Рабочая программа по литературе в 5 классе
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему

Челнокова Наталия Алексеевна

   Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе для 5-11 классов, авторы В.Я. Коровина, В.П.Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2010).

   Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы и на учебник-хрестоматию В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И.Коровина «Литература:5 кл.»: Учеб.: В 2ч. – М.: Просвещение, 2010 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_5_klass4.doc304 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ульянковская основная общеобразовательная школа

Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

_______Кирилова Е.Г.

Протокол № _____от

 «___» ___________ 2014 г.

«Согласовано»                              

Заместитель

директора по УВР

МБОУ «Ульянковская ООШ»

_________Челнокова Т.П.

 «___» ____________ 2014 г.

«Утверждаю»                               Директор

МБОУ «Ульянковская ООШ»

________Челнокова Н.А.

Приказ № _______ от

 «___» ____________ 2014 г.

Рабочая программа

 по литературе  в 5 классе

Челноковой Наталии Алексеевны,

учителя русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

 

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

Протокол № ____от

 «___» ____________ 2014 г.

                                                         2014-2015 уч. год

Раздел I. Пояснительная записка

   Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе для 5-11 классов, авторы В.Я. Коровина, В.П.Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2010).

   Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы и на учебник-хрестоматию В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И.Коровина «Литература:

 5 кл.»: Учеб.: В 2ч. – М.: Просвещение, 2010

Общая характеристика учебного предмета

   Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

   Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

   Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
  • выразительное чтение художественного текста;
  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
  • анализ и интерпретация произведения;
  • составление планов и написание отзывов о произведениях;
  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Литература – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

   Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

5 - 6 классы.

В этой возрастной группе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции.

Эта группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII,  XIX,  XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.

Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

   Авторская программа  под ред. В.Я. Коровиной в основном соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту), кроме этого, в неё включены для изучения дополнительные произведения: В.А. Жуковский «Спящая царевна»;  А.С. Пушкин «У Лукоморья дуб зелёный», «Сказка о мёртвой царевне и  о семи богатырях»; А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»; П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»; С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»; Саша Чёрный «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон».

В рабочую программу из вышеперечисленных включены для изучения произведения: В.А. Жуковский «Спящая царевна»;  А.С. Пушкин «У Лукоморья дуб зелёный», «Сказка о мёртвой царевне и  о семи богатырях»; П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»; С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»; Саша Чёрный «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Сказка А.Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители» перенесена в раздел «Произведения для самостоятельного чтения», т.к. учащиеся 5 класса получат достаточно полное представление о литературной сказке при знакомстве с творчеством Пушкина, Жуковского, Гаршина, Бажова, Маршака

Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи и на уроки внеклассного чтения.

В программу включён перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Место предмета «Литература» в базисном учебном плане МБОУ «Ульянковская ООШ».  Рабочая программа предназначена для изучения литературы в общеобразовательной школе. Базисный учебный план школы отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета "Литература" в 5 классе, рассчитан на 35 учебных недели, 2 урока в неделю.

.

Раздел II. Учебно-тематический план

п/п

Содержание раздела

Количество часов

В том числе:

Развитие речи/ Внеклассное чтение

Контрольные работы

1

Введение. Книга в жизни человека.

1

2

Устное народное творчество

6

1/

3

Из древнерусской литературы.

1

4

Из литературы XVIII века.

1

5

Из литературы XIX века.

28

4/4

2

6

Из литературы XX века.

21

3/2

1

7

Из зарубежной литературы.

10

1/3

8

Итоговый урок

1

1

9

Резервный урок

1

ИТОГО

70

9/9

4

Раздел III. Содержание тем учебного курса

Введение

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.

Устное народное творчество

   Фольклор – коллективное устное народное творчество.

   Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре.

   Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки-повторение).

   Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).

Русские народные сказки

   Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистические). Нравоучительный и философский характер сказок. Сказители. Собиратели сказок. (Обзор).

  «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты – вот духовные данные Василисы Премудрой…» (М.Горький). Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки.  Фантастика в волшебной сказке.

   «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.

    «Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных в бытовых сказках.

   Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок  (начальные представления). Сравнение.

Из древнерусской литературы

   Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. (Обзор).

   «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

   Теория литературы. Летопись (начальные представления).          

Из литературы XVIII века

   Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

   «Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

   Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные представления).

Из литературы XIX века

Русские басни

   Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). (Обзор).

   Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности). «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом» (на выбор.) Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т.д.. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

   Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (индивидуальное, по ролям, инсценирование).

