Планирование уроков литературы по УМК Г.В.Москвина
календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс) по теме
Планирование уроков литературы УМК Г.В.Москвина. 5 - 7 классы
Скачать:
Предварительный просмотр:
ЛИТЕРАТУРА, 5 КЛАСС (Москвин Г.В., Пуряева Н.Н., Ерохина Е.Л.)
ТЕМА УРОКА | ПРЕДМЕТНЫЕ ЗУН | МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ЗУН | ВИДЫ КОНТРОЛЯ | |
1 | Литература как искусство слова. | Литература и жизнь. Вымысел. Литература как учебный предмет. | ||
2 3 4 5 6 7 8 9 10 | ФОЛЬКЛОР. Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки. Загадки. Русские народные сказки. «Хрустальная гора»- Волшебная сказка. Бытовые сказки. «Как старик Домовничал». Сказки о животных. «Лиса и Тетерев» Внеклассное чтение. «Пойди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что». Путешествие в Тридевятое царство. | Роль фольклора в нац. культуре. Выражение народного миропонимания. Виды загадок. Виды сказок. Жанровые особенности сказки. Сюжет и герои народной сказки. Отражение народной жизни в бытовой сказке. Поучительность. Иносказательность. Своеобразие сюжета в сказках о животных. Мораль. | (анализ сказки с точки зрения жанровых особенностей). Творческая мастерская: сочини загадку, «Путешествие в Тридевятое царство». | Составление Устава гимназии из пословиц. Сочинение загадок трёх типов. Пересказы от лица героев сказки. Иллюстрации к сказкам. Интервью с героями сказок. |
11 12- 13 14-16 17-19 20-23 24 25-26 27 28 29 | ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА. А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» Е.Л.Шварц «Два клёна» Э.Т.А. Гофман «Щелкунчик» Аннотация к сказке. Н.В.Гоголь «Ночь перед рождеством» Внеклассное чтение. Сказы П.П.Бажова. М.М.Пришвин «Кладовая солнца» В.М.Гаршин «То, чего не было» В.Гауф «Холодное сердце» Контрольная работа | Литературная и фольклорная сказка. Народность литературной сказки. Нравственная проблематика. Проблема добра и зла, истинного и ложного. Сюжет сказки. Образы героев. Поэтическое мастерство Пушкина. Специфика драматургического произведения. Сказка-пьеса. Читатель и зритель. Фольклорная основа сюжета. Образы героев. Нравственная проблематика. Торжество добра и справедливости. Реальное и чудесное в сказке. Значение мечты в реальной жизни. Характер героини. Фантастическая повесть. Волшебные и фольклорные основы повести. Бытовое в повести. Художественные средства. Юмор. Жанр сказа и его отличие от сказки. Герои сказа. Истинное мастерство и человечность. Специфика сказки-были. Сказочные элементы в произведении. Образы героев. Нравственная проблематика. «Рождение литературной сказки». Соотношение фантастического и реального. Нравственные уроки. Модель реального мира в сказке. Специфика сказки-притчи. Иносказательность. Нравственная проблематика и своеобразие сказок Гауфа. | Особенности построения худ.мира лит.сказки. Приёмы создания характера (начальное понятие). Термины: олицетворение, символ. Лит.сказки для детей 19 века: нравоучительные и просветительские. Диалог культур: общечеловеческие ценности. Красота как нравственная категория. Быль и небыль, реальное и необычное в современной лит.сказке. Творческий практикум. | Пересказ наизусть отрывка из сказки А.С.Пушкина. Характеристика героя сказки по предложенному плану. Написание аннотации. Актёрский пересказ эпизода. Рассказ – сопоставление героев. Доклад о детстве писателя. Доклад о запорожцах. Составление плана. Доклад о судьбе писателя, о богатстве Уральских гор. Рассказ о судьбе героя (по выбору) Чтение по ролям. Иллюстрация к сказке. Доклады. Характеристика героя. Викторина |
30-34 | БАСНЯ И.А.Крылов «Свинья под дубом», «Ворона и лисица», «Демьянова уха», «Лебедь, рак и щука», «Слон и моська» Басни Эзопа и Лафонтена. | Специфика басни. Басня и сказка о животных. Образы и сюжеты. Аллегория и мораль. Истоки жанра. | ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ: Басни Ж.де Лафонтена Работа над выразительным чтением. Инсценировка. | Сопоставление басен разных авторов с единым сюжетом. Чтение басни наизусть (по выбору). Анализ басни по предложенным вопросам (работа в группах) |
35- 40 | ЛЕГЕНДА А.С.Пушкин «Анчар» М.Ю.Лермонтов «Три пальмы» «Повесть временных лет» А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге» Легенда о Томасе Лермонте | Специфика легенды. Её отличие от сказки. Добро и зло в человеке и мире. Поэтический мир стихотворения. Поэтическая легенда. Проблема жизненного выбора. Поэтический мир стихотворения. Летопись как один из истоков древнерусской литературы. История и предание. Проблема автора. Фольклорные элементы. Летописная основа произведения. Легендарное и художественное. Человек и судьба. Поэтический мир стихотворения. | ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ: Легенда о Томасе Лермонте Сопоставление летописи и поэтической легенды. Образность как основа художественности. Лексический анализ текста. | Выразительное чтение поэтической легенды. Сопоставление героя летописи и героя поэтической легенды. |
41-55 | ЛИРИЧЕСКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ А.С.Пушкин «Няне», «Пущину» М.Ю.Лермонтов «Листок», «Молитва» Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Летний вечер», «Есть в светлости осенних вечеров…» А.А.Фет «Я пришёл к тебе с приветом…», «Мотылёк», «Кот поёт, глаза прищуря…», «Мальчику» Н.А.Некрасов «Крестьянские дети» И.А.Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…» С.А.Есенин «Берёза» Искусство поэтического перевода. | Первоначальное понятие о лирике. Мир души и чувств. Поэтический мир стихов. Жизненная основа душевных переживаний. Стремление человека к гармонии с миром. Образ природы в лирическом произведении. Человек и жизнь природы. Лирическое переживание человеком мира: впечатления, чувства, душевные состояния. Отражение реальной жизни в лирике. Сюжетность в лирике. Поэтический мир стихотворения. | ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ: Стихотворения Г.Гейне, И.В.Гёте. Поэтический перевод. Работа над выразительным чтением. Начальные понятия теории стиха: рифма, ритм, лирическое стихотворение, лирический герой, пейзажная лирика, художественный образ в лирике. Анализ стихотворения (начальные навыки) | Чтение стихотворения наизусть. Подбор иллюстраций к стихотворению. Письменный отзыв о стихотворении (на уровне впечатления) Сопоставление подстрочного и поэтического переводов. Инд.:подстрочный перевод стихов. |
56-70 71-72 | ЭПОС КАК РОД ЛИТЕРАТУРЫ Д.Дефо «Робинзон Крузо» А.С.Грин «Зелёная лампа» А.П.Платонов «В прекрасном и яростном мире» И.С.Тургенев «Бежин луг» А.И.Куприн «Белый пудель» Ю.П.Казаков «Оленьи рога» Дж.Лондон «Сказание о Кише» В.П.Астафьев «Васюткино озеро» В.Катаев «Сын полка» Лирика военных лет О Генри «Вождь краснокожих» М.М.Зощенко. Рассказы. Итоговая контрольная работа в форме ЕГЭ | Случай и судьба в жизни человека. Воля и труд. Образ главного героя. Нравственная проблематика. Человек в необычной ситуации. Проблема испытания и преодоления. Человек в экстремальной ситуации. Проблема испытания силы духа. Образ главного героя. Природа как тайна. Человек и природа. Образы мальчиков. Внутренний мир человека. Характер главной героини. Роль сказочно-поэтического восприятия в жизни человека. Человек и природа. Особенности характера главного героя. Человек в чрезвычайных обстоятельствах. Преодоление себя. Образ главного героя. Человек и эпоха. Жестокость реального мира и удивительный мир детских фантазий. Необычная ситуация. Комическое. Столкновение мира взрослых и мира детей. Комическое. | ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ: Приключенческие романы Ж.Верна, Р.Стивенсона, рассказы А.И.Куприна, Л.Андреева, сказ. Повести Л.Кэрролла. Л.Кассиль «Кандуит и Швамбрания» Термины: повесть, рассказ, роман, композиция, рамочная композиция, ретроспектива, герой и антигерой. Приёмы создания комического эффекта: несоответствие, нелепая ситуация, языковые приёмы создания комического. Творческий практикум: пересказ от лица героя, избранный, с введением портрета, с додумыванием. Композиционное членение текста. | Отзыв о прочитанном. Актёрский пересказ. Составление цитатного плана. Рассказ-характеристика героя. Творческий отчёт о прочитанном. Контрольная работа (учебник, 2 часть) |
Данное тематическое планирование составлено в соответствии с программой по литературе к учебнику Москвина Г.В., Пуряевой Н.Н., Ерохиной Е.Л. Литература: 5 класс: Учебник – хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана – Граф, 2007.
Основным содержанием является изучение тем: «Фольклор», «Авторская сказка», «Легенда», «Басня», «Лирическое стихотворение», «Роман, повесть, рассказ».
Данные темы являются логическим продолжением курса литературы в начальной школе.
Изучение литературы направлено на достижение следующих целей:
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений;
- развитие читательской культуры, образного и аналитического мышления, творческого воображения;
- развитие устной и письменной речи;
- воспитание духовно развитой личности, формирование чувства патриотизма и толерантности.
Для достижения целей и выполнения задач предусмотрен компетентностный подход, определяющий формирование двух основных компетенций: познавательной и деятельностной.
Теоретико-литературная и методическая идея 5 класса – осознание природы художественного образа. Понятийный аппарат данного этапа обучения включает в себя следующие понятия: искусство, литература, слово; художественный образ; вымысел; устное народное творчество, виды фольклора; изобразительные средства художественного языка(эпитет, метафора, сравнение, гипербола, аллегория).
Формирование деятельностной компетенции достигается в овладении следующими умениями: воспринимать художественный текст, выразительно читать, выделять смысловые части текста, составлять план, владеть различными видами пересказа, выражать своё отношение к прочитанному.
Тематическое планирование содержит материалы по повышенному уровню обучения, что является требованием программы развития Гимназии №3. важнейшими направлениями в работе являются следующие:
- расширение круга чтения;
- сопоставление произведений русской литературы с тематически близкими произведениями зарубежной литературы;
- восприятие произведений литературы в тесной связи с другими видами искусств (живопись, музыка);
- самостоятельное выполнение различных творческих работ;
- устное и письменное сообщение о прочитанных произведениях с элементами анализа;
- расширение теоретической базы (введение литературоведческих понятий);
- самостоятельный поиск информации по заданной теме в различных источниках.
Планированием предусмотрена индивидуальная работа с учащимися, т.к. в основе методики преподавания лежит идея развивающего обучения.
Планирование рассчитано на 108 учебных часов (3 часа в неделю).
Предварительный просмотр:
ЛИТЕРАТУРА, 6 КЛАСС (Москвин Г.В., Пуряева Н.Н., Ерохина Е.Л.)
