Литературная гостиная «Лицея день заветный»
план-конспект по литературе на тему

Литературная гостиная «Лицея день заветный» - сценарий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnaya_gostinaya_litseya_den_zavetnyy.docx34.78 КБ

Предварительный просмотр:

     Литературная гостиная «Лицея день заветный»


Звучит песня Ю.Кима «19 октября». На фоне песни демонстрируются кадры фильма о лицее.

1 ведущий:
Лицей, давший миру Пушкина и еще много  имен, прославивших Россию,  празднует своё двухсотлетие.


2 ведущий:
В истории мировой литературы не было случая, чтобы поэт или писатель в своём творчестве так много места уделял школе, как Пушкин – Лицею.
Лицей – в его первых юношеских стихах, в посланиях друзьям, в «Евгении Онегине», в стихотворениях разных лет, посвященным лицейским годовщинам.

Пушкин:

«Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастие куда б ни  повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина,

 Отечество нам Царское Село».

1 ведущий:
Пушкинский Лицей, как учебное заведение, не имеет аналогов. Американские учёные, создавая школу для детей миллионеров в Чикаго, изучали опыт лучших учебных заведений мира, и компьютер выбрал Царскосельский Лицей пушкинской поры как лучшее учебное заведение за всю историю мировой педагогической практики.

 Пушкин:

 А как все начиналось?
Вспоминаю:
С лицейским временем
Я встретиться желаю.

(Звучит музыка. Кадры презентации)

 Комната в доме Пушкиных
(Пушкин просыпается. Вскакивает рыком. Грызет ногти. Быстро одевается. Бежит. По дороге теряет носовой платок).

МАТЬ (наблюдает все это):
Бог ты мой. Тяжел, неповоротлив. Платки вечно теряет. Надо связывать ему руки поясом.
(Пытается это сделать. Пушкин вырывается. На всех смотрит дичком).
В кого такой? В нем нет никакой любезности.
(В этот момент Пушкин, садясь за стол, нечаянно бьет стакан. Мать бьет его по щеке).
ОТЕЦ:
Этот стакан денег стоит! 15 копеек! Вечно у тебя все из рук валится!
Мать и отец склоняются над осколками. Пушкин смеется.
МАТЬ: Что ты смеешься? Что зубы скалишь?
ОТЕЦ: Сашка, поди вон.
Пушкин уходит с достоинством.
МАТЬ: Ишь, гордый какой! Голову задрал! Честь его оскорбили.
Пушкин проходит.
Арина тайком сует ему пряник. Прижимает к своей груди. Идет вместе с ним. Потом отстает.
ПУШКИН (Подходит к книжным полкам. Достает какую-то толстую, начинает читать, потом прячет эту книгу).
АРИНА (видит это):
Не бери ты, Сашенька, книги оттуда. Это тайный шкап! Батюшка будет недоволен.
ПУШКИН: В неделю тайный шкап был прочтен. Много интересного. Вот о любви! А это о чести и достоинстве.
ОТЕЦ: Книги у меня таскает. Читает недозволенное. Надо воспитать в нем изящный вкус, это образует человека.
ОТЕЦ: Сашка вырос. Все его сверстники определены. Один он слоняется недорослем. Ну, бог с ним, с этим пансионом. Он предпочитает  Петербург.
ВАСИЛИЙ ЛЬВОВИЧ: Под Петербург? В Царское Село? В Лицей? Я сам повезу его туда. Это совершенно новое учебное заведение.  Такого в России еще не было.

 На авансцену выходит царскосельская гуляющая публика: дамы, кавалеры, дети. 3-ий кавалер и 6-я дама идут под ручку.
(На экране изображение Царскосельского парка. Звучит классическая музыка)
1 дама:
- У меня для вас есть новость! Вы слыхали?
2 дама:
Не слыхали!
3 дама:
Расскажите же скорей!
1-ая дама:
Открывается Лицей!
1-ый ребёнок:
- Что же значит сей Лицей?
1-ый кавалер:
Надо выяснить быстрей!
2-ой кавалер:
- Аристотель так учил.
3-ий кавалер:
Он тогда в Афинах жил.

