Литературно-музыкальная композиция, посвящённая 200- летию открытия Лицея "Друзбья мои, прекрасен наш союз"
презентация к уроку по литературе (10 класс) по теме
Такая форма даёт возможность использовать силу воздействия литературы, в частности поэзии, на формирование личности учащихся, их нравственных убеждений, развитие чувства прекрасного в человеке, познавательной и творческой активности, развить навыки выразительного чтения, коллективного творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
litseyskiy_vecher.rar | 653.97 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
СЦЕНАРИЙ ЛИТЕРАТУРНОГО ВЕЧЕРА
(К 200-летию открытия Царскосельского Лицея)
«ДРУЗЬЯ МОИ! ПРЕКРАСЕН НАШ СОЮЗ!»
Двое ведущих, дамы одеты в бальные платья 19 века(сидят сбоку за столом со свечами и розой), лицеисты, одетые в чёрные брюки, белые рубашки, на шее повязаны тёмные банты(стоят в глубине сцены спиной к залу. В зале полумрак)
Появляются барышни.
1 барышня:
- Милочки, знаете ли вы, что в Царском Селе открывается лицей. Я слыхала, папА говорил, что тридцать мальчиков будут готовить здесь к высокой государственной службе.
2 барышня:
- Лицей? Откуда такое название?
1 барышня:
- Наверно, это новое модное слово.
3 барышня:
- Ну что вы, милочки, Лицеем или Ликеем называлась одна из трёх гимназий, основанных в 335 году до нашей эры Аристотелем. Она была расположена неподалёку от храма Апполона Ликейского в пригороде Афин – Ликее.
2 барышня:
- Какая ты умная!
Барышни уходят.
Звучит гимн « Боже царя храни…»
Ведущий. Господа, прошу встать. Их величество Император Александр I.
Выход императора Александра I.
Божиею поспешествующею милостию
Мы Александр Первый
Император и Самодержец Всероссийский
Московский, Киевский, Владимирский, Новгородский, Царь Казанский, Царь Астраханский, Царь Сибирский, Царь Херсониса-Таврического, Государь Псковский и Великий Князь Смоленский, Литовский … и прочая, и прочая, и прочая.
…Ныне отверзаем новое Святилище Наук! Некоторое число отличнейшего по талантам и нравственным качествам юношества МЫ желали предназначить особенно к важным частям Государственной службы, а для образования его способностей собрать оное в сие Святилище…
В залог же особенного НАШЕГО к сему Училищу благоволения, даруем ему титло ИМПЕРАТОРСКОГО ЛИЦЕЯ…
(Звучит «Большой вальс» из балета В.А. Гаврилина «Анюта». На последних словах ведущего музыка усиливается. Лицеисты одновременно поворачиваются. Представляются и садятся на один из стульев, поставленных полукругом на сцене.)
ВЕДУЩИЙ: 19 октября 1811 года в Царском Селе близ Петербурга тридцать мальчиков сели за парты и стали одноклассниками. Из этих мальчишек выросли поэты, министры, офицеры, сельские домоседы и неугомонные путешественники.
Пушкинский выпуск. Пушкинский Лицей. Вот о чём наш сегодняшний рассказ.
ВОЛЬХОВСКИЙ: Вольховский Владимир, 13 лет. Прозвище Суворочка.
ВЕДУЩИЙ: Первый ученик. Окончил Лицей с золотой медалью.
ВОЛЬХОВСКИЙ: Я был самым слабым, поэтому много занимался гимнастикой. Когда учил уроки, носил на плечах два тяжёлых словаря. Ребята посмеивались надо мной, иногда в стихах:
Суворов наш
Ура! Марш, марш
Кричит верхом на стуле.
ВЕДУЩИЙ: Вольховский Владимир- через несколько лет член тайного общества декабристов.
ГОРЧАКОВ: Горчаков Александр, 13 лет. Прозвище Франт.
ВЕДУЩИЙ: Будущий министр.
ДЕЛЬВИГ: Дельвиг Антон, 13 лет. Прозвище Тося, Тосинька.
