Литературная гостиная "Золотой выпуск Лицея"
учебно-методический материал по литературе на тему

Калюжина Юлия Юрьевна

Литературная гостиная посвящена золотому выпуску Царскосельского Лицея. Рассказывается о знаменитых выпускниках Лицея.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_gostinoy_zolotoy_vypusk_litseya_2.doc166.5 КБ
Файл 1.odp2.93 МБ
Файл 2.odp1.93 МБ
Файл 3.odp2.67 МБ
Файл 4.odp2.29 МБ

Предварительный просмотр:

Сценарий

литературной гостиной для старших классов

 «Золотой выпуск Лицея»

Цель: знакомство учащихся с историей Лицея и его первыми выпускниками.

Задачи:

  1. Знать историю возникновения Лицея, основных представителей первого выпуска, их учителей, особенности жизни и учебы в заведении.
  2. Уметь выступать перед публикой; обращаться с ИКТ.
  3. Развивать умение работать с информацией, отбирать материалы, создавать презентацию; развивать речь.
  4. Воспитывать интерес к изучению истории, литературы; пробуждать чувство дружбы.

ИКТ и ТСО:

- компьютер;

- проектор;

- усилитель и колонки.

Предварительная подготовка:

- составление сценария;

- создание презентации;

- подбор музыкального сопровождения, иллюстраций;

- репетиции с ведущими;

- оформление помещения для гостиной.

Ход мероприятия

В начале жизни школу помню я;
Там нас, детей беспечных, было много;
Неровная и резвая семья...

А. С. Пушкин
«В начале жизни школу помню я...» 1830

Блок 1

Гаснет свет, фрагмент видеофильма о Лицее.

        Музыка, на сцену выходят ведущие.

        В1: Здравствуйте, друзья!

        В2: Мы рады приветствовать вас в нашей литературной гостиной, которая посвящена юбилейной дате со дня образования Царскосельского Лицея. Лицей, давший миру Пушкина и еще много славных имен, прославивших Россию, отпраздновал своё двухсотлетие.

        В1: Мы приглашаем всех отправиться совсем недалеко – всего на два столетия назад, в первые десятилетия 19 века. Мы познакомимся с историей одного класса – 30 человек, мальчишки как мальчишки, и среди них весёлый одноклассник, юный чародей. Это он легко и просто поведёт всех своих друзей в историю, в будущее. И сегодня речь пойдет о золотом выпуске Лицея, его первом выпуске!

В2: Как же все начиналось?!

В1: А началась история Лицея очень давно… Об этом нам поведает историограф.

Презентация.

Блок 2

Историк 1: Слово «лицей» происходит от греческого «ликей» – древнегреческая школа в Афинах, основанная Аристотелем в 335 году до н.э. и существовавшая около восьми столетий. Свое название она получила от храма Аполлона Ликейского, возле которого и размещалась. Позже лицеи как учебные заведения появились во многих странах Западной Европы. Давайте перенесемся в те времена, когда зарождались первые лицеи в России.

12 августа 1810 года Александр I подписал проект, составленный министром Михаилом Сперанским, «о создании в двадцати верстах от столицы особенного, закрытого учебного заведения, где небольшое число дворянских детей должны получать наилучшее образование, чтобы потом наилучшим образом участвовать в управлении и просвещении России».

19 октября 1811 года учебное заведение под этим же названием торжественно открылось в Царском Селе, близ Петербурга. Его создатели надеялись, что Царскосельский Лицей в чем-то станет преемником знаменитой школы древности, о которой здесь, в Царском Селе, напоминала прекрасная парковая архитектура. Однако не только о мире вечного искусства говорила она. Парки хранили память о славных страницах русской истории – о боях Петра Великого, о победе русского оружия при Кагуле, Чесме, Морее.

В2: Здание Лицея располагалось в очень живописном месте, возможно, кто-нибудь из вас уже бывал под Петербургом, в Царском Селе. (ВИДЕО «Царское Село»).

Именно там, в царской резиденции, открылся Лицей.

В1: Слово предоставляется нашему архитектору.

Блок 3

Архитектор поднимается на сцену и по слайдам презентации рассказывает об истории здания Лицея.

Архитектор: Четырехэтажное здание Лицея было построено как флигель Екатерининского дворца между Церковным корпусом и Знаменской церковью. Строительство велось в 1789–1792 годах по проекту архитектора И. Неелова.

В 1811 году, когда было принято решение о создании Царскосельского Лицея, архитектор В. Стасов перестроил здание сообразно нуждам учебного заведения. На 1-м этаже поместили комнаты преподавателей, лазарет и административные помещения, на 2-м столовую с буфетом, канцелярию и Малый конференц-зал.

На 3-м этаже расположились Большой зал, украшенный росписями на античные темы, классы и библиотека. 4-й этаж занимали дортуары – комнаты воспитанников. 

Комната лицеиста Пушкина поражает простотой и малым размером: 4 метра в длину, 1,5 метра в ширину.

Сегодня в музее бывшего Лицея воссоздана оригинальная обстановка, в которой проходила жизнь лицеистов пушкинского выпуска.

В 1843 году Лицей был переименован в Александровский и переведен в Санкт-Петербург. Внутренние помещения бывшего Лицея были перепланированы под жилые комнаты.

