Презентация к вводному уроку литературы по роману "Герой нашего времени"
презентация к уроку по литературе (9 класс) по теме

Предлагаемая презентация может быть использована на первом уроке по изучению романа М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" в 9 классе или при обобщающем повторении. На слайдах представлен материал по истории создания романа, особенностям композиции. Рассматривается система двойников Печорина, эволюция героя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentaciya_po_geroyu_nashego_vremeni.pptx230.16 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» - первый в русской прозе социально-психологический и философский роман. «Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины» М. Ю. Лермонтов

Слайд 2

История создания романа В журнале «Отечественные записки» опубликованы: 1839 г. – «Бэла. Из записок офицера о Кавказе» и «Фаталист» начало 1840 г. – «Тамань» апрель 1840 г. – «Максим Максимыч» и «Княжна Мери» 1841 г. – Предисловие ко всему роману ( 2 -е издание)

Слайд 3

«Герой нашего времени» – это « история души человеческой ». Печорин – единственный главный герой. Его одиночество в романе принципиально значимо. Это история тщетных попыток незаурядного человека реализовать себя, найти хоть какое-то удовлетворение своим потребностям , история утраты им могучих жизненных сил и нелепой, неожиданной, но подготовленной всем рассказанным смерти от нечего делать, от его ненужности кому бы то ни было и себе самому.

Слайд 4

Композиция романа Сюжетный порядок Хронологический (фабульный) порядок Предисловие (1841 ) ко всему роману 12 «Бэла» Путешествие по Военно-Грузинской дороге офицера – повествователя с Максимом Максимычем . Первая часть рассказа Максима Максимыча о Бэле. Переезд через Крестовый перевал Вторая часть рассказа Максима Максимыча о Бэле. Концовка «Бэлы». Заключение от имени офицера - повествователя 7 5 8 6 9 «Максим Максимыч» Встреча с Максимом Максимычем и Печориным С включением сообщения о том, что Печорин умер 10 11 Предисловие к «Журналу Печорина» История до того, как Печоринр попал на Кавказские минеральные воды 1 «Тамань» Дневник Печорина, сделанный в ночь перед дуэлью 2 «Княжна Мери» Окончание повести – запись, сделанная Печориным по памяти в крепости 3 «Фаталист» История с Вуличем в казачьей станице зимой, до похищения Бэлы 4

Слайд 5

Сюжет – события в том порядке, в котором о них сообщает автор. Фабула – совокупность событий в их естественном хронологическом порядке. сюжет фабула 1. Предисловие к роману 1. Предисловие к «Журналу Печорина» 2. «Бэла» 2. «Тамань» 3. «Максим Максимыч» 3. «Княжна Мери» 4. Предисловие к « Журналу 4. «Фаталист» Печорина» 5. «Тамань» 5. «Бэла» 6. «Княжна Мери» 6. «Максим Максимыч» 7. «Фаталист» 7. Предисловие к роману

Слайд 6

Такое построение дает автору возможность: максимально заинтересовать читателя судьбой Печорина; проследить историю его внутренней жизни; образ Печорина раскрывается двояко: с точки зрения постороннего наблюдателя и в плане внутреннего самораскрытия; при таком построении, как бы оставляя героя в живых, автору легче показать свою позицию

Слайд 7

Повествователи в романе Максим Максимыч: излагает внешние события, при этом не понимая Печорина. Офицер – рассказчик: человек его круга, писатель, он лишен сочувствия к Печорину, дает его объективное описание со стороны. Печорин о себе в «Журнале»: бесстрашно, не стараясь ни в чем себя оправдывать, анализируя свои мысли и поступки.

Слайд 8

Жанры составляющих частей романа «Бэла» и «Княжна Мери» - повести. «Тамань»– новелла. «Максим Максимыч» и «Фаталист» – рассказы. Повесть – литературный жанр описательно-повествовательного характера, в котором жизнь представляется в виде ряда эпизодов из жизни героя, средняя эпическая форма, показывающая этап жизни героя. Рассказ – прозаическое произведение малого объема с динамическим развитием сюжета, изображающее один эпизод, событие из жизни героя или несколько событий, логически связанных между собой. Новелла - близкая к рассказу жанровая форма, отличающаяся четкостью изображения событий, неожиданностью их развития и развязки.

Слайд 9

Система «двойников» в романе Грушницкий Печорин Вернер позёр, шут трагическая , циник страдающая фигура

Слайд 10

Эволюция героя Печорин полон жизни, энергии, способен «Тамань» на сочувствие Активно добивается цели, «Княжна Мери» сострадает. Ищет спасения в любви, «Бэла» добивается, но… Не дорожит ни своей, «Фаталист» ни чужой жизнью. Не способен на элементарное « Максим Максимыч» движение к человеку «… и умер где-то в Персии»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к вводному уроку литературы в 11 классе

Презентация позволяет более наглядно и доступно охарактеризовать особенности развития литературы рубежа веков...

Презентация к вводному уроку литературы в 10 классе

Презентация позволит доступно и наглядно представить общественную обстановку в России и развитие  русской литературы 2 половины 19 века...

Презентация к вводному уроку литературы в 9 классе "История русской литературы"

Уроки-лекции сложны для девятиклассников.  Данная презентация поможет им лучше освоить новый вид работы - конспектирование лекции....

Презентация к вводному уроку литературы по творчеству Л.Н.Андреева в 11 классе

Презентация к вводному уроку литературы по творчеству Л.Н.Андреева...

Презентация к вводному уроку литературы в 9 классе

Знакомство с учебником литературы для 9 класса под ред.В.Коровиной....

Презентация к вводному уроку литературы в 5 классе

Красочная презентация к вводному уроку литературы в 5 классе, которая знакомит ребят с новым для них предметом, рассказывает о значении книг в жизни человека, содержит элементы игры....

Презентация к циклу уроков по роману "Герой нашего времени"

Презентация к циклу уроков по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" (уроки 1-2)...