Конспект урока по рассказу А.И. Куприна "Гранатовый браслет"
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Показать мастерство Куприна в изображении человеческих чувств, роль детали в рассказе, музыкальность произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
granatovyy_braslet.docx | 22.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока
по рассказу А.И. Куприна «Гранатовый браслет»
Анализ рассказа.
- Где происходит действие рассказа? (На даче пригородного морского курорта).
- Каким пейзажем начинается рассказ? Какова его роль? (Описан конец летнего сезона, опустевшие дачи, на одной из которых живет Вера Николаевна Шеина, жена предводителя дворянства).
* Вера Николаевна живет в своем прекрасном имении, любуется осенним садом, клумбами, морем, доцветающими поздними цветами ( «в чутком воздухе осенний, травянистый, грустный запах»). Этот «грустный запах» - отражение душевного состояния героини, которая ведет жизнь богатой аристократки, сознавая, что ее семья живет не по средствам, а прежняя страстная любовь к мужу давно перешла в прочную верную дружбу.
- Почему она отмечает именины на даче? (в городской квартире ремонт.)
- Назовите число, когда начинаются её именины? (17 сентября)
-Зачем автор так подробно описывает родственников княгини? (Чтобы показать, что она чужая среди них.
Сестра Анна и внешне, и по своим внутренним качествам разительно отличается от княгини. Живая, общительная, пылкая, Аннане только не любит, но и не выносит своего богатого уродливого мужа.
Брат Веры, Николай, – помощник прокурора – больше всего заботится о том, чтобы фамильная честь не пострадала. Его мало волнуют переживания сестры.)
Куприн собирает всех действующих лиц рассказа, за исключением Желткова.
- Что дарит муж на именины? Найдите в тексте. (Грушевидные жемчужные серьги). Говорят, что жемчуг – к слезам.
- Что дарит сестра? Найдите в тексте. (Записную книжку, сделанную из молитвенника). Не кощунство ли это?
-Как на этом фоне выглядит подарок Желткова? («Золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами». «По старинному преданию, сохранившемуся в нашей семье, он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжелые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти».
Браслет выглядит безвкусной безделушкой. Но его значение и ценность в другом:
чужой (и чужой ли?) человек дарит фамильную ценность, а вместе с ним – дар предвидения, свою любовь и жизнь – щедрый подарок, какой не каждой женщине выпадает!)
- Каково символическое звучание этой детали? (Это символ его безнадежной, благоговейной любви).
Практически во всех рассказах Куприна обнаруживается зерно, из которого произрастает сюжет. В «Гранатовом браслете» зерном становится письмо Желткова, объясняющее свойства браслета. Найдите в тексте.
- Обратите внимание на своеобразие композиции рассказа: только в V главе Верочка получает письмо от человека, который уже много лет безответно ее любит.
- Автор использует прием зеркального отражения.
Здесь в «зеркалах» отразятся разные представления о любви и о безответной любви Желткова: рассказы генерала Аносова
альбом шаржей
последнее письмо Желткова
Сначала обратимся к альбому шаржей.
Муж Веры, князь Василий Львович, человек остроумный, вышучивает еще незнакомого ему Желткова, показывая гостям юмористический альбом с «историей любви» телеграфиста к княгине. Однако окончание этой смешной истории оказывается почти пророческим: «наконец он умирает, но перед смертью завещает передать Вере две телеграфные пуговицы и флакон от духов, наполненный его слезами».
Генерал Аносов, узнав о любви бедного телеграфиста к Вере,
говорит: «…может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».
!!! И у тела Желткова «в эту секунду она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее».
- Какие истории о любови рассказывает Аносов? Проследите по тексту. (примеры обыкновенных, пошлых союзов людей, заключенных по тому или иному расчету).
- А как изображается автором любовь Желткова?
- Музыкальная тема сообщает произведению философскую полноту.
- Какой эпиграф к «Гранатовому браслету»? (название сонаты Бетховена)
- Где героиня вновь слушает эту сонату? (в финале, ее внутренний монолог о любви, ее запоздалое признание звучит как слова молитвы «Отче наш…» ( Да святится имя твое…), вторит музыкальному произведению, показывая, как сбывается пророчество телеграфиста). Прочитаем последние слова письма.
Обратите внимание, что музыку Бетховена слушает совсем не та равнодушная, спокойная княгиня, какой она была в начале рассказа.
Вторая соната Бетховена созвучна настроению Веры, она словно пробуждается к жизни.
- Последние слова рассказа – слова Веры: «Нет, нет – он меня простил теперь. Все хорошо». В чем была виновата княгиня Вера Николаевна Шеина перед телеграфистом Желтковым?
Идея рассказа: В «Гранатовом браслете», кажется, сложно искать причины драмы Желткова и в социальном устройстве общества: но, читая, невольно задаешься вопросом: отчего же так дурно устроена жизнь, что к людям невозможно достучаться не с болью и бедой, а с любовью? Откуда в них равнодушие, высокомерие и самодовольство, и почему они разучились любить?
-Куда делся гранатовый браслет, символ любви?
(Желтков: «…вы можете этот браслет повесить на икону») – дарит Богоматери. Свою любовь, никому не нужную в мире людей, он приносит в дар высшему идеалу Вечной женственности. Но почему?
(последнее письмо Желткова: любовь как награда)
Счастлива ли Вера с мужем?
Счастлив ли Амосов?
Счастлива ли Анна?
Кто самый счастливый? (Желтков; он благодарен богу за щедрый подарок).
Вывод.
Любовь, по Куприну, «всегда трагедия, всегда борьба и достижение, всегда радость и страх, воскрешение и смерть». Трагичность любви, трагичность жизни лишь подчеркивают их красоту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по рассказу В. Пелевина "Затворник и Шестипалый" литература 10 класс и презентация к нему.
Конспект урока в 10-м классе по теме«Проблема счастья и смысла жизни в рассказе В. Пелевина «Затворник и Шестипалый».Форма урока – урок внеклассного чтения.Данный урок может быть проведён после ...
"В сердце всё человеческое богатство" (конспект урока по рассказу А.П.Платонова "Юшка")
Урок по рассказу А.П.Платонова "Юшка"...
Методическая разработка урока по рассказу А.Куприна «Гранатовый браслет»
Урок по рассказу А.Куприна. Мы познакомим учащихся с историей создания рассказа, покажем редчайший дар высокой любви, величие пережитого простым человеком; расскажем о ре...
Конспект урока по рассказу "Уроки французского"
Конспект урока в 6 классе на тему "Уроки доброты по рассказу "Уроки французского""...
Конспект урока по рассказу А.И.Куприна "Гранатовый браслет"
Предлагаемый урок литературы в 11-м классе «Тема любви в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет» знакомит учащихся с творчеством замечательного русского писателя 20 века. Аналитическая беседа опирае...
План-конспект урока по рассказу В.Распутина «Уроки французского», презентация к уроку
План- конспект урока по рассказу В.Распутина "Уроки французского", презентация к уроку....
Конспект урока по повести А.Куприна "Гранатовый браслет"
Цели:- Анализ текста художественного произведения, обучение ведению диспута, -развитие умения использования литературоведческих терминов,-обучение монологическому аргументированному ответу,-актив...
- Мне нравится (1)