 3-я дама:
И, гуляя по аллеям, размышлял он о Ликее.
1 дама:
А на русский лад – Лицей.
2-ой ребенок:
Очень много здесь аллей.
1-ый кавалер:
Говорят, не будут бить.
2-ой кавалер:
Как без этого учить?
4-я дама:
Вы дикарь! Как Вам не стыдно? За Россию мне обидно!
5-я дама:
Обучение – шесть лет. Так решил их педсовет.

 2 ведущий:
Лицей был закрытым учебным заведением для дворян, с шестилетним курсом обучения. Принимали в него мальчиков десяти-двенадцати лет дворянского происхождения по рекомендациям влиятельных лиц. Все расходы на содержание лицея несла государственная казна. На обучение в новом Лицее претендовали 50 человек. После экзаменов было зачислено всего 30 лицеистов. В их числе – Александр Пушкин.


1 ведущий: 
Лицей, действовавший в Царском Селе с 1811 по 1843 годы,  с самого начала во многом отличался от других учебных заведений. Это было первое учебное заведение в России, где не было телесных наказаний. Педагогам и наставникам полагалось относиться к воспитанникам так же, как ко взрослым. Лицеистов должны были называть только на "Вы". К фамилии обязательно добавлялось обращение "господин". Каникулы воспитанники должны были обязательно проводить в стенах лицея, а с родителями и родственниками правилами позволялось видеться только в определенные дни и только в лицее.

 
2 ведущий:
(Демонстрируется  фотография древнегреческого лицея)

Его прообразом был греческий Лицей: одна из трёх  афинских гимназий, основанных Аристотелем в 335 году до н.э. Он был расположен в живописном месте.


1 ведущий:
(Царскосельский Лицей)

Подобно древней школе, пушкинский Лицей разместился в небольшом городе около Петербурга – Царском Селе, зелёном и нарядном, среди прекрасных парков.

2 ведущий:

(Демонстрируются фотографии Александра1, Сперанского, Малиновского)

Лицей был основан по распоряжению Александра 1. Программа была разработана М.М. Сперанским и ориентирована на подготовку государственных чиновников высших рангов.
Первым директором Лицея был назначен известный ученый и педагог Василий Федорович Малиновский. Совместно со Сперанским он был автором первого лицейского устава, а его выражение «Общее дело для общей пользы» стало девизом Лицея.

 (картинка)

Торжественное открытие лицея состоялось 19 октября 1811 года.

(Звучат фанфары. Лицеисты входят под музыку. Форма – темные брюки, белые рубашки. К воротникам пришиты красные ленты. Воротники подняты). 

1Чтец:

 Сияли синие мундиры

И красные воротники

Под Солнцем Северной Пальмиры

В лицей стеклись ученики.

 День торжества октябрьской сини

Был днём рождения друзей…

Надеждой, будущим России

Куницын видел тот лицей.

1 ведущий:

(Фотография Куницына)

Александр Петрович Куницын преподавал в Царскосельском лицее нравственность, логику и юридические науки. Широко образованный ученый с независимым образом мышления, он произвел на лицеистов сильное впечатление своей знаменитой речью, произнесенной при открытии Лицея в присутствии Александра I, где громко звучали слова о гражданском долге, а царь не был даже упомянут.

 Куницын:

 В сим храме наук будут воспитывать честных граждан. Слова и поступки государственного человека должны служить примером для других. Титулы и почести приобретайте только честным путем, обратное достойно презрения. 

