"Н.С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа "Старый гений". Сатира на чиновничество. Человек и общество.
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Материал предназначается для детей с ОВЗ (ЗПР), учебный материал изучается по адаптированной программе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_literatury_staryy_geniy.docx | 23.33 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ
По теме:
«Н.С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Сатира на чиновничество. Человек и общество.
8 Б класс
Характеристика класса: класс для детей с ОВЗ (ЗПР), учебный материал изучается по адаптированной программе для детей с ОВЗ (ЗПР).
Средства, обеспечивающий учебный процесс на уроке: ПК, мультимедийный проектор, учебник, тетради, толковый словарь, выставка книг Лескова, рисунки.
Тип урока: урок изучения новых знаний.
Место в системе уроков изучения творчества Н.С. Лескова: первый.
Формы деятельности: групповая, индивидуальная.
Вид контроля: текущий
Цель: научить выявлять и формулировать проблемы художественного текста на примере рассказа Н.С.Лескова “Старый гений”, связывать выявленные проблемы с жизнью, осознавать важность нравственной основы жизненных поступков.
Задачи:
- образовательные:
- пробудить познавательный интерес у учащихся;
- способствовать умению критически осмысливать полученную информацию через анализ текста;
- продолжить изучение русской литературы XIX века, познакомить с рассказом Лескова «Старый гений»; отметить отношение Лескова к России, внимание к русскому национальному характеру; проблемам российского общества;
- помочь учащимся в осмыслении сюжета и идеи произведения, его героев и проблем;
- способствовать пониманию учащимися актуальности проблем рассказа в наше время;
2. развивающие:
- способствовать развитию мыслительной и коммуникативной деятельности;
- создать условия для самостоятельного обобщения и выводов;
- совершенствовать навыки анализа текста художественного произведения;
3. воспитательные:
-воспитывать у учащихся уважительное отношение не только к закону, но и к нравственным нормам жизни.
- через осмысление проблем рассказа формировать мировоззрение и ценностную систему учащихся.
Эпиграф: Снисхождение к злу очень тесно граничит с равнодушием к добру. (Н.С. Лесков)
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Работа с эпиграфом урока.
– Здравствуйте, ребята! У нас на уроке гости, но это вовсе не повод волноваться, а возможность показать всё, что мы знаем и умеем. Эпиграфом к сегодняшнему уроку стали слова Н.С. Лескова. Как вы понимаете данное высказывание?
Ранее мы с вами знакомились с творчеством этого писателя, и современники не случайно говорили, что Лесков был самым русским из всех русских писателей, он лучше всех знал русский народ таким, какой он есть.
- Что вам известно об авторе? Дополнительную информацию нам расскажет ваша одноклассница.
(Индивидуальное сообщение).
III. Фронтальный опрос.
- Что нового узнали о Лескове?
- Почему он так хорошо знал русский народ?
(Лесков сам был из простой семьи, много ездил и жил среди народа).
IV. Актуализация знаний.
Сообщение темы и целей урока
Давайте вспомним, с какими его произведениям мы уже знакомы?
Корзина идей («Левша», «Человек на часах»). Кто является главным героем этих произведений? О ком они? (О русском народе таком, каков он есть; о сострадании и бескорыстной помощи ближнему, о служении Родине). Как вы поняли эпиграф?
- Чтобы узнать, какова тема урока, я предлагаю вам прочитать слово на экране (дано слово гений).
- Ребята, какие ассоциации возникают у вас в связи с этим словом?
- Кто такой гений? Можете ли объяснить значение слова?
V. Анализ произведения.
У Николая Семёновича Лескова есть произведение, которое называется “Старый гений”.
-Как думаете, о чём должна идти речь в произведении с таким названием?
- Давайте запишем тему урока в тетради.
- Попробуем вспомнить, почему добрая старушка поехала в Петербург.
- Почему она, по вашему мнению, поверила великосветскому франту? Ответьте на вопрос, есть ли в наше время люди, которые поступают непорядочно?