Данное планирование составлено на основе «Программы по литературе, 5 – 11 класс» Г.В.Москвина ( М.: Вентана - Граф, 2007) и соответствует учебнику «Литература, 6 класс», авторы: Г.В.Москвин, Н.Н.Пуряева, Е.Л.Ерохина (М.: Вентана – Граф, 2013).
Программа направлена на реализацию целей и задач литературного образования, определённых государственным стандартом общего образования.
Цели и задачи:
- Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- Овладение умениями чтения и анализа художественных произведений;
- Развитие читательской культуры, образного и аналитического мышления, творческого воображения;
- Развитие устной и письменной речи учащихся;
- Развитие познавательного интереса и потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;
- Воспитание духовно развитой личности, формирование гражданского сознания, чувства патриотизма и толерантности к многообразию культур.
Для достижения целей и выполнения задач предусмотрен компетентностный подход, определяющий формирование двух основных видов компетенций: познавательной и деятельностной.
Развитию и поддержанию познавательного интереса в 5 – 8 классах способствует создание проблемных ситуаций, которые требуют от учащихся активного применения получненных знаний, сформированных умений, предполагают поиск, самостоятельный анализ явления. Поэтому в названии каждого тематического раздела содержится вопрос или познавательное противоречие.
В основу данного этапа обучения заложена следующая теоретико-литературная и методическая идея: осознание специфики содержания художественного произведения в единстве его образных, сюжетных и композиционных компонентов.
Формирование деятельностной компетенции достигается в овладении следующими умениями:
Воспринимать художественный текст
Выразительно читать произведение, в том числе наизусть
Выделять смысловые части, составлять план прочитанного
Владеть различными видами пересказа
Строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением
Выражать своё отношение к прочитанному
Выделять и формулировать тему, идею, проблематику произведения, давать характеристику героям
Анализировать художественный текст
Сопоставлять эпизоды литературного произведения и сравнивать его героев.
Программа позволяет реализовать повышенный уровень обучения предмету за счёт
- расширения круга чтения (предусмотрены часы для внеклассного чтения)
- дифференциации и индивидуализации обучения (задания по выбору, «задания для самых любознательных», предполагающие решение познавательных задач, исследовательские проекты)
- интегрирования (работа с иллюстрациями, с музыкальными произведениями)
- развития культурологической компетенции (система исследовательских заданий культуроведческого характера)
- углубления теоретических знаний (задания, мотивирующие к поиску ответов на сложные теоретические вопросы)
- развития речи учащихся (задания, развивающие речевые умения).
Ценность использования программы:
Личностные результаты:
-Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов.
- Совершенствование коммуникативных качеств личности.
- Стремление к речевому самосовершенствованию.
-Использование для решения познавательных задач различных источников информации.
Метапредметные результаты:
-Умение понимать проблему, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.
-Умение самостоятельно организовать собственную деятельность.
-Умение работать с разными источниками информации.
№ | ДАТА | ТЕМА УРОКА | СОДЕРЖАНИЕ УРОКА | ЦЕННОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗДЕЛА ПРОГРАММЫ (предметные результаты) | ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ ОБУЧЕНИЯ (метапредметные результаты) | ВИДЫ КОНТРОЛЯ |
1 | Литература как искусство слова | Усложнённое повторение: тема, проблема, сюжет, композиция лит. пр-я | Владение литературоведческой терминологией. Осмысленное чтение. Умение пересказывать, создавать устные монологические высказывания разного типа. Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства. | |||
Как появились поэзия и проза. | ||||||
2 | Поэзия и проза | Формы существования лит-ры. Усложнённое повторение: роды лит-ры. Соотношение формы и рода. | Понимание ключевых проблем русского фольклора, древнерусской литературы, литературы 19 века. Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных нравственных ценностей. Умение анализировать произведение, выявлять его тему, идею, характеризовать героев. Умение давать характеристику герою, сопоставлять героев произведения. Владение литературоведческой терминологией. Осмысленное чтение. Умение пересказывать, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог. Написание сочинения на литературную тему. | Понятие жанра. Соотношение рода и жанра. | ||
3 4 | Песня как малый жанр фольклора | Рождение песни. Понятие ритма. Приёмы создания песенного ритма. Художественные особенности песни. Разновидности народных песен. | ||||
5 6 7 8 | Русский народный эпос. Былина. Былина «Садко». Былины Киевского цикла | Жанровые особенности былины | Поэтический мир русской былины. Циклы былин. Былины Киевского цикла | Внеклассное чтение. Конкурс на лучшего сказителя | ||
9 Вн. | Традиции былин в русской литературе. И.Бунин «Святогор и Илья» | Образ русского богатыря в литературе. Способы выражения авторского отношения к герою. | Фольклорная былина «Святогор и Илья» | |||
10 11 | Древнерусская повесть. Ермолай Еразм «Повесть о Петре и Февронии Муромских» | Жанр древнерусской повести. Литературное и сказочное начала. Основы нравственной оценки, способы изображения человека. | Отработка понятий и жанровых особенностей сказки, жития, повести. | Составление сюжетного плана. Пересказ эпизода. | ||
