Роль интерактивных средств обучения в учебном процессе
статья по литературе по теме
Роль интерактивных средств обучения в учебном процессе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektronnyy_uchebnik_chekhov_pererabotannyy.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНЫЕ СРЕДСТВА
Одним из средств повышения качества обучения является электронный учебник (ЭУ). Являясь ядром информационных технологий обучения, он представляет содержание образования на уровне учебного материала (совокупность теоретического, справочно-информационного, практического) и способен реализовать диагностический компонент (задания для тренинга, контроля и оценки знаний учащихся), включенный непосредственно в процесс обучения.
Электронный учебник может представлять информацию в виде текстового, графического изображения, а также мультимедийных звуковых и видеоэффектов, что способствует лучшему усвоению изучаемого материала.
Это единый программно-методический комплекс, содержащий сведения по конкретному вопросу, теме или разделу, всему учебному предмету. Электронный учебник отвечает требованиям, предъявляемым к традиционным учебникам, одновременно реализуя новые возможности и решая новые задачи.
Он содержит все базисные положения учебного материала, соответствующие учебным планам, программам и стандартам.
Кроме того, электронный учебник содержит как основную, так и дополнительную информацию по теме предмета, контекстные вопросы и тренировочные упражнения, вопросы и упражнения для тематического обобщения и повторения материала, развития эвристического мышления, контрольные вопросы и задания, направленные на проверку усвоения обучающимися каждой темы, раздела и курса в целом. Кроме этого, ЭУ, как и обычный учебник, содержит глоссарий базовых понятий по предмету, необходимый контекстный и внеконтекстный справочный материал, многоуровневые инструктивные материалы, облегчающие работу с ним.
Главным отличием ЭУ от обычного учебника является качественно иная насыщенность иллюстративным материалом (вернее сказать, что современный учебник по литературе (за последние 10-15 лет – около 10 учебников разных авторов), не содержит никаких практически иллюстраций), видеороликами, звуковым сопровождением, возможность работы на уроке с видеотекстами рассматриваемых художественных произведений (анализ стихотворения, рассказа, эпизода романа, повести, явления в пьесе, монолог или диалог.
Вашему вниманию я представляю электронный учебник по творчеству А.П.Чехова (первая тема по литературе 2 курса). Почему эта тема? Во-первых, у меня сегодня 2 курс, во-вторых, показать учащимся наглядно, что такое презентация по творчеству того или иного автора, как осуществлялся отбор материала и как это все выглядит практически. При запуске программы выводится главная форма ЭУ, на которой отражены названия тем (модулей):
Папка «Биография автора»: («Биографическая справка», «Краткая хроника жизни и творчества», «Биографический очерк», «Поездка на Сахалин», «Город детства Таганрог», «Московский период», «Доктор Чехов», «К Чехову, в Мелихово», «Из воспоминаний М.П.Чехова», «И.Репин о встречах с Чеховым», «Чехов в Баденвайнере. Из воспоминаний О.Л. Книппер-Чеховой»).
Папка «Обзор творчества»: «Общая характеристика творчества», (1 период: анализ рассказов «Смерть чиновника», «Ванька», «Толстый и тонкий», «Унтер Пришибеев»), (2 период – «Палата №6», «Попрыгунья», «Учитель словесности». «Студент»). 3 период – «Дом с мезонином», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Злой мальчик», «Случай из практики», «Душечка», «Дама с собачкой», «Невеста»)
Папка «Ионыч» («История создания», «Схема – тезисы», «О сюжете», «Художественные особенности», «Смысл заглавия», «Причины деградации Старцева», «Что хотел сказать автор», «Язык произведения. Синонимия и антонимия», Лингвостилистический анализ» «Урок- диспут: что такое мещанство?», «Урок-суд над Ионычем»
Папка «Вишневый сад» («Чеховская драматургия. Обзор», «История создания», «Схема-конспект», «Схема - тезисы», «Смысл названия. Из воспоминаний К.С.Станиславского», «Анализ пьесы по действиям», Жанровое своеобразие», «Своеобразие сюжета и конфликта», «Особенности поэтики новой драмы», «Новаторство Чехова», «Образ Трофимова и образ Лопахина», «Подводные течения в пьесе», «Роль символов», «Второстепенные персонажи», Музыка и время в пьесе» и др. Здесь же предлагаются разные «Вопросы и задания творческого характера»
Папка «Контроль» Она содержит (3 различных теста, вопросы на знание художественных программных произведений, ДКР по «Вишневому саду», Викторина, «Чей это портрет», Тематика домашних и классных письменных работ, «Из каких произведений эти строки», вопросы повторения и обобщения по теме, «Знаете ли вы действующих лиц», «Темы письменных работ» и др. Даны ответы. Так как это все выполнено в слайдах, то программа позволяет слайд с ответами скрыть и не показывать).