ВЕДУЩИЙ: Близкий друг Пушкина. Создатель альманаха «Северные цветы».
ДЕЛЬВИГ: Я не любил шумные игры, возню. Меня считали ленивым, любителем поспать. Однажды не выучил урок, спрятался под кафедрой и там заснул. Мне тогда написали:
Дай руку, Дельвиг! Что ты спишь?
Проснись, ленивец сонный!
Ты не под кафедрой сидишь,
Латынью усыплённый.
КОРСАКОВ: Корсаков Николай, 11 лет.
ВЕДУЩИЙ: Редактор лицейских журналов, музыкант. Весёлый и милый друг. Умрёт от чахотки во Флоренции, написав себе эпитафию:
Прохожий, поспеши к стране родной своей.
Ах! Грустно умирать далёко от друзей.
КЮХЕЛЬБЕКЕР: Кюхельбекер Вильгельм, 14 лет. Прозвище Кюхля. Мы с Пушкиным были очень дружны. Он написал обо мне много и по-разному:
За ужином объелся я,
А Яков запер дверь оплошно-
И стало мне, мои друзья,
И кюхельбекерно, и тошно.
ВЕДУЩИЙ: Член общества декабристов. Будет осуждён и приговорён к вечной ссылке.
МАЛИНОВСКИЙ: Малиновский Иван, 14 лет. Прозвище Казак. Сын директора Лицея.
Я знал много пословиц и поговорок, за что один из надзирателей называл меня Санчо Панса.
ВЕДУЩИЙ: Был добрым, достойным человеком. Отказался от блестящей генеральской карьеры и никогда об этом не пожалел. Стал помещиком, предводителем дворянства.
ПУЩИН: Пущин Иван, 13 лет. Прозвища: Большой Жано, Иван Великий.
ВЕДУЩИЙ: С хорошими дарованиями. В обращении приятен, вежлив и искренен, но с приличной разборчивостью и осторожностью. Самый близкий друг Пушкина.
14 декабря будет на Сенатской площади. Его осудят и приговорят к 31 году тюрьмы и ссылки.
Звучит «Вальс» Г.В.Свиридова из к-ф «Метель».
ПУШКИН: Пушкин Александр, 11 лет. Прозвища: Француз, Егоза.
В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал,
Читал украдкой Апулея,
А над Вергилием зевал,
Когда ленился и проказил,
По кровле и в окошко лазил,
И забывал латинский класс
Для алых губ и чёрных глаз;
Когда тревожить начинала
Мне сердце смутная печаль,
Когда таинственная даль
Мои мечтанья увлекала…
Когда французом называли
Меня задорные друзья,
Тогда педанты предрекали,
Что ввек повесой буду я.
ВЕДУЩИЙ: Великий русский поэт.
Пушкин и его друзья… Слушая рассказ о них, задумаемся. Что было? Что будет? Сегодня мы вспомним об одном классе, который уже прошёл по жизни до конца. Прошёл много десятилетий назад. Оглядываясь в прошлое, мы как бы соединим наше сегодня и их далеко…
Все лицеисты распределяются по сцене произвольно.
ГОРЧАКОВ: Мы встретились впервые летом 1811 года, прожили вместе 6 лет, а потом ежегодно собирались и праздновали день открытия Лицея-19 октября. Пушкин к этому дню писал стихи:
Пора и мне… пируйте, о друзья!
Предчувствую отрадное свиданье;
Запомните ж поэта предсказанье:
Промчится год, и с вами снова я,
Исполнится завет моих мечтаний;
Промчится год, и я явлюся к вам!
О, сколько слёз и сколько восклицаний,
И сколько чаш, подъятых к небесам!
И первую полней, друзья, полней!
И всю до дна в честь нашего союза!
Благослови, ликующая муза,
Благослови: да здравствует Лицей!
Наставникам, хранящим юность нашу,
Всем честию, и мёртвым, и живым,
К устам подъяв признательную чашу,
Не помня зла, за благо воздадим.