12 | Лирическое стихотворение | Понятие лирического стихотворения. Стихосложение: ритм, рифма, метр, размер. | Трёхсложные стихотворные размеры. | Определение размера. | ||
13 | А.С.Пушкин «Зимнее утро» | Строфа. Художественные тропы. Звукопись. | Подходы к анализу стихотворения. Углубление знаний по теории стиха. | Чтение наизусть. | ||
14 | М.Ю.Лермонтов «Парус» | Усложнённое повторение: аллегория. | Чтение наизусть. | |||
15 | М.Ю.Лермонтов «Утёс» | Аллегория и символ. | Поэзия М.Ю.Лермонтова в музыке. | Чтение наизусть. | ||
Контрольная работа. | Анализ лирического стихотворения. | |||||
16- 20 | Русская классическая проза. А.С.Пушкин «Дубровский» | Жанры эпоса. Истоки русской прозы. Нравственная проблематика. Национальный характер. Образ «благородного разбойника». | Традиции авантюрного романа. В.Скотт «Айвенго». | Составление сюжетного плана. Пересказ эпизода с самостоятельным определением его границ. Рассказ-характеристика героя. | ||
21 Вн. | Л.Н.Толстой. Трилогия взросления. | «Детство», «Отрочество», «Юность»-автобиографическая трилогия. Внимание к внутреннему миру человека | Анализ главы «Я проваливаюсь». | Внеклассное чтение. | ||
О чём и о ком рассказывает литературное произведение. | ||||||
22 23 24 Вн. | Герой литературного произведения. А.С.Пушкин «Выстрел» «Метель» | Герой и характер в литературе. Типы героев. Цикл «Повести Белкина». Особенности хронологии рассказа. Честь и благородство как нравственные категории. Характер героя. Человек и судьба. Автор и рассказчик. | Понимание ключевых проблем литературы 19-20 веков. Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных нравственных ценностей. Умение анализировать произведение, выявлять его тему, идею, характеризовать героев, определять его принадлежность к одному из литературных родов, жанров. Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка. Владение литературоведческой терминологией. Осмысленное чтение. Умение пересказывать, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог, выразительно читать произведение в том числе наизусть. | Авторская ирония как приём создания характера. Культурология: дуэль как способ защиты чести в дворянской среде. | Внеклассное чтение. Пересказ от лица героя. | |
25 26 | Н.А.Некрасов. Поэма «Саша». Практикум стиховедения. | Углубление знаний по теории стиха: трёхсложные стихотворные размеры. Приёмы создания характера в поэме. Социальная проблематика. | Поэма как лиро-эпический жанр. | Составление композиционного плана. | ||
27 28 | Н.С.Лесков «Тупейный художник», «Левша» | Начальные понятия о сказе. Роль эпиграфа. Рамочная композиция. Нравственная и социальная проблематика | Понятие о национальном характере. Речь как предмет изображения. | Внеклассное чтение. Составление композиционного плана. | ||
29 30 | А.П.Чехов «Человек в футляре» | Способы создания характера: портрет, речь, интерьер. Рамочная композиция. | Смысл названия. Сопоставление с сказкой М.Е.Салтыкова -Щедрина «Премудрый пескарь» | Внеклассное чтение. | ||
31 | Тема литературного произведения. Ю.Рытхэу «Хранитель огня» | Вечные темы в литературе. Основная и дополнительные темы в произведении. | Внеклассное чтение. | |||
Контрольная работа | Тест по итогам 1 полугодия | |||||
32 | А.В.Кольцов «Косарь» | Народные традиции в поэзии. Песенная интонация в лирике. Приём контраста. | Усложнённое повторение: жанровые особенности народной песни. | |||
33 | М.Ю.Лермонтов «Поэт» | Особенности композиции. Назначение поэта и поэзии. Особенности ритмической организации. Аллегория. | Лирический герой стихотворения. | |||
34 35 | Поэзия С.А.Есенина | Основные темы и приёмы поэзии С.Есенина. | Особенности мироощущения поэта и их отражение в его творчестве. | Чтение наизусть. Исследование: образная и цветовая природа творчества С.Есенина. | ||
36 37 | Поэзия Н.М.Рубцова | Образная природа поэзии Н.Рубцова. традиции поэзии 19 века в его творчестве. | Поэзия Н.Рубцова в музыке. | |||
38 | А.Тукай «Пара лошадей» | Особенности национальной татарской поэзии. Национальные традиции в поэзии А.Тукая. | Внеклассное чтение. | |||
Литература: мир вопросов и ответов. | ||||||
39 | Лирический герой. | Своеобразие образа лирического героя. Характер лирического героя | Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской и зарубежной литературы. Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных нравственных ценностей. Определение в произведении изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в создании художественных образов (владение элементами филологического анализа текста). Владение литературоведческой терминологией. Понимание авторской позиции и своё отношение к ней. Осмысленное чтение. Умение пересказывать, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог. Умение выразительно читать наизусть стихотворение. | |||
40 | Лирический герой поэзии А.С.Пушкина | «Зимний вечер», «Зимняя дорога». Образ лирического героя. Ритмическая и образная организация стихотворения. Мотив дороги. | Подходы к анализу стихотворения. Углубление знаний по теории стиха. Философская лирика. | Чтение наизусть. Индивидуальная исследовательская работа. | ||
41 42 | Лирический герой поэзии Д.Г.Байрона | «Душа моя мрачна…», «Прометей». Лирический герой поэзии Байрона и способы создания его характера. Миф и литература. | Лирика романтизма. Романтическое отношение к миру. Байронизм. Афоризм. | Сопоставление художественных переводов Н.Гнедича и М.Лермонтова. | ||
