План-конспект урока «Басни И.А.Крылова глазами современных школьников»
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Цель урока: Привитие навыков выразительного чтения, моральных принципов поведения. Развитие представлений об особенностях жанра басни, интереса к творчеству баснописца.
Задачи:
- обучающие: обобщить и систематизировать знания о баснях И.А.Крылова.
-развивающие: развить познавательную активность детей, развить коммуникативные навыки, развить речь учащихся, расширить словарный запас.
-воспитательные: воспитать бережное и внимательное отношение к слову.
Тип урока: знакомство с новым материалом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_uroka_basni_krylova_glazami_sovremennykh_shkolnikov.rar | 20.23 КБ |
foto_5-b_basni_krylova.rar | 2.33 МБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Басни И.А.Крылова глазами современных школьников»
(Тема урока)
ФИО (полностью) | Подкорытова Наталья Владимировна | |
Место работы | МОУ «СОШ № 12» | |
Должность | Учитель русского языка и литературы | |
Предмет | Литература | |
Класс | 5 класс | |
Тема и номер урока в теме | «Басни И.А.Крылова глазами современных школьников» | |
Базовый учебник | Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. – М.: Просвещение, 2010. |
8. Цель урока: Привитие навыков выразительного чтения, моральных принципов поведения. Развитие представлений об особенностях жанра басни, интереса к творчеству баснописца.
9. Задачи:
- обучающие: обобщить и систематизировать знания о баснях И.А.Крылова.
-развивающие: развить познавательную активность детей, развить коммуникативные навыки, развить речь учащихся, расширить словарный запас.
-воспитательные: воспитать бережное и внимательное отношение к слову.
- Тип урока: знакомство с новым материалом
- Формы работы учащихся: беседа, лекция, демонстрация видео и аудио пособий, аналитическое чтение басен.
- Необходимое техническое оборудование: экран, компьютер, мультимедиа проектор
- Структура и ход урока
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
1 | Организационный момент | Организую внимание учащихся. Отмечаю отсутствующих. | Готовятся к работе. Настраиваются на рефлексию. | 1 мин | |
Работа с эпиграфом: Читаю эпиграф (Слова Н.В.Гоголя). Задаю вопросы учащимся: Согласны ли вы со словами Н.В.Гоголя? В чем, по-вашему, заключается мудрость творчества И.А.Крылова? | Читают эпиграф. Отвечают на вопросы | 2 мин | |||
Объявляю тему, предлагаю определить цель урока, исходя из прочитанного эпиграфа: Развитие представлений об особенностях жанра басни. Развитие интереса к творчеству баснописца. Задаю вопросы учащимся на понимание цели: В чем особенность басен? Чему учит И.А.Крылов? | Слушают учителя, отвечают на вопросы, аргументируют свою точку зрения. | 2 мин | |||
2 | Повторение изученного в начальной школе. Проверка домашнего задания (познакомиться с текстами басен И.А.Крылова в учебнике) | Задание: соотнесите названия басен и персонажей (ЭОР № 1) | Демонстрирую интерактивное задание: (игра-разминка). Задание: проверьте знания басен И. А. Крылова, ответив на вопросы | Соотносят названия басен и персонажей, проверяют верность ответов. | 2 мин |
Портрет И. А. Крылова с оригинала О. А. Кипренского (ЭОР № 2) Портрет И.А.Крылова К.Брюллов 1839 г (ЭОР № 3) | Демонстрирую портрет писателя. Включаю видеофрагмент. Задание: посмотрите на портрет И. А. Крылова. Каким он вам представляется по характеру? | Знакомятся с иллюстрацией, вспоминают внешний облик баснописца. Слушают, записывают тему в тетрадь. | 1 мин | ||
Басня в творчестве Крылова (ЭОР № 4) | Рассказываю учащимся о И.А.Крылове, предлагаю прочитать текст о морализаторской роли басен И.А.Крылова. Предлагаю сделать вывод по тексту: какова роль творчества баснописца в жизни общества? | Знакомятся с текстом, определяют роль творчества баснописца в жизни общества, делают соответствующие записи в тетради.