1899 г. – в Лицейском садике установлен памятник Пушкину-лицеисту. Монумент был создан Р. Бахом в 1899 году, частично на средства жителей Царского Села.

Во время Великой Отечественной войны здание Царскосельского Лицея было разрушено. В 1969–1975 гг. его удалось восстановить.

Спускается в зал.

Блок 4

В2: На должность директора Лицея был назначен чиновник архива коллегии Иностранных дел Василий Федорович Малиновский. Сейчас он вам расскажет о преподавательском составе Лицея.

Выходит ученик (презентация).

В.Ф.Малиновский: Я решал не только организационные вопросы, меня волновал и педагогический штат Лицея. В подборе наставников нельзя было ошибиться: ведь Лицей - особое учебное заведение, ему покровительствует сам император. Я сумел сделать правильный выбор, пригласив не только опытных педагогов - Давида де Будри, Н.Ф. Кошанского, но и молодых - Я.И. Карцова, А.П. Куницына, И.К. Кайданова, для которых Лицей становится делом всей жизни.

На празднование торжественного акта по случаю открытия лицея присутствовала царская семья. Однако самым памятным для многих событием торжественного дня 19 октября 1811 года была вступительная речь Куницына, преподавателя нравственных и политических наук. Алексей Петрович Куницын не сделал переворота в науке, не был новатором или первооткрывателем. Его знания основывались на достижениях современной ему философии и экономики. Он знакомил молодых людей с европейской философской мыслью в области политико-нравственных наук, ещё порой мало известной в русских учёных кругах и почти не встречавшейся в переводах на русский язык, но его умозаключения и выводы, касающиеся российского законодательства, смелость и откровенность высказываний – всё это было явлением необычным. Лекции Куницына звучали как политическая программа.

Большое воспитательное значение имел для лицеистов преподаватель французского языка Де Будри, родной брат Марата. Из всех педагогов Лицея один Де Будри сумел заставить учеников заниматься, и если лицеисты позволяли себе шалости с ним, то позднее оценили его, «отдав полную справедливость благотворному влиянию, которое имел он и на их образование.

Российскую и латинскую словесность с 1811 по 1828 г. преподавал выпускник  Московского университета, автор учебников по риторике, профессор, доктор философских наук Николай Федорович Кошанский. И было ему в то время 29 лет. Он страстно любил поэзию античности, был знатоком древней литературы и привил любовь к ней своим ученикам. Зная греческий, латынь, французский, немецкий, английский, он переводил книги и пособия, необходимые лицею. Н.Ф. Кошанский считал основой литературного образования умение писать, сочинять и с одобрением относился к стихотворным опытам своих воспитанников. Нередко на уроках он предлагал писать стихи на заданную тему. "Как теперь вижу тот послеобеденный класс Кошанского, - вспоминал позднее Иван Пущин, - когда, окончив лекцию несколько раньше урочного часа, профессор сказал: "Теперь, господа, будем пробовать перья: опишите мне, пожалуйста, розу стихами".

Для Пушкина самым приятным наставником был проф. Галич, временный заместитель Николая Федоровича Кошанского (учителя родного языка и литературы), особенно приятный потому, что менее всего был «наставником», проще держался со своими учениками, по-видимому, нередко становился с ними на дружескую, товарищескую ногу. Быть может, это вредило делу обучения, но вносило ту «человечность» в отношения, то признание равноправности, при котором юный поэт чувствовал мир своей души в безопасности от чуждых, нежелательных вторжений.

Энгельгардт (второй директор Лицея) – человек большой душевной теплоты, честный, благородный, талантливый педагог. В записке Александру I он писал, что директор «должен быть в заведении как отец семейства и подобно ему управлять». Так и было в Лицее в пору его директорства. Александр I очень благоволил Егору Антоновичу, что несомненно шло на пользу лицею. А вот с Министерством просвещения отношения не сложились. В бумагах Энгельгардта сохранились краткие заметки на немецком языке, посвященные проблемам воспитания. Заметки и сейчас представляют огромный интерес. Энгельгардт разрешил отпуска из лицея в пределах Царского, приглашал лицеистов к себе домой на семейные вечера. От Энгельгардта пошла традиция давать балы. Егору Антоновичу на практике удалось воплотить свои идеи. Он воспитывал своим собственным нравственным примером. Со многими воспитанниками он сохранил почти родственные отношения. С Пушкиным и Кюхельбекером отношения не сложились. Но это не помешало Егору Антоновичу заступиться за Пушкина перед Александром I. Он переписывался с государственными преступниками И. Пущиным и В. Кюхельбекером.

Кайданов, Иван Кузьмич (1782- 1843), педагог и писатель. С 1811 профессор Царскосельского лицея. Автор учебников по истории. В своих лекциях Кайданов, как Куницын и Кошанский, использовал знаменитые «Плутарховы сравнительные жизнеописания славных мужей». Издание это в переводе с греческого Дестуни стало впоследствии настольной книгой декабристов. Лекции Кайданова, живые и интересные, несомненно оставили свой след в памяти Пушкина как будущего историографа. Со временем взгляды Кайданова становятся все умереннее, и постепенно он отходит от своих критических позиций. Кайданов издает труды по российской и всемирной истории. По воспоминаниям воспитанников Лицея, лекции его были значительнее его печатных работ.

