о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны;
- способствовать развитию литературных способностей учащихся:
-эмоциональной чуткости к слову;
развивать навыки выразительного чтения. - Воспитание уважительного отношения к историческому прошлому своей страны, чувства патриотизма.
Методические приёмы:
- рассказ учителя;
- сообщения учеников;
- выразительное чтение;
- беседа по вопросам;
- мультимедийная презентация.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Объявление темы и цели урока.
Эпиграф к уроку:
Нынче – у нас передышка,
Завтра вернемся к боям,
Что ж твоей песни не слышно,
Друг наш походный баян?
Пой, наш певучий братишка
Наш неразлучный баян!
Нынче – у нас передышка
Завтра вернемся к боям.
В.Лебедев-Кумач
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_v_8_klasse_na_temu.docx | 23.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 8 классе на тему:
«Стихи и песни
о Великой Отечественной войне»
Цели урока:
- рассказать о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны;
- способствовать развитию литературных способностей учащихся:
-эмоциональной чуткости к слову;
развивать навыки выразительного чтения. - Воспитание уважительного отношения к историческому прошлому своей страны, чувства патриотизма.
Методические приёмы:
- рассказ учителя;
- сообщения учеников;
- выразительное чтение;
- беседа по вопросам;
- мультимедийная презентация.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Объявление темы и цели урока.
Эпиграф к уроку:
Нынче – у нас передышка,
Завтра вернемся к боям,
Что ж твоей песни не слышно,
Друг наш походный баян?
Пой, наш певучий братишка
Наш неразлучный баян!
Нынче – у нас передышка
Завтра вернемся к боям.
В.Лебедев-Кумач
Война… Страшное, жестокое время. Время тяжелейших испытаний, неимоверного напряжения всех сил народа, сражающегося против беспощадного врага.
Мирная жизнь советского народа была прервана вероломным нападением фашистской Германии.
Война и песня… Что может быть общего между ними. Казалось бы тяготы военного времени не оставляют места для песен. И тем не менее песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою, она вдохновляла бойцов.
В минуты отдыха песня позволяла расслабиться, сделать передышку, а в решительные минуты помогала мобилизоваться, собрать все силы, уберечься от слабости и паники, поэтому у многих бойцов и командиров в карманах гимнастерок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных хранились блокноты с записями фронтовых песен. Иной старшина даже требовал, чтобы солдаты знали строевые песни как личное оружие. Говорилось, что фронтовая песня — это вторая винтовка, что враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия, потому что боец-песенник будет сражаться до последнего, не сдаваясь, не отступая.
В своих воспоминаниях-мемуарах Маршал Советского Союза И.П.Баграмян писал: «У народа, слабого духом, не могли родиться такие песни: песни-призывы, песни, вдохновляющие на справедливую борьбу с врагом, которого надо уничтожить, чтобы спасти Родину, будущее наших детей, счастье и цивилизацию мира… И всегда песня достигала своей благородной цели: звуки её и слова как нельзя лучше выражали наши собственные чувства, и мы ощущали её своей, родной, кровной помощницей».
Уже на третий день войны была создана песня, ставшая символом единства народа в борьбе с врагом, - «Священная война» на стихи Василия Лебедева-Кумача.
Звучит запись песни.
-Какие строчки были особенно близки людям, услышавшим эту песню перед отправлением на фронт?
- Почему война названа «священной»?
(Это война за правое дело, за свою родину. Война против захватчиков оправдана.)
Поэты и писатели находились в самой гуще событий: были бойцами, политработниками, корреспондентами газет. Более тысячи литераторов ушли на фронт, около 400 из них не вернулись с полей сражений.
Особое место в поэзии военных лет принадлежит Михаилу Васильевичу Исаковскому. Его безымянная слава несравненно больше его известности. Ведь миллионы людей пели, не зная имени автора, «Дан приказ ему на запад…», «В лесу прифронтовом…», «Враги сожгли родную хату…».
Подготовленный ученик читает стихотворение «Враги сожгли родную хату…» (Павел)
- о чем это стихотворение?
Это стихотворение о солдате-победителе, вернувшемся в родное село и нашедшем на месте своего дома пепелище и могилу любимой на кладбище у околицы. Потрясение воина-победителя огромно. Стихотворение было положено на музыку М.Блантером. С душевным напряжением пели исполнители эту песню, передавая боль от утраты, от потерь близких, самых дорогих людей.
Самой популярной песней Исаковского стала «Катюша». Стихотворение «Катюша» было написано в 1938 году. Конец 30-х годов. Сгущаются тучи над нашими западными границами. Становится ясно, что, защищая родную землю, вот-вот примет на себя удар воин-пограничник. О пограничниках в эти годы М.Исаковский пишет несколько стихотворений, но всенародно любимой песней стала именно «Катюша». Почему? Да, вероятно, потому, что в ней оказались счастливо сплавлены лучшие песенные качества – музыкальность стиха и простота сюжета.
Звучит песня «Катюша».
- Сообщение ученика «История создания песни «Катюша». (Кежик)
- Слово учителя.
