«Спешите делать добрые дела, или пока не поздно»
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Волохина Светлана Алексеевна

Урок внеклассного чтения по рассказу К.Г. Паустовского "Телеграмма"

«

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_rasskazu_telegramma.rar2.33 МБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения

«Спешите делать добрые дела, или пока не поздно»

(по рассказу В.Г. Паустовского «Телеграмма») 8 класс

(2 слайд). Цель урока:

  • обучение анализу художественного произведения, наблюдению, сравнению,  умению делать выводы, давать монологические ответы;
  • повторение литературоведческих терминов:  контраст, олицетворение  эпитет;
  • воспитание чувства уважения, заботы, чуткого, внимательного отношения к своим родителям,  близким;

                                                           Ход  урока

I. О.М.

(3 слайд)   Сегодня  на уроке мы поговорим с вами о самом дорогом человеке для каждого из нас. Поговорим о внимании, любви,  доброте.

 -Доброта.  А какая она – настоящая доброта?

- Ф. Шиллер говорил: « Человек отражается в своих поступках». Согласны ли вы с его мнением?

-Всегда ли о человеке можно судить по его поступкам?

- Все вы знаете, что такое айсберг. Известно, что плавающий айсберг виден только на одну десятую часть своей величины. Девять десятых остается под водой. Так и человек. Не всегда он может  быть таким, каким показался с первого раза. Очень многое в человеке скрыто.

II. Вопросы для обсуждения рассказа.

- Обратимся к героине рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма», Насте. Какой её знают среди художников? Как к ней относятся? (4,5  слайд)

( 6 слайд) ( Звали Сольвейг– Солнечный путь. Благодарят за чуткость, внимание и заботу к человеку.)

- Да, именно такой видят её окружающие люди, работающие вместе с ней.  А автор? Каково авторское отношение к Насте?

- Прямых оценок Паустовского нет, но отношение однозначно. Он подчеркивает самолюбие Насти и дает ей разоблачающий эпитет. Точнее не ей, а её глазам. Но ведь глаза – это зеркало человеческой души. Так какие же глаза у героини, какая у нее душа?

- Холодные глаза, душа, ледяной взгляд – все это в литературе называется эпитетом. Дайте формулировку этого понятия и приведите свои примеры.

- А чьи глаза, взгляд в рассказе еще были выделены Паустовским?

(7 слайд) - Как вы думаете, почему именно Гоголя, а не Пушкина?

( Гоголь – сатирик, он обладал удивительной способностью сразу угадывать человека.)

- А какой эпитет автор дает глазам Гоголя?  ( сверлящие)

- Что же видят глаза Гоголя? Какие слова  он произносит в адрес Насти?

- Да, доброта Насти показная, и она боится, что кто-то узнает об этом. Поэтому под взглядом сатирика «Эх, ты!» ей становится неловко. Как вы думаете, что хотел Гоголь выразить этим «Эх, ты!»

- Глаза Гоголя видят её фальшь. А с кафедры несется похвала в адрес Насти… Какой художественный прием использует автор? Для чего?

( Контраст.  Подчеркнуть несоответствие, несовместимость поступков и похвалы.)

(слайд 8, 9) - А теперь перенесемся в Заборье. Уже в начале рассказа создается эмоциональный фон. С помощью каких изображаемых деталей удается этого достичь?

( Описание осени, обстановки дома Катерины Петровны).

- Как передается одиночество Катерины Петровны?

- Описание пейзажа играет существенную роль. Он дополняет состояние героини. Какими автор называет звезды, клен?

( «позабытые звезды», «одинокий клен»)

- Как называется в литературе этот художественный прием? Приведите примеры.

(олицетворение)

- После встречи с кленом Катерина Петровна  решила написать письмо. (слайд 10) Прослушайте его внимательно. Что удивляет вас в нем?

(слушают письмо, отрывок из кинофильма)

( Она так одинока, что желает,  что хотя бы смерть пришла; вместо родных и знакомых упоминает о саде.)

( слайд 11) - Мать ждет, надеется, но Насте некогда приехать. Кто же помогает Катерине Петровне? Есть ли на страницах рассказа отзывчивые люди?

- Как автор относится к ним?

( Они не очень грамотные, но понимают, что если человек в беде, надо помочь.)

(слайд 12) - Зачем Тихон послал вторую телеграмму?

 (Человеку нужна надежда. Мысль, что о тебе помнят, любят и ты не одинока, помогает жить. )

- Почему Катерина Петровна догадалась,  что телеграмма не от Насти?

(слайд 13) - Как вы думаете, с какими мыслями умерла Катерина Петровна?

(Она знала,  что скоро умрет. Она «доживала свой век» и сознавала, что она одинока, что родной дочери некогда было приехать, что она не нужна ей. Что может быть страшнее этой мысли перед смертью?)

-После смерти Катерины Петровны Тихон говорит Манюшке: « А ты, дурра, смотри – за добро плати добром. Не будь пустельгой!»

Что означает это слово и к кому оно относится? (слайд 14)

- Ребята, может быть, это будет грубо сказано, но задайте себе вопрос: «А я не пустельга?»