Учитель рисования Сергей Гаврилович Чириков занимался с воспитанниками увлеченно. Более всего они копировали с различных гравюр, со слепков и рисовали с натуры друг друга, а иногда приезжавших в Лицей родных и знакомых. Уроки С.Г. Чирикова не прошли бесследно — всех своих питомцев он научил рисовать. Чирикова лицеисты любили за ровный и приятный характер, за обходительность, за некоторое достоинство, не позволяющее нам таких с ним шалостей, на которые они пускались.

Эти и другие педагоги оставили свой след в развитии первых выпускников Лицея.

В1: Скажите, сколько их было, первых выпускников?

В.Ф.Малиновский: На первый курс было принято 30 лицеистов. Обучение длилось шесть лет и приравнивалось к университетскому. Первые три года – так называемый начальный курс – изучались предметы старших классов гимназии. Три последующих года – окончательный курс – содержал основные предметы трех факультетов университета: словесного, нравственно-политического и физико-математического.

В2: А кто мог учиться в Лицее?

В.Ф.Малиновский: Только дети дворян. Первоначально предполагалось, что в Лицее вместе с детьми дворян завершат своё образование младшие братья Александра I – Николай и Михаил. Но замысел остался неосуществлённым. Однако идея разместить учебное заведение в любимой резиденции императора – Царском Селе – была воплощена в жизнь.

В1: Спасибо  большое за интересную информацию, Василий Федорович.

Уходит. Музыка.

Блок 5

В1: Я читала, что учеба в Лицее сильно отличалась от нашей нынешней.

В2: И чем же?

В1: Об этом нам расскажет второй директор Лицея, талантливый педагог и просто душевный человек – Егор Антонович Энгельгардт.

Выходит на сцену (в сопровождении презентации).

Е.А.Энгельгардт: Лицей был закрытым воспитательным учебным заведением. Распорядок жизни здесь был строго регламентирован. Вставали воспитанники в шесть часов утра. В семь часов начинались занятия, продолжавшиеся два часа. В десятом часу лицеисты завтракали и совершали небольшую прогулку, после чего возвращались в класс, где занимались еще два часа. В двенадцать отправлялись на прогулку, по окончании которой повторяли уроки. Во втором часу обедали. После обеда - три часа занятий. В шестом - прогулка и гимнастические упражнения. Занимались воспитанники в общей сложности семь часов в день. Часы занятий чередовались с отдыхом и прогулками. Прогулки совершались в любую погоду в Царскосельском саду. Отдых воспитанников - это занятия изящными искусствами и гимнастическими упражнениями. Среди физических упражнений в то время особенно популярны были плавание, верховая езда, фехтование, зимой - катание на коньках. Предметы, способствующие эстетическому развитию, – рисование, чистописание, музыка, пение – и сейчас есть в программе средней школы.

Воспитанники много читали. Одна из главных задач лицейского образования – развить умственные способности, научить воспитанников самостоятельно мыслить. Важнейшее место в программе обучения отводилось глубокому изучению российской истории. Развитие патриотических чувств тесно связывалось со знанием родной страны, ее прошлого, настоящего, будущего.

Большое внимание уделялось изучению жизнеописаний великих людей – считалось, что исторические примеры помогут самовоспитанию личности, научат великому служению Отечеству.

При составлении учебной программы были учтены возрастные особенности воспитанников. В первый год, когда мальчикам было 10-12 лет, много времени отводилось на изучение языков: российского, французского, латинского и немецкого. Бывали дни, когда учащиеся были обязаны между собой говорить на каком-либо иностранном языке.

Одно из любимых занятий лицеистов – собрания, на которых каждый обязан был что-нибудь рассказать – выдуманное или прочитанное. Постепенно запас стихов, рассказов, эпиграмм увеличивался, и их записывали. Создавались рукописные журналы, и росли лицейские поэты, дружески соревнуясь между собой. А с 1814 года их поэтические опыты стали появляться на страницах российских журналов.

Воспитанники лицея никогда не были праздны. Здесь все было направленно на развитие умственных интересов, поощрялось всякое стремление к знаниям. Так, например, один из них собирал материалы к биографиям великих людей России, а другой составлял словарь, содержащий выписки из произведений близких ему по духу писателей-философов.

Кроме того, воспитанникам запрещалось уходить из Лицея даже на выходных. Я отстоял их право, и постепенно они смогли сначала на выходных, а потом и на каникулах уезжать к своим родным на каникулы.

В2: Интересно, кто же были эти первые 30 воспитанников Лицея? Говорят, многие из них стали очень знамениты и внесли большой вклад в развитие своей страны.

Е.А.Энгельгардт: Давайте обратимся к историкам, они нам поведают о золотом выпуске Лицея 1817 года!

Уходит в зал, поднимаются историки.

Блок 6

Историк 2 и историк 3: В 1811 году первыми воспитанниками Лицея стали (презентация):

 Звучит музыка, слайды презентации.

 Историк 2: Вот они, первые выпускники Лицея!  В рядах стоял подвижный Саша Пушкин рядом с плечистым, крепким Ваней Пущиным. Жизнь одинаково пленительно улыбалась им в этот октябрьский день, но кончилась она столь печально – Пушкин упадет под пулей в январский снег, декабрист Пущин проведет десятки лет в Сибири.