ГОРЧАКОВ: Мы решили через 10 лет после окончания Лицея праздновать серебряную дружбу, через 20 лет- золотую. 19 октября 1880, 1881, 1882 годов я отмечал один- последний живой лицеист.
Звучит первый куплет и припев песни Б.Окуджавы «Кавалергарды», музыка Шварца из
к-ф «Звезда пленительного счастья».
ВОЛЬХОВСКИЙ: За 6 лицейских лет мы полюбили друг друга. Стали друзьями. Мы пронесли эту дружбу через всю жизнь. Пушкин писал:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен-
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас не бросила судьбина,
И счастие куда б не повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
МАЛИНОВСКИЙ: А помните на приёмных экзаменах?..
ПУЩИН: Кажется, я не был из застенчивого десятка, но тут как-то потерялся- глядел на всех и никого не видел. Запомнил только одного мальчика- живого, курчавого, быстроглазого, тоже несколько сконфуженного- Александра Пушкина. По сходству фамилий, потому что наши спальни оказались рядом (моя-№13, его-№14), мне захотелось с ним особенно сойтись.
ВЕДУЩИЙ: Они действительно быстро подружились, стали неразлучны. Это о нём Пушкин позже напишет:
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный
Твой колокольчик огласил…
КОРСАКОВ: За лето и осень мы уже немало привыкли друг к другу, так что нам было не так страшно 19 ОКТЯБРЯ в Екатерининском дворце на церемонии открытия Лицея. Присутствовал сам император Александр 1 с семьёй, было много гостей.
КЮХЕЛЬБЕКЕР: Больше всего запомнилась речь профессора права Куницына. Он говорил об обязанностях гражданина и воина. К концу его замечательной речи мы были покорены. Позже Александра Петровича полюбили все лицеисты, особенно Пушкин.
Куницыну дань сердца и вина!
Он создал нас, он воспитал наш пламень.
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада возжена…
КОРСАКОВ: А после обеда мы все играли в снежки в саду у дворца Растрелли. Снег в ту осень выпал очень рано.
ПУЩИН: Потом начались обычные дни.
Показываются слайды с видами Лицея и сцен из лицейской жизни на фоне музыки.
КЮХЕЛЬБЕКЕР: Лицей – маленький 4-этажный городок. Инспекторы, гувернёры живут внизу, там же и хозяйственное управление.
ВОЛЬХОВСКИЙ: На втором этаже – столовая, больница, конференц-зал.
ДЕЛЬВИГ: Здесь Пушкин будет читать стихи Державину, и тот воскликнет: «Я не умер! Вот кто заменит Державина!»
ГОРЧАКОВ: Третий этаж – учебный: классы, кабинет физики, кабинет для газет и журналов, библиотека.
МАЛИНОВСКИЙ: У нас глобус и географические карты, на которых вы не увидите Антарктиды и истоков Нила. А Сахалин – ещё не остров.
ГОРЧАКОВ: На 4 этаже – спальни. У каждого лицеиста своя комната в половину окна. В комнате железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания. На конторке чернильница и подсвечник со щипцами.
ВОЛЬХОВСКИЙ: На каждой комнате – номер.
ПУЩИН: Мы потом долго играли в числа, подписывали письма своими номерами. «№14 не согласен с №13» означало, что Пушкин не согласен с мнением Пущина.
КОРСАКОВ: В Лицее были запрещены телесные наказания. Наказывали только «домашним арестом» - закрывали в комнате и к дверям приставляли «дядьку» на часах.
ДЕЛЬВИГ: Подъём был в 6 часов утра, потом молитва, уроки завтрак. Ежедневно 7 часов – уроки, остальное – прогулки, игры, гимнастика. По средам и субботам бывало вечернее «танцеванье» или «фехтованье».
Под музыку «Тарантеллы» из балета В.А.Гаврилина «Анюта» несколько пар изображают «танцеванье» и «фехтованье».
МАЛИНОВСКИЙ: Уроков немало, зато немало и забав.
