Урок по литературе "А.П.Чехов. Рассказ "Хирургия" (5 класс)
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Инна Валерьевна Диденко

 

Урок литературы. Тема: «Антон Павлович Чехов. Рассказ «Хирургия» (5 класс)

 

Цели: познакомить учащихся с творчеством А.П.Чехова на примере рассказа «Хирургия»; развивать умение размышлять над прочитанным, над поступками героев и их последствиями, анализировать текст; развивать умение быстро и грамотно отвечать на вопросы; развивать интерес к чтению, логическое мышление

Педагогические технологии: - игровые технологии; -проблемное обучение

 

                          Ход урока

1.    Организационный момент. Название рассказа зашифровано, учащиеся сами должны его найти:

 

                  ПАТИЛИННТАРОГИТРУНГЖЫВ

                  КЕГЫККХИРУРГИЯГОЛААЕНТХ

                  ЮАЗОШИТКЩЫЛОШЭЖФЯЧСЦ

Учитель: Посмотрите на портрет писателя. Что Вы можете сказать об А.П.Чехове? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_literature_chehov_hirurgiya.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

              Урок литературы. Тема: «Антон Павлович Чехов. Рассказ «Хирургия» (5 класс)

Цели: познакомить учащихся с творчеством А.П.Чехова на примере рассказа «Хирургия»; развивать умение размышлять над прочитанным, над поступками героев и их последствиями, анализировать текст; развивать умение быстро и грамотно отвечать на вопросы; развивать интерес к чтению, логическое мышление

Педагогические технологии: - игровые технологии; -проблемное обучение

                          Ход урока

  1. Организационный момент. Название рассказа зашифровано, учащиеся сами должны его найти:

                  ПАТИЛИННТАРОГИТРУНГЖЫВ

                  КЕГЫККХИРУРГИЯГОЛААЕНТХ

                  ЮАЗОШИТКЩЫЛОШЭЖФЯЧСЦ

  1. Учитель: Посмотрите на портрет писателя. Что Вы можете сказать об А.П.Чехове? (ответы: грустные глаза, серьезный, печальный). Как вы думаете, какую профессию выбрал этот человек? (ответ: врач). Как вы думаете, А.П.Чехов- интеллигентный человек? Что такое интеллигентность? (ответы: он образованный, воспитанный, уважает других людей). Молодцы, ребята. Вы все верно сказали о писателе. А теперь давайте поработаем письменно. У вас на партах лежат листочки с текстами. Мы с вами будем учиться писать конспект. Вы будете вслух читать текст, а потом мы вместе будем формулировать предложения, которые нужно записать в тетради.

       Текст: Антон Павлович Чехов- русский прозаик, драматург. Родился в Таганроге, в семье бывшего приказчика, ставшего хозяином мелочной лавки. Отец, человек широко одаренный, самоучкой выучился играть на скрипке, увлекался живописью, церковным хором. В семье подрастало пять братьев и сестра. Режим дня у детей был суровый: работали в лавке у отца, учились в гимназии, пели в хоре, обучались ремеслам. Случилось так, что отец разорился, и семья вынуждена была уехать из города. Но Антон остался, учился в гимназии, давал частные уроки и высылал семье деньги и небольшие посылки.

      Вскоре Чехов стал студентом-медиком и одновременно сотрудничал в юмористических журналах в Москве. Он превратился в главу семьи и кормильца, что признал даже отец. В 1884 году Чехов стал доктором, но по-прежнему главной его работой была литература. Ранние рассказы Чехова- юмористические. Писатель подписывал их псевдонимами- Антоша Чехонте, Человек без селезенки, Брат моего брата и другими.

     С 1885 года начали появляться в печати первые зрелые рассказы, которые отличались от прежних. Чехов выступает уже как друг и защитник «маленьких людей»: «Смерть чиновника», «Злоумышленник». Чеховский юмор особенный – одновременно и смешно, и горько. Всю жизнь Чехов боролся с хамством, с угодничеством перед «сильными мира сего»: «Толстый и тонкий», «Хамелеон» и др.

     Для чеховской манеры письма характерен лаконизм- способность кратко и точно выражать важные и глубокие мысли. А.П.Чехов: «Краткость- сестра таланта».

      Пьесы Чехова «Чайка», «Дядя Ваня», «Вишневы сад», «Три сестры» до сих пор идут на сценах многих театров.