Историк 3: Тут же длинный не по летам, неуклюжий Кюхельбекер, тоже будущий декабрист, а пока что тихий и добрый мальчик Вилли.

Историк 2: Вот Федя Матюшкин, нежный и застенчивый, как красная девушка: он еще не знает, что станет бывалым моряком, что один мыс в Восточно-Сибирском море будет назван его именем.

Историк 3: Вот Саша Горчаков, князь, блистательный красавец, будущий канцлер Российской империи.

Историк 2: Рядом с ним – полный медлительный, задумчивый, в очках, барон Антоша Дельвиг, в будущем поэт и редактор "Литературной газеты".

Историк 3: Вот аккуратный, опрятный мальчик барон Модест Корф, сразу же после Лицея ступивший уверенной ногой на служебную лестницу. Он со временем будет возведен в графское достоинство, написав книгу о бурном восшествии на престол Николая.

Историк 2: А вот еще темноволосый, атлетически сложенный мальчик Сильверий, граф Шевалье де Касальбаргоне. Самый решительный и предприимчивый в шалостях, он сразу же по окончании Лицея уедет на родину, примет участие в революционном восстании, потеряет свои звонкие титулы, потеряет все, что имел, - и в борьбе бок о бок с лордом Байроном за освобождение Греции сложит буйную красивую голову.

Историк 3: Перед нами невысокий, хрупкий, но с сильным характером и несгибаемой волей Володя Вольховский, за спартанский образ жизни прозванный Суворочкой в честь знаменитого Суворова. Жил в комнате № 11, окно которой выходило на Большой (Екатерининский) дворец. Выпущен прапорщиком в гвардию 10 июня 1817 года с первой золотой медалью. 

Историк 2: А вот Паша Гривениц, барон, лицейский товарищ Пушкина, занимал лицейскую комнату 16. Его соседями были Пётр Саврасов и Алексей Илличевский. Проявившееся у Гревеница еще в Лицее увлечение ботаникой со временем превратилось в серьёзную научную работу. Он составил гербарий по флоре Петербургской губернии. После его смерти, как сообщали современники, остались ценные гербарии, составленные из растений, собранных в окрестностях Петербурга, а также интереснейшие записи по ботанике.

Историк 3: А вот и Саша Баку́нин, ставший тверским гражданским губернатором, тайный советник.

Историк 2: Ну, а вот и Костя Данза́с, друг А. С. Пушкинасекундант на дуэли последнего с бароном Жоржем Геккереном (Дантесом), впоследствии станет российским армейским офицером, генерал-майором.  Ещё на школьной скамье сблизился с А. С. Пушкиным, издавал рукописный школьный журнал «Лицейский Мудрец» и сам писал для него. За секундантство на дуэли Пушкина, произошедшей 27 января 1837 года на окраине Санкт-Петербурга, в районе Чёрной речки, на которой Пушкин получил смертельное ранение, был приговорён к виселице, но это наказание, по ходатайству военного и надзорного начальства, Высочайше, было заменено на 2 дополнительных месяца ареста в Петропавловской крепости. Был освобождён 19 мая 1837 года.

Историк 3: А вот и Саша Корсаков, в будущем - поэткомпозитор и лицейский друг Пушкина. Корсаков был соучеником Пушкина в Царскосельском лицее. В Лицее он занимал комнату № 43. В 1812 году Корсаков первым стал выпускать литературный рукописный журнал «Неопытное перо», авторами которого стали он сам, Пушкин и Дельвиг. После окончания Лицея (Корсаков получил похвальный лист № 3 с правом на серебряную медаль), он стал сотрудником Министерства иностранных дел. Осенью 1819 года он был прикомандирован к русской миссии в Риме. В Италии он заболел и вскоре скончался во Флоренции от чахотки.

Историк 2: Вот Сережа Ломоносов — будущий российский дипломат, тайный советник, чрезвычайный посланник и полномочный министр при Нидерландском дворе; лицейский товарищ Пушкина.

Историк 3: Миша  Яковлев — будущий русский композитор, певец и государственный деятель (тайный советниксенатор Российской империи). Профессорами был отмечен как прилежный ученик. Среди лицейских друзей Яковлева были Пушкин (чей литературный кружок он посещал) и Кюхельбекер. Был известен как имитатор (лицейское прозвище — «Паяс 200 номеров»). Лицейскую дружбу Яковлеву удалось пронести через всю дальнейшую жизнь: его самого друзья называли «лицейским старостой», а его квартиру «лицейским подворьем».

Историк 3: Вы обратили внимание на прозвища?! Прозвища начали появляться с первых дней, так было не только с Корниловым.

Историк 2: Пушкина, например, сразу стали звать "Француз", ведь еще до прихода в Лицей он уже прекрасно знал этот язык. Позже из-за его живости и непоседливости появилось еще одно прозвище – "Егоза".

Историк 3: Князь Горчаков много внимания уделял тому, как он выглядит, за что был наречен Франтом.

Историк 2: Смелый, отчаянный и драчливый Иван Малиновский получил кличку Казак, а крупный и ленивый Данзас – Медведь.

