Соцветие мудростей в сказке В.М. Гаршина "Attalea Princeps". 5-й класс
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Методическая разработка интегрированного урока по литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon socvetie_mudrostey_v_skazke_v.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Соцветие мудростей в сказке В.М. Гаршина "Attalea Princeps". 5-й класс

Тип урока: комбинированный, интегрированный, проектный.

Задачи:  познакомить с биографией В.М.Гаршина, идейно-смысловым и художественным содержанием сказки "Attalea Princeps".  создать условия для развития умения интерпретировать художественное произведение, развития устной речи, образного и логического мышления, развития творческих способностей учащихся. 

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор (презентация).

I. Орг. момент

Сообщение темы и цели урока

Учитель литературы: Ребята, когда я прочитала произведение В.М. Гаршина "Attalea princeps", то подумала, какой же интересный урок литературы можно провести.

Педагог-психолог: Ребята, когда я прочитала это произведение, то подумала, какое же увлекательное психологическое занятие можно провести.

А в итоге мы решили объединить наши и ваши знания и вместе провести этот необычный урок.

Учитель литературы: Евгения Викторовна, давайте проведем сегодняшний урок литературы с использованием знаний психологии.

Педагог-психолог: Замечательно.

Учитель литературы: Тогда начнем. Ребята, на уроках литературы мы с вами говорили о том, что писатели, создавая свои произведения, хотят, чтобы читатель задумался над какими-то событиями, поступками героев, сделал для себя определенные выводы. Вот и сегодня, анализируя произведение В.М. Гаршина "Attalea princeps", мы постараемся с вами выделить те мудрости, которые мы можем извлечь из этой сказки и применять в повседневной жизни. И итогом нашей с вами работы будет создание соцветия мудростей.

Итак, тема нашего урока - "Соцветие мудростей в сказке В.М. Гаршина "Attalea Princeps".

Вначале посмотрим, что же в биографии В.М. Гаршина могло послужить причиной для создания этой сказки. Для этого вы внимательно послушаете рассказ Кристины о жизни В.М. Гаршина..Знакомство с биографией писателя (презентация). Рассказ ученицы (3-4 мин.)

Учитель: Сюжет сказки построен на реальном  событии. (стихотворение  о пальме «Пленница»). Автор увидел похожую пальму в оранжерее, придумал сказку. В сказке «Attalea Prinсeps» существует особое время (глубокая осень) и  замкнутое пространство (оранжерея), происходят особые события (пальма пробивает стекло). У литературной сказки есть автор.  

В литературной сказке фантастика преподносится как реальное, служит для передачи авторской идеи

Педагог-психолог: Какие чувства у вас возникли после прочтения данного произведения?

(Какое настроение было у вас, когда вы читали сказку? Менялось ли оно у вас во время прочтения?) (было жалко пальму, грустно)

Человек может испытывать множество чувств и эмоций. (Радость и печаль, веселье и грусть, удовольствие и неудовольствие.) (разновидности чувств и эмоций: сожаление, грусть, растерянность, разочарование, недоверие, спокойствие, радость, страдание, удивление, отвращение, презрение, страх, стыд, вина, интерес, волнение, скука, зависть, уныние, высокомерие, одиночество, гнев, доверие, удовольствие, злость, тревога, надежда, восторг, печаль)

II. Анализ произведения

Учитель литературы:

А теперь от чувств и эмоций перейдем к анализу произведения.

Ребята, вспомните, где происходит действие сказки?

(Действие происходит в оранжерее).

     Как выглядит оранжерея? (Очень красивая большая оранжерея из железа и стекла, витые колонны, узорчатые арки. При ярком свете все горело и переливалось, как драгоценный камень. Оранжерея – красота и гордость большого города).

       Как себя чувствуют растения в ботаническом саду? (Растения-заключенные. В оранжерее им тесно, душно, не хватает влаги и пищи (заключенные растения, им было тесно:)

        Вывод: прекрасная оранжерея – темница (тюрьма) для ее обитателей.

С чем сравнивает писатель оранжерею, описывая жизнь растений в ней? (с тюрьмой)

Педагог-психолог: Как вы думаете, какой цвет поможет передать настроение деревьев? Почему? (серый, черный, темно-синий передают уныние и грусть)

Педагог-психолог: Сейчас мы попробуем сами побывать на месте растений и испытать то, что чувствовали они, находясь в оранжерее.