   Теория литературы. Басня (развитие представлений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке.

   Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник).

   «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

   «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

  Теория литературы. Баллада (начальные представления).

   Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

   Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

   «У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

   «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Русская литературная сказка

   Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения. Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

   Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.

  Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России).

   «Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

   Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления).

   Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности).

   «Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

   Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).

   Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).

  «На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу.

  «Есть женщины в русских селеньях…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.

   Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

   Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).

   Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

   «Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

  Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальные представления). Литературный герой (начальные представления).

  Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте.

  Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.

  Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

  «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

  Теория литературы. Сравнение (развитие представлений). Сюжет (начальное представление).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

  «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

  Теория литературы. Юмор (развитие представлений).

Поэты XIX века о Родине и родной природе

  Ф.И. Тютчев. «Зима недаром злится…», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…»; А.Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И.С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А.Н. Майков. «Ласточки»; И.З. Суриков. «Зима» (отрывок); А.В.Кольцов. «В степи». Выразительное чтение стихотворений наизусть (по выбору учителя и учащихся).

  Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Из литературы XX века

   Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

   «Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

   Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

   «В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание – основа отношений в семье.

  Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальные понятия).  

   Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о поэте. Стихотворения «Я покинул родимый дом…» и «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.

   Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

   «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

   Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальные представления).   Сказ и сказка (общее и различное).

   Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

   Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки С.Я.Маршака.

   «Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

   Теория литературы. Драма как род литературы (начальные представления).   Пьеса-сказка.

  Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

  «Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

  Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).

   Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

   «Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

  Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальные представления).  

«Ради жизни на Земле…»

  Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.

  К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…»; А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста». 

  Война и дети – обострённо трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Произведения о Родине и родной природе

  И.Бунин. «Помню долгий зимний вечер…»; А.Прокофьев. «Аленушка»; Д.Кедрин. «Аленушка»; Н.Рубцов. «Родная деревня»; Дон Аминадо. «Города и годы».

  Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.

Писатели улыбаются

   Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

  Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

Из зарубежной литературы

   Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

  «Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

  Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

  Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе.

  «Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

  Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

  «Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.

  Жорж Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

  Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

  «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций.

  Изобретательность в играх – умение сделать окружающий мир интересным.

  Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

  «Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

Произведения для заучивания наизусть

Пословицы, поговорки.

В.А. Жуковский. «Спящая царевна» (отрывок).

И.А. Крылов. Басни (По выбору).

А.С. Пушкин. «У лукоморья...». Няне.

Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…», «Крестьянские дети» (отрывок из стихотворения «Однажды в студёную, зимнюю пору…»).

А.А. Фет. «Весенний дождь».

М.Ю. Лермонтов. «Бородино».

С.А.Есенин. «Я покинул родимый дом…». «Низкий дом с голубыми ставнями…» (на выбор).

По теме «Великая Отечественная война»: 1-2 стихотворения по выбору учащихся (А.Т.Твардовский, К.М.Симонов идр.). Из раздела «О Родине и родной природе» (1-2 стихотворения).

Список литературы для самостоятельного чтения

Античные мифы. Вначале был хаос. Зевс на Олимпе.

Русские народные сказки.

Загадки, частушки, поговорки, песни.

Сказки народов мира.

Из древнерусской литературы

Афанасий Никитин. Из «Хожения за три моря».

Из русской литературы XVIII века

А.Д.Кантемир. Верблюд и лисица.

М.В.Ломоносов. «Лишь только дневный шум умолк…»

Басни В.Тредиаковского, А.Сумарокова, В.Майкова, И.Хемницера (на выбор).

Из русской литературы XIX века

И.А.Крылов (3 – 4 басни по выбору).

К.Ф.Рылеев. Иван Сусанин.

А.А.Дельвиг. Русская песня.

Е. А. Баратынский. Водопад. «Чудный град порой сольется...».

А. С. Пушкин. Зимняя дорога. Кавказ.

М. Ю. Лермонтов. Ветка Палестины. Пленный рыцарь. Ашик-Кериб (сказка).

А.Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители».

А. В. Кольцов. Осень. Урожай.

Н. В. Гоголь. Страшная месть.

Н. А. Некрасов. Накануне светлого праздника.

Д. В. Григорович. Гуттаперчевый мальчик.

И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе, рассказы.

В. М. Гаршин. Сказка о жабе и розе.

А. А. Фет. «Облаком волнистым...». «Печальная береза...» и др.

И. С. Никитин. Утро. Пахарь.