| 2 мин | ||
3 | Изучение нового материала | ЭУМ И-типа «Анализ басенного творчества И.А. Крылова» (ЭОР № 5) | Предлагаю прослушать аудиотекст (1-2 часть, 8 часть). Знакомлю с жанром басни. Знакомлю с композицией басни. Задаю вопросы для усвоения материала: -Что такое басня, аллегория, олицетворение, мораль? | Слушают текст, записывают в тетрадь определение басни, аллегории, определяют роль творчества баснописца в жизни общества. | 5 мин |
Мультфильм по басне Крылова "Ворона и Лисица" (ЭОР № 6) | Задание: прослушать текст, выписать в тетрадь определение басни, аллегории Демонстрирую видеофрагмент. Организую внимание учащихся с помощью опережающего задания: ответить на вопросы по тексту: - кто главные герои басни? - в каких строчках заключена мораль басни? – в чем смысл морали? – какая ситуация подтверждает эту мораль? – как относится автор к вороне и лисице? – какие хитрости пускает в ход лисица, чтобы отобрать у вороны сыр? – как определяет баснописец состояние вороны, услышавшей слова лести? – кого осуждает Крылов? – могло ли что-то подобное произойти с людьми? – были ли у вас похожие ситуации? Задание: характеризовать героев басни по плану (черты характера, скрываемый порок) | Смотрят мультфильм, определяют мораль басни, (выписывают в тетрадь строки, содержащие мораль басни.) Определяют, какие пороки осмеивает баснописец (записывают в тетрадь), отвечают на вопросы. | 15 мин | ||
4 | Закрепление | (ЭОР № 7) | Контролирую знания текстов басен, знания по теме. Предлагаю выполнить тестовые задания, контролирую прохождения всех этапов тестирования (возможна индивидуальная работа) Задание: ответить на вопросы теста и проверить знания о басни как нравоучительном жанре и творчестве И.А. Крылова. | Отвечают на вопросы теста и проверяют знания о басне как нравоучительном жанре и творчестве И.А. Крылова. | 10 мин |
Провожу блиц – опрос. Что нового узнали на уроке? Какими средствами указывается на недостатки людей в басне? Каковы цели басни? Можно ли сказать, что басни И.А.Крылова устарели? | Отвечают на вопросы, записывают цели басенного творчества в тетрадь. | 3 мин | |||
5 | Домашнее задание | Статья "О баснях И. А. Крылова" (ЭОР № 8) | Предлагаю интерактивное задание: определить проблематику басен И.А.Крылова, дать толкование понятию «крылатые выражения» (можно использовать ЭОР и литературу) Задание: составить басню на современный сюжет. | Записывают домашнее задание. | 2 мин |
Приложение к плану-конспекту урока
«Басни И.А.Крылова глазами современных школьников»
(Тема урока)
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Интерактивное задание | Интерактивное задание | ||
2 | Портрет | Портрет | ||
3 | Портрет И.А.Крылова К.Брюллов 1839 г | Портрет | Портрет | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000000a9-1000-4ddd-1855-1500469732ad/i04_13_14_05.swf |
4 | Текст | Текст | ||
5 | Аудиотекст | Аудиотекст | http://fcior.edu.ru/card/7721/eum-i-tipa-analiz-basennogo-tvorchestva-i-a-krylova.html | |
6 | Видео | Видео | ||
7 | ЭУМ K-типа «Истоки басенного жанра. И.А. Крылов — баснописец. Обличение человеческих пороков в баснях «Волк на псарне», «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом». Понятие об аллегории и морали» | Тест | Тест | |
8 | Текст | Текст |
Структура и ход работы
- Организационный момент
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организую внимание учащихся. Отмечаю отсутствующих. | Готовятся к работе. Настраиваются на рефлексию. |
Работа с эпиграфом: Читаю эпиграф (Слова Н.В.Гоголя). Задаю вопросы учащимся: Согласны ли вы со словами Н.В.Гоголя? В чем, по-вашему, заключается мудрость творчества И.А.Крылова? | Читают эпиграф. Отвечают на вопросы |
Объявляю тему, предлагаю определить цель урока, исходя из прочитанного эпиграфа: Развитие представлений об особенностях жанра басни. Развитие интереса к творчеству баснописца. Задаю вопросы учащимся на понимание цели: В чем особенность басен? Чему учит И.А.Крылов? | Слушают учителя, отвечают на вопросы, аргументируют свою точку зрения. |
2. Повторение изученного в начальной школе. Проверка домашнего задания (познакомиться с текстами басен И.А.Крылова в учебнике)
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Демонстрирую интерактивное задание: (игра-разминка). Задание: проверьте знания басен И. А. Крылова, ответив на вопросы | Соотносят названия басен и персонажей, проверяют верность ответов. |
Демонстрирую портрет писателя. Включаю видеофрагмент. Задание: посмотрите на портрет И. А. Крылова. Каким он вам представляется по характеру? Портрет И. А. Крылова с оригинала О. А. Кипренского Портрет И.А.Крылова К.Брюллов 1839 г http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000000a9-1000-4ddd-1855-1500469732ad/i04_13_14_05.swf | Знакомятся с иллюстрацией, вспоминают внешний облик баснописца. Слушают, записывают тему в тетрадь. |
Рассказываю учащимся о И.А.Крылове, предлагаю к анализу текст о морализаторской роли басен И.А.Крылова. Предлагаю сделать вывод по тексту: какова роль творчества баснописца в жизни общества? Басня в творчестве Крылова http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9569496b-59a2-42a7-878c-1cfdf5dae1a5/%5BLI5RK_15-01%5D_%5BIL_05%5D.htm | Знакомятся с текстом, определяют роль творчества баснописца в жизни общества, делают соответствующие записи в тетради.
