Рабочая программа по литературе для 7 класса
рабочая программа по литературе (7 класс) по теме
Рабочая программа по литературе для 7 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literature_dlya_7a_klassa.doc | 283 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 152
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
СОГЛАСОВАНО: «____» ________ 2013 г. Зам. директора по УВР _________ | УТВЕРЖДАЮ: Приказ №_________ от «____» ________ 2013 г. Директор школы № 152 _______Р.Ю. Клименко |
Рабочая программа
по литературе для 7А класса
на 2013-2014 учебный год
Разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений (авторы: М.М. Разумовская, П.А. Лекант)
Составитель: Е.В. Наумова
Учитель: Е.В. Наумова
Санкт-Петербург
2013 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основа рабочей программы:
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе для 7 класса (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина); под редакцией В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2010.
Данная рабочая программа ориентирована на учебник: Коровина В.Я. Литература: 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. -М.: Просвещение, 2010
Данная рабочая программа включает разделы:
Общая характеристика курса:
Основная задача обучения в 7 классе состоит в том, чтобы познакомить учащихся с особенностями труда писателя, его позицией и важнейшей проблемой литературы – изображением человека. Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Этим целям посвящены структура, содержание, методика курса литературы.
Предполагается три круга чтения:
• для чтения и восприятия;
• для чтения, истолкования и оценки;
• для чтения и речевой деятельности.
Программа предполагает широкое использование учебно-наглядных пособий, аудио- и киноматериалов, экскурсий, раздаточного материала, репродукций картин художников, приобщение школьников к работе с литературоведческими и лингвистическими словарями и различной справочной литературой.
Виды контроля:
- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного, составление сравнительной характеристики по заданным критериям, викторины, игры, конкурсы, сочинение; проверка техники чтения;
- итоговый (за полугодие): сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода; тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося, теоретико-литературные знания, написание развёрнутого ответа на вопрос.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
Учащиеся должны знать:
- авторов и содержание изученных художественных произведений;
- основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 7 классе:
жанры фольклора; предания; былины; пословицы, поговорки; летопись;
роды литературы; эпос (развитие понятия); повесть (развитие представлений); ода (начальные представления); баллада (развитие представлений); стихотворения в прозе; лирический герой (начальные представления); поэма (развитие понятия); трехсложные размеры стиха (развитие понятия); тоническое стихосложение (начальные представления); гипербола (развитие понятия); гротеск (начальные представления); сатира и юмор как формы комического (развитие представлений);
- литературный герой (развитие понятия);
- понятие о теме и идее произведения (начальные представления);
- герой-повествователь (развитие понятия); портрет как средство характеристики; автобиографическое художественное произведение (развитие понятия); публицистика (развитие представлений); мемуары как публицистический жанр (начальные представления); литературные традиции.
Цели изучения курса:
дидактические:
- учить видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;
- различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических, драматических и лирических произведениях;
- видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;
- объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте;
- видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы, рисовать словами представляющийся портрет персонажа в определенной ситуации, определять смену интонаций в речи героев пьесы;
- передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения, монологов героя пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении;
- видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению;
- аргументировать оценку героев и событий всем строем художественного произведения - от отдельного тропа до композиции - и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения;
- выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы;
- сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;
- оценивать игру актеров в пределах законченного эпизода;
воспитательные:
- воспитывать культуру речи
- воспитывать внимание к художественным средствам языка
коррекционные:
- ликвидировать пробелы в знаниях учащихся
Основные виды деятельности учащихся:
- чтение
- письмо
- аудирование
- комплексный анализ текста
- словарная работа
- пересказ
- работа со словарем
- составление плана
- сопоставительная характеристика героев
- чтение по ролям
- иллюстрирование
- создание презентаций по темам курса литературы
Краткая характеристика контингента учащихся:
В 7А классе обучается 21 учащийся. Основными особенностями контингента являются:
- общий уровень знаний средний
- есть четкое деление на успевающих и неуспевающих
- класс достаточно дисциплинированный
- часть учащихся плохо владеет устной и письменной речью
- у некоторых учащихся отсутствует мотивация к учебе
- есть инофоны
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение предмета отводится 102 часа, 3 часа в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Устное народное творчество | 10 |
3 | Древнерусская литература | 6 |
4 | Произведения русских писателей 18 века | 4 |
5 | Произведения русских писателей 19 века | 47 |
6 | Произведения русских писателей 20 века | 30 |
7 | Зарубежная литература | 3 |
8 | Итоговый урок | 1 |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 четверть
9 недель, 27 уроков
№ | Тема урока | Тип урока | Основное содержание, понятия | Основные виды деятельности учащихся | Домашнее задание | Примечания (корректировка программы в течение учебного года) | |
1 | Вводный. Знакомство со статьей учебника «Читайте не торопясь…» | Урок-беседа | Художественный образ | Работа с учебником. Краткая характеристика курса литературы для 7 класса, составление плана | Чт., пересказ | ||
2 | Устное народное творчество. Предания | Урок-беседа | Предание | Сравнение произведений, пересказ, беседа | Чт., отв. на вопросы | ||
3 | Устное народное творчество. Предания | Урок-беседа | Предание | Сравнение произведений, пересказ, беседа | Чт., ответы на вопросы | ||
4 | Былины и их исполнители. Былина «Вольга и Микула Селянинович». | Комбинированный урок | Былина, гипербола , постоянные эпитеты, былинный стих | Рассказ учителя, беседа, составление характеристики героя, анализ произведения, выразительное чтение | Чт. былин, характеристика героев | ||
5 | Былины и их исполнители. Былина «Вольга и Микула Селянинович». | Комбинированный урок | Былина, гипербола , постоянные эпитеты, былинный стих | Рассказ учителя, беседа, составление характеристики героя, анализ произведения, выразительное чтение | Чт., ан. был. | ||
6 | Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник» | Внеклассное чтение | Былина, гипербола , постоянные эпитеты | Работа с текстом | Уч. консп. | ||
7 | Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник» | Внеклассное чтение | Былина, гипербола , постоянные эпитеты | Работа с текстом | Уч. термины | ||
8 | Новгородский цикл былин. Былина «Садко» | Урок-беседа | Былина, гипербола, постоянные эпитеты | Анализ произведения, беседа | Пересказ, термины | ||
9 | Контрольная работа по теме «Былины». | Урок-контроль | Былина, гипербола, постоянные эпитеты | Анализ произведения, беседа | |||
10 | Карело-финский эпос «Калевала» | Урок-объяснение нового материала | Эпос | Беседа, работа со статьей учебника | Пересказ статьи | ||
11 | Пословицы и поговорки | Развитие речи | Пословицы и поговорки | Объяснение прямого и переносного смысла пословиц, включение их в разговорную повседневную жизнь | Характ. посл. И поговорок | ||
12 | Древнерусская литература | Урок-объяснение нового материала | Жанры древнерусской литературы | Беседа, работа со статьей учебника | Учить консп. | ||
13 | «Повесть временных лет». «Поучение» Владимира Мономаха | Урок с элементами диспута | Выразительное чтение и анализ произведения | Написать «Поучение» | |||
14 | «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Фольклорные мотивы. Гимн любви и верности в «Повести о Петре и Февронии Муромских» | Урок-беседа | Фольклор, литературный герой | Выразительное чтение и анализ произведения, составление рассказа о героях | Пересказ | ||