КЮХЕЛЬБЕКЕР: А помните, как Мясоедов по кличке Мясожоров описал восход солнца в стихах? «Блеснул на западе румяный царь природы…»
ПУЩИН: А Пушкин, услыхав, что солнце у Мясоедова восходит на западе, приделал окончание:
Блеснул на западе румяный царь природы,
И изумлённые народы
Не знают, что начать:
Ложиться спать или вставать.
ГОРЧАКОВ: А помните первый лицейский анекдот и первое лицейское прозвище?
ДЕЛЬВИГ: Да, отличился Александр Корнилов и навсегда остался «Мосье». Императрица Мария Фёдоровна решила узнать, хорошо ли кормят.
Сценка.
Ученица, играющая роль императрицы, одетая в платье 19 века, с веером в руке подходит к лицеисту, сидящему за обеденным столом за тарелкой супа, и спрашивает:»Карош ли суп?» А.Корнилов, испугавшись лил смутившись, отвечает по-французски: «Ви мосьё».
ДЕЛЬВИГ: Так он и превратился из Корнилова в « Мосьё».
ВОЛЬХОВСКИЙ: Много прозвищ мы придумывали друг другу. Вот, например, Пушкину:
ВСЕ ЛИЦЕИСТЫ ПО ОЧЕРЕДИ: Стрекоза, Сверчок, Искра, Обезьяна, Мартышка, Смесь обезьяны с тигром.
ВОЛЬХОВСКИЙ: Да и сам Пушкин говорил о себе:
А я, повеса вечно праздный,
Потомок негров безобразный,
Взращённый в дикой простоте,
Любви не ведая страданий,
Я нравлюсь юной красоте
Бесстыдным бешенством желаний.
ПУШКИН: У меня всегда были нелады с математикой. Однажды я решал у доски задачу. Долго переминался с ноги на ногу и молча писал.
Сценка.
Пушкин пишет на доске. Подходит учитель математики с указкой в руке и спрашивает: «Что же вышло? Чему равняется икс?» Пушкин, улыбаясь, отвечает: «Нулю».
Учитель: «Хорошо! У Вас, Пушкин, в моём классе всё кончается нулём. Садитесь на место и пишите лучше свои стихи».
ВЕДУЩИЙ: И Пушкин писал:
Если жизнь тебя обманет-
Не печалься, не сердись.
В день уныния смирись.
День веселья, верь, настанет!
Сердце будущим живёт.
Настоящее уныло.
Всё проходит, всё пройдёт.
Что пройдёт – то будет мило!
ГОРЧАКОВ: В Лицее у нас было много «первого»: первые стихи, первая любовь, первые разочарования. В часы досуга лицеисты много времени отдавали чтению. Пушкин с раннего детства любил читать. Он был самым начитанным из всех лицеистов. Читая, забывал все на свете. Что читал он?
Чтец:
Над полкою простою
Под тонкою тафтою
Со мной они живут.
Певцы красноречивы,
Прозаики шутливы
В порядке стали тут...
На полке за Вольтером
Вергилий, Гаcс с Гомером
Все вместе предстоят.
В час утренний досуга
Я часто друг от друга
Люблю их отрывать.
Питомцы юных граций –
С Державиным потом
Чувствительный Гораций
Является вдвоем.
И ты, певец любезный,
Поэзией прелестной
Сердца привлекший в плен,
Ты здесь лентяй беспечный,
Мудрец простосердечный
Ванюша Лафонтен!
Ты здесь – и Дмитрев нежный,
Твой вымысел любя,
Нашел приют надежный
С Крыловым близ тебя...
Воспитаны Амуром
Вержье, Парни с Грекуром
Укрылись в уголок.
(Не раз они выходят
И сон от глаз отводят
Под зимний вечерок).
Здесь Озеров с Расином,
Руссо и Карамзин,
С Мольером – исполином
Фонвизин и Княжнин.
(Городок 1815 г.)
КОРСАКОВ: Наши стихи попадают в первый рукописный журнал «Неопытное перо». Редакторы: Пушкин, Дельвиг и я, Корсаков. Потом таких журналов было ещё много. А помните первую любовь Пушкина?
ВСЕ ВМЕСТЕ: Катенька Бакунина…
Звучит романс «Приметы» из к-ф «Станционный смотритель» - стихи Пушкина, музыка И.Шварца.
