Понятие о национальном характере
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Конспект урока по литературе.
Тема: “Понятие о национальном характере” (Н. С. Лесков “ Левша”).
Цели:
1. Определить, что такое русский национальный характер
2. Проанализировать образ Левши как носителя русского национального характера;
3. Способствовать формированию у учащихся высокой гражданской позиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ponyatie_o_natsionalnom_kharaktere_n._s._leskov_levsha.doc141.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе.

Тема: “Понятие о национальном характере” (Н. С. Лесков “ Левша”).

Цели:

1.        Определить, что такое русский национальный характер

2.        Проанализировать образ Левши как носителя русского национального характера;

3.        Способствовать формированию у учащихся высокой гражданской позиции.

Проверка домашнего задания. 

Вспоминая определение сказа, делаем вывод о действительно необычном языке и манере рассказчика.

      * Сказ — жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды. Для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора.

     - Чем отличается сказ от сказки?

      В основе сказа лежит легенда, возникшая, в свою очередь, на основе реального события.

      Итак, сначала происходит реальное событие. Затем на основе этого события в народе возникает легенда, которую рассказывают народные сказители. С этой легендой знакомится писатель и рассказывает ее читателям, воссоздавая облик повествователя (рассказчика).

Задание было дано по рядам:

  1. Выписать необычные слова из повести.

      «Мыльно-пильные заводы», «двухсестная» карета, «бюстры», «а посередине под Балдахином стоит Аболон полведерский», «буреметры морские, мерлюзьи мантоны пеших полков, а для конницы смолевые непромокабли», «Платов держит свою ажидацию», «нимфозории», «египетские керамиды», «тужурные жилетки», «мелкоскоп», «прямое дансе и две верояции в сторону», «преламут», «свистовые казаки», «потная спираль», «пубель», «тугамент», «горячий студинг в огне», «публицейские ведомости», «клеветон», «по симфону воды ерфиксом приняли», «грандеву», «ногавочки», «стирабельная дощечка», «Твердиземное море», «часы с трепетиром», «пальто с ветряной нахлобучкою», «презент» (брезент), «буфта», «водопление», «полшкипер», «аглицкое парей», «парат», «курица с рысью», «пуплекция».

— В каких случаях рассказчик употребляет необычные слова?

      Рассказчик употребляет необычные слова, когда он сталкивается со словами, которых нет в простонародной речи, или когда надо рассказать о том, что герои увидели за границей. Примеры: «смолевые непромокабли», «стирабельная дощечка».

-   А вы знаете, ребята, чем занимается наука этимология?

  * Этимолóгия — наука о происхождении слов; происхождение слова или выражения.

      * Народная этимолóгия — переделка заимствованного слова по образцу близкого по звучанию слова родного языка на основе ассоциации значений: таблица — «долбица» (потому что ученики ее «долбят»), подшкипер — «полшкипер».

      — Найдите среди необычных слов другие примеры народной этимологии.

      Словесная игра для автора не просто попытка передать народную речь и вызвать у читателей улыбку, но и обличение: фельетон называется «клеветоном» (потому что газетные фельетоны часто содержат клевету); в словосочетании «публицейские ведомости» (название периодического издания) мы слышим сочетание слов «публика» и «полиция», что «в переводе» означает, что содержание газет контролируется полицией.

      — Какие пословицы и поговорки вы нашли в тексте сказа? «Дело выгорело», «снег на голову», «в Польше нет хозяина больше», «кто кого перепьет, того и горка», «небо тучится, брюхо пучится».

  1. Выписать из первых трех глав цитаты, характеризующие императора Александра Павловича и атамана Платова. Выписать цитаты, характеризующие Николая Павловича.

Александр Павлович:

      • «ласковость»,

      • симпатии к промышленному Западу,

      • недоверие к собственной нации.

      Атаман Платов:

      • резкость, недипломатичность,

      • противостояние западной культуре,

      • вера в русских людей.

Николай I:

      • «ужасно какой замечательный и памятный»,

      • патриот,

      • верит в русских мастеров.

Ход урока.

I.        Вступительное слово учителя.

Сказ отличается не только особым языком, но и особым характером рассказчика, а мы пока говорили только о языке. Действительно, в произведениях Лескова много вопросов. Один из них вопрос о национальном характере героев.

Сегодня на уроке мы должны будем дать ответ на вопрос: можно ли назвать Левшу носителем русского национального характера; каковы черты русского национального характера.

II.        Учитель: ХАРАКТЕР в психологии определяется как совокупность качеств человека.

В художественном произведении ХАРАКТЕР рисуется автором и является основой образа. Основные средства создания характера героя:

•        Портрет

•        Речь

•        Действия

•        Взаимоотношения с другими персонажами

•        Сон

•        Внутренние монологи

•        Отношение к природе

Значит, чтобы найти эти черты, мы должны разобраться в идее сказа.

II. Эвристическая беседа. Центральные вопросы.

- К кому обращается Платов за помощью?

- Почему избраны именно туляки? Чем знаменита Тула? Мог ли быть избран другой город?

-Почему главный герой лишён имени и даже прозвище его пишется с маленькой буквы?

- Как ведётся работа по созданию диковинки?

- Почему левша не оправдывается, когда Платов не видит сначала результатов его труда?

- Почему спокоен император Николай, чем он отличается от своего предшественника Александра?

-  Можно ли сказать, что он иначе смотрит на простого человека? А насколько царь внимателен к мастеру?

— Почему левша и его товарищи взялись за выполнение трудной работы?

      Левша и его товарищи говорят о том, почему они берутся выполнить эту работу: «...авось слово царское ради нас в постыждении не будет». Выполняя работу ради царя, они поддерживают этим Платова и всю Россию. Мастера хотят доказать, что русский народ не менее талантлив, чем представители других наций.

