Роль интерактивных средств обучения в учебном процессе
статья по литературе по теме

Завитаев Сергей Александрович

Роль интерактивных средств обучения в учебном процессе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektronnyy_uchebnik_chekhov_pererabotannyy.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНЫЕ СРЕДСТВА

Одним из средств повышения качества обучения является электронный учебник (ЭУ). Являясь ядром информационных технологий обучения, он представляет содержание образования на уровне учебного материала (совокупность теоретического, справочно-информационного, практического) и способен реализовать диагностический компонент (задания для тренинга, контроля и оценки знаний учащихся), включенный непосредственно в процесс обучения.

Электронный учебник может представлять информацию в виде текстового, графического изображения, а также мультимедийных звуковых и видеоэффектов, что способствует лучшему усвоению изучаемого материала.

Это единый программно-методический комплекс, содержащий сведения по конкретному вопросу, теме или разделу, всему учебному предмету. Электронный учебник отвечает требованиям, предъявляемым к традиционным учебникам, одновременно реализуя новые возможности и решая новые задачи.

Он содержит все базисные положения учебного материала, соответствующие учебным планам, программам и стандартам.

Кроме того, электронный учебник содержит как основную, так и дополнительную информацию по теме предмета, контекстные вопросы и тренировочные упражнения, вопросы и упражнения для тематического обобщения и повторения материала, развития эвристического мышления, контрольные вопросы и задания, направленные на проверку усвоения обучающимися каждой темы, раздела и курса в целом. Кроме этого, ЭУ, как и обычный учебник, содержит глоссарий базовых понятий по предмету, необходимый контекстный и внеконтекстный справочный материал, многоуровневые инструктивные материалы, облегчающие работу с ним.

Главным отличием ЭУ от обычного учебника является качественно иная насыщенность иллюстративным материалом (вернее сказать, что современный учебник по литературе (за последние 10-15 лет – около 10 учебников разных авторов), не содержит никаких практически иллюстраций), видеороликами, звуковым сопровождением, возможность работы на уроке с видеотекстами рассматриваемых художественных произведений (анализ стихотворения, рассказа, эпизода романа, повести, явления в пьесе, монолог или диалог.

Вашему вниманию я представляю электронный учебник по творчеству А.П.Чехова (первая тема по литературе 2 курса). Почему эта тема? Во-первых, у меня сегодня 2 курс, во-вторых, показать учащимся наглядно, что такое презентация по творчеству того или иного автора, как осуществлялся отбор материала и как это все выглядит практически. При запуске программы выводится главная форма ЭУ, на которой отражены названия тем (модулей):

Папка «Биография автора»: («Биографическая справка», «Краткая хроника жизни и творчества», «Биографический очерк», «Поездка на Сахалин», «Город детства Таганрог», «Московский период», «Доктор Чехов», «К Чехову, в Мелихово», «Из воспоминаний М.П.Чехова», «И.Репин о встречах с Чеховым», «Чехов в Баденвайнере. Из воспоминаний О.Л. Книппер-Чеховой»).    

Папка «Обзор творчества»: «Общая характеристика творчества», (1 период: анализ рассказов «Смерть чиновника», «Ванька», «Толстый и тонкий», «Унтер Пришибеев»), (2 период – «Палата №6», «Попрыгунья», «Учитель словесности». «Студент»). 3 период – «Дом с мезонином», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Злой мальчик», «Случай из практики», «Душечка», «Дама с собачкой», «Невеста»)

Папка «Ионыч» («История создания», «Схема – тезисы», «О сюжете», «Художественные особенности», «Смысл заглавия», «Причины деградации Старцева», «Что хотел сказать автор», «Язык  произведения. Синонимия и антонимия», Лингвостилистический анализ» «Урок- диспут: что такое мещанство?», «Урок-суд над Ионычем»

Папка «Вишневый сад» («Чеховская драматургия. Обзор», «История создания», «Схема-конспект», «Схема - тезисы», «Смысл названия. Из воспоминаний К.С.Станиславского», «Анализ пьесы по действиям», Жанровое своеобразие», «Своеобразие сюжета и конфликта», «Особенности поэтики новой драмы», «Новаторство Чехова», «Образ Трофимова и образ Лопахина», «Подводные течения в пьесе», «Роль символов», «Второстепенные персонажи», Музыка и время в пьесе» и др.  Здесь же предлагаются разные «Вопросы и задания творческого характера»

Папка «Контроль» Она содержит (3 различных теста, вопросы на знание художественных программных произведений, ДКР по «Вишневому саду», Викторина, «Чей это портрет», Тематика домашних и классных письменных работ, «Из каких произведений эти строки», вопросы повторения и обобщения по теме, «Знаете ли вы действующих лиц», «Темы письменных работ» и др. Даны ответы. Так как это все выполнено в слайдах, то программа позволяет слайд с ответами скрыть и не показывать).  