Удивительная песенная музыкальность, мягкая лиричность интонаций были характерны для поэзии Алексея Фатьянова. «Стихи, которые он отдавал композитору, были уже почти песней, музыка уже жила и звучала в них где-то внутри поэтической строки», - писал о феноменальной песенности стихов А.Фатьянова поэт Михаил Матусовский. В 1942 году Алексей Фатьянов и композитор Василий Соловьёв-Седой создают песни: «На солнечной поляночке» и «Соловьи». Однажды на привале, когда бойцы вздремнули, вдруг пронзительно запел соловей. Этот кусочек мирной жизни настолько потряс Фатьянова, что впоследствии он написал стихотворение-песню, которую маршал Жуков назовёт одной из лучших песен военной эпохи.
Звучит песня «Соловьи».
Из-за школьной парты ушёл добровольцем на фронт будущий поэт Булат Окуджава. Был ранен, затем мобилизован. Как и все писатели-фронтовики, часто возвращался к теме войны в своём творчестве. Свои песни поэт начал писать в 1950 году. Многие песни Окуджавы – о Великой Отечественной войне: «Король», «Песня о солдатских сапогах», «До свидания, мальчики…», «Песенка о пехоте» и другие.
Подготовленный ученик читает стихотворение «Песенка о пехоте». (Эне-Сай)
-А каково значение этой фронтовой лирики в наше мирное время?
Особое свойство искусства: художественной литературы, музыки - заключается в том, что мы, читая, слушая, сопереживаем героям, сравниваем себя с ними, «примериваем» на себя их жизнь, задаемся вопросом: «Как б я поступил в подобном случае?» В этом смысле стихи и песни о войне - это школа мужества. И вам легко поставить себя на место этих людей: они — почти ваши ровесники, ведь они уходили на фронт со школьной скамьи.
Через четверть века после окончания Великой Отечественной войны Булат Окуджава написал песню к к/ф «Белорусский вокзал». Но даже ветеранами войны она воспринимается как подлинная, фронтовая и слушают они её и поют со слезами на глазах.
Давайте и мы споем вместе!
Звучит песня Б.Окуджавы «Белорусский вокзал».
Интересна судьба песни «Дороги», как бы подытожившей события военных лет. Авторам была заказана песня «Весна победная». Композитор Анатолий Новиков и поэт Лев Ошанин создали удивительно тёплую и сердечную песню-раздумье, воспоминание о пройденных путях-дорогах, об оставшихся на поле боя.
Звучит песня «Дороги».
Маршал Советского Союза Г.К. Жуков назвал «Дороги» в числе трёх лучших военных песен – рядом со «Священной войной» и «Соловьями».
Минули годы и десятилетия… Но и сейчас и ветераны, и молодёжь с глубоким волнением обращаются к песням, помогавшим громить врага, песням, запечатлевшим величие огненных лет Великой Отечественной войны.
И как бы подытоживая свой урок я хочу чтобы вы послушали стихотворение Валентина Кадетова
«Да что я знаю о войне…» в исполнении Айсана
Итог урока:
1. Слово учителя.
По мнению известного поэта Константина Симонова, «писать о войне трудно. Писать о ней, как только о чём-то парадном, торжественном и лёгком деле, нельзя. Это будет ложью. Писать только о тяжёлых днях и ночах, только о грязи окопов и холоде сугробов, только о смерти и крови – это тоже значит лгать, ибо всё это есть, но писать только об этом – значит, забывать о душе, о сердце человека, сражающегося на этой войне».
2. Заключительная беседа.
- Как вы поняли, почему писать о войне трудно?
- Какими чувствами пронизаны стихи и песни о Великой Отечественной войне, прослушанные сегодня?
- Какую тему поднимает каждая из песен?
- Как вы думаете, почему именно в военные годы было написано так много стихов и песен?
3. Домашнее задание:
а) Составить отзыв по уроку.
б) Сочинить стихотворение или песню о Великой Отечественной войне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация урока литературы в 8 классе на тему "Стихи и песни о Великой Отечественной войне"
В презентации рассказывается о поэтах-фронтовиках и произведениях, которые они создавали на фронте....
Конспект урока литературы в 8 классе на тему "Стихи и песни о Великой Отечественной войне"
Здесь представлен подробный конспект урока на тему "Стихи и песни о Великой Отечественной войне"....
Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Урок литературы, 8 кл.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне.Урок Мужества, 8 класс(УМК под ред. В.Я.Коровиной)...
Разработка урока по литературе на тему "Стихотворения и песни о Великой Отечественной войне"
Данная разработка поможет учителю в интересной форме разобрать материал, связанный с событиями Великой Отечественной войны. Урок сопровождается презентацией, включает в себя проектное задание учеников...
План-конспект занятия по литературе (8 класс) на тему: Стихи и песни о Великой Отечественной войне
Сценарий литературно-музыкальной композиции предназначен для обучающихся 8 класса. Может помочь при подготовке не только к урокам литературы, но и к урокам истории. Возможно проведение интегриро...
Открыты урок по теме«Стихи и песни о Великой Отечественной войне» 8 класс
Урок расссчитан на воспитание без заветной любви к родене , гордости за свою страну....
Тест по теме "Стихи и песни о Великой Отечественной войне"
Проверка знаний по разделу "Стихи и песни о Великой Отечественной войне"...