Сейчас мы живем в такое время, где, зачастую, присутствуют обман, ложь и несправедливость. Вы, наверняка, слышали такую фразу: «Деньги решают все». Как вы ее понимаете?
- Давайте вспомним пословицы, поговорки, высказывания, которые характеризуют этот эпизод («доверяй, но проверяй», «от добра добро не ищут», «добро - изнанка зла»).
Перечитаем выразительно 1 главу рассказа.
- С какого события начинается завязка конфликта в произведении?
(с выселения старушки из дома)
- Почему старушка называет свою проблему «вопиющей»?
(для общей судебной практики – обычный случай, а для неё страшная беда, в результате которой она рискует остаться на улице на руках с больной дочерью и маленькой внучкой).
- На экране – ключевые слова (адвокат, отчаяние, франт, Иван Иванович). Сформулируйте кратко сюжет рассказа, используя их.
- Ребята, а кто мне может сказать, что значит слово «адвокат»? (работа с толковым словарем).
VI. Чтении по ролям.
- Прочитайте выразительно по ролям диалог рассказчика и доброй старушки. (стр. 16-17)
- Как вы думаете, почему рассказчик советует главной героине не докучать франту? Свой ответ свяжите с современностью. (Я думаю, что такой человек может доставить массу неприятностей. В наше время много случаев, когда люди, имеющие могущественное родство, материально обеспечение, способны на все: на шантаж, могут лишить местожительства и даже убить.)
- Кто же приходит на помощь старушке? Давайте прочитаем в тексте, как выглядел Иван Иванович, кем он был, каким образом решил помочь старушке.
Выводы: исследовав текст Лескова, мы увидели в образе старого гения, назвавшегося Иваном Ивановичем, стремление защитить обиженного, наказать наглеца, найти такой путь, который окажется наиболее верным. Стало очевидным, что старушка искренне хотела помочь великосветскому франту, который, имея состояние, не отдавал ей деньги. Для него не существует слов долг, честь, совесть, он равнодушен к судьбе людей.
VI I. Физкультминутка.
Лебеди летят, крыльями машут,
Прогнулись над водой, качают головой.
Прямёхонько, гордёхонько умеют держаться.
Очень бесшумно на воду садятся.
Продолжим наш урок.
- Ребята, что же было дальше со старушкой? Добилась ли она справедливости?
Давайте прочитаем 3 главу.
-Оправдались ли наши ожидания? Что означает «сухая ложка рот дерёт» и «надо смазать»?
-Поверила ли старушка своему новому знакомому, обещавшему за 500 рублей решить ее дело? Почему?
- Ребята, рассмотрите иллюстрацию И. Пчелко в учебнике. Такими вы представляли героев?
- Какие черты характеров персонажей уловил и изобразил художник?
(смятение старушки, посрамленное положение франта, его удивление, он привык к безнаказанности, суровый вид старого гения – он воплощение справедливости).
- Теперь посмотрите на иллюстрации других художников. Ребята, посмотрите внимательно на портрет старого гения. Как он выглядит? Внушает ли он доверие?
- Как вы понимаете выражение «чин из четырнадцати овчин»?
- Почему рассказчик помогает старушке? Верит ли он в то, что ей удастся вернуть деньги?
- Ребята, а что было необходимо сделать, чтобы вернуть деньги?
(вручить “какую-то” бумажку, которая могла спасти её дело)
- Оправдались ли наши ожидания?
Как заканчивается рассказ?
- Имеет ли право считать себя гением человек, который уладил столь трудное дело? Почему?
VI I I. Самостоятельная творческая работа с текстом рассказа.
(Групповая работа - письменно)
- Проанализировав рассказ Н.С. Лескова «Старый гений», мы сейчас с вами можем судить о героях и их поступках. Давайте попробуем написать обращение к каждому герою. Подумайте, о чем бы вы им хотели сказать, что вас взволновало. Первая группа- письмо великосветскому франту, вторая - письмо старушке, третья - письмо рассказчику.
