разработка урока в 6-ом классе по литературе
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
разработка урока в 6-ом классе по литературе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_6_klasse_lit-ra.docx | 23 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 6 классе
Тема урока: Образование сравнительной степени имени прилагательного.
Цели урока:
Образовательная: дать понятие о степенях сравнения имён прилагательных; актуализировать знания о морфологических признаках имен прилагательных;
Развивающая: развивать умение сравнивать и анализировать; развитие творческой фантазии; развитие умений обобщать информацию, делать выводы; развивать коммуникативные навыки учащихся.
Воспитательная: воспитывать культуру общения, толерантность, трудолюбие и аккуратность.
Познавательная: практическая активизация лексики и грамматического материала по теме, умение вести монологическую и диалогическую речь.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: м/медийный проектор, интерактивная доска, маршрутный лист (каждому учащемуся), сигнальные карточки.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Приветствие.
2. Отчет дежурного.
(Слайд 1.)
Учитель начинает урок с чтения отрывка из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах,
На раздутых парусах.
II. Постановка целей и задач.
Слово учителя: Сегодня у нас с вами не обычный урок, а урок-путешествие по стране «Морфология», по острову «Имя прилагательное». Во время путешествия вам могут встретиться незнакомые слова: мачта, гавань, лингвистика, рефлексия.
Словарная работа: (Слайд 2,3.)
Гавань - прибрежная часть водного пространства, используемая для стоянки, причала и ремонта судов.
Мачта – вертикальная металлическая конструкция на палубе. На парусных судах мачты – служат для постановки парусов.
Лингвистика – наука о языке, его строении, функционировании и историческом развитии.
Рефлексия – размышление, самонаблюдение, самопознание.
- Все мальчишки и девчонки мечтают о путешествиях. И вы, я думаю, не исключение. А каким должен быть путешественник? Какими качествами он должен обладать? (Ответы. Отважный, храбрый, любознательный, красивый, активный…) Вы только что приводили примеры. К какой части речи относятся слова, которыми вы охарактеризовали путешественника?
(Слайд 4.)
- Вспомните, пожалуйста, какая часть речи называется именем прилагательным? (Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы Какой? Чей?...)
– Как изменяется имя прилагательное?
(У солнышка по щелчку появляются лучики с указанием на морфологические особенности имени прилагательного)
- А чем мы будем заниматься на уроке, вы попробуете мне рассказать сами.
- Перед вами три корабля. (Слайд 5) Попробуйте найти в них отличия.
- Рядом с кораблями написаны цепочки слов.
маленький – меньше – более маленький;
быстро – … – …
высокая (мачта) – … – …
– Про какой корабль можно сказать, что он маленький? А какой меньше? Какой более маленький?
– Продолжите вторую цепочку. Один корабль быстрый, второй – …, третий – … .
– Поработаем с третьей цепочкой. У какого корабля мачта высокая? У второго – …, у третьего – …?
В процессе работы.
- Молодцы. Вы все верно рассказали. И тема нашего урока «Образование сравнительной степени имени прилагательного». (Слайд 6.)
– Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
Цель нашего путешествия – узнать способ образования сравнительной степени имени прилагательного. Во время путешествия вы будете сравнивать и анализировать, делать выводы, приобщаться к культуре речи.
А теперь, откройте тетради, запишите число и тему урока: ««Образование сравнительной степени имени прилагательного»». (Слайд 7).
III. Изучение нового материала.
- Итак, вперед, покорять морские просторы!
Ребята, как и полагается путешественникам, у нас есть специальная карта. (Слайд 8.)
- Первая наша гавань «Исследовательская». Наша задача узнать, как образуется сравнительная степень имени прилагательного.
У вас на партах лежат схемы «Маршрутные листы». Пододвиньте их к себе поближе.
(Приложение 1. Слайд 9.)
Прочитайте, какие бывают степени сравнения? (Степени сравнения бывают: сравнительная и превосходная.) Сегодня мы знакомимся только со сравнительной степенью имени прилагательного. Итак, сравнительная степень делится на простую и составную.
Давайте заполним схему.
Простая сравнительная степень образуется ( обратить внимание на цепочки слов. Слайд 4.) при помощи суффиксов -ее-, -ей-, -ше-, -е-; составная – при помощи слова «более».
Каждый учащийся работает со своим маршрутным листом. Заполняя схему совместно с учителем.
В процессе работы.
- Как образуется простая сравнительная степень имени прилагательного?
- А как – составная? (Ответы.)
- Молодцы, поплыли дальше. Следующая наша гавань – «Практическая». Здесь нам предстоит выполнить упражнение.
- Постройте правильно пословицу.
(Слайд 11.)
Здоровье (дорогой) золота.
– Что обозначает пословица?
– Сделаем синтаксический разбор предложения.
Добрые слова (хороший) мягкого пирога. После работы еда (вкусный). Дождливое лето (плохой) осени.
Один ученик работает у доски, остальные – в тетрадях.
- Каким членом предложения является прилагательное в простой и составной сравнительной степени? (сказуемым)
- А какое отношение имеют данные пословицы к нашей лексической теме «Путешествие»? (Атмосфера добра, штормы мешают путешествию, работы много, еда вкуснее…)
- Следующая наша гавань «Лингвистическая». Нам необходимо решить лингвистическую задачку. Для этого прочтите предложения, записанные на доске.