15 | «Повесть о Петре и Февронии Муром-ских». Фольклор-ные мотивы. Гимн любви и верности в «Повести о Петре и Февронии Муромских» | Урок-беседа | Фольклор, литературный ге-рой | Выразительное чтение и анализ произведения, составление рассказа о героях | Пересказ | ||
16 | Контрольная работа по теме «Древнерусская литература» | Урок контроля | Контрольная работа | ||||
17 | Итоговая письменная работа по тема «Устное народное творчество» и «Древнерусская литература» | Урок развития речи | Написание сочинения, составление плана, подбор материала | Повт. | |||
18 | М.В. Ломоносов. Личность и судьба гениального человека. Литературное творчество М.В.Ломоносова | Урок-исследование | Ода, теория трех штилей, высокий слог | Выразительно чтение и анализ поэтического текста, определение особенностей жанра оды | Рассказ об авт. | ||
19 | М.В. Ломоносов. Личность и судьба гениального чело-века. Литературное творчество М.В.Ломоносова | Урок-исследование | Ода, теория трех штилей, вы-сокий слог | Выразительно чтение и анализ поэтического текста, определение особенностей жанра оды | Пересказ | ||
20 | Г.Р.Державин - поэт и гражданин. Своеобразие поэзии Г.Р.Державина | Урок-объяснение нового материала | Смешение лексики разных стилей | Чтение и анализ поэтического текста | Пересказ, выр. чтение | ||
21 | Г.Р.Державин - поэт и гражданин. Своеобразие поэзии Г.Р.Державина | Урок-объяснение нового материала | Смешение лексики разных стилей | Чтение и анализ поэтического текста | Выр. чтение, анализ стих. | ||
22 | А. С. Пушкин. Лицейские годы | Урок-беседа | Рассказ учителя, сообщения детей | Пересказ | |||
23 | А. С. Пушкин «Медный всадник» | Интегрированный урок - литература-история | Поэма | Чтение и анализ поэтического текста | Чт., анализ | ||
24 | А. С. Пушкин «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре | Интегрированный урок - литература-история. | Чтение и анализ поэтического текста | Отв. на вопросы | |||
25 | А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» | Интегрированный урок - литература-история | Песнь, баллада, эпитет, метафора, олицетворение, сравнение, устаревшие слова | Написание развёрнутого ответа на предложенный вопрос. Чтение и анализ поэтического текста | Отв. на вопросы | ||
26 | Проза А.С. Пушкина. «Станционный смотритель» - повесть о «маленьком» человеке. Художественное совершенство и человечность повести А.С.Пушкина | Комбинированный урок | Тема «маленького человека» в литературе | Выражение своего отношения к прочитанному, сопоставление эпизодов, сравнение героев. Чтение и анализ текста | Чтение, отв. на вопросы | ||
27 | Проза А.С. Пушкина. «Станционный смотритель» - повесть о «маленьком» человеке. Художественное совершенство и человечность повести А.С.Пушкина | Комбинированный урок | Тема «маленького человека» в литературе | Выражение своего отношения к прочитанному, сопоставление эпизодов, сравнение героев. Чтение и анализ текста | Чтение, отв. на вопросы |
2 четверть
7 недель, 21 урок
№ | Тема урока | Тип урока | Основное содержание, понятия | Основные виды деятельности учащихся | Домашнее задание | Примечания (корректировка программы в течение учебного года) |
28 | Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина | Урок контроля | Контрольная работа | |||
29 | М.Ю. Лермонтов. Душа и лира поэта. Стихотворения М. Ю. Лермонтова | Комбинированный урок | Лирический герой, средства художественной выразительности | Чтение и анализ поэтического текста | Рассказ об авторе, выр. чтение | |
30 | М. Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» | Интегрированный урок - литература-история | Жанр, особенности жанра песни | Нахождение в тексте исторических деталей, чтение и анализ поэтического текста | Отв. на вопросы | |
31 | Нравственный поединок героев поэмы | Урок-дискуссия | Чтение и анализ эпизода. Составление сравнительной характеристики героев | Чтение, отв. на вопросы | ||
32 | Подготовка к написанию сочинения по «Песне...». | Развитие речи. Урок-контроль | Составление плана сочинения, сбор материала | Подг. к соч. | ||
33 | Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести | Урок - ознакомление с новым материалом | Историческая основа повести | Сопоставление прочитанного с историческими фактами, составление плана учебной статьи | Отв. на вопросы | |
