Понятие о национальном характере
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ponyatie_o_natsionalnom_kharaktere_n._s._leskov_levsha.doc | 141.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературе.
Тема: “Понятие о национальном характере” (Н. С. Лесков “ Левша”).
Цели:
1. Определить, что такое русский национальный характер
2. Проанализировать образ Левши как носителя русского национального характера;
3. Способствовать формированию у учащихся высокой гражданской позиции.
Проверка домашнего задания.
Вспоминая определение сказа, делаем вывод о действительно необычном языке и манере рассказчика.
* Сказ — жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды. Для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора.
- Чем отличается сказ от сказки?
В основе сказа лежит легенда, возникшая, в свою очередь, на основе реального события.
Итак, сначала происходит реальное событие. Затем на основе этого события в народе возникает легенда, которую рассказывают народные сказители. С этой легендой знакомится писатель и рассказывает ее читателям, воссоздавая облик повествователя (рассказчика).
Задание было дано по рядам:
- Выписать необычные слова из повести.
«Мыльно-пильные заводы», «двухсестная» карета, «бюстры», «а посередине под Балдахином стоит Аболон полведерский», «буреметры морские, мерлюзьи мантоны пеших полков, а для конницы смолевые непромокабли», «Платов держит свою ажидацию», «нимфозории», «египетские керамиды», «тужурные жилетки», «мелкоскоп», «прямое дансе и две верояции в сторону», «преламут», «свистовые казаки», «потная спираль», «пубель», «тугамент», «горячий студинг в огне», «публицейские ведомости», «клеветон», «по симфону воды ерфиксом приняли», «грандеву», «ногавочки», «стирабельная дощечка», «Твердиземное море», «часы с трепетиром», «пальто с ветряной нахлобучкою», «презент» (брезент), «буфта», «водопление», «полшкипер», «аглицкое парей», «парат», «курица с рысью», «пуплекция».
— В каких случаях рассказчик употребляет необычные слова?
Рассказчик употребляет необычные слова, когда он сталкивается со словами, которых нет в простонародной речи, или когда надо рассказать о том, что герои увидели за границей. Примеры: «смолевые непромокабли», «стирабельная дощечка».
- А вы знаете, ребята, чем занимается наука этимология?
* Этимолóгия — наука о происхождении слов; происхождение слова или выражения.
* Народная этимолóгия — переделка заимствованного слова по образцу близкого по звучанию слова родного языка на основе ассоциации значений: таблица — «долбица» (потому что ученики ее «долбят»), подшкипер — «полшкипер».
— Найдите среди необычных слов другие примеры народной этимологии.
Словесная игра для автора не просто попытка передать народную речь и вызвать у читателей улыбку, но и обличение: фельетон называется «клеветоном» (потому что газетные фельетоны часто содержат клевету); в словосочетании «публицейские ведомости» (название периодического издания) мы слышим сочетание слов «публика» и «полиция», что «в переводе» означает, что содержание газет контролируется полицией.
— Какие пословицы и поговорки вы нашли в тексте сказа? «Дело выгорело», «снег на голову», «в Польше нет хозяина больше», «кто кого перепьет, того и горка», «небо тучится, брюхо пучится».
- Выписать из первых трех глав цитаты, характеризующие императора Александра Павловича и атамана Платова. Выписать цитаты, характеризующие Николая Павловича.
Александр Павлович:
• «ласковость»,
• симпатии к промышленному Западу,
• недоверие к собственной нации.
Атаман Платов:
• резкость, недипломатичность,
• противостояние западной культуре,
• вера в русских людей.
Николай I:
• «ужасно какой замечательный и памятный»,
• патриот,
• верит в русских мастеров.
Ход урока.
I. Вступительное слово учителя.
Сказ отличается не только особым языком, но и особым характером рассказчика, а мы пока говорили только о языке. Действительно, в произведениях Лескова много вопросов. Один из них вопрос о национальном характере героев.
Сегодня на уроке мы должны будем дать ответ на вопрос: можно ли назвать Левшу носителем русского национального характера; каковы черты русского национального характера.
II. Учитель: ХАРАКТЕР в психологии определяется как совокупность качеств человека.
В художественном произведении ХАРАКТЕР рисуется автором и является основой образа. Основные средства создания характера героя:
• Портрет
• Речь
• Действия
• Взаимоотношения с другими персонажами
• Сон
• Внутренние монологи
• Отношение к природе
Значит, чтобы найти эти черты, мы должны разобраться в идее сказа.
II. Эвристическая беседа. Центральные вопросы.
- К кому обращается Платов за помощью?
- Почему избраны именно туляки? Чем знаменита Тула? Мог ли быть избран другой город?
-Почему главный герой лишён имени и даже прозвище его пишется с маленькой буквы?
- Как ведётся работа по созданию диковинки?
- Почему левша не оправдывается, когда Платов не видит сначала результатов его труда?
- Почему спокоен император Николай, чем он отличается от своего предшественника Александра?
- Можно ли сказать, что он иначе смотрит на простого человека? А насколько царь внимателен к мастеру?
— Почему левша и его товарищи взялись за выполнение трудной работы?
Левша и его товарищи говорят о том, почему они берутся выполнить эту работу: «...авось слово царское ради нас в постыждении не будет». Выполняя работу ради царя, они поддерживают этим Платова и всю Россию. Мастера хотят доказать, что русский народ не менее талантлив, чем представители других наций.
— Каким предстал левша перед царем? Найдите его портрет в тексте тринадцатой главы.
Портрет левши: «Идет в чем был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегиваются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится».
