Разработка урока музыки для 5 класса "Музыкальные сюжеты в литературе"
методическая разработка по музыке (5 класс) по теме
ТЕМА.Музыкальные сюжеты в литературе.
ЦЕЛЬ.Показать взаимосвязь музыки и литературы.
ЗАДАЧИ.Расширять опыт адекватного восприятия устной речи.
Формулировать своё отношение к изучаемому произведению, показать взаимосвязь музыки с другими видами искусства, расширить кругозор.
Развивать чувство ритма, певческие способности, мышление,
Воспитывать чувства любви к прекрасному, бережному
отношению к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnye_syuzhety_v_literature.docx | 31.01 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок музыки
с применением информационно- коммуникационных технологий
для учащихся 5 класса
ТЕМА.
Музыкальные сюжеты в литературе
Учитель музыки ЧОУ – СОШ
«Новый путь»
Бебешко Светлана Анатольевна
г. Армавир, 2011г.
ТЕМА. Музыкальные сюжеты в литературе.
ЦЕЛЬ. Показать взаимосвязь музыки и литературы.
ЗАДАЧИ. Расширять опыт адекватного восприятия устной речи.
Формулировать своё отношение к изучаемому произведению, показать взаимосвязь музыки с другими видами искусства, расширить кругозор.
Развивать чувство ритма, певческие способности, мышление,
Воспитывать чувства любви к прекрасному, бережному
отношению к природе.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ. Беседа, ИКТ, рассказ, наглядно-поисковый метод,
метод перспективы и ретроспективы, технология критического мышления.
ОБОРУДОВАНИЕ. Инструмент, мультимедийная установка, наглядные
материалы, портреты композиторов, записи музыкальных
произведений.
ХОД УРОКА.
СЛАЙД № 1 Строки стихотворения
С.П.Шевырев
ЗВУКИ
Три языка всевышний нам послал,
Чтоб выражать души святые чувства:
Как счастлив тот, кто от него принял
И душу ангела, и дар искусства.
Один язык ЦВЕТАМИ говорит:
Он прелести весны живописует,
Лазурь небес, красу земных харит,-
Он взорам мил, он взоры очарует.
Другой язык СЛОВАМИ говорит:
Простую речь в гармонию сливает,
И сладостной мелодией звучит,
И скрытое в душе изображает
Он мне знаком: на нём я лепетал,
Беседовал в дни юные с мечтами;
Но много чувств я в сердце испытал
И их не мог изобразить словами.
Но есть язык прекраснее того:
Он вам знаком,- о нём себя спросите,
Не знаю – где слыхали вы его,
Но вы на нём так сладко говорите.
Кто научил вас трогать им до слёз?
Кто шепчет вам те сладостные ЗВУКИ,
В которых вы и радости небес
И скорбь души – земные сердца муки,-
Всё скажите – и всё душа поймёт,
И каждый звук в ней чувством отзовётся;
Вас, слушая, печаль слезу отрёт,
А радость вдвое улыбнётся.
Родились вы под счастливой звездой,
Вам послан дар прекрасного искусства,
И с ясною, чувствительной душой
Вам дан язык для выраженья чувства.
- Скажите, о каких трёх видах искусства идёт речь в стихотворении?
- Ответы записываются на доске. (ИЗО, литература и музыка)
- А какие два вида искусства тесно переплетаются в таких жанрах музыки как песня, романс, опера?
- музыку и литературу соединить стрелочками.
- и тема нашего урока звучит.… Один из учеников читает тему урока: «Музыкальные сюжеты в литературе». СЛАЙД №2
1. СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ
- Как вы думаете, а часто ли встречаются музыкальные сюжеты в литературе?
- Знакомы ли вам литературные произведения, в которых музыка присутствует или о ней рассказывается, или она главный герой рассказа?
- Сегодня мы с вами вспомним древние мифы. С какими героями мифов вы знакомы.
-А кто знает такого мифического героя по имени Орфей? В мифах, о нем рассказывают как о сыне Аполлона, от которого он получает свой инструмент 7-миструнную лиру, в которую впоследствии добавил еще 2 струны, сделав ее инструментом 9—ти муз.
СЛАЙД № 3
- Тогда благодаря музыке и творчеству Глюка мы с ним познакомимся!