 Папка «Приложение» Она у меня включает: («Что должны знать и уметь учащийся по литературе», «Критерии оценки сочинений и изложений», «Оценка устных ответов по литературе», «Литературоведческая терминология», «Синхронистическая таблица», «Виды изложений», «Жанры сочинения», «Список литературы по внеклассному чтению»,  «План работы над рефератом-презентацией», «План анализа эпизода», «План семинара», «Законы диспута», «План характеристики персонажа», «Как читать драматическое произведение», «Письма Чехова», «План изучения обзорной статьи» и др.)

Папка «Программа и поурочные планы по теме: «Жизнь и творчество А.П.Чехова» (вариация) Дан библиографический справочник.

Папка «Справочный материал к уроку для преподавателя»

Папка «Тексты художественных произведений»

Папка «Заочные путешествия по литературным местам»

Это преподносится в виде презентаций:

 «Чехов и Таганрог»,

«Чехов и Москва»,

«Чехов и Мелихово»,

«Чехов и Ялта»,

 «Чехов в фотопортретах»

«По литературным местам: Сахалин, Удмуртия, юг Крыма, г. Сумы на Украине»

При выборе темы открывается нужная папка, а там дан перечень файлов вопросов. Определившись с нужным вопросом, открываем форму с содержанием текста.

По ходу изучения теоретического материала вниманию учащихся предлагаются иллюстрации, графики, таблицы-схемы, другой справочный материал, что способствует развитию таких важных качеств, как интуиция, образное мышление. Каждая тема (биография писателя-драматурга, обзор творчества, «Ионыч» и «Вишневый сад») содержит набор практических заданий различной степени сложности, тесты для контроля усвоения знаний, перечень изучаемых терминов, их определение и пояснение, перечень учебных пособий и периодических изданий с информацией по данной теме.

Электронный учебник предельно прост в использовании. Есть возможность вывести на печать необходимую информацию, быстро вернуться к любой теме, вопросу, схеме- рисунку и т. д., работать в режиме самоконтроля и контроля учащихся со стороны преподавателя по каждой теме урока и по разделу в целом.

Электронный учебник имеет дидактические преимущества по сравнению с традиционным: в технологии мультимедиа создается обучающая среда с ярким наглядным представлением информации; осуществляется интеграция значительных объемов информации на едином носителе; предоставляется возможность выбора индивидуальной схемы изучения материала; осуществляется обратная связь через систему тестов, что позволяет корректировать процесс изучения материала.

Такой учебник можно эффективно использовать на лекциях и практических занятиях в аудитории и дома для самостоятельной работы учащихся в оптимальном режиме и в удобное для них время.

В зависимости от уровня подготовки учащегося, его профессиональных интересов можно обратиться к указанной в ЭУ литературе для более широкого понимания изучаемой темы. (Интернет библиотека). Таким образом, учащийся работает в удобной информационной среде, что стимулирует его познавательную деятельность, усиливает мотивацию к обучению и самообразованию.

Конкретные приемы использования ЭУ в познавательной деятельности учащихся определяются особенностями предмета «Литература». Задача преподавателя — помочь учащемуся наиболее эффективно организовать учебно-познавательную деятельность, рационально планировать и осуществлять самостоятельную работу, обеспечивать формирование общеучебных умений и навыков. Вместе с тем, я не переоцениваю возможности компьютеров, так как передача информации сама по себе не обеспечивает передачи знания, поэтому компьютерные технологии следует рассматривать как очень эффективное вспомогательное средство обучения и организации самостоятельной работы.

Все больше учащихся самостоятельно пользуются Интернетом в домашних условиях. Иными словами, делайте по образцу. Хотя некоторые, владеющие компьютером и умеющие пользоваться базами данных из Интернета, могут сделать это нисколько не хуже. Главное, нацелить и подсказать в нужный момент и поддержать творческий настрой учащихся.  

Учащиеся самостоятельно осуществляют поиск материалов в электронном виде, необходимых для написания рефератов, курсовых, дипломных работ, составления презентаций.

Это стимулирует преподавателя использовать дифференцированный подход к организации самостоятельной работы учащихся, чтобы эффективнее управлять процессом их обучения.

А для этого преподавателю при организации учебного процесса в аудитории и самостоятельной работе учащихся необходимо учитывать особенности получения информации из сети Интернет. Если учащихся не обучить методам получения информации, то первые неудачи могут охладить желание работать в этом направлении. Поэтому преподавателям информационных технологий в качестве методической помощи учащимся и преподавателям необходимо составить программу специальных курсов, помогающих освоить поисковые возможности Интернета.

