В.М.Гаршин. Сказка «Attalea princeps».
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Урок по сказке В.М.Гаршина «Attalea princeps». Данный урок проводится в 5 клаассе и сопровождается презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
attalea_princeps_urok_po_skazke_garshina1.docx | 28.01 КБ |
attalea_princeps_urok_po_skazke_garshina.zip | 2.79 МБ |
Предварительный просмотр:
(СЛАЙД 1) Тема: Всеволод Гаршин «Attalea princeps».
«Вперёд, к свету, к свободе, к небу!»
- Вступительное слово.
- Ребята, есть ли среди вас те, кто в 7 лет прочитал роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» или «Айвенго» Вальтера С кота?
Всеволод Гаршин в семилетнем возрасте прочитал и Гюго, И Вальтера Скотта, и Пушкина, и Лермонтова. Такой он был книгочей и книголюб.
Потом, будучи уже двадцатилетним юношей, перечитал
Гюго, но ничего для себя не открыл – настолько зрелыми оказались детские впечатления.
Всеволод Михайлович Гаршин родился в 1855 г. В старинной дворянской семье. В 9 лет поступил в Петербургскую гимназию, слыл там первым учеником. По окончании её был зачислен в Горный институт. Это было в 1874 году, а через три года начнётся русско-турецкая война. Гаршин, как только появляется манифест об объявлении войны, тут же подаст прошение об увольнении из института и через несколько недель его зачислят рядовым.
(СЛАЙД 2) В одном из сражений рядовой Гаршин проявил настоящий героизм, личным примером увлёк товарищей в атаку – и враг отступил. За храбрость он был произведён в офицеры, но воевать из-за ранения уже не мог.
Вернулся в Петербург, однако не захотел учиться на горного инженера и определился вольнослушателем на словесное отделение Петербургского университета. Постепенно он всецело посвятил себя сочинительству.
(СЛАЙД 3) Вскоре появились сказки для детей.
- Знаете их?
(«Лягушка-путешественница», «Сказка о жабе и розе», «Сказание о гордом Аггее», «Медведи» и «Attalea princeps».)
Прожил Гаршин всего 33 года. Он страдал душевной болезнью и рано ушёл из жизни, но в литературе он остался одним из самых сердечных, человеколюбивых писателей.
- Знакомство со сказкой. (СЛАЙД 4)
- Название сказки дано не на русском языке. Это научное
название пальмы. Но в процессе работы над сказкой попробуем перевести это название на русский язык.
- Чтение сказки учителем.
- Работа над произведением.
- Разделимся на 4 группы. (СЛАЙД 5)
Опираясь на ключевые слова и выражения, подготовьте сжатый пересказ эпизода.
1-я группа | 2-я группа | 3-я группа | 4-я группа |
Ботанический сад, Оранжерея Узорчатые арки Железные рамы Толстые стёкла Родной край Свобода Зима Бледнели Умирали | Учёный директор Стеклянная будочка Attalea princeps Научное имя Гость из Бразилии Роскошные леса Была гордой Голубое небо | Саговая пальма Пузатый кактус Корица Древовидный папоротник Злоба и раздражение Глупости Вздор Гордые слова | Пальма росла Решётки прочны Упёрлась в рамы Упрямое дерево Звонкий удар Осень Нищая природа садовник |
- Игра в «сократиков»
(СЛАЙД 6) Вы знаете древнегреческого философа Сократа?
- А кто такой философ?
Фило́соф (любящий мудрость, любящий знания, любознательный, стремящийся к истине, искатель истины) — человек, который занимается поиском истины, изучением сущего.
Так вот, он не сидел дома и не писал философских трактатов.
Вся его учёная деятельность заключалась в том, что он ходил по улицам Афин и задавал вопросы прохожим. Многим казалось это странным: ходит себе человек, пристаёт с вопросами, требует ответа, вступает в спор. Зачем он это делал? Какие вопросы задавал?
Допустим такие: что такое красота, как устроен мир, почему этот человек добрый, а тот злой, зачем ты получаешь знания?
Таким образом, он вступил в диалог, чтобы докопаться до истины, узнать как можно больше о самой жизни, о человеке. А если это так, то и задаваемые вопросы не могли быть бессмысленными.
Были у него и последователи, которые ходили за ним и записывали его беседы. Учеников мудреца называли «сократиками». Самые известные сократики-философы Платон и Ксенофонт.
Давайте и мы попробуем вступить в диалог с текстом и с автором этого текста – писателем. Попробуем себя в роли сократиков.
Анализ сказки.