Я. П. Полонский. Утро.

А. Н. Майков. Весна. «Осенние листья по ветру кружат...»

Ф. И. Тютчев. Утро в горах.

Н. С. Лесков. Привидение в Инженерном замке. Из кадетских воспоминаний.

Л. Н. Толстой. Севастопольские рассказы (на выбор).

А. Н. Островский. Снегурочка.

А. П. Чехов. 3—4 рассказа на выбор.

Из русской литературы XX века

М. Горький. Дети Пармы. Из «Сказок об Италии».

А. И. Куприн. Чудесный доктор.

И. А. Бунин. «Шире, грудь, распахнись...». Деревенский нищий. Затишье. «Высоко полный месяц стоит...». «Помню — долгий зимний вечер...».

А. А. Блок. «Встану я в утро туманное...». «На весеннем пути в теремок...».

С. А. Есенин. Песнь о собаке.

Дон- Аминадо. Колыбельная.

И. С. Соколов-Микитов. Зима.

П. П. Бажов. Каменный цветок.

М. М. Пришвин. Моя родина.

А. Т. Твардовский. Лес осенью.

Е. И. Носов. Варька.

В. П. Астафьев. Зачем я убил коростеля? Белогрудка.

Из зарубежной литературы

Басни Эзопа, Лафонтена, Лессинга   (на выбор).

Д. Дефо. Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо.

М. Твен. Приключения Тома Сойера.

Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 5 класса

Учащиеся должны знать:

• авторов и содержание изученных произведений;

• основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма); жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповском языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; «бродячие сюжеты» сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления); пьеса-сказка; автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

Учащиеся должны уметь:

• воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;

• отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);

• видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению;

• выявлять основную нравственную проблематику произведения;

• определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;

• прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;

• воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;

• различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ)

• пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;

• ориентироваться в незнакомой книге (автор, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие);

• выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);

• подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый. Выборочный и подробный пересказы;

• словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);

• аргументировать своё отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;

• написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;

• сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказки, загадки, басни;

• создавать сочинения-миниатюры по картине.

Раздел VI. Перечень учебно-методического обеспечения

Печатные издания

Для учащихся:

- Авт.-сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин.  Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: в 2 ч. - М.: Просвещение, 2010.

- Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 классы. М.:Дрофа, 1997.

- Калганова Т. Олимпиады по литературе. М. Аркти, 2000

- Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов. М: Просвещение, 2000.

Для учителя:

- Беляева Н.В. Поурочные разработки по литературе: 5 кл. – М.Просвещение, 2012.

Мультимедийные пособия:

- Литература: 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на 1CD-MP3

 Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. – М.:Просвещение, 2014.

- Уроки литературы в 6 классе. Издательство Кирилла и Мефодия.

- Большое Болдино. Прогулки с Пушкиным.


Тема урока

Часы

Тип урока

 

Виды деятельности

Вид контроля

Планируемые результаты

Домашнее задание

Сроки

По плану

Фак-ки

1

Роль книги  в жизни человека

1

Беседа-дискуссия

1) Работа с текстом;  2) «Как вы понимаете слова «труд  писателя» и «труд читателя».

Ответы на вопросы

Познакомить со спецификой нового учебного предмета и соответствующего учебника, дать представление о том, как устроена книга

Подготовить пересказ статьи «К читателям»; зад.1. на с.6

2

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Детский фольклор. Вариативная природа фольклора.

1

Урок усвоения новых понятий

Самостоятельная работа по учебнику

Фронтальный

опрос

Формировать умения чётко, логично и обоснованно отвечать на поставленные вопросы

Ответить на вопросы на с.8

3.

Сказка как вид народной прозы. Виды сказок.

 «Царевна-лягушка». Высокий нравственный облик волшебницы Василисы Премудрой.

1

Урок усвоения новых понятий

Сказывание сказок

Продолжить знакомство со сказкой как фольклорным жанром, познакомить со сказителями, дать первые представления о том, как пересказывается народная сказка

Подготовить сказывание сказки

4.

Художественный мир волшебной сказки. «Царевна-лягушка». Иван Царевич, его помощники и противники. Народная мораль в сказке. Поэтика волшебной сказки. Сказочные формулы. Фантастика.

1

Урок чтения и пересказа

Работа по тексту

Анализ сказок

формировать умения выразительно читать.

Продолжить знакомства с волшебной сказкой, особенностями её художественного мира, обучение устному пересказу

Подготовить устные рассказы о главных героях сказки

5.

