Конспект урока по рассказу А.И. Куприна "Гранатовый браслет"
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Дубовицкая Екатерина Алексеевна

Показать мастерство Куприна в изображении человеческих чувств, роль детали в рассказе, музыкальность произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл granatovyy_braslet.docx22.69 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

 по рассказу А.И. Куприна «Гранатовый браслет»

Анализ рассказа.

- Где происходит действие рассказа? (На даче пригородного морского курорта).

- Каким пейзажем начинается рассказ? Какова его роль?  (Описан конец летнего сезона, опустевшие дачи, на одной из которых живет Вера Николаевна Шеина, жена предводителя дворянства).

* Вера Николаевна живет в своем прекрасном имении, любуется осенним садом, клумбами, морем, доцветающими поздними цветами ( «в чутком воздухе осенний, травянистый, грустный запах»). Этот «грустный запах» - отражение душевного состояния героини, которая ведет жизнь богатой аристократки, сознавая, что ее семья живет не по средствам, а прежняя страстная любовь к мужу давно перешла в прочную верную дружбу.

- Почему она отмечает именины на даче? (в городской квартире ремонт.)

- Назовите число, когда начинаются её именины? (17 сентября)

-Зачем автор так подробно описывает родственников княгини? (Чтобы показать, что она чужая среди них.

 Сестра Анна и внешне, и по своим внутренним качествам разительно отличается от княгини. Живая, общительная, пылкая, Аннане только не любит, но и не выносит своего богатого уродливого мужа.

Брат Веры, Николай, – помощник прокурора – больше всего заботится о том, чтобы фамильная честь не пострадала. Его мало волнуют переживания сестры.)  

Куприн собирает всех действующих лиц рассказа, за исключением Желткова.

- Что дарит муж на именины? Найдите в тексте. (Грушевидные жемчужные серьги). Говорят, что жемчуг – к слезам.

- Что дарит сестра? Найдите в тексте. (Записную книжку, сделанную из молитвенника). Не кощунство ли это?

-Как на этом фоне выглядит подарок Желткова? («Золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами». «По старинному преданию, сохранившемуся в нашей семье, он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжелые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти».

 Браслет выглядит безвкусной безделушкой. Но его значение и ценность в другом:

чужой (и чужой ли?) человек  дарит фамильную ценность, а вместе с ним – дар предвидения, свою любовь и жизнь – щедрый подарок, какой не каждой женщине выпадает!)

- Каково символическое звучание этой детали? (Это символ его безнадежной, благоговейной любви).

        Практически во всех рассказах Куприна обнаруживается зерно, из которого произрастает сюжет. В «Гранатовом браслете» зерном становится письмо Желткова, объясняющее свойства браслета. Найдите в тексте.

  • Обратите внимание на своеобразие композиции рассказа: только в V главе Верочка получает письмо от человека, который уже много лет безответно ее любит.
  • Автор использует прием зеркального отражения.

Здесь в «зеркалах» отразятся разные представления о любви и о безответной любви Желткова:                   рассказы генерала Аносова

                                                                      альбом шаржей

                                                                      последнее письмо Желткова

Сначала обратимся к альбому шаржей.

Муж Веры, князь Василий Львович, человек остроумный, вышучивает еще незнакомого ему Желткова, показывая гостям юмористический альбом с «историей любви» телеграфиста к княгине. Однако окончание этой смешной истории оказывается почти пророческим: «наконец он умирает, но перед смертью завещает передать Вере две телеграфные пуговицы и флакон от духов, наполненный его слезами».

        Генерал Аносов, узнав о любви бедного телеграфиста к Вере,

 говорит: «…может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».

!!!     И у тела Желткова «в эту секунду она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее».

- Какие истории о любови  рассказывает  Аносов?  Проследите по тексту. (примеры обыкновенных, пошлых союзов людей, заключенных по тому или иному расчету).

- А как изображается автором любовь Желткова?

  • Музыкальная тема сообщает произведению философскую полноту.

- Какой эпиграф к «Гранатовому браслету»? (название сонаты Бетховена)

- Где героиня вновь слушает эту сонату? (в финале, ее внутренний монолог о любви, ее запоздалое признание звучит как слова молитвы «Отче наш…» ( Да святится имя твое…), вторит музыкальному произведению, показывая, как сбывается пророчество телеграфиста). Прочитаем последние слова письма.

Обратите внимание, что музыку Бетховена слушает совсем не та равнодушная, спокойная княгиня, какой она была в начале рассказа.

Вторая соната Бетховена созвучна настроению Веры, она словно пробуждается к жизни.

- Последние слова рассказа – слова Веры: «Нет, нет – он меня простил теперь. Все хорошо». В чем была виновата княгиня Вера Николаевна Шеина перед телеграфистом Желтковым?

Идея рассказа: В «Гранатовом браслете», кажется, сложно искать причины драмы Желткова и в социальном устройстве общества: но, читая, невольно задаешься вопросом: отчего же так дурно устроена жизнь, что к людям невозможно достучаться не с болью и бедой, а с любовью? Откуда в них равнодушие, высокомерие и самодовольство, и почему они разучились любить?

        -Куда делся гранатовый браслет, символ любви?

(Желтков: «…вы можете этот браслет повесить на икону») – дарит Богоматери. Свою любовь, никому не нужную в мире людей, он приносит в дар высшему идеалу Вечной женственности.  Но почему?

(последнее письмо Желткова: любовь как награда)

        Счастлива ли Вера с мужем?

        Счастлив ли Амосов?

        Счастлива ли Анна?

        Кто самый счастливый? (Желтков; он благодарен богу за щедрый подарок).

Вывод.

Любовь, по Куприну, «всегда трагедия, всегда борьба и достижение, всегда радость и страх, воскрешение и смерть». Трагичность любви, трагичность жизни лишь подчеркивают их красоту.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по рассказу В. Пелевина "Затворник и Шестипалый" литература 10 класс и презентация к нему.

Конспект урока в 10-м классе по теме«Проблема счастья и смысла жизни в рассказе В. Пелевина «Затворник и Шестипалый».Форма урока – урок внеклассного чтения.Данный урок может быть проведён после ...

Методическая разработка урока по рассказу А.Куприна «Гранатовый браслет»

Урок по рассказу А.Куприна. Мы     познакомим учащихся с историей создания рассказа, покажем редчайший дар высокой любви,  величие пережитого простым человеком; расскажем о ре...

Конспект урока по рассказу "Уроки французского"

Конспект урока в 6 классе на тему "Уроки доброты по рассказу "Уроки французского""...

Конспект урока по рассказу А.И.Куприна "Гранатовый браслет"

Предлагаемый урок литературы в 11-м классе «Тема любви в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет» знакомит учащихся с творчеством замечательного русского писателя 20 века. Аналитическая беседа опирае...

План-конспект урока по рассказу В.Распутина «Уроки французского», презентация к уроку

План- конспект урока по рассказу В.Распутина "Уроки французского", презентация к уроку....

Конспект урока по повести А.Куприна "Гранатовый браслет"

Цели:- Анализ текста художественного произведения, обучение ведению диспута, -развитие умения использования литературоведческих терминов,-обучение монологическому аргументированному ответу,-актив...