2 Чтец:

Их 30 человек. Вот класс. 
Бакунин, Броглио, Вольховский, 
Саврасов, Дельвиг, Корф, Данзас, 
Тырков, Корнилов, Малиновский. 
Здесь Кюхля, Маслов, Есаков, 
Комовский, Гурьев. Илличевский, 
Костенский, Стевен, Горчаков, 
Мартынов, Мясоедов, Ржевский. 
Вот Гревенец и Ломоносов, 
Вот Яковлев и Корсаков 
Но где еще кого-то носит? 
Откликнитесь на трубный зов! 
Мы их, конечно, не забудем: 
Матюшкин, Пущин, Пушкин, Юдин.


ПЕРВЫЙ ЛИЦЕИСТ: Наша лицейская семья была интернациональна.
ВТОРОЙ ЛИЦЕИСТ: Кюхля - немец по отцу и матери.
ТРЕТИЙ ЛИЦЕИСТ: Отцы Данзаса, Дельвига, Корфа - немцы.
ЧЕТВЕРНЫЙ ЛИЦЕИСТ: Брогльо - итальянец.
ПЯТЫЙ ЛИЦЕИСТ: У Горчакова, Матюшкина матери - немки.
ШЕСТОЙ ЛИЦЕИСТ: У Пушкина прадед - арап.
ПУШКИН: Но Лицей воспитал учеников в духе любви к Отечеству, к России.

2 ведущий:

 Все лицеисты пушкинского выпуска считали себя и проявили в дальнейшем истинно русскими.

ПЕРВЫЙ ЛИЦЕИСТ: Все мы были разного вероисповедания.
ВТОРОЙ ЛИЦЕИСТ: Данзас, Кюхля  католического.
ТРЕТИЙ ЛИЦЕИСТ: Матюшкин  лютеранского.
ПУШКИН: Но в Лицее не придавалось особого значения религиозным убеждениям и обрядам.

Ученица: Да! Режим лицейский строг – всех сзывают на урок.

(Лицеисты расставляют парты на сцене, садятся. Звучит музыка )

Урок математики

(Демонстрируется портрет Карцева)

 Ученица:

Карцев Яков Иванович - адъюнкт-профессор на кафедре физико-математических наук в Лицее.

 (Входит Карцев. Всем раздает листы. Все решают. Один Пушкин ничего не делает). 

КАРЦЕВ: Пушкин, решайте уравненье. 

ПУШКИН: Я не умею. 

КАРЦЕВ: Идите и решайте, а вы все поспешайте! 

(Пушкин мучается у доски). 

КАРЦЕВ: Я все стою печально и смотрю… 

ПУШКИН: Но уравнение равно нулю. 

КАРЦЕВ: У вас всегда и все нулю равняется. Да! С математикой у вас не 5 получается. Вы на последней парте заседайте, свои стихотворенья сочиняйте. Вот вам единственный совет. 

ХОР ГОЛОСОВ: Но он у нас большой поэт. 

Пушкин (на авансцене)  читает:
В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал,
Читал охотно Апулея,
А Цицерона не читал,
В те дни в таинственных долинах,
Весной, при кликах лебединых,
Близ вод, сиявших в тишине,
Являться муза стала мне.
* * *

(Лицеисты остаются сидеть за партами).
Урок словесности.

(Демонстрируется портрет Кошанского)

Ученица: На уроках Николая Федоровича Кошанского лицеисты учились спорить, интересно рассказывать о прочитанных книгах , подбирать материалы для журнала "Мудрец" - выходил такой в Лицее, забавный полный пародий, веселых шуток, изящных стихотворений.

 ( Входит учитель словесности Кошанский)


Кошанский:

Здравствуйте, господа! У нас урок словесности. Теперь, господа, будем пробовать перья. Опишите, пожалуйста, розу стихами.
(Лицеисты нагнулись над бумагой и стали сочинять. Александр Пушкин  первым поднялся с места и быстро прочёл):
- У меня готово:

Где наша роза,
Друзья мои?
Увяла роза,
Дитя зари.
Не говори:
Так вянет младость!
Не говори:
Вот жизни радость!
Цветку скажи:
Прости, жалею!
И на лилею
Нам укажи.

