Урок литературы. Строки, опалённые войной: лирика периода Великой Отечественной войны.
план-конспект урока по литературе (11 класс)
Цели урока:
1.Познакомить обучающихся с разными жанрами лирики периода ВОВ.
2.Развивать умение слушать учителя, выступления одногруппников.
Развивать умение конспектирования основного материала урока.
3.Воспитывать чувство патриотизма и интерес к предмету через изучаемую тему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_literatury_po_vov.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы (в школе - 11класс, в СПО – 2 курс)
Тема урока: Строки, опалённые войной:
лирика периода Великой Отечественной войны.
Начинается урок клипом "Я не видел войны"- автор стихов и исполнитель Сергей Головков.
Эпиграф к уроку:
Я только раз видала рукопашный,
Раз — наяву. И сотни раз — во сне…
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
Юлия Друнина
Цели урока:
1.Познакомить обучающихся с разными жанрами лирики периода ВОВ.
2.Развивать умение слушать учителя, выступления одногруппников.
Развивать умение конспектирования основного материала урока.
3.Воспитывать чувство патриотизма и интерес к предмету через изучаемую тему.
ХОД УРОКА.
Орг.момент (организация внимания уч-ся, готовность к уроку)
Постановка целей и задач на урок.
Вступительное слово учителя:
В этом году вся страна отмечает 79 годовщину Победы над фашизмом.
В тяжелейшие годы суровых испытаний Великой Отечественной войны деятели советской культуры — писатели и поэты, художники и композиторы, работники кино и радио — весь свой талант отдавали победе над врагом. Основная задача литературы в период войны заключалась в том, чтобы отобразить жизнь воюющего народа, передать величие его подвига, вызвать глубокие патриотические чувства, внушить еще бОльшую ненависть к врагу.
Постановка целей и задач.
Литература ВОВ представлена лирикой, прозой и драматургией.
Сегодня на уроке мы познакомимся с лирикой военного времени, которая представлена различными жанрами: ода, элегия, баллада, песня.
Ребята, ваша задача - внимательно слушать и конспектировать основной материал урока.
Объяснение нового материала.
Поэзия военных лет прежде всего была высоко духовна. В ней все мотивы: философские, любовные, публицистические находились в органичном единстве.
Большой подъем приходился на оду и элегию.
Ода - это жанр лирики, торжественная песня, посвящённая какому-либо событию или герою.
К одическим стихам можно отнести: « Убей его» К.Симонова, "Партизанам Смоленщины» А.Твардовского, "Вы, чьи широкие шинели" М.Цветаевой, "Солдату Сталинграда" Маргариты Агашиной, "Павшим" Степана Щипачёва, "Песня защитникам Москвы" Алексея Суркова и многие другие.
Предлагаю послушать песню на стихи Б. Ковынева "22 го июня, ровно в 4 часа" Слова были сочинены поэтом Борисом Ковыневым на музыку популярного вальса Ежи Петерсбурского «Синий платочек». Песня сочинена непосредственно после начала войны (в период с 22 июня по 29 июня 1941 года) и мгновенно распространилась по всей стране.
Прослушивание песни.
Через всю поэзию военных лет проходит тема опаленной юности, тема юношей 41-го года, прямо со школьной скамьи ушедших на фронт. О них, о юношах и девушках в солдатских шинелях, с проникновенной человечностью рассказывают стихи Булата Окуджавы
Выступление Полухиной Сони со стих-нием Б. Окуджавы "До свидания, мальчики".
Следующий жанр лирики, элегия – т.е. жалоба, жанр лирики, содержащий в стихотворной форме философские раздумья над сложными проблемами жизни. Элегическая поэзия выражала оттенки чувств и настроений: и грусть, и скорбь, и жалость, и сострадание, н -р, стих. «Русской женщине»
М. Исаковского, "Бинты" Юлии Друниной, "Он не вернулся из боя" В.Высоцкого, "Письмо сыну" Влада Снегирёва, "Что мы знаем о войне" М.Галина, "Не смею говорить я о войне" Д.Румата.
Я предлагаю послушать песню "Он не вернулся из боя" на стихи В.Высоцкого в исполнении автора.
С элегическим стихотворением "Бинты" Ю. Друниной перед нами выступит Регина Воропаева.
Русская литература периода ВОВ стала литературой одной темы - темы войны, темы Родины. Писатели чувствовали себя "окопными поэтами", а вся литература в целом, по меткому выражению А. Толстого, была "голосом героической души народа".
Станчук Ирина расскажет стих - ние А.Ахматовой "Мне голос был".
Поэзия военного поколения раскрывает такой накал высоких человеческих чувств, такой патриотический подъем, что становится понятным, почему люди стояли насмерть под Москвой, под Сталинградом, на Курской дуге, на каждом клочке русской земли.
В дни войны обострилось чувство Родины, понятия: Русь, Родина, Россия являлись в лирике поэтов ключевыми. Об этом стихотворения "Русь" И.Никитина, "Мы живём под собою не чуя страны" О.Мандельштама, "Родная земля" А.Ахматовой, "Родина" К.Симонова и многие другие.
Выступление Можеванова Сергея со стих - ем "Родина"К.Симонова.
Не только о любви к Родине создавали свои произведения писатели и поэты, но и о любви молодых юношей и девушек, и о чувствах опытных мужчин и поседевших женщин. Даже война не способна забрать у человека способность любить. Любовь возможна посреди взрывов и смертей, возможна после них, она вдохновляет и вселяет надежду на мир.