43 44 | Лирический герой поэзии М.Ю.Лермонтова | Традиции байронизма и самобытность поэзии Лермонтова. | Подходы к анализу стихотворения. Углубление знаний по теории стиха. | Чтение наизусть. | ||
45 Вн. | Поэзия В.Гюго | Философская лирика. Жанровые особенности гимна. | Внутрипредметные связи в литературе. | Внеклассное чтение. | ||
46 | Идея и проблематика литературного произведения. Баллада В.А.Жуковского «Лесной царь» | Понятие идеи и проблемы в литературе. Многообразие и разновидности проблем художественных произведений. Жанр баллады, элегии. | Особенности художественного перевода. | |||
47 48 | Сквозные образы в литературе. Образ ворона в фольклоре и литературе. Э.А.По, А.С.Пушкин, народные песни и баллады. | Мистическое в литературе. Народная и литературная баллады. Баллада Э.По. Рефрен. | Сопоставительный анализ. | Самостоятельное исследование «Истоки баллады А.С.Пушкина». | ||
49 | Стихотворение А.С.Пушкина «Бесы» | Балладные черты в лирике. Развитие мотива дороги. | Жанровое своеобразие стихотворения. Усложнённое повторение: жанровые особенности баллады, философская лирика Пушкина. | |||
50 | «Вечные» темы в литературе. Ф.Шиллер «Перчатка» | Нравоучительность баллады Шиллера. | Образ благородного рыцаря в литературе. | |||
51 52 | Нравственная проблематика литературного произведения. Рассказы И.А.Бунина «Лапти», «Подснежник» | Усложнённое повторение: тема, идея, проблема. Литературная притча. Национальный характер. | Подходы к анализу эпического произведения. Цветовая символика в рассказе. | |||
53 54 55 | Рассказы А.И.Куприна «Белый пудель», «Чудесный доктор» | Нравственный выбор героя. Милосердие. Рождественский рассказ как особый жанр. | Подходы к анализу эпического произведения: ретроспектива, рамочная композиция, аллегория, пейзаж. | Подбор эпиграфа. Письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос. | ||
56 57 | Поэзия В.В.Маяковского | Нравственные идеалы поэта. Назначение поэзии. Новаторство Маяковского: звукопись, особенности ритмической организации стихотворений. | Сопоставительный анализ. Приём звукоподражания в поэзии | Самостоятельное исследование (по выбору) | ||
58 59 | А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц» | Усложнённое повторение: романтическое отношение к жизни, литературная притча | Традиции народной и авторской сказки и их переосмысление. | Письменный ответ на вопрос. | ||
60 Вн. | И.С.Тургенев «Муму» | Авторская позиция и способы её передачи. | Внеклассное чтение. | |||
61 62 | Социальная проблематика литературного произведения. Поэзия Н.А.Некрасова | Народная поэзия Н.Некрасова. Интонационные особенности лирики. Контраст. | Гражданская лирика. Социальный контраст. | Озаглавливание частей стихотворения. | ||
63 | Баллада Р.Л.Стивенсона «Вересковый мёд» | Усложнённое повторение: жанровые особенности баллады. | Аллегорический смысл названия. | Композиционный план. Чтение наизусть фрагмента. | ||
64 | В.Г.Короленко «Дети подземелья» | Трагизм в литературе. Характер героя. | Исследование: сквозной мотив в литературе. | Внеклассное чтение. | ||
65 | К.Г.Паустовский «Драгоценная пыль» | Лирическая проза. Лирическая интонация. Романтическое отношение к миру. Образ-символ. | Усложнённое повторение: литературная притча. | Внеклассное чтение. | ||
66 | С.А.Есенин «Сорокоуст» | Традиции народной песни в лирике. Смысл названия. Образная и ритмическая организация. Идея. | Анализ стихотворения. | |||
Контрольная работа | Тест по итогам 2 полугодия | |||||
67 68 69 70 | Мы помним К.Кулиев В.Быков «Дожить до рассвета» К.Богомолов «Иван» | Тема войны в лирике и прозе. Нравственная проблематика. Героизм. | Внеклассное чтение. |
Предварительный просмотр:
№ | Тема | Урок | Метапредметные ЗУН | Повышенный уровень | Контроль | Оборудование |
1 | Литература как искусство слова | Какими способами литература представляет мир. | Художественное слово. Художественный образ. Тема. Сюжет. Композиция. Проблема. Идея. Роды литературы. Жанры. | Отработка теоретических понятий. | Чтение поэмы Гомера «Илиада» | |
2- 6 | Эпос как род литературы | Эпос. Гомер «Илиада». | Эпос: происхождение и значение термина. Эпические жанры. Понятие героического эпоса. Личность Гомера. Отрывок «Убийство Гектора» | Аристотель «Поэтика»: теория родов литературы. Мифологическая основа. | Составление сюжетного плана отрывка. | |
Гомер. Поэма «Одиссея» | Приёмы создания характера героя в античной литературе. Авторское отношение к герою. | Мифологическая основа. | Составление сюжетного плана отрывка. Выразительное чтение эпизода. | |||
Н.В.Гоголь «Тарас Бульба» как эпическое произведение | Сборник «Миргород»: тематика и проблематика. Повесть «Тарас Бульба» как эпическое произведение. Образ Тараса Бульбы. | Явление казачества. Запорожская Сечь – историческая справка. | Чтение повести | И.Репин «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» | ||
Остап и Андрий. | Сопоставительная характеристика героев. | Работа с литературоведческой терминологией. | Сопоставительная таблица. | |||
Тарас Бульба – эпический герой. | Приёмы создания характера в эпосе. Героический характер в литературе. | Приёмы создания эпического характера. | Домашнее сочинение «Кто из героев повести произвёл на меня самое большое впечатление?» | |||
7- 8 | Внеклассное чтение. Народный героический эпос. | Эпос народов мира. «Калевала»: общая характеристика, сюжет, герои. | Русский героический эпос и эпос народов мира: общие черты и особенности. | Доклад «Героический эпос … народа» | ДМЦ. Выставка «Мир русской былины» | |