(Слайд 13.)
– В каком предложении употреблена формула простой сравнительной степени имени прилагательного?
– Можно ли определить, кем является Айдыс (мальчиком или девочкой?)
– Сделайте вывод. (Прилагательные в простой сравнительной степени не изменяются по родам).
– Прочитайте второе предложение. Айдыс, мальчик или девочка? Докажите.
- Назовите морфологическую особенность прилагательных в простой сравнительной степени? (Простая форма сравнительной степени не изменяется по родам.)
- Наш путь продолжается и мы прибыли к гавани под названием «Познавательная». Наша задача выполнить задание из ЕГЭ по русскому языку. Посмотрим, справитесь ли вы. (Слайд 15.)
Укажите неправильно образованную форму слова:
- Храбрее
- Более крепкий
- Младше
- Более моложе.
- Образуйте от данных прилагательных составную сравнительную степень, определите род имени прилагательного.
Сидя за партой, работа по цепочке.
- Как образовать составную сравнительную степень имени прилагательного?
- Молодцы, ребята, следующая наша гавань «Спортивная». Давайте сделаем физминутку. Первый раз делаю я. Вы за мною повторяете.
ФИЗМИНУТКА
Ветер дует нам в паруса,
Закачалась палуба.
Ветер тише, тише, тише…
Облака все выше, выше.
- Вот и отдохнули. А теперь – в путь! Следующая наша гавань «Учебная». Я вам буду говорить имена прилагательные, а вы от них образовываете степени сравнения и распределяете в два столбика: первый – простая степень сравнения; второй – составная.
(Слайды 17-18.)
Два ученика работают у доски, остальные в тетрадях.
Самопроверка.
- Как образовать простую сравнительную степень имени прилагательного? А как – составную?
- Молодцы, вы очень хорошо работаете! Поплыли дальше? Следующая гавань «Моя школа».
- Составьте, пожалуйста, небольшой текст о родной школе, употребляя в них сравнительную степень имен прилагательных.
Чтение текстов.
IV. Итог урока.
- Последняя наша станция «Рефлексивная».
- У меня на доске несколько фраз. Я вам предлагаю их закончить. Отвечайте честно, пожалуйста, это необходимо, чтобы понять, что нужно мне исправить.
(Слайд 17.)
Сегодня на уроке
Я открыл…
Я научился…
Я постарался…
Я вспомнил…
Мне понравилось…
Мне было трудно…
Мне было интересно…
Домашнее задание (дифференцированное):
- §46, сообщение по изученной теме;
- Составить игру «Четвертый лишний», подобную заданию ЕГЭ;
- Из рассказа И.С.Тургенева «Морское плавание» найти имена прилагательные, характеризующие капитана корабля, и образовать от них простую и составную формы сравнительной степени (с.146-147).
Выставление оценок.
Если останется время, тогда работа с сигнальными карточками.
- У каждого из вас есть на партах сигнальные карточки. Возьмите их в руки. Я вам сейчас буду называть слова в простой и составной сравнительной степени. Если степень простая, вы мне показываете красный цвет, если составная – синий. Будьте внимательны!
Более ловкий, интереснее, лучше, хуже, более простой, проще, более модный, более яркий, безжалостнее, более жестокий.
- Молодцы, вижу, что тему урока вы усвоили.
Спасибо за урок!
До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока музыки для 5 класса "Музыкальные сюжеты в литературе"
ТЕМА.Музыкальные сюжеты в литературе.ЦЕЛЬ.Показать взаимосвязь музыки и литературы.ЗАДАЧИ.Расширять опыт адекватного восприятия устной речи....
План-конспект разработки урока музыки в 5 классе на тему:"Что роднит музыку с литературой в сказке".
Развернутый план урока с презентацией и музыкальными фрагментами....
Методическая разработка урока по теме: «Искусство, музыка и литература англоговорящих стран» на базе произведения О.Уайльда «Великан-эгоист»
конспект урока+презентация...
Методическая разработка урока музыки в 5 классе по теме: «Образы героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир» в литературе, музыке и живописи»
Данную разработку можно использовать на уроках музыки в 5 классе, в разделах «Что роднит музыку с литературой» или «Музыка и изобразительное искусство». Я проводила его как обобщающий урок по программ...
Разработка семинарских занятий для 10 класса по литературе 20 в., тематически связанных с литературой 2-й пол. 19 в.
Разработка семинарских занятий для 10 класса по литературе 20 в., тематически связанных с литературой 2-й пол. 19 в....
Разработка урока по искусству 8 класс. "Портрет композитора в литературе и кино"
В музыке Моцарта разнообразно и глубоко раскрывается целая Вселенная, вечные темы: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, прекрасное и безобразное. Искусство Моцарта неподражаемо глубиной и ...
Методическая разработка урока по учебной дисциплине ОДБ.02 Литература по теме «Русская литература XIX века в контексте мировой культуры»
Тема. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Цель:дидактическая: охарактеризовать основные особенности процессов в России и Западной Европе во ІІ половине ХІХ века, обрисовать ...