Приглашаем 6 человек к доске для дальнейшей работы

Игра: Итак, представьте, что вы растения, а ваши руки - это корни. Сцепите руки между собой и постарайтесь изобразить следующий эпизод: "корни переплелись между собою и отнимали друг у друга влагу и пищу".

Спасибо.

А теперь встаньте в круг. Поднимите руки и ладонями надавите на ладони соседа. Ваши руки - ветви, а ладони - листья. Попытайтесь показать следующий фрагмент: "ветви дерев мешались с огромными листьями пальм, налегали на железные рамы".

Спасибо. Садитесь.

Скажите, пожалуйста, какие чувства и эмоции испытали растения в момент борьбы за влагу и пищу? (хотелось отодвинуться от соседа, добыть пищу любым способом)

Ребята, а действительно ли вы испытывали такие чувства, делая это упражнение?

С помощью упражнений ребята попробовали поставить себя на место растений и испытать похожие чувства.

Учитель литературы:

Мы с вами выяснили, что красивая внешне оранжерея для растений является тюрьмой.

Скажите, как называется прием, который использует автор при описании оранжереи? Сначала показывая красоту оранжереи, а затем описывая её как тюрьму? (антитеза)

Таким образом, уже в начале сказки нас писатель заставляет обратить внимание на то, как по-разному можно взглянуть на одни и те же предметы, явления и жизненные ситуации.

Педагог-психолог

Как вы думаете, какую мудрость можно извлечь из данного описания оранжереи?

Мудрости.

Не делай поспешных выводов.

Первое впечатление может быть ошибочным. 

Это первые мудрости в нашем соцветии. (На доску прикрепляем листы с текстами мудростей.)

Учитель литературы: Вернемся к сюжету сказки. Что собой представляет директор оранжереи? (Ученый-ботаник. все время сидит в стеклянной будочке, работает с микроскопом. Не терпит беспорядка. Растения его интересую только с научной точки зрения, другого имени королевской пальмы он не знает и не хочет знать. Он отгорожен от внешнего мира).

            Как отнесся к пальме приезжий гость (бразильянец)? (Очень нежно и трогательно, назвал ее по имени. Пальма напомнила ему родину. Ему стало грустно оттого что пальма живет в неволе).

             Вывод: Два героя – два характера. Директор – человек замкнутый, раб и слуга науки. Бразильянец – человек открытый и душевный, сострадательный. Образы противопоставлены друг другу.

Учитель: Ребята, а на кого похожи растения, описанные в сказке? (на людей). Почему? (живут, разговаривают, переживают, ссорятся).

Кто, по вашему мнению, является главным персонажем сказки? (пальма).

Послушаем, что думает сама пальма о себе и о своей жизни (рассказ ученика от 1 лица) 3-4мин.

Ребята, а где особенно было бы хорошо пальме? Почему? (на родине)

Педагог-психолог: Итак, какую мудрость мы можем извлечь из вышесказанного?

(Есть ли на земле какое-то место, где все счастливы?)

Следующая мудрость: у каждого на земле есть место, где он особо счастлив (На доску прикрепляем лист с текстом мудрости).

Учитель литературы: Пальма, живя в оранжерее, мечтает о свободе.

Поддерживают ли это стремление к свободе другие обитатели оранжереи? Нет. (Они испугались новой жизни, света, воздуха. Жизнь в темнице лучше свободы, они не понимают пальму).

Послушаем, что говорят о своей жизни в оранжерее некоторые жители. СЦЕНКА

(рассказ от 1 лица: саговая пальма, кактус, корица, маленькая травка). 

Каким мы увидели мир растений? Охарактеризуйте каждого.

Саговая пальма – злобная, раздражительная, надменная, высокомерная.

Пузатый кактус – румяный, свежий, сочный, довольный своей жизнью, бездушный.

Корица – прячется за спины других растений.

Древовидный папоротник – безликий, не стремящийся ни к чему.

Королевская пальма – одинокая, гордая, свободолюбивая, бесстрашная

Почему обитатели оранжереи отрицательно отнеслись к предложению пальмы вместе вырваться на свободу?(Они испугались новой жизни, света, воздуха. Жизнь в темнице лучше свободы, они не понимают пальму).