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо» как волшебная сказка героического содержания. Система образов сказки. Образ главного героя. Особенности сюжета  сказки. Герои сказки в оценке автора-народа.

1

Урок чтения и пересказа

Работа по тексту

Знакомство с волшебной и героической сказкой, развитие умения видеть жанровые признаки волшебной сказки и пересказывать её фрагменты

Подготовить выборочный пересказ сказки

6

Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости.

Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле в бытовых сказках.

1

Урок чтения и пересказа

Пересказ, выразительное чтение по ролям.

Выражать своё отношение к прочитанному отрывку;

Знать, к какому виду сказок относится сказка, уметь объяснять отличие сказки о животных и бытовой сказки

Составить письменное сообщение «Мои любимые сказки о животных»

7.

Р.Р. Классное сочинение по одной из тем: «Мой любимый герой русской народной сказки», «Почему я люблю читать народные сказки?», «Добро и зло в народных сказках».

1

Урок развития речи

Литературная викторина.

Защита иллюстраций

Умение рисовать словесный портрет героев сказок

Уметь определять, какие особенности сказки относятся к жанру, какие к композиции, сюжету, доказывать используя сказочные формулы, принадлежность сказки к определённому виду,

Закончить сочинение

8.

Возникновение древнерусской литературы. Сюжеты русских летописей. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания.

1

Урок усвоения новых знаний

Самостоятельная работа с учебником

Проверка письменного выполнения дом работы

Дать представление о жанре летопись, познакомить с отрывком из «Повести временных лет»

Пересказ, с. 47-52.

9.

М.В.Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру» как юмористическое нравоучение.

1

Составление плана  пересказа биографии

Знакомство с детством, годами учения и литературной деятельностью Ломоносова, юмористическим стихотворением

Выразительное чтение «Случилось вместе два астронома в пиру».

10.

И.А. Крылов. Слово о баснописце. Аллегорическое отражение исторических событий в басне. «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года.

1

Урок усвоения новых знаний

Поиск сведений о баснописцах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернет

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, участие в коллективном диалоге

Подготовить сообщение о полюбившемся баснописце, выраз.чтение басни

11.

И.А.Крылов «Ворона и лисица», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости.

1

Урок-беседа

Составление плана, устное иллюстрирование,

Индивидуальный опрос

Знать жанровые особенности басни. Определение понятий «мораль», аллегория», истоки басенного жанра.

Уметь определять к какому роду литературы относятся басни, находить жанровые особенности басни.

Выучить наизусть по выбору

12.

Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра  (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII в.)

1

Урок внеклассного чтения

ответы на вопросы.

Оценка устных ответов

Стр.68-69

13.

В.А.Жуковский. Слово о поэте. Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна». Сюжет и герои

1

Урок чтения и пересказа

Беседа после прочитанного отрывка

Инд. Опрос, проверка тетрадей

Знакомство с историей создания сказки «Спящая царевна»; черты народной сказки в произведении Жуковского

С.70-81

14.

В.А.Жуковский. Баллада «Кубок». Герои баллады. Нравственно-психологические проблемы баллады

1

Урок чтения и пересказа

Выяление основных черт баллады

Восприятие  и выразительное чтение баллады (в том числе наизусть)

Выразительное чтение баллады «Кубок».

15.

А.С. Пушкин. Детские и лицейские года поэта. «Няня» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

1

Выявление в стих-ии черт лирического послания

Познакомить с детством, юностью Пушкина, показать влияние народного творчества на будущего поэта.

Составление плана статьи

Выразительное чтение наизусть

16

Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

1

Изучение нового материала, беседа

Характеристика главным героям,  чтение по ролям

Фронтальный опрос

Знать историю сюжета сказки, уметь отбирать материал для характеристики героев

Выразительное чтение пролога наизусть

17.

К/Р №1 по теме: «Творчество русских писателей И.А.Крылова, В.А.Жуковского, А.С.Пушкина»

1

Урок контроля знаний

Повторение материала

18.

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета. Противостояние добрых и злых сил в сказке. Система образов сказки.

1

Урок беседа

Работа в группах по индивидуальным заданиям,  устное иллюстрирование.

Фронтальная беседа

Умение характеризовать героев, анализировать их поступки

Уметь делать сравнительную характеристику персонажей, выразительно читать сказку, пересказывать эпизоды, выявлять отношение автора к изображаемому

Пересказ  «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»

19.

