« Роль России в мировой истории. Русский национальный характер и особенности менталитета.»
методическая разработка (история, 10 класс) по теме
Вводный урок по истории России для учащихся 10-х классов с использованием презентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_rosii_v_mirovoy_istorii.docx | 20.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока:
« Роль России в мировой истории. Русский национальный характер и особенности менталитета.»
Тип урока: изучение нового материала.
Методические приёмы: лекция с элементами беседы.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, географическая карта России, мультимедийная презентация.
Проблемный вопрос.
- Россия-Запад? Россия – восток? Или Россия – цивилизация, соединяющая два начала? А может быть Россия- это вообще уникальное явление?
- Существует ли сходство между географией природной и географией душевной?
Цели урока.
1.Образовательные
- способствовать формированию у учащихся знаний о факторах, влияющих на исторические процессы, на судьбу страны;
- показать влияние отдельной личности на исторические процессы;
2.Обучающие
- продолжить формирование умений и навыков работы с историческими источниками, картой, дополнительной литературой
- способствовать формированию навыков работы в группе, умению красиво и правильно выражать свои мысли, подтверждать фактами.
3. Воспитательные
- продолжить формирование патриотических чувств к России;
- подвести учащихся к пониманию того, что настоящее России тесно связано с прошлым.
План урока:
1.Влияние географического положения и природных условий на судьбу страны.
1.Русский национальный характер и особенности менталитета
3.Роль личности в истории
Основные понятия: менталитет, западники , славянофилы
Подготовительный этап:
1.ученики получили опережающее задание по учебнику.
2. подготовлена презентация
Ход урока.
В начале урока учитель предлагает учащимся сформировать группы экспертов, специалистов по географическому положению, природным условиям , роли личности в истории.
Вступительное слово учителя.
Слово «Цивилизация имеет латинский корень, оно происходит от слова «sivis»,что означает «городской, государственный, гражданский».Оно противопоставляется понятию «silvaticus» - лесной, дикий, грубый. Т.о. одни считают цивилизацией эпоху, пришедшую на смену варварству и дикости,но мы определяем цивилизацию, как социальную и культурную общность людей, опирающуюся на единую систему основных духовных ценностей.
Существуют различные теории цивилизаций, среди которых можно выделить две основные разновидности: теории стадиального развития цивилизации и теории локальных цивилизаций.
Стадиальные теории изучают цивилизацию. Как единый процесс прогрессивного развития человечества, в котором выделяются определённые стадии (этапы): доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную.
Тории локальных цивилизаций изучают большие исторические общности, которые занимают определённую территорию и имеют свои особенности социально-экономического и культурного развития : Египетская, Древняя Греция, Древний Рим и др. А.Тойнби, известный английский историк выделял 20 типов цивилизаций. Среди них, как отдельную цивилизацию, он назвал Российскую. Почему?
Многие исследователи подразделяют цивилизации на 2 типа: восточные и западные. К какому же из них относится Россия?
«Россия на протяжении веков – это сложная культурная мозаика, огромная территория, многонациональное население со своими религиозными и культурными традициями.
Россия находится в двух частях света. Вспомним « Балладу о Востоке и Западе» Р.Киплинга
Запад есть запад, восток есть восток
Не слиться им никогда
Лишь у подножия божьего
В день страшного суда.
Вряд ли это можно отнести к многонациональной евразийской стране. Попытки ответить на эти вопросы уже в начале XIX века породили споры.
Оформились два направления общественной мысли западничество и славянофильство. ( слайд)
Славянофилы отстаивали идею самобытности России, её принципиальные отличия от стран Западной Европы и любые попытки направить её развитие в русло Западных ценностей расценивались ими как навязывание российскому обществу чуждых ценностей. Западники считали, что Россия, несмотря на то, что впитала в ходе истории многие черты азиатских форм жизни, тем не менее является европейской страной и её будущее – в развитии по западному пути.
Сегодня на уроке мы должны ответить на вопросы: что есть Россия? Запад она или Восток? Какого её предназначение? Какие факторы повлияли на судьбы страны, на формирование менталитета жителей России? Существует ли связь между географией природной и географией душевной?
( план)
1.Менталитет - от латинского языка, ментис, ум, мышление, рассудок.
Образ мышления.