Левша держится с царем и его окружением спокойно, сознавая свое достоинство мастера.
Левша объясняется с царем: «...я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, — там уже никакой мелкоскоп взять не может».
— Как вел себя левша в Англии? Как англичанам удалось уговорить левшу погостить за границей? Подтвердите свой ответ словами из текста.
Только обещание, что англичане «его в это время по разным заводам водить будут и все свое искусство покажут», помогло уговорить левшу, чтобы он остался погостить в Англии.
— Что за границей произвело на левшу особое впечатление?
Особое впечатление в Англии на него произвели хозяйственные порядки, «особенно насчет рабочего содержания». Левша заметил, как одеты работники, как проводят праздники, что их обучают и живут они в сытости.
— Почему левшу интересовало, как англичане хранят старые ружья? Почему он затосковал и заторопился в Россию?
— Чем поведение левши на корабле вызвало уважение англичан?
— Как вы думаете, кем был английский «полшкипер», который, «на горе нашего левши, умел по-русски говорить»? О чем он спрашивал левшу? Почему пытался напоить его?
— Как сложилась судьба левши по прибытии в Петербург?
— Какой была главная мысль левши перед смертью? («— Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни Бог войны, они стрелять не годятся.
И с этою верностью левша перекрестился и помер»).
Вернемся к главе восьмой и вспомним, как скакал атаман Платов в Петербург «с церемонией»: «Так в тогдашнее время все требовалось очень в аккурате и в скорости, чтобы ни одна минута для русской полезности не пропадала».
— Если люди, которые руководят государством, действительно заботились о «русской полезности», могли бы они так отнестись к одному из лучших российских мастеров?
Мы приходим к выводу, что забота о пользе государства проявлялась теми, кто руководит страной, только на словах. Без уважения к народу нет заботы о стране.
В ходе этой беседы дети почувствуют гордость за русских мастеров, проникнутся патриотизмом левши, испытают горечь и обиду за униженный и бесправный народ.
III. Вывод
- Чем же для каждого из вас стал Левша, этот герой, имени которого мы не знаем, да и кличка его пишется с маленькой буквы?
-душа народа, его совесть,
- рыцарь добра и зла,
- олицетворение народного таланта,
- собирательный образ народа,
- выразитель русского народа,
- талантливый мастер,
- безымянный мастер,
- на нем держится Россия,
- носитель трудовой доблести,
- носитель всемирной славы России,
- символ русского нарола.
" Левша - это символ русского народа"
Какие же черты, по-вашему мнению, входят в понятие " русский национальный характер"?
- доброта,
- патриотизм,
- сострадание,
- трудолюбие,
- бескорыстие,
- вера,
- "человечкина душа".
Закончим знакомство с произведением Н. С. Лескова рассказом о том, что в городе Орле, на родине писателя, рядом со зданием гимназии, в которой учился Лесков, ему поставлен необычный памятник. Это целая скульптурная композиция. В центре площади изображен сам писатель. Он сидит на диване в спокойной позе. По краям площади на отдельных постаментах стоят скульптуры, изображающие героев произведений Н. С. Лескова. Среди этих героев мы узнаем и левшу.
Домашнее задание.
Разгадать кроссворд.
3 | 7 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
|
| 10 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
| 8 |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||
| 12 |
|
| 9 |
| ||||||||||||||||||||||||||||||
| 4 |
|
|
|
|
| 11 |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
| 5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 |
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
По горизонтали: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Без чего тудьские мастера не хотели отпустить левшу с Платовым в Петербург? | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Как названо в сказе слово "бухта"? | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Какое учреждение посетили царь Александр Павлович и атаман Платов в Англии? | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Что танцевала "английская нимфозория"? | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. Что было в часах, подаренных левше англичанами? | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
11. Что испытал левша в Твердиземном море, когда "водопление сделалось ужасное", "что никак его нельзя было успокоить"? | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
По вертикали: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. В качестве кого сидел левша в коляске у Платова, когда тот поскакал в Петербург с блохой? | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Мера площади в земледелии. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Мелкий шрифт. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. Как назывался в английском музее самый большой экспонат? | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
10. Сосуд с водой. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
12. На что ложился Платов в минуты досады и трубку курил? | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока литературы в 10 классе на тему: «Праведник Земли Русской. Русский национальный характер. ( По повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»)»
На уроке рассматривается один из «вечных» проблемных культурологических вопросов – вопрос о месте России в мировом окружении, о русском национальном характере, «русской» душе. Эти понятия, а также «бо...
Русский национальный характер в творчестве В.М.Шукшина по рассказам "Мастер" и "Крепкий мужик"
Цели: 1) познакомить учащихся с многогранной личностью и творчеством В.М.Шукшина; 2) выяснить основные проблемы рассказов «М...
Особенности национального характера англичан. Кризис идентификации.
Творческая работа ученицы 6 класса для участия в конкурсе " Старт в науку"...
« Роль России в мировой истории. Русский национальный характер и особенности менталитета.»
Вводный урок по истории России для учащихся 10-х классов с использованием презентации....
Русский национальный характер в сказе Н.С. Лескова "Левша"
Данная работа содержит презентацию на тему " Русский национальный характер в сказе Н.С. Лескова". Материалы могут быть использованы на уроках литературы в 6 классе. Результатом анализа произведе...
научно- исследовательская работа"Отражение национального характера в пословицах и поговорках
На современном этапе возрождения национальных культур на фоне огромного интереса народов Российской Федерации к своему духовному наследию исследования в области фольклора приобретают особую значимость...