ПУШКИН (под гитару):
Я ехал к вам: живые сны
За мной вились толпой игривой,
И месяц с правой стороны
Сопровождал мой бег ретивый.
Моё чувство к ней было не похоже на то, что я испытывал раньше. Как она мила была! Как чёрное платье пристало к милой Бакуниной! Но я не видел её 18 часов – ах! Какое положение, какая мука! Но я был счастлив 5 минут!
Я ехал прочь: иные сны…
Душе влюблённой грустно было.
И месяц с левой стороны
Сопровождал меня уныло.
Мечтанью вечному в тиши
Так предаёмся мы, поэты;
Так суеверные приметы
Согласны с чувствами души.
ПУЩИН: В Лицее Пушкин о любви писал ещё и так:
Вот здесь лежит больной студент;
Его судьба неумолима.
Несите прочь медикамент:
Болезнь неизлечима.
ВЕДУЩИЙ: От этих первых вздохов начинается тропинка, которая приведёт к величайшим строкам.
Звучит музыка Бетховена «К Элизе». Звучат наперебой строчки из стихов Пушкина: «Я вас люблю, хоть я бешусь…:, «Я вас любил…», «Я помню чудное мгновенье…»…
Свет на время выключается. Слышен шум, боевой призыв.
Показываются слайды «Война 1812 года».
ДЕЛЬВИГ: Нас всегда волновала история. 1812 год…
ВОЛЬХОВСКИЙ: Как горячо мы обсуждали подвиг Раевских. Генерал Николай Николаевич Раевский повёл с собой в бой двух сыновей: Александра, 16 лет, и Николая, 11 лет. Моложе нас! Сам генерал с обычной скромностью объяснил, что ему просто некуда было девать своих мальчиков… Как нам хотелось быть вместе с ними, как мы хотели совершать подвиги!
Чтец:
А я... вдали громов, в сени твоей надежной...
Я тихо расцветал, беспечный, безмятежный!
Увы! Мне не сулил таинственный предел
Сражаться за тебя под градом вражьих стрел!
Сыны Бородина, о кульмские герои!
Я видел, как на брань летели ваши строи,
Душой восторженной за братьями спешил.
Почто ж на бранный дол я крови не пролил? –
КЮХЕЛЬБЕКЕР: А какой плач поднялся, когда пришла весть о том, что Москва занята неприятелем… Зато какое ура прогремело при известии об отступлении Бонапарта из Москвы!
МАЛИНОВСКИЙ: И всё-таки главное наше увлечение-стихосложение. У нас в Лицее писали почти все, писали по любому поводу и без повода. А помните в связи с чем написано вот это:
Мы недавно от печали-
Пушкин, Пущин, я, барон,
По бокалу осушали
И Фому прогнали вон…
ПУЩИН: Ну конечно… Мы втроём затеяли выпить гогель- могелю. Я достал рому, ну, дальше – понятно. Нас тогда наказали: две недели стоять на коленках во время утренней и вечерней молитвах, занесли наши фамилии в чёрную книгу, сместили на последние места за столом.
МАЛИНОВСКИЙ: Этот список – сущи бредни.
Кто тут первый, кто последний,
Все нули, все нули,
Ай, люли, люли, люли…
ПУШКИН: Родилось очередное послание от №14 к № 13.
Помнишь ли , мой брат по чаше,
Как в отрадной тишине
Мы топили горе наше
В чистом, пенистом вине?
ВЕДУЩИЙ: Забавы, шутки, розыгрыши, пирушки и влюблённости… Но была и большая духовная работа. Дружба с поэтом Василием Андреевичем Жуковским, знакомство с историком Николаем Васильевичем Карамзиным, поэтом Петром Андреевичем Вяземским, политическим деятелем Петром Александровичем Плетнёвым.
ДЕЛЬВИГ: Наше главное достоинство – дружба. Её боготворят, ставят на первое место.
МАЛИНОВСКИЙ: Много выше карьеры..
КОРСАКОВ: Удачи.