Историк 3: За мечты о море будущего адмирала Федора Матюшкина звали "Плыть хочется".

Историк 2: Ласково, но с ехидцей – Олосенькой называли Алексея Илличевского.

Историк 3: Прозвища были у всех. Некоторые даже не нуждались в пояснениях: Иван Пущин – Большой Жанно или Иван Великий.

Историк 2:  Антон Дельвиг – Тося, Тосенька.

Историк 3:  Кюхельбекер – Кюхля.

Историк 2:  Мясоедов – Мясожоров или Мясин.

Историк 3: Снег за окном тек отвесно, завесой прикрывая будущее этих тридцати мальчиков, а в зале было тепло, светло, уютно.

Историк 2: Бог помочь вам, друзья мои,
В заботах жизни, царской службы,
И на пирах разгульной дружбы,
И в сладких таинствах любви!


Историк 3: Бог помочь вам, друзья мои,
И в бурях, и в житейском горе,
В краю чужом, в пустынном море,
И в мрачных пропастях земли!
(19 октября 1827 года)

Звучит музыка, историки спускаются в зал.

Блок 7

В1: Ах, как интересно было учиться в Лицее!

В2: Да, но наступили грустные дни расставания с тихим городком и тенистыми парками, где прошли его школьные годы. Прощай, скромная комнатка № 14 на четвертом этаже, где Пушкин готовился к классным занятиям, писал стихи, перед сном разговаривал через тонкую перегородку с другом Пущиным! Прощайте, липовые аллеи, сияющее озеро с белыми лебедями, уединенные дорожки в зарослях жимолости и сирени, где так было хорошо мечтать над страницами книги и думать о будущем!..

  В1:  В последний раз лицеисты, расстегнув воротники тесных мундиров, соединив руки, шеренгой прошли по старинным аллеям парка, прощаясь с любимыми с детства местами. Юношескими голосами пели они песню расставанья, сочиненную Дельвигом: “Семь лет промчались, как мечтанье”, пели под аккомпанемент гитары всеобщего любимца – Миши Яковлева. Задумчивый, присмиревший Пушкин подпевал им вполголоса.

В2: Впереди была жизнь, манившая к себе юные сердца, свобода от докучных правил Лицея, от строгого начальства и скучноватых лекций. И все-таки жалко было расставаться с привычными классами, с любимыми учителями, с товарищами по школьной скамье – с Дельвигом, с Пущиным, с Кюхельбекером.

            В1: Мой первый друг! Мой друг бесценный!
                        И я судьбу благословил,
                        Когда мой двор уединенный,
                        Печальным снегом занесённый,
                        Твой колокольчик огласил.

В2:  19 октября 1811 года в Царском Селе близ Петербурга тридцать мальчиков сели за парты и стали одноклассниками. Через шесть лет почти все они получили аттестаты. Они были обычными лицеистами, из которых вышли поэты, министры, офицеры, сельские домоседы и неугомонные путешественники. В детстве они читали повести о греческих и римских героях, при жизни и вскоре после смерти они сами становятся легендой, преданием.

Без их дружбы Пушкин не стал бы Пушкиным.

В1: Каждый год бывшие лицеисты собирались вместе, чтобы вспомнить молодые годы, поговорить о настоящем и, конечно, послушать новые стихи. Впоследствии А.С. Пушкиным было написано множество стихов, посвященных этой знаменательной дате. Но самым знаменитым из них по праву можно считать стихотворение «19 октября», написанное в 1825 году.          

Выходят все участники гостиной на сцену и читают стихи.

                                                                                                                                                                     1: Пора и мне... пируйте, о друзья!
Предчувствую отрадное свиданье;
Запомните ж поэта предсказанье:
Промчится год, и с вами снова я,

Исполнится завет моих мечтаний;
Промчится год, и я явлюся к вам!

О сколько слез и сколько восклицаний,
И сколько чаш, подъятых к небесам!

 

                        2: И первую полней, друзья, полней!
                       И всю до дна в честь нашего союза!
                       Благослови, ликующая муза,
                       Благослови: да здравствует Лицей!


                       
3: Наставникам, хранившим юность нашу,
                       Всем честию, и мертвым и живым,
                       К устам подъяв признательную чашу,
                       Не помня зла, за благо воздадим.                                                      

                        4: Друзья мои, прекрасен наш союз!                                                          

                        Он, как душа, неразделим и вечен —                                        

                        Неколебим, свободен и беспечен,                                                                    

                        Срастался он под сенью дружных муз.

                                               

                        5: Куда бы нас ни бросила судьбина                                                                              

                        И счастие куда б ни повело,                                                                            

                        ВСЕ ВМЕСТЕ: Всё те же мы: нам целый мир чужбина                                      

                        Отечество нам Царское Село!

Звучит музыка, все кланяются и уходят.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

200 ЛЕТ ЦАРСКОСЕЛЬСКОМУ ЛИЦЕЮ

Слайд 2

ЛИЦЕЙ…

Слайд 5

АРИСТОТЕЛЬ 335г. до н.э.