- Возьмём первый и второй фрагменты сказки. Сформулируем по ним два вопроса, раскрывающие самую суть эпизода. На заданные вопросы вы обязательно должны найти ответы в тексте.
Запомните, умение задавать разумные вопросы есть первый и важный признак ума.
(Ученики формулируют вопросы по 1-му и 2-му эпизоду)
(СЛАЙД 7)
эпизоды | вопросы | Ответы |
1-й эпизод |
выглядит оранжерея?
чувствуют растения в ботаническом саду? | Очень красивая большая оранжерея из железа и стекла, витые колонны, узорчатые арки. При ярком свете всё горело и переливалось, как драгоценный камень. Оранжерея – краса и гордость большого города. Растения-заключённые. В оранжерее им тесно, душно: не хватает влаги и пищи. Отгороженные от внешнего мира, они мучительно переживали своё заточение. |
- Какой вывод можно сделать, рассматривая два эти эпизода? (СЛАЙД 8) Вывод: прекрасная оранжерея – темница (тюрьма) для её обитателей. (СЛАЙД 9) | ||
2-ой эпизод | 1.Что собой представляет директор оранжереи? 2.Как отнёсся к пальме приезжий гость (бразильянец)? | Учёный-ботаник. Всё время сидит в стеклянной будочке, работает с микроскопом. Не терпит беспорядка. Растения его интересуют только с научной точки зрения, другого имени королевской пальмы он не знает, и знать не хочет. Он так же отгорожен от внешнего мира, как и его оранжерея. Очень нежно и трогательно, назвал её по тому имени, которое было привычно для его страны (пальма-принцесса). Пальма напомнила ему родину: «её солнце и небо, её роскошные леса с чудными зверями и птицами…» Ему стало грустно, оттого что пальма растёт в неволе и не может сесть на пароход, как он, и уехать домой. |
- Какой вывод можно сделать, рассматривая два эти эпизода? Вывод: два персонажа- два характера. Директор – человек замкнутый, раб и слуга науки. Он добровольный узник своего дела – вся его жизнь регламентирована наукой. Бразильянец – человек открытый и душевный, сострадательный. Эти образы противопоставлены друг другу. |
- Мы рассмотрели только два эпизода, но оба они построены на одном приёме. Каком?
(СЛАЙД 10-1) (Антитеза)
- Что чему противопоставляется?
(С одной стороны, прекрасный ботанический сад, с другой – заключённые растения. И этот приём помогает писателю создать образ сада-темницы, сада-тюрьмы.
Этот же приём во втором эпизоде противопоставил два мира: мир директора, ограниченный наукой, в котором нет места живой жизни, природе, и мир тонко чувствующего путешественника, открытого, душевного человека.)
- Можно ли назвать эти эпизоды главными в сказке? Какую функцию они несут в тексте?
(нет, они не главные)
- Что мы узнаём из этих эпизодов?
(СЛАЙД 10-2)
( Они выполняют функцию экспозиции к развитию действия рассказа. В этих эпизодах даны сведения об оранжерее, её обитателях, директоре и посетители из Бразилии)
- Какой из эпизодов произведения является главным? Почему?
(эпизод, раскрывающий мир обитателей оранжереи, их разговор с королевской пальмой)
- Прочитаем по ролям этот эпизод. Послушаем разговор обитателей оранжереи. А затем попробуйте охарактеризовать каждого участника разговора.
- Каким мы увидели мир растений? (СЛАЙД 11)
Саговая пальма – злобная, раздражённая, надменная, высокомерная.
Пузатый кактус – румяный, свежий, сочный, довольный своей жизнью, бездушный.
Корица – прячется за спины других растений («меня никто не обдерёт»), спорщица.
Древовидный папоротник – в целом тоже доволен своим положением, но какой-то безликий, ни к чему не стремящийся.
И среди них королевская пальма – одинокая, но гордая, свободолюбивая, бесстрашная.)
- Почему обитатели оранжереи отрицательно отнеслись к
предложению пальмы всем вместе вырваться на свободу? Почему её высокие стремления к свободе, свету назвали глупостью, вздором, нелепицей?
(они испугались – страх всему виной.
- Но чего?
Испугались новой жизни, испугались света, воздуха. Жизнь в темнице лучше всякой свободы. Растения, объятые страхом, не могут выпутаться из прежних, устоявшихся норм жизни. Им непонятен даже сам мотив принцессы-пальмы – для чего ей эта свобода? Так возникает конфликт-противоречие)
(СЛАЙД 12-1)
- Что такое конфликт?
- Какой конфликт изображён здесь?