Кошанский удивлённо:
Отлично!  А где же ваши стихи, господа?
(Дельвиг прикрыл руками свою рукопись, а самолюбивый Горчаков свою порвал).
Кошанский: Господин Пушкин, подарите мне ваши стихи. Когда-нибудь я вам их возвращу, когда вы будете знаменитым (прячет листок со стихами Саши Пушкина в карман).

2 ведущий: При переходе с младшего курса на старший, согласно уставу Лицея, должны были проходить переводные экзамены. Зимой 1815 в Лицее собрались гости, родные, знакомые на публичные испытания воспитанников. Экзамены стали значительным событием в их жизни, а для Александра Пушкина – первым публичным поэтическим успехом. В присутствии маститого поэта – Гаврилы Романовича Державина юный поэт читал свое стихотворение «Воспоминания в Царском Селе».

(Кадры презентации)

Пушкин:

 Страшись, о рать иноплеменных!

России двинулись сыны;

Восстал и стар и млад; летят на дерзновенных,

 Сердца их мщеньем зажжены.

Вострепещи, тиран! Уж близок час паденья!

Ты в каждом ратнике узришь богатыря,

Их цель иль победить, иль пасть в пылу сраженья

За Русь, за святость алтаря.

  (Появляется совсем старый Гаврила Романович Державин). 

3 чтец:

Старик Державин все заметил. 
Восторгов он  тогда не скрыл. 
Ведь чудо в Пушкине отметил 
И, в гроб сходя, благословил. 

1 ученица: 

Лицей стал вторым домом и настоящей семьей. Здесь Пушкин встретил людей, которые на всю жизнь стали его друзьями:

 (Демонстрируются  фотографии)

2 ученица: 

 Пущин Иван Иванович (1798 – 1859), прозвище  Большой Жанно, декабрист. 

3 ученица: 

Кюхельбекер Вильгельм Карлович (1797 – 1846), Кюхля, декабрист. 

4 ученица: 

Дельвиг Антон Антонович (1798 – 1831), Тося. Поэт.

5 ученица: 

И не было больше на Руси ни одного поэта, для которого дружба играла бы такую роль. Его друзья были умные, веселые, интересные ребята, которые впоследствии стали известными в России людьми: 

6  ученица: 

Горчаков Александр Михайлович (1798 – 1883), в Лицее прозвище Франт. Дипломат .Канцлер России. 

В одном из стихотворений Пушкин скажет: 

Кому ж из нас последний день Лицея 
Торжествовать придется одному… 

Последним и будет Горчаков. 

1 ученица: 

Данзас Константин Карлович (1801 – 1870), Медведь, Кабуд. Секундант Пушкина на дуэли. 

2 ученица: 

Малиновский Иван Васильевич (1796 – 1873),  в Лицее прозвище Казак. Сын первого директора, Василия Федоровича Малиновского. Очень преданный друг. 

3 ученица: 

Матюшкин Федор Федорович (1799-1872), Федернелка, Плыть хочется.  Адмирал. Совершил не одно кругосветное путешествие, был героем морских сражений. На севере Восточной Сибири есть мыс Матюшкина. 

4 ученица: 

Яковлев Михаил Лукьянович (1798-1868), в  лицее прозвище Паяс. Замечательный композитор. Многие его романсы написаны стихи Пушкина. Бессменный лицейский староста. После окончания Лицея собирались 19 октября ежегодно у него.

5 ученица: 

Шесть лет продолжалась учеба в Лицее, а дружба осталась на всю жизнь.

2 ведущий:

 В 1817 году, сдав в течение семнадцати майских дней 15 экзаменов, лицеисты получили аттестаты. Пушкин оказался двадцать шестым по успеваемости (из 29 выпускников), показав успехи только в российской и французской словесности, также в фехтовании.  Выпускники лицея могли получить гражданский чин от 14-го до 9-го класса, а для желавших поступить на военную службу проводилось дополнительное военное обучение.