Слайд 7

МЕСТО, ГДЕ РАСПОЛАГАЛСЯ ЛИКЕЙ

Слайд 9

ПЕРИПАТ ПЕРИПАТЕТИЧЕСКАЯ ШКОЛА, ПЕРИПАТЕТИКИ

Слайд 10

АЛЕКСАНДР I

Слайд 11

М.СПЕРАНСКИЙ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 7

КОМНАТА А.С.ПУШКИНА

Слайд 12

ВАСИЛИЙ ФЕДОРОВИЧ МАЛИНОВСКИЙ – 1 директор Лицея

Слайд 13

«Вы помните: когда возник Лицей, Как царь для нас открыл чертог царицын, И мы пришли. И встретил нас Куницын Приветствием меж царственных гостей»

Слайд 14

Алексей Петрович Куницын

Слайд 15

Де Будри

Слайд 16

НИКОЛАЙ ФЕДОРОВИЧ КОШАНСКИЙ

Слайд 17

ПРОФЕССОР ГАЛИЧ

Слайд 18

ЕГОР АНТОНОВИЧ ЭНГЕЛЬГАРДТ

Слайд 19

КАЙДАНОВ ИВАН КУЗЬМИЧ

Слайд 20

СЕРГЕЙ ГАВРИЛОВИЧ ЧИРИКОВ

Слайд 22

ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ НИКОЛАЙ ПАВЛОВИЧ ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ МИХАИЛ ПАВЛОВИЧ МЛАДШИЕ БРАТЬЯ АЛЕКСАНДРА I

Слайд 23

ЕГОР АНТОНОВИЧ ЭНГЕЛЬГАРДТ

Слайд 24

14.00 – 15.00 – чистописание и рисование 15.00 – 17.00 – выполнение домашних занятий 17.00 – чай и прогулка 20.30 - ужин 6.00 – подъём, молитва 7.00 – 9.00 – учебные занятия 9.00 – чай с белой булкой 9.00 – 10.00 – прогулка 10.00 – 12.00 – занятия 12.00 – 13.00 – прогулка 13.00 – обед

Слайд 25

Отличительной особенностью Царскосельского лицея являлась единая форма одежды

Слайд 26

Форма в Лицее Отличительной особенностью Царскосельского лицея являлась единая форма одежды. Мундир Лицея состоял из кафтана темно-синего сукна со стоячим воротником из красного сукна и такими же обшлагами, с золотым и серебряным шитьем. Пуговицы были гладкие, позолоченные, подкладка синяя. Камзол и нижнее платье — из белого сукна.

Слайд 28

Список первого набора лицеистов Спальня Годы жизни Воспитанник Прозвище № 6 1798 1852 Павел Юдин № 7 1796 - 1873 Иван Малиновский Казак № 8 1800 - 1876 Модест Корф Модинька, Дьячок № 9 1800 - 1817 Николай Ржевский Кис, Дитя

Слайд 29

№ 10 1798 - 1851 Федор Стевен Швед, Фрицка № 11 1798 - 1841 Владимир Вольховский Суворочка № 12 1799 - 1872 Федор Матюшкин Федернелка, Плыть хочется № 13 1798 - 1859 Иван Пущин Большой Жанно, Иван Великий № 14 1799- 1837 Александр Пушкин Француз, Егоза

Слайд 30

№ 15 1799 - 1830 Петр Саврасов Рыжик, Рыжак № 16 1798 - 1847 Павел Гревениц Бегребниц № 17 1798 - 1837 Алексей Илличевский Олосенька № 18 1799 - 1856 Дмитрий Маслов Наш Карамзин № 19 1801 - 1856 Александр Корнилов Мосье

Слайд 31

№ 29 1801 - 1870 Константин Данзас Осада Данцига, Кабуд, Медведь № 30 1798 - 1883 Александр Горчаков Франт № 31 1799 - 1822 Сильверий Броглио Маркиз № 32 1799 - 1843 Александр Тырков Кирпичный брус № 33 1798 - 1831 Александр Дельвиг Тося, Султан, Мусульман № 34 1801 - 1850 Аркадий Мартынов № 35 1798 - 1880 Сергей Комовский Лиса, Смола, Фиксал

Слайд 32

№ 36 1797 - 1830 Константин Костенский Старик № 37 1798 - 1831 Семён Есаков № 38 1797 - 1846 Вильгельм Кюхельбекер Кюхля, Бекеркюхель № 39 1798 - 1868 Михаил Яковлев Паяс200номеров Комедиант № 40 1800 - 1833 Константин Гурьев* Исключен из лицея в 1813 году за дурное поведение

Слайд 33

№ 42 1799 - 1862 Александр Бакунин № 43 1800 - 1820 Николай Корсаков

Слайд 34

Иван Иванович Пущин (1798-1859) Лицейский товарищ Пушкина и ближайший его друг; "рыцарь правды", по выражению князя С.Г. Волконского; Только о Пущине и о Малиновском вспомнил Пушкин на смертном одре, сказав, что будь они тут, ему бы легче было умирать. Вернувшись из ссылки, Пущин посетил вместе с дочерью Лицей и комнату Пушкина и отслужил панихиду об упокоении своего друга.

Слайд 36

ПУЩИН И.И.

Слайд 37

Тут же не по летам длинный, неуклюжий Кюхельбекер, тоже будущий декабрист, а пока что тихий и добрый мальчик Вилли.

