Урок литературы по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка» 8 класс
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Подготовка учащихся к написанию сочинения «Моё восприятие личности Пугачёва»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury_po_romanu_a.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка» 8 класс

(Урок развития речи, 2 академических часа)

Тема: Е. Пугачёв в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и моё восприятие образа

Цель: Подготовить учащихся к написанию сочинения «Моё восприятие личности Пугачёва»

Задачи: 1. Представить учащимся Пугачёва как сложную личность, средствами изобразительного искусства, истории, литературы восполнить знания учащихся, помочь им более объёмно получить образ Пугачёва

2. Развивать навыки и умения работать с текстом, дополнительной литературой, развивать устную и письменную речь, умение работать в группе,  выражать и доказывать своё мнение

3. Воспитывать нравственные и патриотические чувства

Оборудование: иллюстрации « Суд Пугачёва» Герасимов (можно взять репродукцию картины  В.Г. Перова « Суд Пугачёва»), «Гринёв и Пугачёв» Бунин, « Пугачёв, закованный в цепи» гравюра неизвестного художника; толковый словарь С.И. Ожегова «Словарь русского языка». (По усмотрению учителя иллюстрации можно демонстрировать на интерактивной доске, применяя Интернет-ресурсы).

Класс заранее делится на 3 группы. Каждая группа выполняет задание:

1 группа – Пугачёв в истории

2 группа – Образ Пугачёва в литературе

3 группа – Образ Пугачёва в изобразительном искусстве

Оформление доски: На доске записаны эпиграфы урока

Вот мой Пугач: при первом взгляде

Он виден — плут, казак прямой;

В передовом твоем отряде

Урядник был бы он лихой.

А.С.Пушкин Д.Давыдову

Пушкин в своём Пугачёве дал нам неразрешимую загадку: злодеяния _ и  чистого сердца.

М.Цветаева

Ход урока

I.Организационный момент

Постановка задач урока с детьми, планирование деятельности ( Рассмотреть образ Пугачёва со стороны истории, литературы, изобразительного искусства, чтобы более полно представить его и подготовиться к сочинению по теме урока)

II. Обобщение и систематизация знаний, умений, навыков

1.Работа по группам

Пугачёв в истории (сообщения учащихся)

2. Работа с эпиграфом А.С. Пушкина

- Ребята, прочитайте эпиграф. На какие черты характера указывают эти строки? (реалистичность, противоречивость)

 3.Работа с критическим материалом

Критик Броневский пишет о Пугачёве так: «…Если верить философам, что человек состоит   из двух стихий, добра и зла, то Емелька Пугачев, бесспорно, принадлежал к извергам…, ибо в  естестве его не было и малейшей доли добра…»

-  Кем называет Броневский Пугачёва?

-Докажите это историческими фактами. (Учащиеся называют факты из ранее прослушанных сообщений)

- О чём говорят нам эти примеры?

Да, Пугачёв, действительно, жестоко расправлялся с дворянами, с людьми, которые не переходили на его сторону. Но пример, когда солдаты просили о помиловании – и он их помиловал. Когда убегал от яицких казаков, получил милостыню от пастыря, а затем его пригласил к себе и назначил генералом. О чём говорят эти факты?

Вывод: Эти факты опровергают слова критика «изверг», « не было и малейшей доли добра…»

Учитель: Философы утверждают, что человек состоит из двух стихий: добра и зла. Вы с этим согласны?

- Итак, назовите положительные и отрицательные черты Пугачёва как исторической личности. (В тетради дети делают краткие записи: Пугачев в истории: авантюрист – объявил себя царём, прекрасный военачальник, человек жестокий и добрый).

4.Пугачёв в литературе (сообщение – характеристика Пугачёва учащимися по тексту произведения «Капитанская дочка» А.С.Пушкина)

Беседа по вопросам и работа  с текстом

Учитель: - Как появляется Пугачёв в романе? (из метели, чтение отрывка)

- Эта метель похожа с метелью из стихотворения А.С.Пушкина «Бесы»?               (читали на предыдущих уроках, можно вернуться, бегло прочитать). Чем? (герои испытывают те же чувства: страх, испуг)

- Старославянское произношение слова «метель» звучит так: «мятель». Подберите однокоренные слова, синонимы. (Учитель записывает примеры на доске, дети -  в тетрадь: смятение, смута, мятеж, волнение, переживание, страх) 

- В связи с этим, какие ассоциации о Пугачёве у вас возникают?

Вывод: Метель в данном контексте – это состояние мира, находящегося в хаосе и дисгармонии. Пугачёв появляется из метели, из мира, лишённого красоты и гармонии, мира, где не видим Божий храм.

- Случайно ли это?

- Как называется глава, в которой появляется Пугачёв?  («Вожатый», выводит заблудившегося Петра Гринёва)

- Как далее развивается эта тема:  «Вожатый»?

Работа с текстом ( сон Гринёва)

-Выразительное чтение

- Какие слова особенно поразили?

- Что испытывает Гринёв?

Запись на доске:  ужас, недоумение

-Эти слова синонимы? (нет, выражают противоречивые чувства)

- К удаче или беде приснился сон?

-  Ребята, каково ваше отношение к пушкинскому Пугачёву?