Папка «Приложение» Она у меня включает: («Что должны знать и уметь учащийся по литературе», «Критерии оценки сочинений и изложений», «Оценка устных ответов по литературе», «Литературоведческая терминология», «Синхронистическая таблица», «Виды изложений», «Жанры сочинения», «Список литературы по внеклассному чтению», «План работы над рефератом-презентацией», «План анализа эпизода», «План семинара», «Законы диспута», «План характеристики персонажа», «Как читать драматическое произведение», «Письма Чехова», «План изучения обзорной статьи» и др.)
Папка «Программа и поурочные планы по теме: «Жизнь и творчество А.П.Чехова» (вариация) Дан библиографический справочник.
Папка «Справочный материал к уроку для преподавателя»
Папка «Тексты художественных произведений»
Папка «Заочные путешествия по литературным местам»
Это преподносится в виде презентаций:
«Чехов и Таганрог»,
«Чехов и Москва»,
«Чехов и Мелихово»,
«Чехов и Ялта»,
«Чехов в фотопортретах»
«По литературным местам: Сахалин, Удмуртия, юг Крыма, г. Сумы на Украине»
При выборе темы открывается нужная папка, а там дан перечень файлов вопросов. Определившись с нужным вопросом, открываем форму с содержанием текста.
По ходу изучения теоретического материала вниманию учащихся предлагаются иллюстрации, графики, таблицы-схемы, другой справочный материал, что способствует развитию таких важных качеств, как интуиция, образное мышление. Каждая тема (биография писателя-драматурга, обзор творчества, «Ионыч» и «Вишневый сад») содержит набор практических заданий различной степени сложности, тесты для контроля усвоения знаний, перечень изучаемых терминов, их определение и пояснение, перечень учебных пособий и периодических изданий с информацией по данной теме.
Электронный учебник предельно прост в использовании. Есть возможность вывести на печать необходимую информацию, быстро вернуться к любой теме, вопросу, схеме- рисунку и т. д., работать в режиме самоконтроля и контроля учащихся со стороны преподавателя по каждой теме урока и по разделу в целом.
Электронный учебник имеет дидактические преимущества по сравнению с традиционным: в технологии мультимедиа создается обучающая среда с ярким наглядным представлением информации; осуществляется интеграция значительных объемов информации на едином носителе; предоставляется возможность выбора индивидуальной схемы изучения материала; осуществляется обратная связь через систему тестов, что позволяет корректировать процесс изучения материала.
Такой учебник можно эффективно использовать на лекциях и практических занятиях в аудитории и дома для самостоятельной работы учащихся в оптимальном режиме и в удобное для них время.
В зависимости от уровня подготовки учащегося, его профессиональных интересов можно обратиться к указанной в ЭУ литературе для более широкого понимания изучаемой темы. (Интернет библиотека). Таким образом, учащийся работает в удобной информационной среде, что стимулирует его познавательную деятельность, усиливает мотивацию к обучению и самообразованию.
Конкретные приемы использования ЭУ в познавательной деятельности учащихся определяются особенностями предмета «Литература». Задача преподавателя — помочь учащемуся наиболее эффективно организовать учебно-познавательную деятельность, рационально планировать и осуществлять самостоятельную работу, обеспечивать формирование общеучебных умений и навыков. Вместе с тем, я не переоцениваю возможности компьютеров, так как передача информации сама по себе не обеспечивает передачи знания, поэтому компьютерные технологии следует рассматривать как очень эффективное вспомогательное средство обучения и организации самостоятельной работы.
Все больше учащихся самостоятельно пользуются Интернетом в домашних условиях. Иными словами, делайте по образцу. Хотя некоторые, владеющие компьютером и умеющие пользоваться базами данных из Интернета, могут сделать это нисколько не хуже. Главное, нацелить и подсказать в нужный момент и поддержать творческий настрой учащихся.
Учащиеся самостоятельно осуществляют поиск материалов в электронном виде, необходимых для написания рефератов, курсовых, дипломных работ, составления презентаций.
Это стимулирует преподавателя использовать дифференцированный подход к организации самостоятельной работы учащихся, чтобы эффективнее управлять процессом их обучения.
А для этого преподавателю при организации учебного процесса в аудитории и самостоятельной работе учащихся необходимо учитывать особенности получения информации из сети Интернет. Если учащихся не обучить методам получения информации, то первые неудачи могут охладить желание работать в этом направлении. Поэтому преподавателям информационных технологий в качестве методической помощи учащимся и преподавателям необходимо составить программу специальных курсов, помогающих освоить поисковые возможности Интернета.