34 | Тарас Бульба и его сыновья | Урок-конференция | Принцип контраста, художественная деталь | Работа с книгой, отбор материала для сравнительной характеристики героев | Отв. на вопросы | |
35 | Запорожская Сечь, её нравы и обычаи | Урок ознакомления с новым материалом | Принцип контраста, художественная деталь | Отбор материала для сравнительной характеристики героев, оценка поступков героев, анализ эпизодов | Пересказ, анализ эпизода | |
36 | Запорожская Сечь, её нравы и обычаи. | Урок ознакомле-ния с новым мате-риалом | Принцип контраста, художественная деталь | Отбор материала для сравнительной характеристики героев, оценка поступков героев, анализ эпизодов | Пересказ, анализ эпизода | |
37 | Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю | Урок-практикум | Патриотический пафос повести | Сбор материала по теме, характеристика героев, оценка поступков героев, анализ эпизодов | Хар. героев | |
38 | Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю | Урок-практикум | Патриотический пафос повести | Сбор материала по теме, характеристика героев, оценка поступков героев, анализ эпизодов | Хар. героев | |
39 | Сочинение по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» | Развитие речи, урок-контроль | Тема и проблематика, массовые сцены | Составление плана сочинения, сбор материала. Написание сочинения | Соч. | |
40 | Контрольная работа по творчеству Н. В. Гоголя | Урок-контроль | ||||
41 | И.С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Анализ произведения, определение основной темы, идеи рассказа, авторская позиция в тексте, составление плана | Чтение, ответы на вопросы | ||
42 | «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Анализ произведения, определение основной темы, идеи рассказа, авторская позиция в тексте, составление плана | Чтение, ответы на вопросы | ||
43 | И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. История создания цикла | Урок-практикум, урок-контроль | Стихотворение в прозе | Формулирование основной мысли и темы текста, определение художественных приемов, выразительное чтение | Учить ст. | |
44 | И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. История создания цикла | Урок-практикум, урок-контроль | Стихотворение в прозе | Формулирование основной мысли и темы текста, определение художественных приемов, выразительное чтение | Повторить ст. | |
45 | Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины | Урок-практикум | Выразительное чтение. Составление характеристики героев | Пересказ статьи | ||
46 | Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины | Урок-практикум | Выразительное чтение. Составление характеристики героев | Характеристика героев | ||
47 | H.A. Некрасов «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа | Урок-практикум | Чтение и анализ поэтического текста | Учить наиз. | ||
48 | Контрольная работа по творчеству Н. А. Некрасова | Урок-контроль | Выполнение заданий теста |
3 четверть
10 недель, 30 уроков
№ | Тема урока | Тип урока | Основное содержание, понятия | Основные виды деятельности учащихся | Домашнее задание | Примечания (корректировка программы в течение учебного года) |
49 | А.К. Толстой. Исторические Баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин» | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Баллада, историческое предание | Анализ поэтического текста, характеристика героев и описание событий | Чтение, отв. на вопросы | |
50 | А.К. Толстой. Исторические Баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин» | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Баллада, историческое предание | Анализ поэтического текста, характеристика героев и описание событий | Чтение, ответы на вопросы | |
51 | М. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Страшная сила сатиры | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Гротеск, гипербола, аллегория, фантастика, сатира | Составление рассказа о писателе, анализ текста, оценка поступков героев, фольклорные мотивы в повествовании, жанровые признаки повести, сказки и басни в произведении | Чтение, пересказ, ответы на вопросы | |
52 | М. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Страшная сила сатиры | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Гротеск, гипербола, аллегория, фантастика, сатира | Составление рассказа о писателе, анализ текста, оценка поступков героев, фольклорные мотивы в повествовании, жанровые признаки повести, сказки и басни в произведении | Учить конспект, пересказ | |