Сходство и различие литературной и народной сказки. «Бродячие сюжеты». Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки. Народная мораль и нравственность в пушкинской сказке. Обучение домашнему сочинению.

1

Урок развития речи

Написать сочинение по одной из предложенных тем: «В чём превосходство царевны над царицей в «Сказке о мёртвой царевне…» А.С.Пушкина?», «Что помогло Елисею в поисках невесты?»

20.

А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители

1

Урок  усвоения новых знаний

Выразительное чтение эпизодов

ответы на вопросы.

Знать факты биографии писателя, сведения о его творческом пути.

Уметь строить устное высказывание с опорой на текст, обосновывать авторское отношение к главному герою

Подготовить пересказ

21

В.М.Гаршин. «Attalea princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения

1

Урок  усвоения новых знаний

Выразительное чтение, ответы на вопросы, иллюстрирование.

Чтение наизусть

Знать факты биографии писателя, сведения о его творческом пути.

Уметь строить устное высказывание с опорой на текст, обосновывать авторское отношение к главному герою

Подготовить пересказ

22.

М.Ю Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. Мастерство поэта в создании батальных сцен

1

Урок  внекл чтения

Чтение, ответы на вопросы, анализ стихов, слушание грамзаписи.

Выразитель-ное чтение

Знать факты биографии поэта, историческую основу стихотворения, уметь передавать сюжет стихотворения, объяснить, почему Лермонтов построил стихотворение как диалог

Пересказ материала по биографии, ответить на вопросы.

23.

Выразительные средства языка стихотворения «Бородино». Особенности поэтических интонаций стих-ия.

1

Усвоение новых знаний

Связь с историей (используя  диски на компьютере), выборочное чтение, работа в тетрадках.

Инд опрос дом работы, наизусть термины

Умение анализировать поэтический текст. Уметь объяснять, какие чувства объединяют героев, автора и читателей, какие изобразительные

Выразительное чтение наизусть «Бородино»

24.

Н.В.Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни в повести.

1

Новый мат Урок чтения и пересказа

Беседа, ответы на вопросы

Проверить запись

Уметь анализировать произведение и делать выводы,

Знать факты жизни писателя, связанные с историей создания «Вечеров…». Уметь использовать текст повести, анализировать своеобразие языка произведения

Пересказ повести «Заколдованное место»

25

Реальность и фантастика в повести Н.В. Гоголя «Заколдованное место».

1

Урок развития речи

Письменная работа

Составить план пересказа

Излагать  письменно краткое содержание понравившейся главы.

Ответить на вопросы на с.169-170

26.

Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа.

1

Изуч. нов мат

Выразительное чтение, работа в тетрадках, вопросно-  ответная работа.

Выразитель-ное чтение

Познакомить с биографией и чертами личности поэта, нашедшими отражение в стихотворении «На Волге»

Находить художественно – изобразительные средства  в стихотворении.

Выразительное чтение

27

Н.А.Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины.

 Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети».

1

Урок внеклассного чтения

Выразительное чтение

Чтение наизусть

Закрепить навыки  описания

Чтение отрывка из поэмы «Мороз, Красный нос» и знакомство с поэтическим образом русской женщины, воссозданной Некрасовым

Выраз.чтение наизусть, ответы на вопросы

28.

И.С.Тургенев. Рассказ о писателе. «Муму». Основной сюжет и герои. Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна.

1

Урок усвоения новых знаний

Выразительное чтение, ответы на вопросы.

Инд. опрос

Знать факты жизни писателя, связанные с историей создания рассказа; уметь соотносить описание быта и нравов крепостнической России.

Находить художественно – изобразительные средства  в стихотворении.

Внимательно перечитать рассказ, подготовиться к подробной беседе по тексту.

29.

И.С.Тургенев. Нравственный облик Герасима. Протест Герасима против барыни и её челяди. Нравственное превосходство Герасима. Осуждение крепостничества.

1

Изучение нов мат

Выборочное чтение, ответы на вопросы,

Ответы на вопросы

Уметь вести беседу, отвечать на вопросы, выразительно читать. Показать через сопоставление Герасима с людьми, окружавшими его в доме барыни, нравственное превосходство героя

Пересказ эпизода

30.

Тургенев – мастер портрета и пейзажа. Понятие о литературном герое. Подготовка к дом.сочинению

1

Урок развития речи

сочинение

Проверка записи  дом работы

Умение выражать своё мнение о прочитанном

Написать сочинение по теме: «Что воспевает И.С.Тургенев в образе Герасима?», «Друзья и враги Герасима», «В чём вина и беда барыни?»