9- 12 | Лирика как род литературы | Лирика как род литературы. Творчество Фр. Петрарки | Лирика: происхождение и значение термина, лирические жанры, истоки. Эпоха Возрождения в культуре. Фр. Петрарка: личность и особенности лирики. Сонет LXXXVII. Аллегория. Образ возлюбленной. | Инд. Сообщения о поэтах Катулле, Фирдоуси, Хафизе; эпохе Возрождения и личностях эпохи. Работа с литературоведческой терминологией. История и литература. | Выразительное чтение | Портреты деятелей эпохи Возрождения. |
Сонеты Вильяма Шекспира | Сонет как стихотворная форма. В.Шекспир: личность и творчество. Сонеты 66 и 130. | Строение сонета. Сонет французский и английский. | Чтение наизусть | Портрет | ||
Поэзия А.С.Пушкина. элегия «Погасло дневное светило…» | Лицей в жизни А.С.Пушкина. начало творческого пути поэта. Композиция и сюжет элегии. Рефрен, анафора. Особенности ритмической организации стиха. | Философская проблематика лирики. Философская элегия как жанр лирики. | Письменный ответ на вопрос Д7. | Презентация «Царскосельский лицей» | ||
А.С.Пушкин «К морю» | Тема и идея стихотворения, ритмическая организация, особенности строфики, приёмы звукописи. | Личности Наполеона и Байрона в контексте стихотворения А.С.Пушкина. подходы к анализу стихотворения. | Чтение комедии «Недоросль» | Портреты Наполеона и Байрона. Картина Айвазовского, Репина «Прощание Пушкина с морем» | ||
13 -17 | Драма как род литературы | Драма как род литературы. Д.И.Фонвизин. Комедия «Недоросль» | Драма: происхождение и значение термина, драм. жанры, истоки, великие драматурги древности. Д.И.Фонвизин: личность и судьба. История создания и судьба комедии «Недоросль». Афиша. Стадии развития драм. конфликта. Экспозиция. | Работа с литературоведческой терминологией. | Инсценировка. | Иллюстрации комедии |
Уроки Стародума. | Особенности конфликта. Характеристика героев. | Речевая характеристика героя. Герой - резонёр | Работа с цитатами. | |||
Традиции и новаторство комедии Д.И.Фонвизина. | Традиции просветительского театра. Образ помещичьей России в комедии. | Художественная правда в литературе. | Подготовка к сочинению | |||
Аудиторное сочинение «Кто является главным героем комедии «Недоросль»?» | Построение сочинения-рассуждения. | Работа в группах. | Сочинение-рассуждение | |||
Вн. чтение. Эсхил «Прометей Прикованный» | Герои и композиция трагедии. Основная идея. | Принцип организации античного театра. Понятие катарсиса. Сопоставление трагедии Эсхила и стихотворения Байрона «Прометей» | Характеристика героев трагедии. | Г.Моро «Прометей» | ||
18 - 24 | Пафос литературного произведения. | Нравоучительный пафос. «Поучение Владимира Мономаха» | Понятие пафоса. Виды пафоса. Личность и судьба В.Мономаха. «Поучение Владимира Мономаха»: строение и содержание. | Образ идеального русского князя. История и литература. | Актуальные уроки русского князя. | |
Героический пафос. М.Ю.Лермонтов «Бородино» | Тема, язык , идея стихотворения. Особенности строфики и рифмовки. | Философский смысл. Сопоставление разных вариантов стихотворения. | Наизусть (по желанию) | М.Ю.Лермонтов «Поле Бородина» | ||
В.П.Астафьев «Пастух и пастушка» | Великая Отечественная война в литературе. Глава «Бой». Неизвестные герои войны. | Аллегорические образы пастуха и пастушки. | Чтение. | |||
Трагическое в литературе. В.Шекспир «Ромео и Джульетта» | Сюжет трагедии. Образы главных героев. | Трагедия Шекспира как произведение эпохи Возрождения. Новый взгляд на человека. | Выразительное чтение | Портрет В.Шекспира | ||
Современное звучание трагедии В.Шекспира. | Тема. Основная идея трагедии. | Вечное и временное в литературе. | Подготовка к сочинению. | Фильм «Ромео + Джульетта» | ||
Аудиторное сочинение. | Чтение рассказа «Тоска» | |||||
А.П.Чехов «Тоска» | Тема одиночества в литературе. Сюжет, композиция, герои рассказа. Роль пейзажа. | Анализ эпического произведения. | Подготовка к проверочной работе. | |||
25 | Контрольный тест. | |||||
26 - 32 | Пафос литературного произведения. | Сатирическое в литературе. Ж.Б.Мольер «Мещанин во дворянстве» | Жизнь и творчество Мольера. Сюжет и проблематика. | Инсценировка. ( вопрос з -2, с. 20) | Портрет Мольера | |
Проблематика комедии Мольера. | Современное звучание. | Сопоставление комедии Мольера и комедии Фонвизина. | Чтение сказок М.Е.Салтыкова - Щедрина | |||
Сказки М.Е.Салтыкова – Щедрина. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» и | Особенности сказок: соединение реального и фантастического. Герои. | Литература и публицистика. | Чтение с сопоставлением. | Портрет писателя. Иллюстрации к сказкам | ||
Сказка «Дикий помещик» | Народ в сказках. Генералы и помещики в сказках. | Приёмы создания характера в сатирическом произведении. | Чтение. | |||
«Премудрый пискарь» и «Медведь на воеводстве» | Образы животных в сказках. Сказочная аллегория. Идеи сказок. | Сказки Салтыкова – Щедрина и фольклорные сказки. | Творческая работа: создание сатирической сказки. | Иллюстрации к сказкам | ||
А.П.Чехов «Смерть чиновника» | Чехов – сатирик. Приёмы создания комической ситуации и комического характера. Сатирическое в литературе. | Трагическое и сатирическое в финале рассказа. | Чтение. | Портрет писателя. Иллюстрации. | ||
А.П.Чехов «Хамелеон» | Речевая характеристика героя. Роль детали. Комическая ситуация. | Анализ эпического произведения. | Смешон или грустен рассказ «Хамелеон»? | |||
Вн. чтение Л.Н.Толстой «Война и мир». Отрывок из 1 тома. | Образ капитана Тушина. Героическое в литературе. | Отзывы родителей о романе. | Портрет писателя. Иллюстрации. | |||
33 - 35 | Тематика литературного произведения. Родная природа. | Образ России в стихотворении М.Ю.Лермонтова«Родина» | Анализ стихотворения. | Сопоставление стихотворения М.Ю.Лермонтова и отрывка из поэмы А.С.Пушкина «Полтава» | Чтение наизусть. | Портрет поэта. |