53 | М.Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Обличение нравственных пороков общества | Внеклассное чтение | Сатира, иносказание | Чтение и анализ произведения | Чтение, отв. на вопросы | |
54 | М.Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Обличение нравственных пороков общества | Внеклассное чтение | Сатира, иносказание | Чтение и анализ произведения | Отв. на вопросы, пересказ эпизодов | |
55 | Сатира и юмор в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина | Урок-контроль | Просторечия, канцеляризмы | Выполнение заданий теста | Чтение, отв. на вопросы | |
56 | Л.Н. Толстой «Детство» (главы). Сложность взаимоотношений детей и взрослых | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Автобиографичность произведения | Чтение и анализ произведения | Чтение, отв. на вопросы | |
57 | Л.Н. Толстой «Детство» (главы). Сложность взаимоотношений детей и взрослых | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Автобиографичность произведения | Чтение и анализ произведения | Пересказ, характеристика героев | |
58 | Главный герой повести Л.Н. Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир | Урок закрепления знаний | Внутреннее движение | Характеристика героя, оценка его поступков, анализ произведения | Чтение, пересказ | |
59 | А.П.Чехов «Хамелеон». Живая картина нравов. Смысл названия произведения | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Авторская ирония, юмор | Характеристика героя, оценка его поступков, анализ произведения | Пересказ, ответы на вопросы, выр. чт. | |
60 | Два лица России в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник» | Урок-практикум | Авторская ирония, юмор | Характеристика героя, оценка его поступков, анализ произведения | Чтение, ответы на вопросы | |
61 | Смех и слезы в «маленьких рассказах» А.П. Чехова | Урок-практикум. Внеклассное чтение | Авторская ирония, юмор | Чтение и анализ произведений | Отв. на вопросы | |
62 | Стихи русских поэтов XIX о родной природе | Развитие речи | Поэтические тропы | Чтение и анализ стихотворений, выполнение заданий теста | Выр. чт. | |
63 | Стихи русских поэтов XIX о родной природе | Развитие речи | Поэтические тропы | Чтение и анализ стихотворений, выполнение заданий теста | Наиз. | |
64 | И.А. Бунин. Судьба и творчество писателя. Рассказ «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Характеристика героя, оценка его поступков, анализ произведения | Чтение, отв. на вопросы | ||
65 | И.А. Бунин. Судьба и творчество писателя. Рассказ «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Характеристика героя, оценка его поступков, анализ произведения | Чтение, ответы на вопросы | ||
66 | И.А. Бунин «Лапти». Нравственный смысл рассказа | Комбинированный урок | Тема, идея рассказа, деталь произведения, звукопись | Выделение смысловых частей. Анализ поступков героев | Пересказ | |
67 | В.Г.Короленко «Слепой музыкант» | Внеклассное чтение, урок-практикум | Художественный пересказ частей сюжета, анализ художественных средств произведения | Пересказ, ответы на вопросы | ||
68 | В.Г.Короленко «Слепой музыкант» | Внеклассное чтение, урок-практикум | Художественный пересказ частей сюжета, анализ художественных средств произведения | Пересказ, ответы | ||
69 | «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Автобиографический характер повести | Художественный пересказ частей сюжета, анализ художественных средств произведения | Пересказ | |
70 | «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». Характеристика положительных героев | Урок-практикум | Работа с книгой. Анализ эпизодов. Создание портрета героя | Характеристика героя | ||
71 | Анализ эпизода «Пожар» из повести М. Горького «Детство» | Урок-практикум | Обучение анализу эпизода. Портрет как средство характеристики героя | Ан. эпизода | ||
72 | «Легенда о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха Изер-гиль». Романтический характер легенды | Урок-исследование. Изучение и закрепление теоретических понятий | Сравнение, метафора, эпитет, гипербола | Художественный пересказ частей сюжета, анализ художественных средств произведения | Отв. на вопросы | |
73 | Л. Н. Андреев. «Кусака». | Урок-практикум | Чтение и анализ текста | Чтение, ответы на вопросы | ||
74 | Л. Н. Андреев. «Кусака». | Урок-практикум | Чтение и анализ текста | |||