(С одной стороны, гордая пальма, с другой – обитатели оранжереи. Реальность и мечта. Одно мнение и другое: оставить всё как есть или вырваться на свободу?)
- Если перенести этот конфликт на общество, на людей, что мы увидим?
(Безразличие окружающего мира к отдельной личности, гордой и свободолюбивой)
- Кто поддержал принцессу-пальму в её стремлениях к свободе? Что это за персонаж? Как относились к ней остальные обитатели оранжереи?
(маленькая, презренная травка – ничтожное существо, её даже не замечали, её мнение не брали в расчёт. Но, как оказалось, в маленьком существе скрывалась большая душа. Она не только поддержала пальму, но крепко обвила её, защищала её, придавала ей силы. И эта «презренная травка» оказалась настоящим другом.
В её образе писатель воплотил черты бесстрашного друга, готового в любой момент прийти на помощь и, если понадобится, даже принять смерть вместе)
- Прав ли был директор, когда говорил, что пальма стремительно растёт, набирается сил из-за хорошего ухода за ней?
(Директор радовался быстрому росту пальмы и приписывал это своим научным достижениям, потому что «такие рослые экземпляры» южной пальмы «редко встречаются» и на воле. Значит, его научный подход к растениям даёт хороший результат, и он был горд этим)
- Вы обратили внимание на то, что писатель награждает одним и тем же эпитетом и пальму, и директора. Каким?
( оба они гордые)
В чём проявляется гордость директора и гордость пальмы? (СЛАЙД 12-2)
(гордость – 1) чувство собственного достоинства;
2) чувство удовлетворения от чего-нибудь;
3) высокомерие, чрезмерно высокое мнение о себе)
11) Какое из этих значений мы применим к королевской пальме, какое – к директору?
(гордость пальмы проявляется в чувстве собственного достоинства, она не меняет своего решения, своего стремления испытать счастье на свободе.
Директор высокомерно разговаривает с бразильцем, он ведёт себя так, как будто он всегда прав, он не допускает и тени сомнения. Как видим, гордость королевской пальмы и гордость директора не одно и то же.)
- Почему так печально заканчивается сказка? И сказка ли это произведение?
Мы уже обратили внимание на то, что всё в этом произведении строится на противопоставлении, контрасте. Найдите эти контрастные линии.
- Прекрасная оранжерея – растения-заключённые
- Образы директора и бразильца
- Обитатели сада – королевская пальма
- Гордость директора – гордость принцессы-пальмы
- Мечта и реальность
Эти миры несовместимы:
- директор не понимает посетителя-бразильца, не ведает, какие чувства у него роятся в душе;
- обитатели оранжереи, кроме маленькой травки, не понимают пальму – зачем она стремиться вырваться на свободу?
Всеобщее отчуждение, глухота, непонимание.
- Каково пальме или человеку в этом мире?
(Им грустно и тоскливо в этом мире, они обречены на одиночество. Сталкиваясь с миром бездушия, отчуждённости, всеобщей глухоты, они могут погибнуть. Что и случилось с королевской пальмой.)
- Какая же это сказка, скажете вы. Все сказки заканчиваются тем, что добро побеждает зло, все в итоге счастливы. А эта сказка совсем о другом.
– О чём?
(она о том, как одиноко человеку в мире, где нет места высоким идеалам и стремлениям. Значит, если это и сказка, то сказка философская, потому что она заставляет задуматься о месте человека в этом мире.
- Послушайте миниатюру (стихотворение в прозе) В.М.Гаршина «Юноша спросил у святого мудреца Джиафара…» и соотнесите её с философской сказкой «Attalea princeps». Что их объединяет?
Юноша спросил у святого мудреца Джиафара:
- Учитель, что такое жизнь?
Хаджи молча отвернул грязный рукав своей рубашки и показал ему отвратительную язву, разъедавшую его руку.
А в это время гремели соловьи, и вся Севилья была наполнена благоуханьем роз.
(антитеза:
- язва, боль – соловьи, благоуханье роз;
- жизнь тяжёлая – жизнь счастливая и те, кто счастлив, тому нет дела до несчастных
- Итог. Выставление оценок.
Подписи к слайдам:
противопоставление
Экспозиция
– в
литературном произведении изображение расстановки персонажей и обстоятельств
«
Attalea
princeps
»
2-ой
эпизод
Что
собой представляет директор оранжереи
?
Как
отнёсся к пальме приезжий гость (
бразильянец
)?
Учёный-ботаник. Всё время сидит в стеклянной будочке, работает с микроскопом. Не терпит беспорядка. Растения его интересуют только с научной точки зрения, другого имени королевской пальмы он не знает, и знать не хочет.