31.

К/Р №2 по теме: «Творчество русских писателей А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева» (письменные ответы на вопросы или тестирование).

1

Урок контроля

32.

А.А. Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Природа и человек в стихотворении. Воплощение красоты жизни.

1

Урок чтения и пересказа

Чтение и ответы на вопросы

Инд опрос учащихся

Знать биографические сведения о поэте, содержание его стихов; уметь определять, какие худ. приёмы использует автор для описания природы, анализировать лирическое произведение

Выучить наизусть

33

Л.Н.Толстой. Рассказ о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы.

1

Урок выраз чтения

Выразительное чтение, иллюстрирование.

Выразительное чтение

Дать общее представление о жизни-пути Л.Н. Толстого, обучение анализу эпического произведения, продолжение работы с литературоведческими терминами; Выделять авторскую позицию в лирическом произведении.

Выбрать эпизоды, в которых сопоставляется поведение Жилина и Костылина. Найти в словаре значение слов «Жила», «Костыль»

34.

Р.Р. Жилин и Костылин – два разных характера в рассказе «Кавказский пленник». Обучение сравнительной характеристике героев. Подготовка к домашнему сочинению.

1

Изучение нов мат,  Урок чтения и пересказа

Выборочное чтение, ответы на вопросы.д

Выборочное чтение, иллюстрации

Уметь отбирать материал из текста для работы над определенной темой; развитие навыков сопоставительной характеристики героев.

Определять сюжет рассказа, составлять план к рассказу.

Домашнее сочинение: «Жилин и Костылин: разные судьбы», «Друзья и враги пленного Жилина»,  «Гума-нистические мысли Толстого в рассказе “Кавказский пленник”»

35.

А.П.Чехов. Рассказ о писателе. «Хирургия». Законы юмористического рассказа.. Осмеяние глупости и невежества героев

1

Изучение нов мат

Составить план , раб над доп мат

Инд раб

Знакомство с биографией А.П.Чехова,  развитие читательских умений, введение понятий «юмор» и «сатира», развитие навыков гру

Подготовить пересказ

36.

Русские поэты о родине, родной природе и о себе

1

Урок-концерт

Анализ стихотворений

Инд. работа

Умение самостоятельно составить план, сохранить принадлежность к опред стилю, грамотное оформление

Выразительное чтение наизусть  стихотворения по выбору

37.

И.А. Бунин. «Косцы». Человек и природа в рассказе

Урок чтения и пересказа

Инд выступление учащихся

Оценка устных ответов

Обучение словесному рисованию, выразительному чтению, развитие аналитических навыков.

Выразительное чтение отрывка из рассказа Бунина (по выбору).

38.

В.Г.Короленко. Рассказ о писателе. «В дурном обществе». Вася и его отец. Развитие их отношений

1

Урок усвоения новых знаний

Инд.  выступление, пересказ

Инд опрос

Знакомство с жизнью и личностью В.Г. Короленко: развитие навыков выразительного чтения и аналитического пересказа

Умения давать характеристику главному герою Умения давать характеристику  герою

Пересказ повести «В дурном обществе», главы I – IV. Дочитать повесть до конца

39.

Жизнь среди серых камней. Общение Васи с Валеком и Марусей

1

Урок чтения и пересказа

Пересказ, вопросо – ответная форма работы.,

Проверка записи дом работы, беседа

Знать определение понятия «композиция»; Уметь объяснять роль пейзажа, портрета, сравнения в описании мальчиков.  Развитие навыков комментированного чтения  

Подготовить пересказ, близкий к тексту «История с куклой»

40.

Р.Р. Изображение города и его обитателей в повести Короленко. Обучение домашнему сочинению по повести В.Г.Короленко

1

Урок развития речи

  составление плана к рассказу.

В на вопросы, выступления учащихся

Развитие речи и навыков работы над сочинением.

Домашнее сочинение «Путь Васи к правде и добру».

41.

С.А.Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.

1

Изучение нов мат, беседа

Работа над средствами художественной выразительности, использованными при описании природы.

Проверка тетрадей, беседа

Знать основные события жизни поэта, уметь объяснять, почему в одном стихотворении темп быстрый, динамичный, а в другом – размеренный. неторопливый

Выучить наизусть (по выбору)

42.