75 | В.В. Маяковский «Необычное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Роль поэзии в жизни человека и общества | Урок-практикум | Метафора как основа сюжета стихотворения. Яркость и динамизм образов | Выразительное чтение стихотворения, выделение смысловых частей, художественное своеобразие произведения | Выр. чт. | |
76 | В.В. Маяковский «Необычное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Роль поэзии в жизни человека и общества | Урок-практикум | Метафора как основа сюжета стихотворения. Яркость и динамизм образов | Выразительное чтение стихотворения, выделение смысловых частей, художественное своеобразие произведения | Выр.чт., отв. на вопросы | |
77 | В.В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир | Комбинированный урок | Понятие о лирическом герое | Чтение и анализ текста, выполнение заданий теста | Выр. чт. | |
78 | А. Платонов «Юшка». Призыв к состраданию и уважению к человеку | Комбинированный урок | Выр. чт., отв. на вопросы |
4 четверть
8 недель, 24 урока
№ | Тема урока | Тип урока | Основное содержание, понятия | Основные виды деятельности учащихся | Домашнее задание | Примечания (корректировка программы в течение учебного года) |
79 | А. Платонов «Юшка». Призыв к состраданию и уважению к человеку | Урок-практикум | Внешняя и внутренняя красота человека | Анализ текста, оценка действий героев | Чтение, отв. на вопросы | |
80 | А. Платонов «В прекрасном и яростном мире». Вечные нравственные ценности | Внеклассное чтение, урок-практикум | Нравственные ценности | Работа с книгой. Анализ текста, оценка действий героев | Чтение, ответы на вопросы | |
81 | А. Платонов «В пре-красном и яростном мире». Вечные нрав-ственные ценности | Внеклассное чте-ние, урок-практикум | Нравственные ценности | Работа с книгой. Анализ текста, оценка действий героев | Чтение, ответы на вопросы | |
82 | А. П. Платонов «Неизвестный цветок» | Внеклассное чтение, урок-практикум | Сочувствие, сострадание | Работа с книгой. Анализ текста, оценка действий героев | Чтение, пересказ, характеристика героев | |
83 | Сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» | Развитие речи | Составление плана, сбор материала | |||
84 | Б. Л. Пастернак. «Никого не будет в доме…», «Июль» | Урок-практикум | Поэтические тропы | Чтение и анализ поэтического текста | Выр. чт. | |
85 | А.Т. Твардовский. Философские проблемы в лирике. Пейзажная лирика. | Урок-практикум | Поэтические тропы | Чтение и анализ поэтического текста | Выр. чт., анализ стихотв. | |
86 | А. Т. Твардовский. Час мужества | Урок-практикум | Чтение и анализ текста | Чтение чт. | ||
87 | Стихотворения о Великой Отечественной войне | Внеклассное чтение | Поэтические тропы | Чтение и анализ текста | Выр. чт., отв. на вопросы | |
88 | Стихотворения о Ве-ликой Отечественной войне | Внеклассное чте-ние | Поэтические тропы | Чтение и анализ текста | Выр. чт., ответы на вопросы | |
89 | Ф. А. Абрамов. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственные проблемы рассказа Ф. Абрамова « О чем плачут лошади». | Урок-практикум | Средства художественной выразительности | Чтение и анализ произведения | Анализ эпиз. | |
90 | Ф. А. Абрамов. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственные проблемы рассказа Ф. Абрамова « О чем плачут лошади». | Урок-практикум | Средства художественной выразительности | Чтение и анализ произведения | Пересказ, анализ эпизода, чтение по ролям | |
91 | Е.И. Носов «Кукла». Нравственные проблемы рассказа | Урок-практикум | Нравственные проблемы | Чтение и анализ произведения | Пересказ | |
92 | Е.И. Носов «Кукла». Нравственные проблемы рассказа | Урок-практикум | Чтение и анализ произведения | Отв. на вопросы | ||
93 | Е. И. Носов. «Живое пламя». Взаимосвязь природы и человека | Урок-практикум | Нравственный урок | Чтение и анализ произведения | Отв. на вопросы | |
94 | Ю.П. Казаков «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки | Урок-практикум | Герой, автор | Анализ эпизода, характеристика героев | ||
95 | Ю.П. Казаков «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки | Урок-практикум | Герой, автор | Чтение и анализ произведения | Анализ эпиз., характеристика героев | |
96 | Д.С. Лихачев «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодежи | Урок-практикум | Публицистика, мемуары | Чтение и анализ произведения | Чтение, отв. на вопросы | |