(Лицеисты выходят на сцену)

9 июня 1817 года… Завтра мы покинем Лицей навсегда. 

1 Лицеист.

 Шесть лет промчались, как мечтанье, 
В объятьях сладкой тишины. 
И уж отечества призванье 
Гремит нам: шествуйте, сыны! 
О матерь! Вняли мы призванью, 
Кипит в груди младая кровь! 
Одно лишь есть у нас желанье – 
Всегда хранить к тебе любовь! 
Мы дали клятву: все родимой, 
Все без раздела – кровь и труд. 
Готовы в бой неколебимо, 
Неколебимо – правды в суд… 

4 Чтец: «Прощальную песнь» написал Антон Дельвиг. Написал превосходно. Музыка Теппера была тоже хороша.  Лицеисты будто клялись в вечной дружбе. Клялись хранить то лучшее, что дал Лицей. 

3 Лицеист. 

Простимся, братья! Руку в руку! 
Обнимемся в последний раз! 
Судьба на вечную разлуку, 
Быть может, здесь сроднила нас! 
Друг на друге остановите 
Вы взор с прощальною слезой! 
Храните, о друзья, храните 
Ту дружбу с тою же душой. 
То ж к правде сильное стремленье, 
Ту ж юную ко славе кровь. 
В несчастье – гордое терпенье 

А в счастье – всем равно любовь! 


1 Лицеист

 Шесть лет промчались, как мечтанье, 
В объятьях сладкой тишины, 
И уж отечества призванье 
Гремит нам: шествуйте, сыны! 
Прощайтесь, братья, руку в руку! 
Обнимемся в последний раз. 
Судьба на вечную разлуку, 
Быть может, здесь сроднила нас!

Исполнение песни Ю.Кима “19 октября»

 На пороге наших дней неизменно мы встречаем,
Узнаем и обнимаем наших истинных друзей.
Здравствуй, время гордых планов,
Пылких клятв и добрых встреч!
Свято дружеское пламя, да не просто уберечь.

Вот бы жить, как в оны дни,
Вот бы жить легко и смело,
Не рассчитывать предела
Для бесстрашья и любви.
И, подобно лицеистам, собираться у огня
В октябре багрянолистом
Девятнадцатого дня.

Но судьба свое возьмет,
По-ямщицки лихо свистнет,
Все по-своему расчислит ?
Не узнаешь наперед.
Грянет бешеная вьюга, захохочет серый мрак?
И спасти захочешь друга, да не выдумаешь как.

На дорогах наших дней,
В перепутьях общежитий
Ты наш друг и наш учитель,
Славный пушкинский Лицей.
Под твоей бессмертной сенью
Научиться бы вполне
 
Безоглядному веселью,
Бескорыстному доверью,
Вольнодумной глубине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературна гостиная ко Дню открытия Царскосельского лицея

Сценарий внеклассного мероприятия. Литературная гостиная «Лицеисты»,посвященная дню открытия Царскосельского лицея....

Музыкально-литературная композиция "Лицея день заветный".

Музыкально-литературная композиция "Лицея день заветный" посвящается Дню основания Царскосельского Лицея и предназначена для учащихся 6-7 классов....

Литературная гостиная "Золотой выпуск Лицея"

Литературная гостиная посвящена золотому выпуску Царскосельского Лицея. Рассказывается о знаменитых выпускниках Лицея....

Литературная гостиная "День памяти А.С.Пушкина"

Литературная гостиная "День памяти А.С.Пушкина" "используется" как постановка по творчеству А.С.Пушкина, поэтов и писателей, писавших о нем....

Лицея день заветный

Представленная презентация может быть использована при знакомстве с лицейскими годами А.С.Пушкина, его друзьями...

Музыкально-литературная гостиная "День Матери"

Сценарий музыкально-литературной гостиной...

Презентация к сценарию "Лицея день заветный".

Слайды посвящены Царскосельскому Лицею и лицейским друзьям А.С.Пушкина....