Обобщая вышеизложенное, отмечу, что применение интерактивных электронных учебных средств позволяет расширить и углубить знания обучающихся;  раскрыть их творческий потенциал и развить познавательные способности; сформировать умение оптимизировать такие виды деятельности, как сбор, систематизация, хранение, поиск, обработка и представление информации; значительно повысить эффективность усвоения информации в процессе обучения, расширить возможности ее получения; более полно реализовать педагогические цели, направленные на развитие личности обучаемого, подготовку его к самостоятельной  деятельности.

На мой взгляд, такой вспомогательный учебник в электронном виде можно использовать по любому предмету, будь он общеобразовательный или специальный.

Приложение 1

Структура электронного учебника (по автору)

  1. Введение. Фото автора. Ф.И.О. Даты жизни.
  2. Биографическая справка (презентация). Краткая летопись жизни.
  1.       Материалы к биографии (воспоминания современников)
  2.       Этапы биографии и творческого пути автора

3.Общая характеристика творчества автора;

4. Начало творческого пути. Анализ …

5. Анализ произведения «            »

  • комментарий к произведению;
  • замысел и история создания;
  • краткое содержание произведения (сюжет);
  • характеристика действующих лиц;
  • проблематика и идея произведения;
  • композиция произведения;
  • жанровое своеобразие  и заглавие произведения;
  • язык произведения;

6. Критика о творчестве автора.

7. Значение творчества.

     11. Приложение:

     11.1. Автор (произведение) в искусстве (скульптура, живопись…) презентация

     11.2. Памятные места (презентация)

Приложение 2

Структура презентации (реферата) для  учащихся 9 класса

1.Если тема, например,  «М.В.Ломоносов», то  в работе (презентация/ реферат), отразить вопросы, связанные с биографией и общей (краткой) характеристикой творчества автора:

 а) Фото автора. Ф.И.О. Даты жизни.

 б) Биографическая справка / Краткая летопись жизни.

  1.       в) Этапы биографии и творческого пути автора/ Общая характеристика творчества автора
  2.       г) Материалы к биографии (воспоминания современников).

2.Если тема, например, «Горе от ума» А.С.Грибоедова, то в работе (презентация/ реферат) отразить вопросы, связанные с анализом произведения:

  • комментарий к произведению;
  • замысел и история создания;
  • краткое содержание произведения (сюжет);
  • характеристика действующих лиц;
  • проблематика и идея произведения;
  • композиция произведения;
  • жанровое своеобразие  и заглавие произведения;

                      -    язык произведения

Приложение 3

Внимание!

Презентация по литературе состоит из трех частей:

1 часть - Биография автора -  до 7-10 слайдов

            Фото автора. Ф.И.О. Даты жизни (первый слайд)

           Биографическая справка  или   Краткая летопись жизни.  (2-3 слайда)

  1.       Материалы к биографии (воспоминания современников) (1-2 слайда)
  2.       Этапы биографии и творческого пути автора  (2-3 слайда)

      2 часть - (анализ произведения (по указанию преподавателя)- 15-20 слайдов

  • замысел и история создания;
  • краткое содержание произведения (сюжет);
  • характеристика действующих лиц;
  • проблематика и идея произведения;
  • композиция произведения;
  • жанровое своеобразие  и заглавие произведения;
  • язык произведения;
  • комментарий к произведению;

       3 часть презентации (заключение) -   5-7 слайдов    

       Критика о творчестве автора.

       Значение творчества.

            Автор (произведение) в искусстве (скульптура, живопись…)

Памятные литературные места


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивных методов обучения в учебном процессе (метод модерации)»

Методическая разработка на тему:«Использование интерактивных методов обучения в учебном процессе (метод модерации)»...

Применение интерактивных средств обучения в учебном процессе

В статье раскрывается необходимость применения интерактивных методов восприятия материала, а также использование мультимедийных презентаций в учебном процессе....

Роль и место проблемного обучения в учебном процессе

   Несомненно, не всякий материал может служить основой для создания проблемной ситуации. К непроблемным элементам учебного материала относится вся конкретная информация, содержащая ц...

Интерактивная доска как средство повышения эффективности учебного процесса

В данном материале показанны некоторые способы использования интерактивной доски на уроках математики....

Учебно-методический материал с использованием электронных и интерактивных средств обучения по теме "Страдательный залог"

Процесс информатизации образования, в основе которого лежат информационные и компьютерные технологии,  даёт возможность оптимизации методов обучения в современной школе и более полную реали...