– Кто уже может прочитать свое письмо? Как вы думаете, ребята, ваши одноклассники были убедительными?
- Теперь давайте вспомним с вами все, о чем говорили в начале урока. Обратимся к эпиграфу, толкованию слова «гений» и словосочетанию «старый гений». Каков же гений Лескова?
- Что вы можете сказать о теме рассказа Лескова? (несуразность русской жизни, быт и нравы российского общества конца девятнадцатого столетия)
- Какие нравственные проблемы затрагивает автор в своём произведении?
а) Проблему чести и долга.
б) Проблема исполнительности государственной власти, проблема бесправия личности в России.
в) Проблему падения нравственности в обществе.
- Какова главная мысль рассказа «Старый гений»? Обоснуйте свой ответ. Приведите цитату из текста. («Всё равно – какая бабушка ему ни ворожила и всё на милость преложила», иными словами «Как верёвочка ни вейся, всё равно конец будет»)
- Как вы думаете, какой смысл вложил в эти слова старый гений?
(Речь идет о загадочной душе русского человека. В России возможна как вопиющая несправедливость, так и проявление доброты и благородства).
- А сегодня, в современной России, сталкиваемся ли мы с проблемами, подобными тем, что поднял Лесков более 130 лет назад?
(В России со времен Лескова мало что изменилось. Так же чиновники берут взятки, так же деньги решают все, так же бедные бессильны перед представителями высших кругов). Обратимся вновь к эпиграфу урока. Как вы его поняли?
Х IХ. Заключительное слово учителя.
- Л.Н. Толстой называл Лескова писателем будущего...
Ни один русский писатель не уделял такого внимания проблемам русского национального характера, его достоинств и недостатков.
Надеюсь, что рассказ не оставит вас равнодушными, укрепит ваше сострадание, внимание к людям, желание что-то менять современном обществе. Поэтому нам не надо забывать уроки произведений Н.С. Лескова.
Х. Задание на дом.
Х I. Рефлексия.
– Наш урок подошел к завершению. Я прошу вас составить синквейн на сегодняшний урок (пример):
1. Лесков
2. Душевный, понимающий
3. Помогает, рассуждает, верит
4. Отражает душу простого человека
5. Писатель
– Я желаю вам, чтобы никогда вы не оказались в подобной ситуации и чтобы по отношению к вам или вами не были нарушены ни закон, ни нравственные нормы. Спасибо вам за работу! Желаю вам удачи! Все молодцы! Запишите домашнее задание.
Х I I. Домашнее задание:
читаем дома рассказ «После бала» Л.Н. Толстого.
ХI I I . Выставление оценок за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа Н.С.Лескова «Старый гений»
Урок литературы в 8 классе по программе В.Я.Коровиной...
Нравственные проблемы в рассказе Николая Семёновича Лескова «Человек на часах»
Хочу представить свою авторскую разработку урока внеклассного чтения по очень интересному, но отнюдь не лёгкому для восприятия детей произведению, нуждающемуся в дополнительных...
План урока по литературе "Н.С. Лесков. Слово о писателе. Рассказ "Старый гений"
План-конспект предназначен для проведения урока в 8 классе. К нему прилагается презентация с иллюстрациями к известным произведениям Н.Лескова и его портретом....
Н.С.Лесков. "Старый гений". Нравственные проблемы рассказа.
Материал к уроку литературы в 8 классе....
Урок литературы в 8-м классе Н.С Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений» (с использованием технологии развития критического мышления)
Урок литературы в 8-м классе Н.С Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений» (с использованием технологии развития критического мышления)“Что такое критическое мышление и п...
Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа Н.С.Лескова «Старый гений». 1-й урок
Работа с художественным текстомНаучить выявлять и формулировать проблемы художественного текста на примере рассказа Н.С.Лескова «Старый гений» и связывать выявленные проблемы с жизнью.обуч...
Н. С. Лесков - «Кудесник языка» ( нравственные проблемы рассказа «Старый гений)
Урок-открытие новых знаний...