Лиза Нагимова расскажет стих- ние "Ты рядом" Ю.Друниной.
Стихи публиковались центральной и фронтовой печатью, транслировались по радио наряду с информацией о важнейших военных и политических событиях, звучали с многочисленных импровизированных сцен на фронте и в тылу. Многие стихи переписывались в фронтовые блокноты, заучивались наизусть. Стихи "Жди меня" Константина Симонова, "В землянке" Александра Суркова, "Огонек" М. Исаковского породили многочисленные стихотворные ответы. Среди них и песня "Тёмная ночь"на стихи Владимира Агатова.
Я предлагаю вам послушать песню "Тёмная ночь" в исполнении Александра Можеванова (гитара)
Хочу остановиться на стихотворении "Жди меня" Константина Симонова, о котором сказала выше. Я не знаю ни одного человека, которому бы оно не нравилось. К 1941 году Константин Симонов уже понимал, что такое война – для него она началась в 1939 году на Халкин-Голе. Военный корреспондент, он понимал, как опасно находиться на линии фронта и написал стихотворение-письмо своей любимой женщине. Актриса Валентина Серова была эвакуирована в Фергану со своим театром, и поэт просит её просто ждать. Вера в то, что тебя ждут, помогает человеку выжить и не сломаться.
Поначалу он не собирался отдавать написанные строки в печать – для него это стихотворение было слишком личным. Но друзья уговорили его, и в 1942 году оно появилось в газете “Правда”.
Выступление Тани Трифоненко со стих - ем "Жди меня"К.Симонова.
Поговорим о балладах. Баллада - один из жанров лиро-эпической поэзии, повествовательная песня (или стихотворение) с драматическим развитием сюжета. Баллад на военную тематику создавалось очень много.
Среди них - "Ленинградская блокада"В.Высоцкого, "Баллада о матери" Андрея Дементьева, "Баллада о зенитчицах" Р.Рождественского и мн.др.
"Баллада о зенитчицах" Р.Рождественский. Вера Мельникова.
В эти годы происходит расцвет жанра песни: песни- гимны, песни- марши, интимно- любовные песни, которые были продемонстрированы на протяжение нашего урока. Большинство из них написаны непосредственно в годы смертельной схватки с врагом или вскоре после разгрома фашизма.
"В землянке" А. Суркова, "В лесу прифронтовом" М.Исаковского, "Прощай, любимый город" А.Чуркина, "Враги сожгли родную хату" М.Исаковского, "На солнечной поляночке" А.Фатьянова, "Тёмная ночь" В. Агатова и др. Известная песня «Священная война» на стихи Василия Лебедева- Кумача укрепляла боевой дух солдат. В финале нашего урока предлагаю её послушать. (прослушать)
Итог урока.
Говоря о всемирно-историческом величии нашей победы, сегодня на уроке мы попробовали прикоснуться сердцами к ее живым истокам, прежде всего нравственным, мы попытались «примерить на себя» и героизм, и трагизм тех дней.
Говоря на тему ВОВ, наши сердца замирают, трепетный холодок пробегает по телу, потому что война унесла с собой тысячи человеческих жизней, поломала тысячи человеческих судеб, и мы гордимся теми людьми, которые отдали свою жизнь за родную землю, за мирное небо над головой, за наше будущее, восхищаемся их мужеству и героизму.
Оценки за урок получают ребята, выступавшие на уроке.
Д/З- написать рецензию (отзыв) на сегодняшний урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итегрированный урок литературы и истории "Бологое в годы Великой Отечественной войны"
Урок разработан на основе поэтического творчества Матусовского "Горит Бологое" и краеведческого материала. В результате выполнен проект "Письмо ветерану"....
Урок литературы в 6 классе "Поэты о Великой Отечественной войне"
Данный материал содержит разработку урока литературы в 6 классе на тему "Поэты о Великой Отечественной войне". Охватывается творчество К.Симонова, Д.Самойлова, А Суркова. Материал включает стихи ...
Конспект урока по литературе в 7 классе на тему «На дорогах войны». Стихотворения о Великой Отечественной войне. Публицистика военных лет.
На уроке учащиеся познакомятся с поэзией и публицистикой военных лет. Узнают о наиболее известных военных корреспондентах времён ВОВ. В ходе занятия, большое внимание уделяется самостоятельной работе ...
Урок литературы в 6 классе "Поэты о Великой Отечественной войне"
Материал содержит разработку урока по литературе в 6 классе при изучении темы "Поэты о Великой Отечественной войне"...
Презентация "Строки,опалённые войной(поэзия периода Великой Отечественной войны)
Эта презентация может быть использована как на уроке, так и во внеурочное время.Аудитория -учащиеся 7-11 классов.Надеюсь, что материал будет полезен....
Паспорт проекта «Фестиваль военной песни», посвященный 70 – летию Победы в Великой Отечественной войне для ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла.
Актуальность Актуальность проблемы формирования гражданственности и патриотизма учащихся общеобразовательных школ в нынешних условиях обусловлена социальной ситуацией и тенденциями развития совре...
Презентация к 75-летию Великой Отечественной войны: " Спортсмены- герои Великой Отечественной Войны".
Трудно перечислить имена всех советских спортсменов, участвовавших в Великой Отечественной войне. Их сотни и тысячи.•Честь и слава погибшим и тем, которые навсегда ушли вслед за своими фронтовыми...