    Последние годы жизни прожил в Ялте. Умер в Германии, где лечился. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

  1. Учитель: Мы с вами рассмотрим рассказ «Хирургия» Это юмористический рассказ. Что такое юмор? (ответ: изображение героев в смешном виде, юмор- смех веселый и доброжелательный) Чем отличается от сатиры? (ответ: сатира- беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика героев,  действительности, явления)
  2. Проверяем знание текста(тест). На вопросы отвечать «да» или «нет»(письменно), затем проверка работы.
  1. Фельдшеру Курятину было 52 года.
  2. Доктор уехал к пациенту, поэтому больных принимал фельдшер.
  3. Дьячка Вонмигласова звали Ефим Михеич.
  4. Дьячок лечил зуб водкой с хреном, теплым молоком.
  5. Фельдшер хвастался, что вырвал зуб у помещика Александра Иваныча Египетского.
  6. Курятин вырывал зуб дьячку щипцами.
  7. Фельдшер забыл сделать тракцию пациенту.
  8. Уходя, дьячок забрал просфиру, которую принес фельдшеру.

   Ответы: 1)нет, 2)нет, 3)да, 4)нет, 5)да, 6)да, 7)нет, 8)да.

  1. Чтение рассказа по ролям.

Дома нарисовали иллюстрации к рассказу. Рассматриваем рисунки, обсуждаем.

   Беседа с классом.

  1. Повторим определения:

Герой литературного произведения- действующее лицо, персонаж произведения.

Персонажи рассказа – фельдшер Курятин Сергей Кузьмич, дьячок Вонмигласов Ефим Михеич.

  1. Сюжет- ряд событий, описанных в художественном произведении, положенных в его основу.

3) Как представляете себе земскую больницу?

4) Что можете сказать о Курятине ( по его портрету, по фамилии)?

5) Как выглядит пациент и как ведет себя, придя в больницу? А в процессе вырывания зуба? Какое решение  и почему принимает дьячок в конце рассказа?

6) Как характеризует героев их речь? (прочесть с выражением некоторые эпизоды)

7) Что послужило темой рассказа? Разве это смешно, когда зуб болит? А рассказ смешной. Почему?

8) В пьесах существуют замечания автора о деталях поведения или речи героев, называемые ремарками. Какие слова в этом рассказе выполняют функцию ремарок?

9) Что высмеял в рассказе А.П.Чехов?

    6. Кроссворд.

        1) В какую больницу пришел дьячок?

        2) Какая жакетка была у фельдшера Курятина?

        3) Что было на глазу дьячка?

        4) На бутыль с каким раствором перекрестился дьячок?

        5) Где сказано: «Питие мое с плачем растворях», по словам дьячка?

        6) Фамилия дьячка?

        7) Где жил семь лет помещик Александр Иванович Египетский?

        8) Где, по словам фельдшера, мало потчевали дьячка березой?

       Ответы:

       1)земская; 2) чечунчовая; 3)бельмо; 4)карболовый; 5)Псалтырь; 6)Вонмигласов; 7)Петербург; 8)бурса

7. Подведение итогов урока. Оценки. Домашнее задание.

         Обмен впечатлениями. Предложение воспользоваться табличкой «Плюс-минус-интересно». В графу «плюс» записать все, что понравилось на уроке (информация, формы работы, которые вызвали положительные эмоции), в графу «минус» записать все, что не понравилось (вызвало неприязнь, осталось непонятным), в графу «интересно» записать все, что показалось любопытным, о чем еще хотелось бы узнать)

               Кроссворд:

               

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - игра по математике для 5 класса. (Конспект урока, презентация для проведения урока).

Первый урок математики в 5 классе проводится в форме игры  для мотивации учащихся на изучение математики и повторения  изученного в начальной школе. К  разработке урока прилагается през...

Тема урока: «Пути постижения духовной истины в литературе» (урок-семинар по литературе в 10 классе, рассчитанный на 2 урока)

Урок проводится как урок- обобщение после изучения творчества А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, И.А.Бунина. Мы с учащимися знакомимся с теми периодами жизни писателей, которые раскрыв...

Открытый урок концертмейстера отделения хореографического искусства ДШИ г. Гурьевска в классе народного танца Суворова В.Л.(с методическим сообщением). Тема урока: «Особенности работы концертмейстера- аккордеониста в классе народного танца»

20 февраля 2012 года в рамках подготовки к аттестации на 1 категорию мной был подготовлен и проведен областной открытый урок с методическим сообщением по теме: «Особенности работы концертмейстера- акк...