Часто мы задаём себе вопрос: почему менталитет одних народов отличается от менталитета других? Какие факторы влияют на формирование национального характера и менталитета? В данном случае нас волнует вопрос о формировании русского национального характера и менталитета граждан России. Ответить на эти вопросы пытались такие великие личности, как Белинский, Чаадаев, Блок, Гоголь. Обострённое желание познать Россию и русского человека было свойственно русским. В статье « Судьба нашей духовной Культуры» Георгий Федотов (философ и богослов) отмечает факторы, повлиявшие на формирование русского характера. Одним из важнейших он считает географическую среду. С этим можно вполне согласится ,роль географического фактора очень велика.
Выступление экспертов по вопросу:
Влияние географического положения на историю России.
Учитель. Обратим внимание на специфику географического положения России. Она стоит одной ногой в Азии, другой в Европе. Она зажата между двух сил , Европа – Россия – Азия.
Это отмечал великий русский философ Сергей Михайлович Соловьёв
В стране морозных вьюг, седых туманов,
Явилась ты на свет,
И, бедное дитя, меж двух враждебных станов
Тебе приюта нет.
Россия-Запад? Россия –Восток? Или Россия – цивилизация, соединяющая два начала? А может быть Россия- это вообще уникальное явление.
В.Брюсов поставил проблему так:
«Не надо несбыточных грёз,
Не надо красивых утопий, Мы старый решаем вопрос,
Кто мы в этой старой Европе?
Демонстрируются слайды с цитатами мыслителей.
В.К.Кюхельбекер: «Россия по самому своему географическому положению могла бы присвоить себе все сокровища ума Европы и Азии».
П.Я.Чаадаев писал. Что»раскинувшись между двух великих делений мира, между Востоком и Западом, опираясь одним локтём на Китай, другим на Германию, мы бы должны были сочетать в себе 2 великие основы духовной природы – воображение и разум. И объединить в воём просвещении исторические судьбы всего земного шара. Провидение предоставило нас самим себе. Про нас можно сказать, что мы составляем как бы исключение среди народов. Мы принадлежим к тем из них, которые как бы не входят составной частью в человечество, а существуют лишь для того, Что бы преподать урок миру…»
В.Белинский: «Русскому равнодоступны и социальность француза, и практическая деятельность англичанина, и туманная философия немца»
А.Чехов: «Самолюбие и самомнение в нас европейские, а развитие и поступки азиатские».
Так кто же мы?
2.Философ Николай Бердяев писал: « В душе русского народа остался сильный природный элемент. Связанный с необъятностью русской земли, с безграничностью русской равнины… Необъятность русской земли, отсутствие границ и пределов выразились в строении русской души. Пейзаж русской души соответствует пейзажу русской земли, та же безграничность, бесформенность, устремлённость в бесконечность, широта»
Выступление экспертов по вопросу : влияние природы на историю страны.
Учитель: Таким образом несомненно сходство между географией природной и географией душевной. ( Слайды о природе России)
3.Учитель.Многие мыслители говорят что историю творят народы? А какова же роль отдельной личности в истории ( слайды с портретами выдающихся государственных деятелей, великих спортсменов, деятелей искусства)
Выступление 3 группы экспертов по вопросу о роли личности в истории.
Вернуться к вопросам урока. Сделать выводы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока литературы в 10 классе на тему: «Праведник Земли Русской. Русский национальный характер. ( По повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»)»
На уроке рассматривается один из «вечных» проблемных культурологических вопросов – вопрос о месте России в мировом окружении, о русском национальном характере, «русской» душе. Эти понятия, а также «бо...
Русский национальный характер в творчестве В.М.Шукшина по рассказам "Мастер" и "Крепкий мужик"
Цели: 1) познакомить учащихся с многогранной личностью и творчеством В.М.Шукшина; 2) выяснить основные проблемы рассказов «М...
Русский национальный характер в сказе Н.С. Лескова "Левша"
Данная работа содержит презентацию на тему " Русский национальный характер в сказе Н.С. Лескова". Материалы могут быть использованы на уроках литературы в 6 классе. Результатом анализа произведе...
Урок литературы. Тема: «Праведник Земли русской. Русский национальный характер»
Цель: осмысление учащимися мотива праведничества в творчестве Н.С.Лескова, на примере образа и судьбы Ивана Флягина. Задачи:предметные: 1.способствовать выявлению учащимися особ...
9 класс ФГОС Тема урока. § 1. РОССИЯ В МИРОВОМ СООБЩЕСТВЕ И НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
¡Россия является государством с самой большой территорией в мире. Страной, имеющей значительные мировые запасы основных природных ресурсов. Россия — ядерная держава, входит в состав постоянных ч...
Россия в мировом сообществе и национальная безопасность
Россия в мировом сообществе и национальная безопасность...