П.П.Бажов. Рассказ о писателе. «Медной горы Хозяйка». Сила характера Данилы-мастера. Проблемы и тайны мастерства

1

Изучение нов мвт, дискуссия

Составление плана,  выборочное чтение.

Фронтальная беседа

Определять сюжет сказа, давать характеристику главному герою.

Уметь определять границы эпизода в произведении; пересказать его кратко, назвать тему, озаглавить

Пересказ сказа П.Бажова

43.

Образ Хозяйки Медной горы. Реальность и фантастика в сказке «Медной горы Хозяйка»

1

Урок чтения и пересказа

Чтение по ролям, словесное иллюстрирование.

Проверка записи, инд опрос

Обучение аналитическому чтению, развитие навыков словесного рисования, обучение групповой работе

Подготовить рассказ о Степане

44.

К.Г.Паустовский. Слово о писателе. Сказка «Теплый хлеб». Герои и их поступки

1

Урок усвоения новых знаний

Чтение, ответы на вопросы.

Проверка выразительности чтения

Знать основные события жизни писателя, уметь объяснять смысл названия рассказа

Пересказ  сказки «Теплый хлеб», подготовить выразительное чтение эпизода «Разговор бабки с Филькой».

45.

Роль пейзажа в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб». Нравственные проблемы произведения

1

Выборочное чтение; вопросы, тесты.

Инд выступление, проверка записи

Определять тему произведения, определять основную мысль.

Уметь анализировать прозаический текст

Выписать эпитеты и сравнения из описания пути Фильки к Панкрату

46.

К.Г.Паустовский. «Заячьи лапы». Человек и природа.

1

Урок внеклассного чтения

Чтение теста, комментарий.

Ответы на вопросы, проверка записи

Умение передавать свою точку зрения по отношению к прочитанному.

Сочинение-миниатюра «Я увидел чудо…».

47.

С.Я.Маршак. Рассказ о писателе. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Положительные и отрицательные герои. Столкновение добра и зла.

1

Урок чтения и пересказа

Чтение и пересказ прочитанного отрывка

Инд выступление, проверка записи

Знать факты жизни автора, понимать особенности пьесы как особого рода худ. произведения;

Уметь отличать пьесу от других произведений, читать драматические произведения

Повторить роды литературы. Подготовить к выразительному чтению свою роль по всему тексту пьесы.

48.

Р.Р. Художественные особенности пьесы-сказки Двенадцать месяцев». Традиции народных сказок в пьесе С.Я. Маршака. Подготовка к домашнему сочинению.

1

Беседа, обобщения

Чтение и пересказ прочитанного отрывка

Ответы на вопросы,

Знать сюжет сказки, уметь характеризовать героев, их характеры. Изменение их поведения в зависимости от ситуации.

Обучение выразительному чтению

Домашнее сочинение по теме: «Добро и зло в сказке С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»; «Падчерица и Королева в пьесе-сказке Маршака “Двенадцать месяцев”».

49.

А.П.Платонов. Рассказ о писателе. «Никита». Быль и фанта-стика. Душевный мир главного героя. Его отношения с приро-дой. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

1

Урок усвоения новых знаний

Ответы на вопросы

беседа

Умение передавать свою точку зрения по отношению к прочитанному.

Подготовиться к контрольной работе по творчеству Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, П.П.Бажова,  К.Г.Паустовского.

50

К/Р № 3 по теме:  «Творчество русских писателей Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, П.П.Бажова,  К.Г.Паустовского»

1

Урок контроля

Повторение материала

51

 В.П.Астафьев. Рассказ о писателе. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу.

1

Урок усвоения новых знаний

Чтение и пересказ прочитанного отрывка

Ответить на вопросы

Знать факты биографии писателя, судьбу рассказа;

Уметь охарактеризовать чувства и поведение мальчика, его состояние

Пересказ рассказа «Васюткино озеро»

52.

В.П. Астафьев «Васюткино озеро». Человек и природа в рассказе".

1

комбинированный

Ответы на вопросы

комментированное чтение

Уметь объяснять поведение героя в лесу, какие качества характера помогают ему бороться со страхом, как меняется отношение мальчика к природе на протяжении всего рассказа

Ответить на вопросы

53.

Развитие речи. Сочинение «Как Васютка выжил в тайге»

1

Урок развития речи

сочинение

Дописать сочинение

54.

А.Т.Твардовский. Слово о поэте. «Рассказ  танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны. К.М.Симонов. Рассказ о поэте. «Майор привёз мальчишку на лафете». Война и дети.