Родная природа в творчестве А.К.Толстого. | Стихотворение «Колокольчики мои…». Приём олицетворения. | Анализ стихотворения. | Романсы на стихи А.К.Толстого. | |||
Параллелизм как художественный приём. Стихотворение «Не ветер, вея с высоты…» | Человек и природа. Приём параллелизма. | Романсы на стихи А.К.Толстого. | Чтение наизусть | Романсы на стихи А.К.Толстого | ||
36 -38 | Гражданские мотивы. | А.С.Пушкин «К Чаадаеву» | Свободолюбивая лирика А.Пушкина. идея стихотворения. | Анализ стихотворения. Жанр послания в русской и зарубежной лирике. | Чтение наизусть | Портрет писателя. |
М.Ю.Лермонтов «Дума» | Смысл названия. Стихотворение – размышление. Проблематика. | Анализ стихотворения. Жанр думы в русской поэзии. | Портрет писателя. | |||
Н.А.Некрасов «Школьник» | Форма монолога лирического героя. Тема и идея. | Анализ стихотворения. Позиция автора и позиция героя. Мотив дороги. | Чтение наизусть | Портрет писателя. | ||
39 -42 | Защита Отечества. | А.Т.Твардовский. поэма «Василий Тёркин» | Тема, идея, композиция поэмы. Главы «Переправа», «Два солдата», «Смерть и воин» | Выразительное чтение. | Портрет писателя. | |
Герой поэмы. | Национальный характер. Обобщённый образ. Традиции УНТ в создании образа национального героя. | Речевая характеристика героя. | Чтение наизусть отрывка из поэмы. | ВДТ. Спектакль «Твардовский. Тёркин» | ||
Поэзия Р.Гамзатова | Жанр стихотворного послания: осложнённое повторение | Анализ стихотворения. | Песни на стихи Р.Гамзатова. | |||
Поэзия Мусы Джалиля. | Судьба М.Джалиля. Стихотворение «Прощай, моя умница». Лирический герой, образ героини, интонации в стихотворении. | Сопоставление стихотворения М.Джалиля и К.Симонова «Жди меня…» | Чтение с анализом эпизодов. | |||
43 - 49 | Национальный характер в литературе. | И.С.Тургенев «Хорь и Калиныч» | Сопоставление как средство создания характера. Человек и природа. Роль рассказчика. Позиция автора и позиция рассказчика. | Очерк и рассказ. | Чтение с анализом эпизодов. | Портрет писателя. |
И.С.Тургенев «Певцы» | Портретная характеристика героев. Этапы развития сюжета. Особенность финала. | Чтение, составление плана. | ||||
Вн.чтение. Сборник «Записки охотника» | Истоки русского характера. Рассказ «Лес и степь». Человек и природа. | Подготовка к сочинению. | ||||
Аудиторное сочинение | ||||||
Творчество В.М.Шукшина. рассказ «Миль пардон, мадам!» | Образ «чудика» в рассказах Шукшина. Смысл названия. | Драматическое и юмористическое в рассказах В.Шукшина. | Чтение. | Портрет писателя. | ||
В.М.Шукшин «Микроскоп» | Тема и идея рассказа, смысл названия. | Вопросы к анализу поэмы «Полтава» | ||||
Вн. чтение. А.С.Пушкин «Полтава». | Историческая и любовная сюжетные линии. Образы Петра и Карла. | Сопоставительный анализ сцены Полтавской битвы и стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» | Письменный ответ на вопрос. | Портрет писателя. | ||
50 - 54 | Проблема бытия. Честь и достоинство. | Новелла Проспера Мериме «Маттео Фальконе» | Личность и творчество П.Мериме. Нравственный выбор как средство создания характера и основа сюжета. | Жанр новеллы в литературе. Сравнение новеллы П.Мериме и повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». | Портрет писателя. | |
Л.Н.Толстой «После бала» | Личность и нравственные поиски Л.Н.Толстого. История создания рассказа. | Чтение рассказа «После бала» с озаглавливанием частей. | Портрет писателя. Отрывки из дневника писателя. | |||
Контрастная композиция рассказа. | Анализ рассказа с позиции контрастного построения. Роль деталей. Смысл названия. | Анализ эпического произведения. | Письменный ответ на вопрос. | Иллюстрации. | ||
М.Горький «Челкаш». | Личность и творчество М.Горького. романтические мотивы. Человек в творчестве писателя. | Презентация по литературе. | Сюжетный план. | Портрет писателя. Маршруты странствия Горького. Презентация «Дом Каширина» | ||
Герои М.Горького | Сопоставление Челкаша и Гаврилы. Гуманизм. Море в рассказе. | Понятие гуманизма. Сопоставительный анализ образов | Лицей в жизни А.С.Пушкина. | |||
55 - 56 | Дружба. | Лицейская дружба в творчестве А.С.Пушкина. «19 октября» | Комментированное чтение стихотворения. | Композиционный анализ. Понятие лирического сюжета. | Портрет писателя. Портреты лицейских товарищей А.Пушкина. | |
Судьба поколения и предназначение поэта в стихотворении «Арион» | Судьба декабристов и поэта в аллегорических образах стихотворения. Цезура. | Мифологическая основа. Анализ стихотворения. | Чтение наизусть. | |||
57 -58 | Библиотечные уроки | Г.Троепольский «Белый Бим – чёрное ухо» | ||||
59 - 62 | Любовь. | В.А.Жуковский «Светлана» | Особенности жанра баллады: осложнённое повторение. Фольклорные мотивы. | Роль цвета в балладе В.А.Жуковского. «Людмила» и «Светлана». | Чтение повести А.С.Пушкина. | Портрет писателя. Баллада «Людмила» |
А.С.Пушкин «Барышня – крестьянка» | Сюжет и композиция повести. | Портрет писателя. Иллюстрации. | ||||
Барышня – крестьянка: два образа, один характер | Героиня повести | Отзыв о фильме. | Фильм «Барышня – крестьянка» | |||
Стихотворение А.К.Толстого «Средь шумного бала…» | Рождение чувства. Композиция стихотворения. Сравнение как художественный приём | Анализ стихотворения. | Чтение наизусть | Романс П.И.Чайковского. | ||
63 | Контрольный тест | |||||
64 - 65 | Мы помним. | Вн. чтение. Б.Л.Васильев «Завтра была война» | Творчество Б.Васильева. композиция повести. Роль пролога и эпилога. | Композиционный анализ | Рассказ о любимом герое. | |