Он
так же отгорожен от внешнего мира, как и его оранжерея
.
Очень нежно и трогательно, назвал её по тому имени, которое было привычно для его страны (пальма-принцесса). Пальма напомнила ему родину: «её солнце и небо, её роскошные леса с чудными зверями и птицами…» Ему стало грустно, оттого что пальма растёт в неволе и не может сесть на пароход, как он, и уехать домой.
Вывод:
два персонажа- два характера.
Директор
– человек замкнутый, раб и слуга науки. Он добровольный узник своего дела – вся его жизнь регламентирована наукой.
Бразильянец
– человек открытый и душевный, сострадательный.
Эти
образы противопоставлены друг другу.
Всеволод
Михайлович
Гаршин
«
Attalea
princeps
»
Вперёд
,
к
свету,
к свободе
,
к
небу
!
«
Attalea
princeps
»
Вывод: прекрасная оранжерея – темница (тюрьма) для её
обитателей.
Образ директора
Обитатели сада
Гордость директора
Прекрасная оранжерея
Мечта
Растения-заключённые
Образ бразильца
Гордость принцессы-пальмы
Королевская пальма
Реальность
По первому и второму эпизоду сказки сформулируйте по два вопроса
эпизод
вопросы
1-й эпизод
Как
выглядит оранжерея?
Как себя
чувствуют растения в ботаническом саду?
Очень красивая большая оранжерея из железа и стекла, витые колонны, узорчатые арки. При ярком свете всё горело и переливалось, как драгоценный камень. Оранжерея – краса и гордость большого города
.
Растения-заключённые. В оранжерее им тесно, душно: не хватает влаги и пищи. Отгороженные от внешнего мира, они мучительно переживали своё заточение.
Конфликт –
столкновение, серьёзное разногласие
Гордость -
чувство собственного достоинства
чувство удовлетворения от чего-нибудь
высокомерие, чрезмерно высокое мнение о себе
Опираясь на ключевые слова и выражения, подготовьте сжатый пересказ эпизода.
1-я группа
2-я группа
3-я группа
4-я группа
Ботанический сад,
Оранжерея,
Узорчатые
арки,
Железные
рамы,
Толстые
стёкла,
Родной
край,
Свобода,
Зима,
Бледнели,
Умирали
Учёный
директор,
Стеклянная
будочка,
Attalea
princeps
,
Научное
имя,
Гость из
Бразилии,
Роскошные
леса,
Была
гордой,
Голубое
небо
Саговая
пальма,
Пузатый
кактус,
Корица,
Древовидный
папоротник,
Злоба и
раздражение,
Глупости,
Вздор,
Гордые слова
Пальма
росла,
Решётки
прочны,
Упёрлась в
рамы,
Упрямое
дерево,
Звонкий
удар,
Осень,
Нищая
природа,
С
адовник
Пузатый кактус
– румяный, свежий, сочный, довольный своей жизнью, бездушный.
Саговая пальма
– злобная, раздражённая, надменная, высокомерная.
Корица
–
прячется за спины других растений («меня никто не обдерёт»), спорщица.
Древовидный папоротник
– в целом тоже доволен своим положением, но какой-то безликий, ни к чему не стремящийся.
Пальма
- одинокая
, но гордая, свободолюбивая, бесстрашная
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок итогового контроля по произведению В.М.Гаршина "Attalea princeps"
Очень важным на данный момент считаю подготовку учащихся к итоговой аттестации по русскому языку и литературе в формате ЕГЭ. Несомненно, следует знакомить с такой формой контроля учеников уже с 5 клас...
Соцветие мудростей в сказке В.М. Гаршина "Attalea Princeps". 5-й класс
Методическая разработка интегрированного урока по литературе...
Творчество Гаршина В.М. сказка «Attalea Princeps»
Творчество Гаршина...
Презентация «Золотая клетка» или свобода? (По сказке-притче В.М. Гаршина «Attalea Princeps»)
«Золотая клетка» или свобода? (По сказке-притче В.М. Гаршина «Attalea Princeps»)...
конспект к уроку «Золотая клетка» или свобода? (По сказке-притче В.М. Гаршина «Attalea Princeps»)
конспект к уроку «Золотая клетка» или свобода? (По сказке-притче В.М. Гаршина «Attalea Princeps»)...
Конспект урока внеклассного чтения по литературе в 5 классе по сказке В.М. Гаршина "Attalea princeps"
Конспект урока внеклассного чтения "Любовь к жизни" по сказке В.М. Гаршина "Attalea princeps"....
В.М. Гаршин «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке.
конспект урока...