Урок по литературе "А.П.Чехов. Рассказ "Хирургия" (5 класс)
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме
Урок литературы. Тема: «Антон Павлович Чехов. Рассказ «Хирургия» (5 класс)
Цели: познакомить учащихся с творчеством А.П.Чехова на примере рассказа «Хирургия»; развивать умение размышлять над прочитанным, над поступками героев и их последствиями, анализировать текст; развивать умение быстро и грамотно отвечать на вопросы; развивать интерес к чтению, логическое мышление
Педагогические технологии: - игровые технологии; -проблемное обучение
Ход урока
1. Организационный момент. Название рассказа зашифровано, учащиеся сами должны его найти:
ПАТИЛИННТАРОГИТРУНГЖЫВ
КЕГЫККХИРУРГИЯГОЛААЕНТХ
ЮАЗОШИТКЩЫЛОШЭЖФЯЧСЦ
Учитель: Посмотрите на портрет писателя. Что Вы можете сказать об А.П.Чехове?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_literature_chehov_hirurgiya.doc | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы. Тема: «Антон Павлович Чехов. Рассказ «Хирургия» (5 класс)
Цели: познакомить учащихся с творчеством А.П.Чехова на примере рассказа «Хирургия»; развивать умение размышлять над прочитанным, над поступками героев и их последствиями, анализировать текст; развивать умение быстро и грамотно отвечать на вопросы; развивать интерес к чтению, логическое мышление
Педагогические технологии: - игровые технологии; -проблемное обучение
Ход урока
- Организационный момент. Название рассказа зашифровано, учащиеся сами должны его найти:
ПАТИЛИННТАРОГИТРУНГЖЫВ
КЕГЫККХИРУРГИЯГОЛААЕНТХ
ЮАЗОШИТКЩЫЛОШЭЖФЯЧСЦ
- Учитель: Посмотрите на портрет писателя. Что Вы можете сказать об А.П.Чехове? (ответы: грустные глаза, серьезный, печальный). Как вы думаете, какую профессию выбрал этот человек? (ответ: врач). Как вы думаете, А.П.Чехов- интеллигентный человек? Что такое интеллигентность? (ответы: он образованный, воспитанный, уважает других людей). Молодцы, ребята. Вы все верно сказали о писателе. А теперь давайте поработаем письменно. У вас на партах лежат листочки с текстами. Мы с вами будем учиться писать конспект. Вы будете вслух читать текст, а потом мы вместе будем формулировать предложения, которые нужно записать в тетради.
Текст: Антон Павлович Чехов- русский прозаик, драматург. Родился в Таганроге, в семье бывшего приказчика, ставшего хозяином мелочной лавки. Отец, человек широко одаренный, самоучкой выучился играть на скрипке, увлекался живописью, церковным хором. В семье подрастало пять братьев и сестра. Режим дня у детей был суровый: работали в лавке у отца, учились в гимназии, пели в хоре, обучались ремеслам. Случилось так, что отец разорился, и семья вынуждена была уехать из города. Но Антон остался, учился в гимназии, давал частные уроки и высылал семье деньги и небольшие посылки.
Вскоре Чехов стал студентом-медиком и одновременно сотрудничал в юмористических журналах в Москве. Он превратился в главу семьи и кормильца, что признал даже отец. В 1884 году Чехов стал доктором, но по-прежнему главной его работой была литература. Ранние рассказы Чехова- юмористические. Писатель подписывал их псевдонимами- Антоша Чехонте, Человек без селезенки, Брат моего брата и другими.
С 1885 года начали появляться в печати первые зрелые рассказы, которые отличались от прежних. Чехов выступает уже как друг и защитник «маленьких людей»: «Смерть чиновника», «Злоумышленник». Чеховский юмор особенный – одновременно и смешно, и горько. Всю жизнь Чехов боролся с хамством, с угодничеством перед «сильными мира сего»: «Толстый и тонкий», «Хамелеон» и др.
Для чеховской манеры письма характерен лаконизм- способность кратко и точно выражать важные и глубокие мысли. А.П.Чехов: «Краткость- сестра таланта».
Пьесы Чехова «Чайка», «Дядя Ваня», «Вишневы сад», «Три сестры» до сих пор идут на сценах многих театров.
Последние годы жизни прожил в Ялте. Умер в Германии, где лечился. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
- Учитель: Мы с вами рассмотрим рассказ «Хирургия» Это юмористический рассказ. Что такое юмор? (ответ: изображение героев в смешном виде, юмор- смех веселый и доброжелательный) Чем отличается от сатиры? (ответ: сатира- беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика героев, действительности, явления)
- Проверяем знание текста(тест). На вопросы отвечать «да» или «нет»(письменно), затем проверка работы.
- Фельдшеру Курятину было 52 года.