|
- Изучение нового материала
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Предлагаю к анализу аудиотекст (1-2 часть, 8 часть). Знакомлю с жанром басни. Знакомлю с композицией басни. Задаю вопросы для усвоения материала: -Что такое басня, аллегория, олицетворение, мораль? ЭУМ И-типа «Анализ басенного творчества И.А. Крылова» http://fcior.edu.ru/card/7721/eum-i-tipa-analiz-basennogo-tvorchestva-i-a-krylova.html | Слушают текст, записывают в тетрадь определение басни, аллегории, определяют роль творчества баснописца в жизни общества. |
Задание: прослушать текст, выписать в тетрадь определение басни, аллегории Демонстрирую видеофрагмент. Организую внимание учащихся с помощью опережающего задания: Ответить на вопросы по тексту: - КТО ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ БАСНИ? - В КАКИХ СТРОЧКАХ ЗАКЛЮЧЕНА МОРАЛЬ БАСНИ? - В ЧЕМ СМЫСЛ МОРАЛИ? - КАКАЯ СИТУАЦИЯ ПОДТВЕРЖДАЕТ ЭТУ МОРАЛЬ? - КАК ОТНОСИТСЯ АВТОР К ВОРОНЕ И ЛИСИЦЕ? - КАКИЕ ХИТРОСТИ ПУСКАЕТ В ХОД ЛИСИЦА, ЧТОБЫ ОТОБРАТЬ У ВОРОНЫ СЫР? - КАК ПЕРЕДАЕТ БАСНОПИСЕЦ СОСТОЯНИЕ ВОРОНЫ, УСЛЫШАВШЕЙ СЛОВА ЛЕСТИ? - КОГО ОСУЖДАЕТ КРЫЛОВ? - МОГЛО ЛИ ЧТО-ТО ПОДОБНОЕ ПРОИЗОЙТИ С ЛЮДЬМИ? - БЫЛИ ЛИ У ВАС ПОХОЖИЕ СИТУАЦИИ? (вопросы записываю на доске) Задание: характеризовать героев басни по плану (черты характера, скрываемый порок) Мультфильм по басне Крылова "Ворона и Лисица"http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5cd2d25b-5af6-4b83-8f30-1b7e97bc765e/%5BLI5RK_15-01%5D_%5BVI_09%5D.htm | Смотрят мультфильм, определяют мораль басни, (выписывают в тетрадь строки, содержащие мораль басни.) Определяют, какие пороки осмеивает баснописец (записывают в тетрадь), отвечают на вопросы. |
- Закрепление
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Контролирую знания текстов басен, знания по теме. Предлагаю выполнить тестовые задания, контролирую прохождения всех этапов тестирования (возможна индивидуальная работа) Задание: ответить на вопросы теста и проверить знания о басни как нравоучительном жанре и творчестве И.А. Крылова. | Отвечают на вопросы теста, ведут обсуждение и проверяют знания о басне как нравоучительном жанре и творчестве И.А. Крылова. |
Провожу блиц – опрос. Что нового узнали на уроке? Какими средствами указывается на недостатки людей в басне? Каковы цели басни? Можно ли сказать, что басни И.А.Крылова устарели? | Отвечают на вопросы, обосновывают свою точку зрения, записывают цели басенного творчества в тетрадь. Оценивают свою деятельность. |
- Домашнее задание
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Предлагаю интерактивное задание: определить проблематику басен И.А.Крылова, дать толкование понятию «крылатые выражения» (можно использовать ЭОР и литературу). Комментирую домашнее задание. Задание: составить басню на современный сюжет. | Записывают домашнее задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН-конспект открытого урока по технологии в 11 классе по теме _Брюки – основной вид одежды современной молодежи_
Тема: «Брюки – основной вид одежды современной молодежи».Цель: образовательная: закрепить полученные знания по теме: «Женские брюки»;развивающая: ознакомить учащихся с историей образования женских брю...
План-конспект к уроку "Современные средства поражения и их поражающие факторы. Ядерное оружие."
История создания и развития ядерного оружия....
ПОЛОЖЕНИЕ о IV научно-практической конференции школьников «Патриотизм глазами современного школьника»
Это разработка Положения о научно-практической конференции среди учащихся "Патриотизм глазами современного школьника"...
Образ учителя глазами современного школьника
Социологическое исследование школьника и учителя. По результатам исследования написана статья...
Сценарий интегрированного урока в 6 классе (история - искусство - литература) Тема: «Эпоха Средневековья глазами современного школьника»
Сценарий интегрированного урока в 6 классе (история - искусство - литература). Тема: «Эпоха Средневековья глазами современного школьника»...
Образ учителя глазами современного школьника
Работа ученицы 5 класса...
Методическая разработка. Технологическая карта урока. Тема урока: Басни И.А. Крылова (5 класс).
Цели урока:образовательные: систематизировать и углубить знания обучающихся об особенностях басенного жанра; познакомить с творчеством И.А. Крылова, сравнить баснописцев разных эпох, расширить круг чи...