Почему травка, в отличие от других растений, понимала пальму? (не знала южной природы, но тоже любила воздух и свободу. Оранжерея была для неё тюрьмой). 

3.Какой конфликт изображен здесь? (Гордая пальма и обитатели оранжереи. Реальность и мечта).

Педагог-психолог;  Ребята, а как вы оцениваете поведение пальмы в оранжерее?

О ком в первую очередь думала пальма, стремясь обрести свободу? (думала только о себе).

Можем ли мы за это осуждать пальму? (Нет)

Тогда, какую мудрость мы можем с вами извлечь из этой ситуации?

Мудрости:

Каждый имеет право на свое собственное мнение и убеждения,

Не причиняй вред другому.

Совершенно верно, с одной стороны - каждый имеет право на свое собственное мнение и убеждение, а с другой - нельзя забывать, что мы живем в обществе по его правилам и законам, поэтому каждый из нас должен задумываться над тем, чтобы своими действиями и устремлениями не причинять вред тем, кто находится рядом.

Это и будут еще одни мудрости.

(На доску прикрепляем листы с текстами мудростей).

Учитель:Что же происходит в конце сказки?

(Как пальма боролась за свободу?)

Пальма достигла своей цели: она пробила крышу оранжереи, вырвалась на свободу и увидела небо. Пальма  знала, что такое боль и одиночество.  Но,  несмотря на это она все равно тянулась к настоящему голубому небу. Она предпочла умереть, только быть свободной.

Педагог-психолог: Какие же чувства испытала пальма, разбив стеклянную крышу? (разочарование).

В каких словах пальмы заметно чувство некоторого разочарования?

"Только-то? И это все из-за чего я томилась и страдала так долго?"

Почему же пальма испытала разочарование?

(Что ожидала увидеть пальма и что она увидела в действительности?)

(противоречие мечты и действительности, противопоставление идеала и обретенной реальности)

Педагог-психолог: А как вы считаете, нужна ли была эта борьба пальме? Необходимо ли довольствоваться тем, что есть? Или пытаться изменить жизнь к лучшему?

Мнения разошлись. Вопрос спорный.

Какие мудрости мы можем извлечь из этой ситуации?

Мудрость:

Цени то, что у тебя есть, а не то, чего нет.

Каждый имеет право на ошибку.

Каждый имеет право выбора.

Учитель литературы: Финал сказки трагичен. Эта сказка о том, как одиноко человеку в мире, где нет места высоким идеалам и стремлениям. Это сказка философская, она заставляет задуматься о месте человека в мире

III. Итог урока.

Учитель литературы:

В.М. Гаршин  - человек обостренной совести.    Главный образ сказки «Attalea  Prinсeps» - гордая пальма. Ее стремление к свободе осуждалось и осмеивалось. Несмотря на унижения и боль пальма пробила  железную решетку, не смирилась с теми жизненными условиями, в которых жила много лет. Она помнила простор, родной край и свободу.

Таким образом, в ходе урока мы постарались с вами выделить мудрости, которые встречаются в сказке. Так как речь в сказке идет о растениях, мы оформили их на цветке  и у нас получились следующие соцветия мудростей: Цветок на доске

Педагог-психолог Какие мудрости вам наиболее близки и вы бы их использовали в своей жизни?

Я думаю, что каждый из вас для себя решит, какие мудрости из нашего соцветия ему наиболее близки и какие он будет использовать в своей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Что за прелесть эти сказки!" Внеклассное мероприятие по литературе в 5 классе

Литература 5 класс. Внеклассное мероприятие "Что за прелесть эти сказки!"(А.С.Пушкин). Тема: Народная и авторская сказка. Цель: привить обучающимся любовь к литературе и чтению....

Викторина к сказке Ш.Пьеро "Кот в сапогах" 2 класс

Викторина к сказке Ш.Пьеро "Кот в сапогах" 2 класс...

Внеклассное мероприятие "Вся мудрость в сказках"

Сценарий проведения праздника русского яыка и литературы, даны задания с ответами,маршрутные листы для команды....

Народная мудрость в сказке "Царевна-лягушка"

Конспект по литературе в 5 классе...

Урок - игра .5 класс. «Русские народные сказки, пословицы и загадки» для учащихся 5 класса.

Урок-игра .5 класс .Русские народные сказки, пословицы и загадки" ....