- Доктор уехал к пациенту, поэтому больных принимал фельдшер.
- Дьячка Вонмигласова звали Ефим Михеич.
- Дьячок лечил зуб водкой с хреном, теплым молоком.
- Фельдшер хвастался, что вырвал зуб у помещика Александра Иваныча Египетского.
- Курятин вырывал зуб дьячку щипцами.
- Фельдшер забыл сделать тракцию пациенту.
- Уходя, дьячок забрал просфиру, которую принес фельдшеру.
Ответы: 1)нет, 2)нет, 3)да, 4)нет, 5)да, 6)да, 7)нет, 8)да.
- Чтение рассказа по ролям.
Дома нарисовали иллюстрации к рассказу. Рассматриваем рисунки, обсуждаем.
Беседа с классом.
- Повторим определения:
Герой литературного произведения- действующее лицо, персонаж произведения.
Персонажи рассказа – фельдшер Курятин Сергей Кузьмич, дьячок Вонмигласов Ефим Михеич.
- Сюжет- ряд событий, описанных в художественном произведении, положенных в его основу.
3) Как представляете себе земскую больницу?
4) Что можете сказать о Курятине ( по его портрету, по фамилии)?
5) Как выглядит пациент и как ведет себя, придя в больницу? А в процессе вырывания зуба? Какое решение и почему принимает дьячок в конце рассказа?
6) Как характеризует героев их речь? (прочесть с выражением некоторые эпизоды)
7) Что послужило темой рассказа? Разве это смешно, когда зуб болит? А рассказ смешной. Почему?
8) В пьесах существуют замечания автора о деталях поведения или речи героев, называемые ремарками. Какие слова в этом рассказе выполняют функцию ремарок?
9) Что высмеял в рассказе А.П.Чехов?
6. Кроссворд.
1) В какую больницу пришел дьячок?
2) Какая жакетка была у фельдшера Курятина?
3) Что было на глазу дьячка?
4) На бутыль с каким раствором перекрестился дьячок?
5) Где сказано: «Питие мое с плачем растворях», по словам дьячка?
6) Фамилия дьячка?
7) Где жил семь лет помещик Александр Иванович Египетский?
8) Где, по словам фельдшера, мало потчевали дьячка березой?
Ответы:
1)земская; 2) чечунчовая; 3)бельмо; 4)карболовый; 5)Псалтырь; 6)Вонмигласов; 7)Петербург; 8)бурса
7. Подведение итогов урока. Оценки. Домашнее задание.
Обмен впечатлениями. Предложение воспользоваться табличкой «Плюс-минус-интересно». В графу «плюс» записать все, что понравилось на уроке (информация, формы работы, которые вызвали положительные эмоции), в графу «минус» записать все, что не понравилось (вызвало неприязнь, осталось непонятным), в графу «интересно» записать все, что показалось любопытным, о чем еще хотелось бы узнать)
Кроссворд:
|
| 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - игра по математике для 5 класса. (Конспект урока, презентация для проведения урока).
Первый урок математики в 5 классе проводится в форме игры для мотивации учащихся на изучение математики и повторения изученного в начальной школе. К разработке урока прилагается през...
Урок предметно-практического обучения в 1 классе «Рисуем» жгутиками из пластилина. Урок предметно-практического обучения в 1 классе «Рисуем» жгутиками из пластилина.
Данный урок интересен для учителей начальных классов в школе для слабослышащих детей....
Тема урока: «Пути постижения духовной истины в литературе» (урок-семинар по литературе в 10 классе, рассчитанный на 2 урока)
Урок проводится как урок- обобщение после изучения творчества А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, И.А.Бунина. Мы с учащимися знакомимся с теми периодами жизни писателей, которые раскрыв...
Интегрированный урок ОПК и литературы в 5 классе "Уроки французского" - уроки доброты
Урок посвящён юбилею В. Распутина....
Открытый урок концертмейстера отделения хореографического искусства ДШИ г. Гурьевска в классе народного танца Суворова В.Л.(с методическим сообщением). Тема урока: «Особенности работы концертмейстера- аккордеониста в классе народного танца»
20 февраля 2012 года в рамках подготовки к аттестации на 1 категорию мной был подготовлен и проведен областной открытый урок с методическим сообщением по теме: «Особенности работы концертмейстера- акк...
Интегрированный урок (география + технология) в 8-м классе по теме "Русская равнина. Народные промыслы Центральной и Северо–Западной России" Интегрированный урок (география + технология) в 8-м классе по теме "Русская равнина. Народные промыслы Центральн
Очень интересный и необчный урок....
План-конспект урока по английскому языку во 2 классе. «Forward». Английский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений; под ред. проф. М. В. Вербицкой. Тема урока: «Сафари-парк». Урок №2 по теме.
Развернутый план-конспект с указанием приемов и методов....