      — Каким предстал левша перед царем? Найдите его портрет в тексте тринадцатой главы.

      Портрет левши: «Идет в чем был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегиваются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится».

      Левша держится с царем и его окружением спокойно, сознавая свое достоинство мастера.

      Левша объясняется с царем: «...я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, — там уже никакой мелкоскоп взять не может».

      — Как вел себя левша в Англии? Как англичанам удалось уговорить левшу погостить за границей? Подтвердите свой ответ словами из текста.

      Только обещание, что англичане «его в это время по разным заводам водить будут и все свое искусство покажут», помогло уговорить левшу, чтобы он остался погостить в Англии.

      — Что за границей произвело на левшу особое впечатление?

      Особое впечатление в Англии на него произвели хозяйственные порядки, «особенно насчет рабочего содержания». Левша заметил, как одеты работники, как проводят праздники, что их обучают и живут они в сытости.

      — Почему левшу интересовало, как англичане хранят старые ружья? Почему он затосковал и заторопился в Россию?

      — Чем поведение левши на корабле вызвало уважение англичан?

      — Как вы думаете, кем был английский «полшкипер», который, «на горе нашего левши, умел по-русски говорить»? О чем он спрашивал левшу? Почему пытался напоить его?

      — Как сложилась судьба левши по прибытии в Петербург?

      — Какой была главная мысль левши перед смертью? («— Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни Бог войны, они стрелять не годятся.

      И с этою верностью левша перекрестился и помер»).

      Вернемся к главе восьмой и вспомним, как скакал атаман Платов в Петербург «с церемонией»: «Так в тогдашнее время все требовалось очень в аккурате и в скорости, чтобы ни одна минута для русской полезности не пропадала».

      — Если люди, которые руководят государством, действительно заботились о «русской полезности», могли бы они так отнестись к одному из лучших российских мастеров?

      Мы приходим к выводу, что забота о пользе государства проявлялась теми, кто руководит страной, только на словах. Без уважения к народу нет заботы о стране.

      В ходе этой беседы дети почувствуют гордость за русских мастеров, проникнутся патриотизмом левши, испытают горечь и обиду за униженный и бесправный народ.

III. Вывод

- Чем же для каждого из вас  стал  Левша,  этот  герой, имени которого  мы  не знаем,  да и кличка его пишется с маленькой буквы?

-душа народа, его совесть,

- рыцарь добра и зла,

- олицетворение народного таланта,

- собирательный образ народа,

- выразитель русского народа,

- талантливый мастер,

- безымянный мастер,

- на нем держится Россия,

- носитель трудовой доблести,

- носитель всемирной славы России,

- символ русского нарола.

" Левша - это символ русского народа"

 Какие же черты, по-вашему мнению, входят в понятие " русский национальный характер"?

 - доброта,

- патриотизм,

- сострадание,

- трудолюбие,

- бескорыстие,

- вера,

- "человечкина душа".

  Закончим знакомство с произведением Н. С. Лескова рассказом о том, что в городе Орле, на родине писателя, рядом со зданием гимназии, в которой учился Лесков, ему поставлен необычный памятник. Это целая скульптурная композиция. В центре площади изображен сам писатель. Он сидит на диване в спокойной позе. По краям площади на отдельных постаментах стоят скульптуры, изображающие героев произведений Н. С. Лескова. Среди этих героев мы узнаем и левшу.

Домашнее задание.

Разгадать кроссворд.

3

7

2

 

 

10

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

9

 

 

4

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По горизонтали:

1. Без чего тудьские мастера не хотели отпустить левшу с Платовым в Петербург?

4. Как названо в сказе слово "бухта"?

5. Какое учреждение посетили царь Александр Павлович и атаман Платов в Англии?

6. Что танцевала "английская нимфозория"?

8. Что было в часах, подаренных левше англичанами?

11. Что испытал левша в Твердиземном море, когда "водопление сделалось ужасное", "что никак его нельзя было успокоить"?

По вертикали:

2. В качестве кого сидел левша в коляске у Платова, когда тот поскакал в Петербург с блохой?

3. Мера площади в земледелии.

7. Мелкий шрифт.

9. Как назывался в английском музее самый большой экспонат?

10. Сосуд с водой.

12. На что ложился Платов в минуты досады и трубку курил?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературы в 10 классе на тему: «Праведник Земли Русской. Русский национальный характер. ( По повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»)»

На уроке рассматривается один из «вечных» проблемных культурологических вопросов – вопрос о месте России в мировом окружении, о русском национальном характере, «русской» душе. Эти понятия, а также «бо...

Русский национальный характер в творчестве В.М.Шукшина по рассказам "Мастер" и "Крепкий мужик"

Цели: 1) познакомить учащихся с многогранной личностью и творчеством В.М.Шукшина;             2) выяснить основные проблемы рассказов «М...

Особенности национального характера англичан. Кризис идентификации.

Творческая работа ученицы 6 класса для участия в конкурсе " Старт в науку"...

« Роль России в мировой истории. Русский национальный характер и особенности менталитета.»

Вводный урок по истории России для учащихся 10-х классов с использованием презентации....

Русский национальный характер в сказе Н.С. Лескова "Левша"

Данная работа содержит презентацию на тему " Русский национальный характер в сказе Н.С. Лескова". Материалы могут быть использованы на уроках литературы в 6 классе.  Результатом анализа произведе...

научно- исследовательская работа"Отражение национального характера в пословицах и поговорках

На современном этапе возрождения национальных культур на фоне огромного интереса народов Российской Федерации к своему духовному наследию исследования в области фольклора приобретают особую значимость...