СЛАЙД №4
Перед вами портрет величайшего оперного композитора Кристофа Виллибальда Глюка. Его опера «Орфей и Эвридика», самая ранняя опера из традиционно исполняемых в современных театрах, и датируется она 1762 годом. 5 октября этого года композитор дирижировал ее премьерой в Вене. В основу либретто (кто напомнит, что такое либретто?) положен греческий миф об Орфее и его жене – Эвридике, которая умирает и Орфей решает вернуть ее из подземного царства. Он намеревается овладеть Гадесом, вооружившись лишь слезами, вдохновением и лирой. Но боги сжалились над ним. Амур, этот маленький бог любви говорит ему, что он может спуститься в подземный мир. «Если нежной лиры услада, если певучий голос твой смирят гнев владык этой тьмы роковой, — уверяет Орфея Амур, — ты уведешь ее из мрачной бездны ада».Но ему ставят условие, чтобы он не смотрел на неё, пока не вступит на землю. Послушайте отрывок из оперы. ЗВУЧИТ МЕЛОДИЯ.
- Опишите характер музыки. Что помогло создать такое настроение в музыке?
- Мы слышали музыку симфоническую. А для оперы характерно, какое звучание, вокальное, симфоническое, инструментальное?
Мы сейчас послушаем ещё один отрывок из этой оперы, прозвучит он на итальянском языке, но вы попробуйте определить, какие события он раскрывает?
ЗВУЧИТ АРИЯ ОРФЕЯ
СЛАЙД №5
- Какой музыкальный инструмент помог Орфею вызволить Эвридику?
СЛАЙД №6
- И какой музыкальный жанр появился благодаря содружеству музыки и мифической литературе?
-ОПЕРА (записать на доске)
- А как вы думаете, какая музыка вокальная или инструментальная быстрее помогает нарисовать тот или иной образ?
- Почему?
- Давайте попробуем с помощью вокализа передать настроение: радостное, энергичное, печальное.
ВОКАЛЬНАЯ РАБОТА – РАСПЕВАНИЕ
- Но только ли в прозе мы находим музыкальные сюжеты?
-Нет.
- Поэзия богата ими тоже.
СЛАЙД № 7
_ как вы думаете, почему портреты этих двух знаменитых людей я поставила рядом?
- Их творчество подарило миру замечательный романс «Колыбельная песнь в бурю». Послушайте, вспомните характерные особенности романса.
ЗВУЧИТ РОМАНС
_ Вот ещё один пример музыкально – литературной дружбы. (Записать на доске РОМАНС)
- А какие ещё литературные произведения могут рассказать о музыке?
СЛАЙД №8. Отгадайте басню.
«Квартет» И.Крылова. Каков музыкальный сюжет этой басни?
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье и уши ваших понежней, им отвечает Соловей. А вы, друзья, как не садитесь, всё в музыканты не годитесь. Но всё не так плохо и всегда есть надежда получить новые знания, научиться дружить, сохранять мир в себе и на своей земле.
И у нас тоже есть надежда.
СЛАЙД № 9
2. ВОКАЛЬНАЯ РАБОТА.
Исполнение песни Ж.Колмогоровой «Надежда есть»
- А я надеюсь, что та информация, которая была сегодня на уроке вами усвоена, и мы сейчас это проверим.
РАБОТА С ПУЛЬТАМИ ТЕСТ
И я надеюсь, что музыка, которая всегда с нами будет помогать нам, видеть красоту, творить добро, становиться умнее и лучше. И я рада, что наша встреча с музыкой продолжается и ваше домашнее задание.
Домашнее задание.
Написать синквейн о вокальной музыке. Раздать материал о синквейне
Я благодарю вас за урок.
СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
ОРФЕЙ И ЭВРИДИКА (Orfeo ed Euridice) - oпера в трех действиях Кристофа Виллибальда Глюка на либретто (по-итальянски) Раньеро да Кальцабиджи, основанное на греческой мифологии.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
ОРФЕЙ, певец (контральто или тенор)
ЭВРИДИКА, его жена (сопрано)
АМУР, бог любви (сопрано)
БЛАЖЕННАЯ ТЕНЬ (сопрано)
Время действия: мифическая античность.
Место действия: Греция и Гадес.
Первая постановка: Вена, "Бургтеатр", 5 октября 1762 года; постановка второй редакции (на французском языке), на либретто П.-Л. Молина: Париж, Королевская академия музыки, 2 августа 1774 года.
Орфей был величайшим музыкантом в греческой мифологии. Действительно, он был столь великим, что возникла целая религия — орфизм, и Орфею поклонялись как богу уже примерно двадцать пять веков назад. Поэтому его история всегда казалась очень естественной для оперы. И действительно, самая ранняя из дошедших до нас оперных партитур основана на сюжете об Орфее.