Обобщая вышеизложенное, отмечу, что применение интерактивных электронных учебных средств позволяет расширить и углубить знания обучающихся; раскрыть их творческий потенциал и развить познавательные способности; сформировать умение оптимизировать такие виды деятельности, как сбор, систематизация, хранение, поиск, обработка и представление информации; значительно повысить эффективность усвоения информации в процессе обучения, расширить возможности ее получения; более полно реализовать педагогические цели, направленные на развитие личности обучаемого, подготовку его к самостоятельной деятельности.
На мой взгляд, такой вспомогательный учебник в электронном виде можно использовать по любому предмету, будь он общеобразовательный или специальный.
Приложение 1
Структура электронного учебника (по автору)
- Введение. Фото автора. Ф.И.О. Даты жизни.
- Биографическая справка (презентация). Краткая летопись жизни.
- Материалы к биографии (воспоминания современников)
- Этапы биографии и творческого пути автора
3.Общая характеристика творчества автора;
4. Начало творческого пути. Анализ …
5. Анализ произведения « »
- комментарий к произведению;
- замысел и история создания;
- краткое содержание произведения (сюжет);
- характеристика действующих лиц;
- проблематика и идея произведения;
- композиция произведения;
- жанровое своеобразие и заглавие произведения;
- язык произведения;
6. Критика о творчестве автора.
7. Значение творчества.
11. Приложение:
11.1. Автор (произведение) в искусстве (скульптура, живопись…) презентация
11.2. Памятные места (презентация)
Приложение 2
Структура презентации (реферата) для учащихся 9 класса
1.Если тема, например, «М.В.Ломоносов», то в работе (презентация/ реферат), отразить вопросы, связанные с биографией и общей (краткой) характеристикой творчества автора:
а) Фото автора. Ф.И.О. Даты жизни.
б) Биографическая справка / Краткая летопись жизни.
- в) Этапы биографии и творческого пути автора/ Общая характеристика творчества автора
- г) Материалы к биографии (воспоминания современников).
2.Если тема, например, «Горе от ума» А.С.Грибоедова, то в работе (презентация/ реферат) отразить вопросы, связанные с анализом произведения:
- комментарий к произведению;
- замысел и история создания;
- краткое содержание произведения (сюжет);
- характеристика действующих лиц;
- проблематика и идея произведения;
- композиция произведения;
- жанровое своеобразие и заглавие произведения;
- язык произведения
Приложение 3
Внимание!
Презентация по литературе состоит из трех частей:
1 часть - Биография автора - до 7-10 слайдов
Фото автора. Ф.И.О. Даты жизни (первый слайд)
Биографическая справка или Краткая летопись жизни. (2-3 слайда)
- Материалы к биографии (воспоминания современников) (1-2 слайда)
- Этапы биографии и творческого пути автора (2-3 слайда)
2 часть - (анализ произведения (по указанию преподавателя)- 15-20 слайдов
- замысел и история создания;
- краткое содержание произведения (сюжет);
- характеристика действующих лиц;
- проблематика и идея произведения;
- композиция произведения;
- жанровое своеобразие и заглавие произведения;
- язык произведения;
- комментарий к произведению;
3 часть презентации (заключение) - 5-7 слайдов
Критика о творчестве автора.
Значение творчества.
Автор (произведение) в искусстве (скульптура, живопись…)
Памятные литературные места
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование интерактивных методов обучения в учебном процессе (метод модерации)»
Методическая разработка на тему:«Использование интерактивных методов обучения в учебном процессе (метод модерации)»...
Применение интерактивных средств обучения в учебном процессе
В статье раскрывается необходимость применения интерактивных методов восприятия материала, а также использование мультимедийных презентаций в учебном процессе....
Роль и место проблемного обучения в учебном процессе
Стаья о проблемном обучении....
Доклад на конференции на научно-практической конференции в МГИРЭиА по теме: «Эффективность использования мультимедийных средств обучения в учебном процессе»
Доклад по теме: "Эффективность испльзования мультимедийных средств обучения в учебном процессе"...
Роль и место проблемного обучения в учебном процессе
Несомненно, не всякий материал может служить основой для создания проблемной ситуации. К непроблемным элементам учебного материала относится вся конкретная информация, содержащая ц...
Интерактивная доска как средство повышения эффективности учебного процесса
В данном материале показанны некоторые способы использования интерактивной доски на уроках математики....
Учебно-методический материал с использованием электронных и интерактивных средств обучения по теме "Страдательный залог"
Процесс информатизации образования, в основе которого лежат информационные и компьютерные технологии, даёт возможность оптимизации методов обучения в современной школе и более полную реали...