КЮХЕЛЬБЕКЕР: Даже любви.
ВОЛЬХОВСКИЙ: Больше всего о дружбе говорили и писали в Царском Селе в летние дни 1817 года – дни окончания Лицея. В 1817 году уже совсем незадолго до выпуска Пушкин написал стихотворение "Прощанье":
Чтец:
Промчались годы заточенья;
Недолго, милые друзья,
Нам видеть кров уединенья
И царскосельские поля.
Разлука ждет нас у порога,
Зовет нас света дальний шум,
И всякий смотрит на дорогу
С волненьем гордых, юных дум
Иной, под кивер спрятав ум,
Уже в воинственном наряде
Гусарской саблею махнул –
В крещенской утренней прохладе
Красиво мерзнет на параде
И греться ходит в караул;
Иной, рожденный быть вельможей,
Не честь, а почести любя,
У плута знатного в прихожей
Покорным шутом зрит себя;
Лишь я, во всем судьбе послушный,
Беспечной лени верный сын,
К частям ничтожным равнодушный,
Я тихо задремал один.
ВЕДУЩИЙ: В день окончания Лицея пели гимн на слова Дельвига.
ДЕЛЬВИГ:
Шесть лет промчалось, как мечтанье,
В объятьях сладкой тишины,
И уж Отечества призванье
Гремит нам: шествуйте, сыны!
Простимся, братья! Рука в руку!
Обнимемся в последний раз!
Судьба на вечную разлуку,
Быть может, породила нас!
МАЛИНОВСКИЙ: Потом директор надел нам на пальцы чугунные кольца – символ крепкой дружбы.
КЮХЕЛЬБЕКЕР: Впереди у нас была ещё вся жизнь, но никто из нас не забыл Лицей, друзей, наше Отечество.
ЛИЦЕИСТЫ (взявшись за руки, читают стихи Пушкина):
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен,
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина,
Отечество нам Царское Село.
Ведущий: В жизни каждого человека есть свой лицей. Нам бы хотелось, чтоб однажды, собравшись все вместе, вы тоже сказали «Друзья мои, прекрасен наш союз».
Звучит «Вальс Г.В.Свиридова. Гасятся свечи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно-музыкальная композиция, посвящённая 160-летию образования Самарской губернии
Разработка посвящена 160-летию образования Самарской губернии. Состоит из сценария и презентации "Самарский край"....
Литературно-музыкальная композиция, посвящённая 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова "Страницы мятежной жизни"
Литературно-музыкальная композиция посвящена 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова...
"Поэт трагической судьбы". Литературно – музыкальная композиция, посвящённая 200-летию со дня рождения М. Ю.Лермонтова.
Поэт трагической судьбыЛитературно – музыкальная композиция, посвящённая 200-летию со дня рождения М. Ю.Лермонтова....
Литературно-музыкальная композиция, посвящённая 70-летию Победы русского народа в Великой отечественной войне «Поклонимся великим тем годам…»
Ведущий:Поклонимся великим тем годам,Тем славным командирам и бойцам,И маршалам страны и рядовым,Поклонимся и мёртвым, и живым,Всем тем, которых забывать нельзя,Поклонимся, поклонимся друзья.Всем миро...
Литературно-музыкальная композиция посвящённая 120 летию со дня рождения С.Есенина «В сердце светит Русь…»
Литературно-музыкальная композиция посвящённая 120 летию со дня рождения С.Есенина «В сердце светит Русь…»...
Разработка внеклассного мероприятия. Литературно-музыкальная композиция, посвящённая 105-летию Павла Николаевича Васильева.
Данный материал предназначен для внеклассных мероприятий по литературе. Сценарий и презентация посвящены изучению творчества поэта П.Н.Васильева...
Внеклассное мероприятие. Литературно-музыкальная композиция, посвящённая 200-летию со дня рождения А.К. Толстого "Широкой он души человек..."
Литературно-музыкальная композиция "Широкой он души человек..." (С. Есенин) посвящена жизни и творчеству замечательного русского поэта, писателя, драматурга А.К. Толстого....