97 | Смех Михаила Зощенко (по рассказу «Беда») | Урок-практикум | Сочетание иронии и правды чувств, «пестрый бисер лексикона» (М.Горький) | Чтение и анализ произведения | Чтение, ответы на вопросы | |
98 | «Тихая моя Родина». Стихотворения русских поэтов XX века о Родине, родной | Урок-практикум | Поэтические тропы | Чтение и анализ стихотворений, определение средств выразительности | Выр. чт. | |
99 | Роберт Бернс «Честная бедность». Дж. Г. Байрон «Ты кончил жизни путь, герой!». | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Выразительное чтение стихотворений, художественный пересказ | Чтение, отв. на вопросы | ||
100 | 0. Генри «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Анализ эпизода. | Чтение, ответы на вопросы | ||
101 | Р.Д. Брэдбери «Каникулы». Мечта о чудесной победе добра | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | фантастический рассказ-предупреждение | Художественное чтение. | Отв. на вопросы | |
102 | Итоговый урок. «Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек». (К. Паустовский) Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса | Урок-конференция | Подведение итогов года. Рекомендации для летнего чтения |
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
№ | Тема урока | Вид работы | Тема (содержание) работы | Место выполнения работы |
1. | Контрольная работа по теме «Былины» | Контрольная работа | Ответы на вопросы по былинам | кабинет |
2. | Контрольная работа по теме «Древ-нерусская литература» | Контрольная работа | Ответы на вопросы по древнерусской литературе | кабинет |
3 | Итоговая письменная работа по тема «Устное народное творчество» и «Древнерусская литература» | Контрольная работа | Ответы на вопросы по УНТ и древнерусской литературе | кабинет |
4 | Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина | Контрольная работа | кабинет | |
5 | Контрольная работа по творчеству Н. В. Гоголя | Контрольная работа | кабинет | |
6 | Контрольная работа по творчеству Н. А. Некрасова | Контрольная работа | кабинет | |
7 | Контрольная работа по творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина | Контрольная работа | кабинет | |
8 | Контрольная работа по одной из повестей на тему нравственности | Контрольная работа | кабинет | |
9 | Контрольная работа по зарубежной литературе | Контрольная работа | кабинет |
ТВОРЧЕСКИЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ РАБОТЫ
№ | Тема урока | Вид работы | Тема (содержание) работы | Место выполнения работы |
1. | «Поучение» Владимира Мономаха | Сочинение «Мое поучение…» | «Мое поучение…» (составление учеником собственного поучения | кабинет |
2 | Подготовка к написанию сочинения по «Песне…» М.Ю. Лермонтова | Сочинение по «Песне…» М.Ю. Лермонтова | Сочинение по произведению Лермонтова | дом |
3 | Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» | Сочинение по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» | Сочинение по повести Гоголя на выбранную тему | дом |
4 | И.С. Тургенев. Итоговый урок | Сочинение «Чем близок мне И.С. Тургенев» | Творческая работа по произведениям Тургенева | кабинет |
5 | М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки | Сочинение «Как я познакомился с творчеством М.Е. Салтыкова-Щедрина» | Сочинение «Как я познакомился с творчеством М.Е. Салтыкова-Щедрина» | кабинет |
6 | Л.Н. Толстой. «Детство» | Сочинение «Прочитав «Детство» Л.Н. Толстого, я задумался…» | Сочинение «Прочитав «Детство» Л.Н. Толстого, я задумался…» | кабинет |
7 | Сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание» | Сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание» | Сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и состра-дание» (по произведениям писателей 19 и 20 вв.) | кабинет |
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Учебники | Учебные пособия | Методические пособия |
Литература. 7 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Автор-составитель В.Я. Коровина. М., «Просвещение», 2004 | В.Я. Коровина «Читаем, думаем, спорим». М., «Просвещение», 2004 | 1. В.Я. Коровина. Литература. 7 класс. Методические советы. М., «Просвещение»,2001 2. Б.И. Турьянская. Е.В. Комиссарова. Литература в 7 классе. Урок за уроком. М., «Русское слово», 1999 |
Учитель Е.В. Наумова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...
Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013
Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...