Работа с эпиграфом М. Цветаевой

-Прочитайте. Согласны? Подтвердите примерами из текста.

Вывод: Однозначно к Пугачёву относиться нельзя, и Цветаева права.

- Какие ещё моменты ужаса испытывает Гринёв? (Захват Белогорской крепости)

- Чем ужаснули эти строки? (чтение отрывка)

-   Ведь эти люди могли бы перейти на сторону Пугачёва и сохранить себе жизнь? Что им мешает это сделать? (честь, долг)

-Однако Пугачёв не только казнит, но и милует.  Кому покровительствует Пугачёв? Приведите примеры из текста, насколько царственен в роли царя Пугачёв. (Помогает Маше, милует Гринёва как царь, благословляет их как посажёный отец, желает счастье как простой человек)

Работа с эпиграфом романа «Береги платье снову, а честь смолоду»

- Ребята, как вы думаете,  к кому можно отнести этот эпиграф? (ко всем героям)

- Проверим этим эпиграфом Пугачёва. Как вы понимаете значение слова «честь»? (Работа с толковым словарём)

Работа с текстом (Выразительное чтение калмыцкой сказки)

- Следует Пугачёв этой сказке?

-А как Пугачёв относится к чести?

- Где через него проходит эпиграф? (Возглавил восстание, чтобы освободить народ, не бросает тех, кто пошёл за ним, гордо держится на казни. Каждый человек имеет свою честь  и живёт по ней.)

- Суворов несколько дней и ночей общался с Пугачёвым и отметил, что он интересная личность. В беседе Пугачёв признался, что хотел прожить славную жизнь, поэтому поставил перед собой цель. Но какую цель?! Обратитесь к тексту. Найдите строки, где автор выражает своё отношение к этой цели. Оправдывает ли Пушкин поведение Пугачёва? (Нет. Это доказывают строки «Бедствие доходило до крайности…»)

- Итак, каким нам представил образ Пугачёва А.С. Пушкин?

Вывод: В литературе Пугачёв тоже представлен неоднозначно. Пушкин показал загадочную личность, которую мы до сих пор пытаемся разгадать.

5. Образ Пугачёва в изобразительном искусстве

- О Пугачёве сложили песни, художники написали его. Рассмотрите данные картины. Что они добавляют зрительно к  образу Пугачёва?

- Почему на этих картинах Пугачёв разный? (Восприятие художников разное)

-На что обращает внимание Пушкин в описании портрета Пугачева? (на глаза. Работа с текстом: сверкающие, огненные – темперамент борца; подмигивание и прищуривание – плутоватость, добродушие)

- А каким видели Пугачёва его  современники?

Сообщения учащихся (Пугачёв глазами современников)

« Рост его небольшой, лицо имеет смуглое и суховатое, нос с горбом…левый глаз щурит и часто им мигает. Волосы на голове чёрные, борода чёрная же, но с небольшой сединою. Платье имеет: шубу плисовую малиновую, да и шаровары такие же, шапку казачью».

- Соотносится ли это описание с картинами?

(Учащиеся третьей группы характеризуют картины, используя отрывки текста романа)

Вывод: На картинах Пугачёв тоже разный. Художник, как любой творческий человек, имеет право на своё восприятие образа.

- Ребята, а если бы вы были художниками, каким бы вы изобразили Пугачёва? С чего бы начали рисовать? (чаще всего дети отвечают, что начали бы рисовать с глаз)

IV. Итог. Рефлексия

- Создалось ли, ребята,  у вас более ёмкое представление о Пугачёве?

- Каким вы его видите? Почему?

V. Домашнее задание

Написать сочинение на тему:  «Моё восприятие личности Пугачева» (сочинение можно начать с одного из понравившихся эпиграфов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи. 8 класс. Литература.Тема. Сравнительная характеристика двух литературных героев. Гринев и Швабрин. (По роману А.С. Пушкина “Капитанская дочка”.)

Сравнительная характеристика двух литературных персонажей - один из трудных жанров школьного сочинения. На этом уроке идет подготовка к написанию сочинения, рассматриваются поэтапно приемы сопоставлен...

Конспект урока литературы в классе "Образ Пугачёва в романе А.С.Пушкина "Капитанская дочка"" с презентацией

Урок литературы в  8 классе по теме "Образ Пугачёва в романе А.С.Пушкина "Капитанская дочка"" преследует следующую цель:понять авторскую позицию по отношению к Пугачёву, рассмотреть качества...

Урок разработала учитель русского языка и литературы Яушева О.В. Предмет: литература Класс: 8 Тема урока: «Формирование характера Петра Гринева» (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).

На данном уроке литературы используется педагогическая технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо»....

урок литературы по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

конспект урока литературы по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" (8 класс)...

Презентация к уроку литературы по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Презентация к уроку литературы по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" (8 класс)...

Раздаточный дидактический материал к урокам литературы по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка".

Раздаточный дидактический материал к урокам литературы по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" можно использовать в качестве проверочной работы или домашнего задания....

Урок литературы в 8 классе. Обобщающий урок по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка». (С применением игровых технологий).

Урок литературы в 8 классе. Обобщающий урок по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка». (С применением игровых технологий)....