Слайд 38

ВОТ ФЕДЯ МАТЮШКИН, НЕЖНЫЙ И ЗАСТЕНЧИВЫЙ, КАК КРАСНАЯ ДЕВУШКА…

Слайд 39

ОН ЕЩЕ НЕ ЗНАЕТ, ЧТО СТАНЕТ БЫВАЛЫМ МОРЯКОМ, ЧТО ОДИН МЫС В ВОСТОЧНО-СИБИРСКОМ МОРЕ БУДЕТ НАЗВАН ЕГО ИМЕНЕМ

Слайд 40

САША ГОРЧАКОВ, КНЯЗЬ, В БУЩЕМ БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ КРАСАВЕЦ, КАНЦЛЕР РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Слайд 41

Антон Антонович Дельвиг, барон (1798 - 1831) Рядом с ним – полный, медлительный, задумчивый, в очках Антоша Дельвиг, в бущем поэт и редактор «Литературной газеты». Один из ближайших друзей Пушкина с лицейской поры. Окончил лицей с чином коллежского секретаря и был определен сначала в департамент горных и соляных дел, а затем в канцелярию министерства финансов. С Пушкиным Дельвига сблизила общая любовь к поэзии: "С ним толковал обо всем, что душу волнует, что сердце томит", вспоминал впоследствии Пушкин. Дельвиг первым из лицейских поэтов стал печататься в журналах.

Слайд 42

ВОТ АККУРАТНЫЙ, ОПРЯТНЫЙ МАЛЬЧИК БАРОН МОДЕСТ КОРФ . СРАЗУ ЖЕ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ЛИЦЕЯ СТУПИЛ УВЕРЕННОЙ НОГОЙ НА СЛУЖЕБНУЮ ЛЕСТНИЦУ. ОН СО ВРЕМЕНЕМ БУДЕТ ВОЗВЕДЕН В ГРАФСКОЕ ДОСТОИНСТВО, НАПИШЕТ КНИГУ О БУРНОМ ВОСШЕСТВИИ НА ПРЕСТОЛ НИКОЛАЯ

Слайд 43

А ВОТ ЕЩЕ ТЕМНОВОЛОСЫЙ, АТЛЕТИЧЕСКИ СЛОЖЕННЫЙ МАЛЬЧИК СИЛЬВЕРИЙ, ГРАФ ШЕВАЛЬЕ ДЕ КАСАЛЬБАРГОНЕ

Слайд 44

САМЫЙ РЕШИТЕЛЬНЫЙ И ПРЕДПРИИМЧИВЫЙ В ШАЛОСТЯХ, ОН СРАЗУ ПО ОКОНЧАНИИ ЛИЦЕЯ УЕДЕТ НА РОДИНУ, ПРИМЕТ УЧАСТИЕ В РЕВОЛЮЦИОННОМ ВОССТАНИИ, ПОТЕРЯЕТ СВОИ ЗВОНКИЕ ТИТУЛЫ, ПОТЕРЯЕТ ВСЁ, ЧТО ИМЕЛ, - И В БОРЬБЕ БОК О БОК С ЛОРДОМ БАЙРОНОМ ЗА ОСВОБОЖДЕНИЕ ГРЕЦИИ СЛОЖИТ БУЙНУЮ КРАСИВУЮ ГОЛОВУ

Слайд 45

ВОЛОДЯ ВОЛЬХОВСКИЙ Перед нами невысокий, хрупкий, но с сильным характером и несгибаемой волей Володя Вольховский, за спартанский образ жизни прозванный Суворочкой в честь знаменитого Суворова. Жил в комнате № 11, окно которой выходило на Большой (Екатерининский) дворец.

Слайд 46

ВОЛОДЯ ВОЛЬХОВСКИЙ Выпущен прапорщиком в гвардию 10 июня 1817 года с первой золотой медалью.

Слайд 47

ПАША ГРИВЕНИЦ Барон, лицейский товарищ Пушкина, занимал лицейскую комнату 16. Его соседями были Пётр Саврасов и Алексей Илличевский. Проявившееся у Гривеница еще в Лицее увлечение ботаникой со временем превратилось в серьёзную научную работу. Он составил гербарий по флоре Петербургской губернии. После его смерти, как сообщали современники, остались ценные гербарии, составленные из растений, собранных в окрестностях Петербурга, а также интереснейшие записи по ботанике.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

САША БАКУНИН

Слайд 2

СТАЛ ТВЕРЖСКИМ ГРАЖДАНСКИМ ГУБЕРНАТОРОМ, ТАЙНЫМ СОВЕТНИКОМ

Слайд 3

Константин Карлович Данзас (1801 - 1870 ) Товарищ Пушкина по Лицею; в выпуске один из последних, наряду с Пушкиным и Броглио, любимый однокашниками как весельчак, но оставивший память лишь своим прекрасным почерком, коим переписывал лицейские журналы, носившие помету: "В типографии Данзаса". Секундант на дуэли Пушкина с Дантесом (Жоржем Геккерном) Впоследствии станет российским армейским офицером, генерал-майором. Если бы не было участие в дуэли Пушкина, принадлежал бы к наименее заметным его лицейским товарищам. Но Данзас с такою самоотверженностью принял на себя миссию секунданта Пушкина ( ему за это грозила суровая кара ) и затем, после дуэли, показал такую любовь и преданность к умирающему товарищу, что вызвал к себе всеобщее внимание и расположение. За секундантство на дуэли, в которой Пушкин получил смертельное ранение, был приговорен к виселице, но это наказание, по ходатайству военного и надзорного начальства, Высочайше, было заменено на 2 дополнительных месяца ареста в Петропавловской крепости, откуда был освобожден 19 мая 1837 года.