(слайд 15) - В рассказе говорится о двух телеграммах. Как вы думаете, какую из них автор имел в виду, когда написал  заглавие?

(Вторая. Тихон проявил настоящую чуткость, заботу, доброту, человечность.)

III. Чтение стихотворения  Марии Куткар

-Сынок, ну как ты? Как дела?
-Нормально. Мам, прости – пора.

- Сынок, прости, звоню опять -
Давно хотелось повидать.
- Мамуль, прости, я тороплюсь.
Освобожусь и отзвонюсь.

-Не дождалась - звоню сама.
Скажи хоть, как твои дела?
-Да все нормально, вот опять
Пора уже мне убегать.
-Но я хотела лишь сказать…
- Мамуль, успеем поболтать.

Звонила мама много раз,
Ведь ей был важен каждый час,
Но сын был занят и она
Сказать, что любит, не могла.

Звонила мама каждый день,
Но сын и слушать не хотел.
И пусть дела, и занят пусть,
Сказать бы, что на сердце грусть.

А дни все шли, она одна.
Увидеть сына – вот мечта -
Прижаться вялою щекой
И прошептать: «Любимый мой».

-Мамуль, привет. Ну как ты там?
Чего звонишь мне по ночам?
-Сынок, была я у врачей.
Осталось жить мне 10 дней.
- Приеду завтра! Ты не верь -
Ошибки у врачей теперь.
Лекарства, лучшие врачи -
Все будет, мам! Ты только жди!

Но вдруг гудков немая тень -
Сегодня был
Последний день…

- Что общего между этими стихотворением и рассказом «Телеграмма»?

 - О чем предупреждают нас авторы произведений?

Очень жаль, что в сутолоке жизни, в спешке мы часто забываем о самых близких нам людях. Мне бы очень хотелось, чтобы вы тихим вечером пристально посмотрели на маму, постарались понять её, вовремя сказать доброе слово, пока не стало поздно. Никого в жизни нет и не будет родней!

IV. Рефлексия : 

 Какие цели и задачи мы перед собой ставили в начале урока? Что получилось? Что не получилось? Над чем ещё предстоит работать? Какие мысли писателя  особенно запомнились вам, получили в вашей душе эмоциональный отклик?  Продолжите одну из фраз:( на доске)

1. Я понял, что…..

2. Я был удивлен, обнаружив, что…..

3. Я хочу пожелать самому себе…..

4. Я хочу пожелать людям…

 Сегодня мы повторили теоретические понятия о контрасте, эпитете, олицетворении, с помощью которых автор достигает особой выразительности мысли. А чему научились, покажет жизнь, ваши поступки по отношению к окружающим вас людям. Не забывайте ваших родителей, ваших близких. Спешите к ним, пока не поздно.  

V. Домашнее задание. Я думаю, что этот рассказ не оставил вас равнодушными. Те мысли, чувства, которые  возникли у вас после прочтения его, запишите в тетрадь под названием « Мои впечатления о рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма». Составьте синквейн к словам «одиночество», «равнодушие».

VI  Подведение итогов.

Литература:

1. К.Г. Паустовский. Телеграмма// Litru.Ru Бесплатная электронная библиотека.

2. К.Г. Паустовский. Зарубки на сердце. Глава из книги «Золотая роза// Litru.Ru Бесплатная электронная библиотека.

3. Литература: справочные материалы: Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1989.

4. Википедия: Статья «Художественная деталь».

5. Т.Т. Левашова. Пока не стало поздно// Литература в школе. - 1996, №6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Спешите делать добрые дела"

Методическая разработка урока "Спешите делать добрые дела" (5-6 класс)...

Классный час на тему: "Спешите делать добрые дела..."

Классный час в 9А классе « Спешите делать добрые дела».       Цели: 1.     Образовательная: дать характеристику понятий «коррупция», «ко...

Итоговый урок по произведениям А.П.Платонова- 6 класс - "Спешите делать добрые дела".

Итоговый урок по литературе "Спешите делать добрые дела" представляет собой развитие понятий доброты,чувства взаимопомощи,взаимоуважения.На уроке используются высказывания известных людей,произведения...

Урок-мастерская внеклассного чтения " Спешите делать добрые дела"

Урок доброты,  посвященный 80-летию со дня рождения  Ш.А. Амонашвили в 8 классе  “Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других” (Л.Толстой)  Цель урока ...

Социально-педагогический проект "Спешите делать добрые дела"

Весенняя Неделя Добра – ежегодная акция, проходящая более чем в 140 странах мира. В России она проводится с 1997 года в третью-четвертую неделю апреля. Общероссийская программа мероприятий Весенней Не...

Классный час "Спешите делать добрые дела!"

Классный час для учащихся 5-6 классов разработан в соавторстве с Папко П. и Шутовой Е.В....

Урок литературы в 6 классе "Спешите делать добрые дела"

Цель: выянить, что такое добро, добрые дела; показать на примерах, что добрые поступки совершать приятнее, чем плохие....