1

комбинированный

Уметь выразительно читать стихотворения, находить худ. средства, уметь определять их роль

Выразительное чтение стихотворений наизусть  (по выбору)

55.

Русские поэты XX века о Родине и родной природе: И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; Дон Аминадо «Города и годы». Поэтическое восприятие окружающего мира природы и своего места в нём.

1

Урок усвоения новых знаний

Работа над средствами художественной выразительности, использованными при описании природы.

Знать авторов стихотворений;

Уметь выразительно читать стихотворения, находить худ. средства, уметь определять их роль

Выразительное чтение

56.

А.Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н.Рубцов «Родная деревня». Образ Родины в стихах о природе

1

Урок чтения и обсуждения произведе-ний

Наизусть одно стихотворение (по выбору)

57.

Саша Черный. «Кавказский пленник». Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики в произведениях Саши Чёрного

1

Комментированное чтение

Знакомство с творчеством Саши Чёрного.  Обучение сжатому пересказу, инсценированию,  устное словесное рисование

Пересказ «Кавказский плен-ник».

58.

Ю.Ч.Ким «Рыба-кит»

1

Выразительное чтение

59.

Р.Л.Стивенсон. Рассказ о писателе. «Вересковый мёд». Бережное отношение к традициям предков. Драматический характер баллады.

1

Урок усвоения новых знаний

Анализ баллады

Знакомство с жизнью, судьбой и творчеством Стивенсона; развитие навыков комментированного, выразительного и аналитического чтения.

Уметь находить признаки баллады

Выразительное чтение баллады

60.

Д.Дефо. Рассказ о писателе. «Робинзон Крузо» – произведение о силе человеческого духа. Характер главного героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека

1

Урок усвоения новых знаний

Чтение и пересказ прочитанного отрывка

Знать сведения о жизни писателя, сюжет романа.  Уметь воспроизводить все приключения и события жизни Робинзона

Пересказ отрывка

61.

Х. К.Андерсен. «Снежная королева». Реальное и фантастиче-ское в сказке. Кай и Герда.

1

Урок усвоения новых знаний

Чтение и пересказ прочитанного отрывка

комментированное чтение

Знакомство с жизнью, судьбой и творчеством Андерсена; развитие навыков комментированного, выразительного и аналитического чтения.

Перечитать истории 4 и 5

62.

В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини.

1

комментированное чтение

Разв-ие тв-их и анал-их спос-стей уч-ся; обучение аналитическому чтению текста; работа с понятием подтекст.

Принести любимые сказки Андерсена, подготовить к пересказу. Ответить на вопрос «Почему я выбрал именно эту сказку? Чему она меня научила?»

63.

Р.Р.  Классное сочинение по сказкам Х.К. Андерсена:

«Герда против Снежной королевы», «Добро и зло в сказках Андерсена», «О чём мечтал Андерсен в своих сказках?», « Какие поступки героев сказок Андерсена я считаю благородными?»

1

Урок развития речи

Закончить сочинение

64

Ж. Санд. Рассказ о писательнице. Сказка «О чём говорят цветы». Дети и природа. Спор героев о прекрасном

1

Урок усвоения новых знаний

Знакомство с жизнью и творчеством Ж.Санд, уметь анализировать тему , идею произведения

Подготовить пересказ

65

М. Твен. Рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том Сойер и его друзья. Смелость и предприимчивость подростка.

1

Урок усвоения новых знаний

Чтение и пересказ прочитанного отрывка

комментированное чтение

Знакомство с жизнью и творчеством М.Твена; обучение самостоятельной работе с учебником; Развитие тв-их спо-стей и навыков выразительного чтения

Пересказ эпизода

66.

Внутренний мир героев М.Твена.

1

комментированное чтение

Развитие навыков анализа текста; развитие речи и навыков выразительного чтения

Ответить на вопросы

67

Д.Ж. Лондон. Рассказ о писателе. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа

1

Урок усвоения новых знаний

Чтение и пересказ прочитанного отрывка

комментированное чтение

Знакомство с жизнью и творчеством Дж.Лондона; обучение анализу темы и идеи произведения; развитие навыков выразительного чтения

Подготовить ответы на итоговые вопросы

68.

К/Р № 4. Итоговый тест. Выявление уровня литературного развития учащихся.

1

Урок контроля

69

. Рекомендации на лето

1

70

Резервный урок

1




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...