Слайд 4

САША КОРСАКОВ В будущем - поэт, композитор и лицейский друг Пушкина. В Лицее он занимал комнату № 43. В 1812 году Корсаков первым стал выпускать литературный рукописный журнал «Неопытное перо», авторами которого стали он сам, Пушкин и Дельвиг. После окончания Лицея (Корсаков получил похвальный лист № 3 с правом на серебряную медаль), он стал сотрудником Министерства иностранных дел. Осенью 1819 года он был прикомандирован к русской миссии в Риме. В Италии он заболел и вскоре скончался во Флоренции от чахотки.

Слайд 5

СЕРЕЖА ЛОМОНОСОВ Будущий российский дипломат, тайный советник, чрезвычайный посланник и полномочный министр при Нидерландском дворе; лицейский товарищ А.С.Пушкина

Слайд 6

МИША ЯКОВЛЕВ, БУДУЩИЙ РУССКИЙ КОМПОЗИТОР, ПЕВЕЦ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ (ТАЙНЫЙ СОВЕТНИК, СЕНАТОР РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ). ПРОФЕССОРАМИ БЫЛ ОТМЕЧЕН КАК ПРИЛЕЖНЫЙ УЧЕНИК. СРЕДИ ЛИЦЕЙСКИХ ДРУЗЕЙ ЯКОВЛЕВА БЫЛИ ПУШКИН (ЧЕЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ КРУЖОК ОН ПОСЕЩАЛ) И КЮХЕЛЬБЕКЕР. БЫЛ ИЗВЕСТЕН КАК ИМИТАТОР (ЛИЦЕЙСКОЕ ПРОЗВИЩЕ – «ПАЯС 200 НОМЕРОВ»). ЛИЦЕЙСКУЮ ДРУЖБУ ЯКОВЛЕВУ УДАЛОСЬ ПРОНЕСТИ ЧЕРЕЗ ВСЮ ДАЛЬНЕЙШУЮ ЖИЗНЬ: ЕГО САМОГО ДРУЗЬЯ НАЗЫВАЛИ «ЛИЦЕЙСКИМ СТАРОСТОЙ», А ЕГО КВАРТИРУ «ЛИЦЕЙСКИМ ПОДВОРЬЕМ».

Слайд 7

КОРНИЛОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСЕЕВИЧ – «МОСЬЕ» Лицейский товарищ А.С. Пушкина . С 1838 по 1843 г. занимал должность тамбовского губернатора, способство-вал развитию культуры в тамбовском крае.

Слайд 9

ГОРЧАКОВ – «ФРАНТ»

Слайд 10

КОНСТАНТИН ДАНЗАС – «МЕДВЕДЬ»

Слайд 11

ФЕДОР МАТЮШКИН – «ПЛЫТЬ ХОЧЕТСЯ»

Слайд 12

АЛЕКСЕЙ ИЛЛИЧЕВСКИЙ – «ОЛОСЕНЬКА»

Слайд 13

ИВАН ПУЩИН – «БАЛЬШОЙ ЖАННО» или «ИВАН ВЕЛИКИЙ»

Слайд 14

АНТОН ДЕЛЬВИГ – «ТОСЯ», «ТОСЕНЬКА»

Слайд 15

КЮХЕЛЬБЕКЕР – «КЮХЛЯ»

Слайд 16

МЯСОЕДОВ – «МЯСОЖОРОВ» или «МЯСИН»

Слайд 20

«Все те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературный журнал "Мечтатель.Специальный выпуск №2 2011г."

В журнале собраны детские работы о Рождестве....

Литературно-музыкальная композиция, посвящённая 200- летию открытия Лицея "Друзбья мои, прекрасен наш союз"

Такая форма   даёт возможность использовать силу воздействия  литературы, в частности поэзии, на формирование личности учащихся, их нравственных убеждений,  развитие чувства прекра...

Литературна гостиная ко Дню открытия Царскосельского лицея

Сценарий внеклассного мероприятия. Литературная гостиная «Лицеисты»,посвященная дню открытия Царскосельского лицея....

Музыкально-литературная композиция "Лицея день заветный".

Музыкально-литературная композиция "Лицея день заветный" посвящается Дню основания Царскосельского Лицея и предназначена для учащихся 6-7 классов....

Литературная гостиная «Лицея день заветный»

Литературная гостиная «Лицея день заветный» - сценарий....

Литературная композиция “ПОД СЕНЬЮ ДРУЖНЫХ МУЗ…”, посвящённая 205-ой годовщине образования Царскосельского Лицея.

Данную  разработку литературной композиции можно использовать на уроках литературы, внеклассных мероприятиях,посвященных творчеству А.С.Пушкина....

Сценарий литературного праздника ко Дню Лицея "Бессмертный наш Лицей". В помощь учителю.

Целью мероприятия является знакомство учащихся с лицейским периодом жизни великого поэта,лицейскими друзьями Пушкина....