Но единственная оперная версия данного сюжета, которую можно услышать в наши дни — это «Орфей и Эвридика» Глюка. Кстати, это самая ранняя опера из традиционно исполняемых в современных театрах, и датируется она 1762 годом. 5 октября этого года композитор дирижировал ее премьерой в Вене. Тогда она шла на итальянском языке, и роль Орфея исполнял Гаэтано Гваданьи, кастрат, то есть мужской альт. Позднее опера была поставлена во Франции, где кастраты не принимались на сцене, и Глюк переписал эту партию для тенора. Но в наше время (если не считать постановок во Франции) дается, как правило, итальянская версия, а роль Орфея исполняет контральто — то есть, естественно, контральто женское.
Глюк и его либреттист, Раньеро да Кальцабиджи, опустили многие детали, имеющиеся в мифе об Орфее, в результате на сцене происходит не слишком много действия. Но зато мы одарены множеством хоровых номеров (особенно в первом действии), а также многочисленными балетными вставками. Ввиду отсутствия действия эта опера почти ничего не теряет в концертном исполнении, а также лучше других сохраняет свои достоинства в аудиозаписи.
ДЕЙСТВИЕ I
Орфей только что потерял свою красавицу жену Эвридику, и опера начинается (после довольно бодрой увертюры) в гроте перед ее гробницей. Сначала в сопровождении хора нимф и пастухов, а затем один он горько скорбит о ее смерти. Наконец он решает вернуть ее из подземного царства. Он намеревается овладеть Гадесом, вооружившись лишь слезами, вдохновением и лирой. Но боги сжалились над ним. Амур, этот маленький бог любви (то есть Эрос, или Купидон) говорит ему, что он может спуститься в подземный мир. «Если нежной лиры услада, если певучий голос твой смирят гнев владык этой тьмы роковой, — уверяет Орфея Амур, — ты уведешь ее из мрачной бездны ада». Орфею необходимо выполнить лишь одно условие: не оборачиваться и не бросать ни единого взгляда на Эвридику, пока он не выведет ее, невредимую, обратно на землю. Это именно то условие, которое Орфею — он знает об этом — будет труднее всего выполнить, и он молит богов о помощи. В этот момент звук барабанов изображает гром, сверкает молния — так отмечено начало его опасного путешествия.
ДЕЙСТВИЕ II
Второе действие переносит нас в подземное царство — Гадес, — где Орфей сначала побеждает фурий (или эвменид), а затем получает свою супругу Эвридику из рук Блаженных теней. Хор фурий драматичен и устрашающ, но постепенно, по мере того как Орфей играет на лире и поет, они смягчаются. Это на редкость простая музыка, она замечательно передает драматизм происходящего. Ритмический рисунок данного эпизода еще не раз появляется в опере. В заключение фурии танцуют балет, который Глюк сочинил несколько ранее, чтобы изобразить схождение в ад Дон-Жуана.
Элизиум — прекрасное царство Блаженных теней. Сцена, сначала слабо освещенная как бы утренней зарей, постепенно наполняется утренним светом. Появляется Эвридика, печальная, с блуждающим взглядом; она тоскует по отсутствующему другу. После того как Эвридика удаляется, постепенно сцену заполняют Блаженные тени; они прогуливаются группами. Все это является хорошо известным «Танцем (гавотом) Блаженных теней» с его необычайно выразительным соло флейты. После того как Орфей уходит с фуриями, Эвридика поет вместе с Блаженными тенями об их тихой жизни в Элизиуме (райском загробном мире блаженства). После того как они исчезают, вновь появляется Орфей. Он один и теперь воспевает представшую его взору красоту: «Che puro ciel! che chiaro sol!» («О, лучезарный, дивный вид!»). Оркестр воодушевленно играет гимн красотам природы. Привлеченные его пением, вновь возвращаются Блаженные тени (звучит их хор, но сами они еще невидимы). Но вот маленькая группа этих Блаженных теней приводит Эвридику, лицо которо закрыто вуалью. Одна из Теней соединяет руки Орфея и Эвридики и снимает с Эвридики вуаль. Эвридика, узнав супруга, хочет выразить ему свой восторг, но Тень дала знак Орфею, чтобы он не поворачивал головы. Орфей, идя впереди Эвридики и держа ее за руку, поднимается ней по тропинке в глубине сцены, направляясь к выходу из Элизиума. При этом он не поворачивает к ней головы, хорошо помня о поставленном ему богами условии.