Герои повести. | Характеры героев. Судьба человека в истории страны. | Литература и история. | ||||
66 -68 | Резервные уроки |
Планирование уроков литературы в 7 классе.
Данное планирование составлено на основе «Программы по литературе, 5 – 11 класс» Г.В.Москвина ( М.: Вентана - Граф, 2007) и соответствует учебнику «Литература, 7 класс», авторы: Г.В.Москвин, Н.Н.Пуряева, Е.Л.Ерохина (М.: Вентана – Граф, 2009).
Программа направлена на реализацию целей и задач литературного образования, определённых государственным стандартом общего образования.
Цели и задачи:
- Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- Овладение умениями чтения и анализа художественных произведений;
- Развитие читательской культуры, образного и аналитического мышления, творческого воображения;
- Развитие устной и письменной речи учащихся;
- Развитие познавательного интереса и потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;
- Воспитание духовно развитой личности, формирование гражданского сознания, чувства патриотизма и толерантности к многообразию культур.
Для достижения целей и выполнения задач предусмотрен компетентностный подход, определяющий формирование двух основных видов компетенций: познавательной и деятельностной.
Развитию и поддержанию познавательного интереса в 5 – 8 классах способствует создание проблемных ситуаций, которые требуют от учащихся активного применения получненных знаний, сформированных умений, предполагают поиск, самостоятельный анализ явления. Поэтому в названии каждого тематического раздела содержится вопрос или познавательное противоречие.
Обучение в 7 классе проходит по разделам:
1. «Какими способами литература представляет мир»:
- Роды литературы
2. «Как в литературе проявляется отношение к миру»:
Пафос литературного произведения:
-Нравоучительное в литературе
-Героическое в литературе
-Трагическое в литературе
-Сатирическое в литературе
3. «Что лежит в основе пафоса»:
Тематика литературного произведения:
-Родная природа
-Гражданские мотивы
-Защита Отечества
-Национальный характер
-Проблема бытия. Честь и достоинство
-Дружба
-Любовь.
В основу данного этапа обучения заложена следующая теоретико-литературная и методическая идея: осознание специфики содержания художественного произведения в единстве его образных, сюжетных и композиционных аспектов компонентов.
Формирование деятельностной компетенции достигается в овладении следующими умениями:
Воспринимать художественный текст
Выразительно читать произведение, в том числе наизусть
Выделять смысловые части, составлять план прочитанного
Владеть различными видами пересказа
Строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением
Выражать своё отношение к прочитанному
Выделять и формулировать тему, идею, проблематику произведения, давать характеристику героям
Анализировать художественный текст
Сопоставлять эпизоды литературного произведения и сравнивать его героев.
Программа позволяет реализовать повышенный уровень обучения предмету за счёт
- расширения круга чтения (предусмотрены часы для внеклассного чтения)
- дифференциации и индивидуализации обучения (задания по выбору, «задания для самых любознательных», предполагающие решение познавательных задач)
- интегрирования (работа с иллюстрациями, с музыкальными произведениями)
- развития культурологической компетенции (система исследовательских заданий культуроведческого характера)
- углубления теоретических знаний (задания, мотивирующие к поиску ответов на сложные теоретические вопросы)
- развития речи учащихся (задания, развивающие речевые умения).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 11 классе
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 11 классе к учебнику В.А Чалмаева, С.А.Зинина и расчитано на 102 часа...
календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе
планирование включает в себя темы уроков и требования к обученности учащихся...
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе, 102 ч. («Литература, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др.)
Календарно-тематическое планирование уроковлитературы в 5 классе(«Литература, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организация. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Кор...
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 9 классе, 102 ч. ("Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. "Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин)
Календарно-тематическое планирование по литературе в 9 классе, 102 ч. (Учебник "Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлё...
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 классе, 68 ч. («Литература, 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. " Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др.)
Календарно-тематическое планирование в 8 классе, 68 ч. («Литература, 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др...
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 классе, 102 ч. ("Литература, 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П.)
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 классе, 102 ч. ("Литература, 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П...
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе, 68 ч. («Литература, 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. « Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др.)
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе, 68 ч. («Литература, 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. « Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Жу...