ДЕЙСТВИЕ III
Последнее действие начинается с того, что Орфей ведет свою жену обратно на землю по скалистому ландшафту мрачным переходам, извилистым тропам, опасно нависающим скалам. Эвридика ничего не знает о том, что боги запретили Орфею даже мимолетный взгляд на нее, прежде чем они достигнут земли. Пока они движутся так, Эвридика постепенно преображается из Блаженной тени (каковой она была во втором действии) в реальную живую женщину с горячим темпераментом. Она, не понимая причин такого поведения Орфея, горько жалуется на то, как безучастно он теперь к ней относится. Она обращается к нему то нежно, то восторженно, то с недоумением, то с отчаянием; она хватает Орфея за руку, стараясь обратить на себя внимание: «Мне брось один лишь взгляд...» — умоляет она. Неужели Орфей больше не любит свою Эвридику? И пока Орфей убеждает ее в обратном и жалуется богам, она становится все более и более настойчивой. В конце концов она пытается прогнать его: «Нет, уйди! Лучше мне опять умереть и забыть тебя...» В этот драматический момент их голоса сливаются. И вот Орфей бросает вызов богам. Он обращает свой взгляд на Эвридику и заключает ее в свои объятия. И в тот момент, когда он касается ее, она умирает. Наступает самый знаменитый момент в опере — ария «Che faro senza Euridice?» («Потерял я Эвридику»). В отчаянии Орфей хочет покончить с собой ударом кинжала, но в последний момент ему является маленький бог любви, Амур. Он останавливает Орфея в этом его отчаянном порыве и страстно взывает: «Эвридика, воскресни». Эвридика как бы пробуждается от глубокого сна. Боги, говорит Амур, столь поражены верностью Орфея, что решили вознаградить его.
Заключительная сцена оперы, которая происходит в храме Амура, представляет собой серию соло, хоров и танцев во славу любви. Это гораздо более счастливый конец, чем тот, что известен нам по мифологии. Согласно мифу, Эвридика остается умершей, а Орфея разрывают на куски фракийские женщины в негодовании, что самозабвенно предаваясь сладостной скорби, он пренебрег ими. XVIII век предпочитал, однако, счастливые концовки своих трагических опер.
Генри У. Саймон (в переводе А. Майкапара)
Синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк одно существительное (тема) два прилагательных или причастия три глагола четыре значимых слова синоним (одно слово). | Синквейны Синквейн – это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний» (И. Викентьева). Это стихотворение, состоящее из пяти строк: в первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное), во второй дается описание предмета (два прилагательных или причастия), в третьей, состоящей из трех глаголов, характеризуются действия предмета; в четвертой строке приводится фраза обычно из четырех значимых слов, выражающая отношение автора к предмету; в пятой строке – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово). |
ЛИТЕРАТУРА
- Энциклопедия «Вокруг света»
- Энциклопедия музыкальных инструментов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока музыки в 5 классе "Музыкальная живопись и живописная музыка"
УРОК МУЗЫКИ В 5 КЛАССЕ.ТЕМА УРОКА: « Музыкальная живопись и живописная музыка»ЦЕЛЬ УРОКА: Показать учащимся взаимосвязь музыки и других видов искусства.ЗАДАЧИ:1. Показать учащимся на...
Методическая разработка урока музыки для 6 класса "«Героические образы вокальной и инструментальной музыки»"
Всероссийский конкурс для педагогов и учащихся «Недаром помнит вся Россия». Методическая разработка урока музыки «Героические образы вокальной ...
План-конспект разработки урока музыки в 5 классе на тему:"Что роднит музыку с литературой в сказке".
Развернутый план урока с презентацией и музыкальными фрагментами....
Методическая разработка урока музыки в 5 классе по теме: «Образы героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир» в литературе, музыке и живописи»
Данную разработку можно использовать на уроках музыки в 5 классе, в разделах «Что роднит музыку с литературой» или «Музыка и изобразительное искусство». Я проводила его как обобщающий урок по программ...
Методическая разработка урока музыки в 5 классе «Застывшая музыка. Музыка и архитектура»
Методическая разработка урока музыки в 5 классе "Застывшая музыка. Музыка и архитектура" в рамках ФГОС (авторская программа Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной)...
Применение технологии АМО на уроках музыки. Методическая разработка урока музыки по теме «Царит гармония оркестра» на основе технологии активных методов обучения
Методическая разработка урока музыки «Царит гармония оркестра» по технологии АМО создана на основе учебно-методического комплекса «Музыка» для начальной школы Е.Д. Критской,...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА МУЗЫКИ: Урок музыки в 1 классе по теме: Музыкально-развлекательная викторина «До, ми, соль»»
Методическая разработка урока музыки: урок музыки в 1 классе по теме: Музыкально-развлекательная викторина «До, ми, соль»»...